Рабочая программа по элективному курсу Химия вокруг нас. 8 класс

Рабочая программа курса «Химия вокруг нас» составлена с использованием следующих пособий: «Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии», автора О. Ольгина; «Полезная химия: задачи и истории», авторов Л.Ю. Аликберовой, Н.С. Рукк.Продолжительность курса составляет 17 часов и предполагает его изучение по 1 часу в неделю в течение одного полугодия.Изучение курса предусматривает проведение лабораторных и практических работ.
Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Урдомская СОШ»


«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

___________/Пищикова Т.Н./

Протокол № 1

от «4» сентября 2014 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________/Ф.И.О./

« » сентября 2014 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________/Ф.И.О./

« » сентября 2014 г.















Рабочая программа

по элективному курсу

«Химия вокруг нас»

для 8 класса









Пищикова Т.Н.

учитель биологии и химии

высшая квалификационная категория

















2014-2015 учебный год

Пояснительная записка


Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету.

Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации, каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов, происходящих вокруг нас.

Занятия курса способствуют расширению кругозора, повышают общую образованность и культуру обучающихся, развивают их творческие способности, ориентируют на химические специальности.

Целью курса является развитие познавательно интереса школьников и умения применять полученные знания на практике и в жизни.

Задачи:

  • сформировать и углубить знания, обучающихся о химическом составе пищевых продуктов, средств бытовой химии, гигиены, косметики, способах выведения различных видов пятен, воздействии веществ домашней аптечки на организм человека;

  • сформировать у обучающихся умение применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни;

  • развить у обучающихся навыки проведения химических экспериментов, умения анализировать имеющиеся данные, делать обобщения и выводы;

  • развить у обучающихся умение работать в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы;

  • развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.

Рабочая программа курса «Химия вокруг нас» составлена с использованием следующих пособий: «Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии», автора О. Ольгина; «Полезная химия: задачи и истории», авторов Л.Ю. Аликберовой, Н.С. Рукк.

Продолжительность курса составляет 17 часов и предполагает его изучение по 1 часу в неделю в течение одного полугодия.

Изучение курса предусматривает проведение лабораторных и практических работ.

Химическому эксперименту отводится значительное место в содержании курса, так как он не только служит средством для поддержания теоретического уровня изучаемых вопросов, но и выступает в роли источника знаний, способствует более активному и творческому усвоению учебного материала. В процессе выполнения эксперимента, обучающиеся приобретают навыки, которые можно использовать в реальной жизни.

После изучения данного элективного курса обучающиеся должны

знать

  • технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;

  • основные профессии, требующие знания химии;

  • свойства основных компонентов, входящих в состав пищевых продуктов;

  • правильное построение рациона питания;

  • основные компоненты различных сортов мыла, стиральных порошков, отбеливателей, средств гигиены и косметики, их значение;

  • правила выбора моющих средств для воды разной жёсткости;

  • приёмы удаления пятен в домашних условиях;

  • правила выбора средств гигиены и косметики;

  • действие лекарственных препаратов из домашней аптечки на организм человека;

  • правила приёма витаминных препаратов;

уметь

  • соблюдать правила безопасности при обращении с веществами в лаборатории и быту;

  • проводить химический эксперимент, наблюдать и описывать его результаты, составлять отчёт о выполненной работе;

  • проводить качественный анализ пищевых продуктов на предмет наличия глюкозы, белка, крахмала;

  • получать мыла из жиров;

  • сравнивать моющую способность мыла и CMC в воде различной жёсткости;

  • определять рН средств гигиены;

  • выводить различные виды пятен с вещей в домашних условиях;

  • анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания, средств бытовой химии, гигиены и косметики;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

  • использовать процессоры Microsoft Office Word, Microsoft Publisher, Microsoft Power Point для создания учебных проектов;

  • работать в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы.

Согласно Положению об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Урдомская СОШ» для оценивания учебных достижений, обучающихся используется дихотомическая система («зачет - незачет»).

Курс считается освоенным (зачтенным), если учащийся посетил не менее 2/3 занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа выполняется в форме защиты проекта.


