• Преподавателю
  • Химия
  • Методические рекомендации учебной дисциплины «ХИМИЯ» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Методические рекомендации учебной дисциплины «ХИМИЯ» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕСССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» г.ОРЕНБУРГА           Методические рекомендации учебной дисциплины «ХИМИЯ»   по  выполнению     внеаудиторной  самостоятельной работы                 ОРЕНБУРГ 2015     Автор-составитель  Н.А. Завражина, преподаватель ГАОУ СПО ГТТ г.Оренбурга.            Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе носят общий характер и адресованы студентам очной формы обучения 1 курса профессий среднего профессионального образования .           Содержание   Пояснительная записка3 1.Цели и задачи самостоятельного изучения6 2. Методические рекомендации студентам по видам самостоятельной внеаудиторной работы7 2.1. Конспект7 2.2. Мультимедийная презентация  7 2.3.Составление таблицы ………………………………………………………   7 2.4. Составление кроссворда по теме……………………………………………8 2.5. Доклад……………………………………………………………………….  8 2.6. Составление тестов и эталонов ответов к ним……………………………  9 2.7. Реферат 9 3. Перечень тем  и  видов самостоятельной  работы12 4. Критерии оценивания самостоятельного изучения студентов 13  Список литературы ..……………………………………………………..……..18 Приложение 1. Оформление титульного листа реферата……………………..21                           Пояснительная записка   Методические указания по выполнению самостоятельных работ разработаны в помощь для работы на занятиях и во внеурочное время. Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида самостоятельной работы необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.  В результате выполнения самостоятельных работ студент должен знать: - как составлять конспект - как заполнять таблицы - как решать задачи - как делать презентации -как составить кроссворд - как приготовить реферат, сообщение Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности,  конкретной тематики.    Критериями  оценки  результатов  внеаудиторной  самостоятельной  работы обучающихся являются:  -уровень освоения учебного материала; -уровень  умения использовать  теоретические  знания  при  выполнении практических задач; -уровень сформированности общеучебных умений; -уровень  умения  активно  использовать  электронные  образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; -обоснованность и четкость изложения материала; -уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное; -уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; -уровень  умения  определить,  проанализировать  альтернативные возможности, варианты действий; -уровень  умения  сформулировать  собственную  позицию,  оценку  и аргументировать ее. Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.   В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен: знать - важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; - основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь: - называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре; - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; - характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов: - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; Ценностно-ориентационная составляющая образованности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.                                                                                                                Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся по предмету «химия», способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.     Цели   самостоятельного   изучения: ?систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; ?углубление и расширение теоретических знаний; ?формирование умений использовать справочную  документацию и специальную литературу; ?развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности; ?формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; ?развитие исследовательских умений; ?формирование навыков оформления творческих работ.     Задачи самостоятельного изучения: -   систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения через выполнение заданий разных типов; - организовать обучающимся возможность получения практического опыта, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания; -    формировать у учащихся умение учиться;              - приобретение общих и профессиональных компетенций как  результатов, значимых для сферы труда.                                             Методические рекомендации студентам по видам самостоятельной внеаудиторной работы     Конспект:  Конспект оформляется аккуратно синими чернилами, в тетради для самостоятельного обучения, чертежи и схемы выполняются карандашом, для выделения важных моментов допустимо использование цветной ручки или маркера.   1. Сформулировать и записать тему конспекта. 2. Составить план конспекта. З. Раскрыть все вопросы плана (кратко), выделив основные понятия, формулы, термины, рисунки, схемы, таблицы. 4. Указать возможное применение данного понятия, явления или процесса. 5. Указать используемую литературу.       Мультимедийная презентация-доклад. Это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию. 1. Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия. 2. Содержит не менее 10 слайдов, титульный лист, библиографический список использованной литературы, З. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. 4. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. 5. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.  6. Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей. 7. Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении. 8.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.     