Внеклассное мероприятие Счастливый случай - переодический закон

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе

ИГРА: «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

ТЕМА: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.

ЦЕЛЬ:

Образовательная: Повторить. Обобщить. Привести в систему теоретические знания по теме «периодический закон и периодическая система».

Развивающая: Развить познавательный интерес учеников при изучении химии, продолжить развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательная: Умение работать в коллективе, умение слушать и высказываться самому, воспитывать дисциплинированность, бережное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: Периодическая система. Реактивы: серная кислота, хлорид бария, гидрокарбонат натрия, индикатор.

Базовые понятия и термины: Периодический закон, периодическая система, химический элемент, период, группа, порядковый номер, электронная конфигурация, энергетический уровень.

Тип урока: обобщение знаний.

Форма урока: игра-соревнование.

Методы обучения: творческие, частично-поисковые, практические - решение упражнений и задач.

ХОД УРОКА:

Игру можно проводить как на уроке при обобщении темы, так и при проведении недели химии. (Команды «сражаются» за звание лучший знаток периодического закона и периодической системы).

  1. Организационный этап: Класс разделить на 2 команды по 6 человек. Другие ученики готовят сообщения и докладывают их в промежутках между геймами. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

  2. Обобщение и систематизация знаний:

Учитель: Сегодня мы с вами проведем необычный урок - это урок - игра «Счастливый случай».

«ХИМИЯ +»

Учитель: Химия - это королева среди естественных наук. Поэтому наш первый гейм называется « Химия+». Выберите, пожалуйста, фишки. Если вам достанутся синие- то это «Химия + География», зеленые - «Химия+ биология», красные - «Химические законы», черные - «Химия + история», фиолетовые - «Химия + литература». Итак, начинаем игру (каждая команда выбирает фишки. Цвет фишек указывает на область знаний, в которой учащиеся должны ответить на вопросы).

География + химия:

  1. Найти элементы, названные в честь стран.

( Германий. Франций. Полоний).

  1. Найти элементы, названные в честь континентов.

( Америций. Европий.)

Химия + биология:

1)Сколько железа содержится в организме взрослого человека? (4г.)

2) При недостаче какого элемента кровь не свертывается? (кальция)

Химия + экология:

1)Какое автомобильное топливо является экологически чистым и не отравляет воздух? ( водородное)

2) Широко известны лечебные свойства глауберовой соли, которую открыл французский ученый Глаубер. Он описал ее так: « Эта соль, если ее правильно приготовить, похожа на лед, она образует абсолютно прозрачные кристаллы, которые расплываются на языке, не повреждая его». Какие правила техники безопасности нарушил Глаубер? (вещества пробовать на вкус нельзя).

Химические законы:

1)Закон сохранения массы вещества.

2)Периодический закон

(дата открытия, его формулировка)

Химия + история:

1)Назовите элементы, названия которых связны с мифологией.

(Нептуний, Плутоний, Ураний)

2)Если верить данным историков, то во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно - кишечными заболеваниями не так часто, как солдаты. Еда у них была одинаковой, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была сделана посуда офицеров.

(серебро).

Химия + литература:

1)В романе « Война миров» Г.Уэлс рассказывает про войну, развязанную космическими пришельцами - марсианами на Землю. На руинах своей бывшей цивилизации земляне случайно находят красное вещество - смертельный яд , которое являлось химическим соединением аргона. Какую неточность допустил автор?

( Аргон - инертный газ).

2)А. Конан Дойл в « Собаке Баскервиллей» Пишет, что собака была намазана белым фосфором. Какую ошибку допустил автор?

( Белый фосфор - яд)

Химия + физика:

1)Как в летнюю жару сделать холодильник? (использовать лед)

2)Молекула - это…

Учитель: Команды хорошо поработали. Дадим им возможность отдохнуть, а мы послушаем интересную информацию (это время слушаем сообщения о жизни и деятельности Д. И. Менделеева).

«Посмотри и ответь»

На доске написаны задания. Кто быстрее выполнит?

1)Решите задачу:

Дано: 3919К

Z - ?

N-?

2) Решите уравнения:

В510 + ? = В511

U 23892 = H42 + ?