Содержание программы

Введение (1 час)

Роль химии в истории человечества. Профессии, требующие химических знаний Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.

Лабораторная работа «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».

Химия на кухне (4 час)

Химический состав и свойства пищевых продуктов. Пищевые добавки, их действие на организм. Режим питания и сохранение здоровья человека.

Практическая работа № 1. «Определение глюкозы и белка в пищевых продуктах».

Практическая работа № 2. «Определение крахмала в пищевых продуктах».

Практическая работа № 3. «Анализ состава продуктов питания по этикеткам».

Бытовая химия (4 час)

Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла. Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели: оптические и химические. Средства гигиены.

Практическая работа № 4. «Получение мыла из жиров».

Практическая работа № 5. «Сравнение моющей способности мыла и CMC в воде различной жёсткости».

Практическая работа № 6. «Определение рН средств гигиены».

Домашняя химчистка (2 час)

Приёмы удаления пятен. Выведение пятен от жира. Удаление пятен от лаков и масляной краски, ржавчины, травы, чернил, ягод и соков, горячего утюга, йода.

Практическая работа № 7. «Выведение различных видов пятен».

Химия и косметика (2 час)

Искусственные и натуральные косметические вещества. Красители для волос. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Духи. Помада.

Практическая работа № 8. «Анализ состава косметических средств по этикеткам».

Химия и здоровье (2ас)

Лекарства и яды в древности. Вещества домашней аптечки, их воздействие на организм человека. Витаминные препараты и правила их приёма.

Роль химии в жизни человека (2 час)

Выполнение и защита проектных работ по основным темам курса.


Календарно-тематическое планирование


№п./п.

Тема и содержание занятия

Кол-во часов

Дата

Коррекция

8а

8б

Введение. 1 час

1.

Роль химии в истории человечества. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Лабораторная работа. «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».

1

5.09

Химия на кухне. 4 часа

2.

Всё о пище с точки зрения химии.

1

12.09

3.

Практическая работа № 1. «Определение глюкозы и белка в пищевых продуктах».

1

19.09

4.

Практическая работа № 2. «Определение крахмала в пищевых продуктах».

1

26.09

5.

Практическая работа № 3. «Анализ состава продуктов питания по торговым этикеткам».

1

03.10

Бытовая химия. 4 часа

6.

Предметы бытовой химии. Моющие средства. Средства гигиены.

1

10.10

7.

Практическая работа № 4. «Получение мыла из жиров».

1

17.10

8.

Практическая работа № 5. «Сравнение моющей способности мыла и CMC в воде различной жёсткости».

1

24.10

9.

Практическая работа № 6. «Определение рН средств гигиены».

1

31.10

Домашняя химчистка. 2 часа

10.

Приёмы удаления пятен.

1

14.11

11.

Практическая работа № 7. «Выведение различных видов пятен».

1

21.11

Химия и косметика. 2 часа

12.

Будьте красивыми.

1

28.11

13.

Практическая работа № 8. «Анализ состава косметических средств по торговым этикеткам».

1

05.12

Химия и здоровье. 2 часа

14.

История возникновения лекарств.

1

12.12

15.

Домашняя аптечка и здоровье человека.

1

19.12

Роль химии в жизни человека. 2 часа

16.

Выполнение проекта.

1

26.12

17.

Защита проекта.

1

15.01



Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1980.

  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. - М.: Дрофа, 1996.

  5. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа,1992.

  6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2008.

  7. Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М. Химия, 1994.

  8. Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью // Химия в школе. 2002. №2.

  9. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу // Химия в школе. 1997. №5.

  10. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. - М.: Просвещение, 1984.

  11. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. - М.: Детская литература, 2002. - (Знай и умей!).

  12. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2004.

  13. Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. - М.: Просвещение, 1981.

  14. Урок окончен - занятия продолжаются / Под ред. Э.Г. Злотникова. - М.: Просвещение, 1992.

  15. Энциклопедический словарь юного химика / Под ред. А.М. Смолеговского. - М.: Дрофа, 2000. - (Школьная энциклопедия).



© 2010-2022