Составление таблицы. Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.       Составление кроссворда по теме. Правила составления кроссвордов: 1.Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти   в кроссворд. 2.Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их.              3.Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку. 4.Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы. 5.Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали. 6.Пронумеруйте слова. 7.В соответствии с номерами выпишите определения понятий. 8.Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове). 9.Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).  10.10.Оформите кроссворд. Подпишите его. 11.Слова-задания - это существительные в единственном числе, именительном падеже; 12.Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой). Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения. Кроссворд оформляется на листах формата А 4.   Доклад: Доклад - это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут. Цели доклада: 1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт). 2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь. План и содержание доклада. Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение. В первой фазе доклада рекомендуется использовать: •риторические вопросы; •актуальные местные события; •личные происшествия; •истории, вызывающие шок; •цитаты, пословицы; •возбуждение воображения; •оптический или акустический эффект; • неожиданное для слушателей начало доклада. Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) - привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна. Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для второй фазы - убеждения следует использовать: сообщение о себе- «кто?» обоснование необходимости доклада – «почему? доказательство кто? когда? где? сколько? пример берём пример с . сравнение это так же, как. проблемы что мешает? Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы: -обобщение;прогноз;цитата;пожелания; -объявление о продолжении дискуссии; -просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание.       Составление тестов и эталонов ответов к ним: Это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). В ходе выполнения задания необходимо составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Задание оформляется письменно. Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. При составлении тестов и эталонов ответов к ним необходимо: •изучить информацию по теме; •провести ее системный анализ; •создать тесты; •создать эталоны ответов к ним; •представить на контроль в установленный срок.       Реферат: (Оформляется на листах формата А4 в папке скоросшивателе) 1. Титульный лист, основные требования: Шрифт Times New Roman, размер шрифта реквизитов учебного заведения и заголовка реферата 18 пт, остальной текст титульного листа 16 пт.   2. Содержание : Шрифт Times New Roman, размер шрифта 16 пт. Указать ПУНКТЫ оглавления реферата с указанием номеров страниц. Образец оформления содержания   Содержание   Введение 3 Глава 1. 1.1.… 5 1.2.... 7 1.3. 9   Глава 2. 2.1.…. 11 2.2.… 13   Глава 3. 3.1. 15 3.2. 18 3.3. 21   Заключение 22 Приложение 23 Список используемой литературы……………………………………………14   З. Требования к содержанию: Объем основной части должен содержать не менее 10 страниц. Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное. Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы. Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.   4. Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата. (не менее 5 источников). В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке/, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СП6  и т.д./, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. Источника/, с. 67- 89/. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.   В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д./. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака № /, например, “Приложение 1”. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом “ смотри “/ оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)/.   Защита реферата студентом предусматривает доклад по реферату не более 5-7 минут и  ответы на вопросы оппонента. На защите запрещено чтение текста реферата. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.                                                                Перечень тем  и  видов самостоятельной  работы   № урокакол-во часовтема самостоятельной работывид самостоятельной работы 21Эта удивительная наука химиядоклад 71Классификация органических соединенийконспект 81Классификация реакций в органической химиикроссворд 101Алканыпрезентация 121Применение этиленадоклад 131Алкеныпрезентация 141Диены и каучукидоклад 151Свойства и прменение каучуков доклад 191Природные источники углеводородовреферат 201Природный  газ кроссворд 211Нефть. Нефтепродуктыпрезентация 221Применение спиртовконспект 251Альдегидыдоклад 271Применение карбоновых кислотдоклад 291Жиры  конспект 321Углеводы презентация \351Белкипрезентация 371Полимерыконспект 391Значение органических веществ в жизни человекапрезентация 411Строение атомаконспект, кроссворд, тест 441Периодический закон Д.И. Менделеева     кроссворд 451Ионная и ковалентная химические связипрезентация 491Агрегатное состояние веществ и водородная связьконспект 501Чистые вещества и смесиконспект, таблица 511Дисперсные системы доклад 531Вода. Растворы. Растворение.