- Преподавателю
- Химия
- Открытый урок на тему «Металлы»
Открытый урок на тему «Металлы»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондаренко Е.В. |
Дата | 17.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Металлы»
Предмет: Химия
Класс: 9
Учитель: Бондаренко Е.В. ,СШ№16
Цель урока: проконтролировать знания учащихся по теме "Металлы"; формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, проявление креотивных возможностей учащихся.
Задачи:
Образовательная: Расширить кругозор знаний учащихся, привить интерес к химии, познакомить с её ролью в современном мире.
Развивающая: Способствовать развитию мышления, умению логически мыслить, проявлять креотивность мышления.
Воспитательная: Воспитать чувство ответственности за выполнение определённого задания.
Тип урока: урок- обобщение.
Методы и формы: индивид, фронтальн, беседа.
Оборудование:
План урока
-
Орг момент.
-
Проведение обобщения.
-
Выставление оценок.
-
Итоги урока.
Ход урока:
1.Орг момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны обобщить те знания, которые были получены на протяжении нескольких последних уроков, рассматривая темы, связанные с металлами. Вы должны показать на уроке все свои умения и навыки, логику мышления, креативность мысли.
2.Проведение обобщения.
Вопросы по теме "Металлы"
А.Фронтальная работа с классом.
-
Алхимики утверждали:
"Семь металлов создал свет
По числу семи планет. . . "
Назовите эту "великолепную семёрку". (Золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть.) -
Какой из металлов в глубокой древности называли "небесной медью" и почему? (Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т. е. "небесного происхождения, обрабатывали его так же, как и медь.)
-
В каких географических названиях встречается медь? (Медногорск (город на южном урале) , остров Медный (один из Командорских островов) , Кипр (его название от латинского названия меди "купрум") .
-
Если бы существовал приз "за активность", то атомам какого из металлов вы бы его присудили? (Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.)
-
Металл, который плавится в руке. (Цезий)
-
Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
-
Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (Негашеная известь)
-
Какое молоко не пьют? (Известковое)
-
Самый тяжёлый металл. (Осмий)
-
Самый лёгкий металл. (Литий)
-
Техническое название карбоната натрия. (Сода)
-
Сплав меди и цинка. (Латунь)
-
Этот кристаллогидрат необходим и в строительстве и в медицине. (Гипс)
-
Они - "близнецы-братья", но один обладает мягким характером, а в остальном - сплошная серость. Другой имеет незапятнанно - белую "репутацию". Кто они? (Серый и белый чугун)
-
Процесс отдачи электронов атомам. (Окисление)
Б. Найди соответствие.
-
Найдите соответствие между химическими и техническими названиями соединений кальция:
-
1) негашёная известь;
а) гидроксид кальция;
2) гашёная известь;
б) нитрат кальция;
3) кальциевая селитра;
в) гидрат сульфата кальция;
4) алебастр.
г) оксид кальция.
В.Работа у доски.
Каждый ученик выходит к доске и находит ошибку в очередном уравнении, исправляет её и передает мел следующему учащемуся.
СаО+H2SO4=CaSO4+H2 NaOH+HNO3=NaNO3
Al+6HCl=AlCl3+H2 Fe+HCl=FeCl3
KSO4+BaCl=BaSO4+KCl AlNO3+NaOH=
BaOH+HCl=BaCl2+HO Na+H2O=2NaOH+H2
CaO+H2O=CaO SO3+H2O=H2SO3 AlOH+NaNO3
Na+O2=Na2O P+O2=P2O5
Г.Работа для отличников.
Каким обычным металлом можно писать?
Какие металлы легче воды?
Можем ли мы не есть железа?
Какие металлы можно зажечь бромом?
С серой непосредственно соединяются все металлы, кроме одного. Какого?
Д. Разгадай слово.
1 крылатый металл
2 элемент мысли
Е.Анаграммы.
Разгадать слова - анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название металла.
1. ОРРЕБЕС - блестит, а не золото;
2. ЦИНВЕС - у этого элемента действительно большой удельный вес;
3. ТУРЬТ -жидкий металл;
4 . АЛОЗОТ- этот металл придает ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства.
Ж. Индивидуальная работа с классом.
Тест.
Примерные вопросы
-
Металлические свойства элементов главных подгрупп с ростом порядкового номера:
а) в начале усиливаются; затем ослабевают;
б) не изменяются;
в) усиливаются;
г) ослабевают. -
На воздухе щелочные металлы быстро окисляются, поэтому их хранят:
а) под слоем вазелинового масла;
б) под слоем растительного масла;
в) под слоем этилового спирта;
г) в атмосфере аргона. -
Для щелочных металлов характерные
1) высокая плотность;
2) пластичность;
3) металический блеск;
4) электропроводность;
5) жёлто-красный цвет;
6) все они легко режутся ножом.
Какие из перечисленных свойств соответствует действительности?
а) 2, 4, 5;
б) 3, 4, 5, 6;
в) 1, 3, 4, 5;
г) 2, 3, 4, 6. -
Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в цвет:
а) розовый и малиновый;
б) фиолетовый и голубой;
в) жёлтый и фиолетовый;
г) жёлтый и синий. -
Щелочные и щёлочно-земельные металлы активно реагируют с :
1) водой;
2) галогенами;
3) оксидом кремния;
4) кислотами;
5) спиртами;
6) растворёнными в воде солями;
7) легко режутся ножом;
8) в чистом виде имеют голубую окраску.
Какие свойства указаны ошибочно?
а) 2, 4, 6, 7, 8;
б) 3, 6, 7, 8;
в) 1, 2, 4, 8;
г) 2, 5, 6. -
Щелочные и щёлочно-земельные металлы взаимодействуют с:
a) Cl2, Ar, CuSО4, NaOH;
б) H2SО4, CuCl2, CCl4, Br2;
в) галогенами, водой, водородом, кислотами, кислородом;
г) щелочами, солями, оксидами, металлами. -
Гидриды щелочных и щёлочно-земельных металлов взаимодействуют с водой с образованием:
а) соли и воды;
б) щёлочи и водорода;
в) щёлочи и кислорода;
г) соли. -
Щелочные и щёлочно-земельные металлы в свободном виде в природе не встречаются, потому что:
а) их в природе крайне мало;
б) эти металлы химически активны;
в) эти вещества особенно гигроскопичны;
г) эти металлы получают электролизом. -
Первое место среди металлов по распространённости в природе принадлежит:
а) железо;
б) алюминий;
в) кремний;
г) кальций. -
В промышленности алюминий получают:
а) в доменных печах;
б) методами гидрометаллургии;
в) пирометаллургическими методами;
г) электролизом расплавов бокситов.
3.Выставление оценок.
4.Итоги урока.