• Преподавателю
  • Химия
  • Статья на тему: Организация процесса обучения химии на основе принципа проблемности

Статья на тему: Организация процесса обучения химии на основе принципа проблемности

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация процесса обучения химии на

основе принципа проблемности»


Учитель химии Романова Т.Н.

МБОУ «СОШ № 90»


Реализация проблемного подхода - основа развивающего обучения. Научить учиться - это значит научить решать проблемы, включенные в структуру учебно-познавательной деятельности учащихся. Проблемно-поисковая деятельность, в которую ученики вовлекаются в процессе решения проблем, - важный фактор приобретения ключевых и предметно-образовательных компетенций. В этом случае обучение строится как совместная поисковая деятельность его субъектов, в ходе которой ученик постигает тайны изучаемой им науки путем решения учебных проблем, а учитель управляет этим учебным процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.

Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемную ситуацию можно представить как сочетание трех основных компонентов:

  1. Неизвестное, которое должно содержать явное или подразумеваемое противоречие, являющееся движущей силой процесса познания

  2. Осознание противоречия учеником, порождающее потребность в действии и создающее его мотивационную основу по решению возникшего противоречия

  3. Интеллектуально-познавательные способности ученика и имеющийся у него жизненный опыт

Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляет учебную проблему. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы (того, что неизвестно), ее формулированием и решением.

Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его и дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации. Важно выявить у учащихся уровень знаний по изучаемой теме и интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития. В зависимости от этого разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию.

Основные способы создания проблемных ситуаций на уроках химии:

  1. Сообщение учителем новых фактов, которые не вписываются в рамки изученных учащимися теорий, усвоенных законов и понятий. Показ двойственности свойств соединений (амфотерность) или возможности проявления одним и тем же веществом окислительных и восстановительных свойств.

  2. Создание условий, когда ученики на основе известных им закономерностей будут моделировать процессы, которые невозможно осуществить экспериментально. Напоминание учащимся о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний.

  3. Выявление противоположных свойств у веществ или процессов, принадлежащих к одной группе или типу.

  4. Предложение решить экспериментальную задачу. При этом известен набор реактивов и конечный результат, но не известны способы решения.

Особенности создания проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации возникают при ситуации неожиданности, когда учащиеся знакомятся с информацией, вызывающей удивление, поражающей своей контрастностью, неожиданностью. Эмоциональная реакция учащихся является дополнительным мотивационным фоном создания проблемной ситуации и последующей постановки учебной проблемы.

Ситуация опровержения рождается, когда учащимся предлагается доказать на основе всестороннего анализа, синтеза и применения знаний несостоятельность какого-либо предположения.

Ситуации неопределенности создаются в случаях, когда можно предложить учащимся задания с явно недостаточными или избыточными данными для получения однозначного ответа.

Выявление проблем, их формулировка и решение, а также проверка решений - это основные звенья процесса проблемного обучения. В зависимости от возможностей ученика, и, прежде всего от степени привычки к проблемному методу, может быть разным его участие в этих звеньях. О полной самостоятельности ученика можно говорить тогда, когда он сам в состоянии выдвинуть и сформулировать новую проблему, решить ее рационально и оценить соответствующее значение этого решения. Меньшая ступень самостоятельности проявляется тогда, когда проблему ставит учитель, а ученик решает ее и по возможности проверяет решение.

Проблемное обучение гармонично вписывается в компетентностный подход в обучении, в котором происходит ориентация на такие цели, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, развитие индивидуальности, направленные на реализацию и максимально полное раскрытие разнообразных граней личности.

При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Репродуктивная деятельность учащихся может быть реализована учителем как элемент их проблемно-поисковой деятельности. Следовательно, эти два вида деятельности должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга.

Литература:

1.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей под редакцией В.С. Кукушина - М.: ИКЦ «МарТ»,2006

2. Сердюк О.Р. Проблемно-интегративное обучение на уроках химии. Химия в школе, 2008 ,№ 1

3. Герус С.А., Пустовит С.О. Теория и практика формирования компетенций в курсе химии. Химия в школе, 2008, №10


© 2010-2022