доклад 561Электролитическая диссоциацияконспект 571Кислоты и их свойстваконспект, таблица 601Основания и их свойстваконспект, таблица 621Соли,  и их свойстваконспект. Тест 641Оксиды и их свойстваконспект 661Классификация химических реакцийкроссворд 681Окислительно-восстановительные реакцииконспект 691Скорость химической реакциидоклад 701Обратимость химических реакцийконспект 731Металлы конспект 751Неметаллы доклад 761Классы органических соединений       кроссворд 771Классы неорганических соединенийкроссворд Итого  39 часов В том числе: конспект                                                                                                                   14 доклад                                                                                                                       10 реферат                                                                                                                     1 презентация                                                                                                              8 составление таблицы                                                                                               3 составление кроссворда                                                                                          5 составление теста                                                                                                     2                                                КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ     Критерии  оценки  конспекта:   Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если: -отсутствует конспект.   Оценка «удовлетворительно» выставляется, если: - в конспекте раскрыты все вопросы плана, выделены основные понятия, формулы, термины, рисунки, схемы, таблицы.   Оценка «хорошо» выставляется, если: - в конспекте раскрыты все вопросы плана, выделены основные понятия, формулы, термины, рисунки, схемы, таблицы,  - автор конспекта устно излагает изученный материал или успешно отвечает на вопросы по материалу конспекта.   Оценка «отлично» выставляется, если: - в конспекте раскрыты все вопросы плана, выделены основные понятия, формулы, термины, рисунки, схемы, таблицы,  - автор конспекта устно излагает изученный материал или успешно отвечает на вопросы по материалу конспекта, -студент, применяя знания, полученные при написании конспекта, решает задачи по изученной теме.       Критерии оценки презентации:   Оценка «отлично» выставляется, если: - презентация оформлена с учётом всех требований, перечисленных в данной методической разработке, - тема презентации соответствует занятию, раскрыта в полном объёме, - доклад подготовлен кратко, научно, логично, -проведено грамотное обобщение материала, выводы в заключении соответствуют официальной науке, - в дискуссии по презентации студент ответил на все вопросы оппонентов.   Оценка «хорошо» выставляется, если: - презентация оформлена с учётом всех требований, перечисленных в данной методической разработке, - тема презентации соответствует занятию,  но не раскрыта в полном объёме, - доклад подготовлен кратко, научно, логично, -проведено грамотное обобщение материала, выводы в заключении соответствуют официальной науке, - в дискуссии по презентации студент ответил на часть вопросов оппонентов.   Оценка «удовлетворительно» выставляется, если: - презентация оформлена с замечаниями по требованиям, перечисленным в данной методической разработке, - тема презентации соответствует занятию,  но не раскрыта в полном объёме, - доклад подготовлен с замечаниями, - отсутствует грамотное обобщение материала или  вывод в заключении,  - в дискуссии по презентации студент  не ответил на вопросы оппонентов.   Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если: - презентация отсутствует, - презентация оформлена с замечаниями по требованиям, перечисленным в данной методической разработке, - тема презентации  не соответствует занятию,   - доклад  не подготовлен, - отсутствует грамотное обобщение материала или  вывод в заключении,  - в дискуссии по презентации студент  не ответил на вопросы оппонентов.      Критерии оценки таблицы:   Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.   «Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно. «Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.   «Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.   «Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.   Критерии оценки кроссворда:   Составленные кроссворды проверяются и оцениваются. Критерии оценки: -смысловое содержание; -грамотность; -выполнение правил составления кроссвордов; - эстетичность. При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения. Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов.   Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;   Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;   Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.;   Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.   Критерии оценки доклада:   Доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.   «Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-б страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок. При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.   «Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно. При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.   «Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.   «Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.   Критерии оценки составления студентом теста по теме:   Формой контроля выполнения самостоятельной работы является тестирование по теме самостоятельной работы. •соответствие содержания тестовых заданий теме; •включение в тестовые задания наиболее важной информации; •разнообразие тестовых заданий по уровням сложности; •наличие правильных эталонов ответов; •тесты представлены на контроль в срок.  
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат jpg
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
© 2010-2022