Рабочая программа внеурочной деятельности Юный химик для 7 класса

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО

протокол № от

Согласовано с методическим советом

протокол №

Утверждаю

директор




Рабочая программа

внеурочной деятельности для 7 класса

«Юный химик»

(34 часа)


Разработала:

Девяткина Ольга Александровна,

учитель химии,

высшей квалификационной категории






2014 год


Пояснительная записка

Программа курса «Юный химик» разработана в соответствии с программой курса химии для 7 класса О.С. Габриеляна, Г.А. Шипарёва. М.: Дрофа, 2012 г.

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).

Основные задачи курса:

  • формирование у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

  • развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

  • раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;

  • развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 учебных недель, 34 часа в год.

Срок реализации программы - один учебный год.

Курс химии основной школы предлагается изучать в два этапа: в статике - состав, строение и физические свойства веществ, и в динамике -- химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением. В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями ФГОС в курсе подчеркивается, что химия - наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Общая характеристика учебного процесса

Реализация данного курса рассчитана на использование следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с литературой.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проектный, информационно-коммуникативный;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

При преподавании курса химии используются следующие технологии обучения:

  • разноуровневого обучения,

  • деятельностного подхода,

  • ИКТ,

  • здоровьесберегающие технологии

  • игровые технологии

Планируемые результаты освоения содержания курса


Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  • определять роль различных веществ в природе и технике;

  • объяснять роль веществ в их круговороте;

  • приводить примеры химических процессов в природе;

  • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

  • объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

  • перечислять отличительные свойства химических веществ;

  • различать основные химические процессы;

  • определять основные классы неорганических веществ;

  • понимать смысл химических терминов;

  • характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

  • проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

  • различать опасные и безопасные вещества.


Описание материально - техническое обеспечение образовательного процесса


  • Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов.

  • Химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.

  • Химическая лабораторная посуда

  • Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы.

  • Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов».

  • Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук.

Список учебно - методической литературы


  1. Рабочие программы. Химия 7-9 классы. М.: Дрофа, 2012 г.









Приложение к программе

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

Содержание курса

Тема 1. Химия в центре естествознания - 12 часов

1.

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

2.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения химии

3.

Пр.р. № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» правила ТБ.

4.

Пр.р. № 2 «наблюдение за горящей свечой». Инструктаж по ТБ

5.

Моделирование

6.

Химические знаки и формулы.

7.

Химия и физика.

8.

Агрегатные состояния веществ.

9.

Химия и география.

10.

Химия и биология.

11.

Качественные реакции в химии

12.

Обобщение по теме «Химия в центре естествознания»

Тема 2. Математика в химии - 9 часов

13.

Относительная атомная и молекулярная массы.

14.

Нахождение относительной атомной и молекулярной массы

15.

Чистые вещества и смеси.

16.

Объёмная доля газа в смеси.

17.

Массовая доля вещества в растворе.

18.

Массовая доля примесей.

19.

Пр.р. № 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества»

20.

Обобщение по теме « Математика в химии»

21.

Тестирование по теме «Математика в химии»

Тема 3. Явления, происходящие с веществами - 11 часов

22.

Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ.

23.

Некоторые простейшие способы разделения смесей.

24.

Дистилляция, или перегонка

25.

Кристаллизация, или выпаривание

26.

Перегонка нефти. Нефтепродукты.

27.

Химические реакции.

28.

Условия протекания и прекращения химических реакций.

29.

Признаки химических реакций.

30.

Пр.р. № 4 «Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент)

31.

Пр.р. № 5 «Очистка поваренной соли».

32.

Пр.р. № 6. «Изучение процесса коррозии железа»

Тема 4. Рассказы по химии - 2 часа

33.

Ученическая конференция «Выдающиеся русские учёные -химики»

34.

Конкурс проектов «Химические реакции», «Моё любимое химическое вещество»


© 2010-2022