Статья на тему: Развитие логического мышления учащихся через решение задач

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие логического мышления учащихся через решение задач.

Казбекова Г.К.

Школа-лицей №71 г. Астана

В современном Казахстане идет становление национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана определены стратегические приоритеты развития страны. Для решения поставленных задач необходимо наращивать интеллектуальный и творческий потенциал республики.

Современная школа должна обеспечить качественным образованием, с учетом мировых стандартов, всех детей независимо от физического, психологического и умственного развития каждого. Цель системы образования - подготовка конкурентоспособного выпускника, умеющего ориентироваться в современном производстве, обладающего необходимыми компетенциями для самореализации.

Современное понимание компетентности - это функциональная грамотность в трех основных сферах: литературе, математике, естественных науках.

Большую роль в системе школьного образования и воспитания занимает изучение химии. На уроках химии уделяется большое внимание формированию мировоззрения, развитию у учащихся умения видеть химизм процессов, происходящих в природе и технике.

В научной и методической литературе в последнее время обсуждается необходимость поиска наиболее совершенных методик обучения решению задач на основе синтеза достижений ряда наук: логики, психологии, дидактики и методики обучения химии. Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.

Решение задач несколькими способами способствует расширению знаний учащихся о возможных и наиболее рациональных способах решения, а также развития у них логического мышления. Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач - это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике.

Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи. Производить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом.

Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.

Во-вторых, решение задач прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью.

При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес к химии, активизирует деятельность учащихся, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке.

Задачи помогают и при изучении нового материала: иллюстрируют изучаемую тему конкретным практическим применением, в результате учащиеся более осознанно воспринимают теоретические основы химии.

Использование задач при изучении нового материала и его закреплении позволяет учителю выявить, как усвоен новый материал, и наметить методику и план дальнейшего изучения вопроса.

Решение задач дома способствует привлечению учащихся к самостоятельной работе с использованием других источников помимо учебников. Это и справочная и дополнительная литература. С целью текущего и итогового контроля и учета знаний лучшим методом является также расчетная задача, так как при ее решении можно оценить все качества ученика, начиная от уровня знании теории до умения оформлять решение в тетради.

Таким образом, использование расчетных задач позволяет в значительной мере решать основные функции обучения и воспитания.

Обучающие функции (их можно считать ведущими) обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять полученные знания в конкретно заданной ситуации. Решение задач - активный познавательный процесс.

Воспитывающие функции реализуются формированием мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора в краеведческих и политехнических вопросах. Учебные задачи являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, воли и характера.

Развивающие функции реализуются в результате формирования научно-теоретического, логического, творческого мышления, развития смекалки учащихся, в будущем-изобретательности и ориентации на профессию химика. Решение задач - это мыслительный процесс, развивающий не только логическое мышление, но и повышающий интеллектуальный уровень ученика.

Психологи по-разному трактуют понятие «задача», связывая его с другими родственными понятиями. По словам А. И. Леонтьева, «задача - это цель, данная в определенных условиях».

Л. М. Фридман считает, что задача - это «знаковая модель проблемной ситуации». По определению Я. А. Пономарева, «задача есть … ситуация, которая определяет действие субъекта, удовлетворяющего потребность путем изменения ситуации».

На основе психологической и методической литературы химической задаче можно дать такое определение:

Химическая учебная задача - это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действии на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.

В связи с этим проблема решения задач является одной из основных для дидактики, педагогической психологии и частных методик. Решение задач не самоцель, а цель и средство обучения и воспитания учащихся.

Психологический анализ обучения свидетельствует о том, что усвоение знаний происходит в процессе активной мыслительной работе учащегося, а при решении задач через выделение существенных сторон проблемы путем анализа, абстрагирования и обобщения.

По наблюдениям психологов, учителей, методистов сверхтрудные задачи, превышающие известный барьер сложности, не стимулируют, а наоборот, снижают уровень мышления и не приносят пользы. Чтобы задачи будили мысль и развивали мышление, они должны быть посильны. Тогда мысль учащегося последовательно переходит от одного объекта к другому, это приковывает его внимание к задаче и стимулирует дальнейшее решение. Что также развивает логическое мышление ученика.

Итак, решение задач с психолого-педагогической точки зрения:

- учит мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации;

- предполагает активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой и самостоятельностью решения, которая должна быть направлена на установление переноса знаний на новые объекты;

- проявляет взаимосвязь представлений и понятий;

- содействует конкретизации и упрочнению знаний;

- ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий;

- позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой и математикой;

- является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий;

- служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе изучения предмета;

- воспитывает в процессе изучения у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.

Проводя исследования в области решения задач, П. Линдсей и Д. Норман пришли к выводу, что при работе над любой сложной задачей «главным фактором, определяющим ход внутренних процессов решения задач и принятия решений, являются ограниченные возможности для кратковременного хранения информации».

Как показывают наблюдения. Большая доля времени у учеников уходит на поиски путей решения задачи. Мысль учащегося «свободно блуждает» вокруг и около задачи. Он не знает с чего начать, за что ухватиться, к чему идти. Основоположник эвристики Д. Пойа попытался найти общий подход к решению задачи, он стремился направить мысль учащегося в определённое русло. Его работы посвящены детальному анализу четырех этапов процесса решения задач. Составляющих четыре главные части «таблицы Пойа». Это понимание постановки задачи, составление плана, осуществление плана (т.е. решение задачи) и взгляд назад (т.е. изучение полученного решения). В основу «таблицы Пойа» положена мысль о том, что всякая новая задача решается на основании предыдущего опыта учащегося, а не просто путем догадки.

Общего рецепта для решения любой задачи нет, но целесообразно придерживаться определенной схемы при ее решении. Решение задачи всегда следует начинать с анализа условия и составления плана ее решения, при этом определяются:

  • числовые данные задачи, которые при необходимости приводятся в единую систему единиц (количественная сторона задачи);

  • перечень химических веществ и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, основные теоретические положения, необходимые для решения задачи (качественная сторона задачи);

  • соотношения между количественными и качественными данными задачи в виде формул, уравнений, пропорций, законов;

  • алгоритм решения задачи, т.е. последовательность ее решения, начиная с конечного вопроса задачи до данных по условию.

Умение решать задачи учит учеников мыслить, логически рассуждать, находить пути решения, делать выводы. Перечисленные навыки способствуют воспитанию компетентного выпускника, конкурентоспособного специалиста. Самое главное, воспитывается готовность и способность ученика нести ответственность за себя и окружающих и тем самым обеспечивает полноценное функционирование в обществе.

© 2010-2022