3)Найдите ошибку

а) 1S2 2S2 3S2 2 P63P5

б)1S22S23S22P63S23P5

в) 1S22S22P43S23P5



Гость «Счастливого случая»

Учитель: Этого человека вы все прекрасно знаете. Он пришел задать вам свой вопрос (Входит ученик, одетый в костюм химика). Задает вопросы



  1. Везде пути открыты,

Горючим стать имею все права.

Не гибла бы от дыма вся природа

Зеленая, зеленая трава.

Я из кислот полученный,

И «воздухом горючим» я

Был почему - то прежде наречен.

Взорвался от обиды я.

Ну, где же это видано?

Ну, пусть горючим, воздух то причем?

И лорд Кавендиш тщательно

(он был весьма внимательный)

Мои проверил свойства много раз.

Работал с увлечением

И сделал заключение:

Я новый. Легкий, неизвестный газ

Он сделал все возможное.

Крах терпят взгляды ложные.

Триумф науки. Правды торжество.

Рассеяны сомнения

Газ назван «гидрогениум»

(водород)

2) В тринадцатой квартире

Живу - известный в мире,

Как проводник прекрасный.

Пластичен, серебрист.

Еще по части сплавов

Завоевал я славу.

И в этом деле я специалист.

Вот мчусь я словно ветер

В космической ракете,

Спускаюсь в бездну моря,

Там знают все меня.

По внешности я видный,

Хоть пленкою оксидною покрыт,

Она мне - прочная броня.

Сверкаю в упаковке.

Я мягкий, легкий, ковкий.

Обернуты конфеты блестящею фальгой.

Для плиток шоколада

Меня немало надо.

А раньше был я очень дорогой.

(алюминий)

3)Третий вопрос мне помогут задать мои помощники.

( Вносится черный ящик)

А) В этой коробке находится важное вещество. Когда то его считали милостью божией, символом мира, например, в восточных странах.

Б) Нет, оно было не символом божиим, а его проклятием. Сколько всего живого загубило это вещество. Из-за него даже море может стать мертвым.

В) Почему так грустно. Может когда- то и было так, как вы говорите, но я особенно склоняю голову перед этим веществом. Без него невозможно обойтись в металлургии, оно используется при изготовлении керамики. Без него невозможно было бы сделать кожаную обувь.

Г) А сельское хозяйство? Медицина? За этим веществом казаки ездили в Крым. Назовите, что это за вещество. После ответа достает соль из ящика.

( Поверенная соль или хлорид натрия)

« ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ»

Вопросы для 1 - команды

1)Какой химический элемент содержится в морской капусте (ламинария или морская капуста)

2) Что такое группа химических элементов?

3) К какой группе элементов относятся сера, селен, теллур.

4) Какую валентность может проявлять фосфор?

5) К каким явлениям принадлежит ржавление железа?

6) Каков состав атомного ядра?

7) Назовите самый легкий металл.

8) Какую форму имеет Р - орбиталь?

9) Дайте определение химическому элементу.

10) Что такое изотоп?

11) Назовите самый тяжелый металл.

12) Максимальное количество электронов на 3 энергетическом уровне…

13) Какой ученый впервые попытался классифицировать химические элементы?

14) Правильно ли утверждение, что кислоту следует вливать в воду?

15) Самый твердый металл…

16) Как изменяются химические свойства в пределах малых периодов?

17) Сколько воды в организме человека?

18) Как, пользуясь периодической системой, определить количество энергетических уровней?

Вопросы для 2-команды:

  1. Какой химический элемент Ферсман назвал «элементом жизни и мышления»?

  2. Что называется периодом?

  3. Какую валентность может проявлять железо?

  4. К какому явлению относится образование инея на деревьях?

  5. Что такое протонное число?

  6. Назовите самый тугоплавкий металл

  7. Какую форму имеет s-орбиталь?

  8. Самый легкий метал

  9. Какое максимальное количество электронов может быть на 2 энергетическом уровне?

  10. Кто открыл явление радиоактивность?

  11. Как изменяются химические свойства элементов в главных подгруппах?

  12. Назовите самый мягкий металл

  13. Что такое орбиталь?

  14. Какая кислота сильнее?

  15. В чем причина изменения свойств химических элементов в главных подгруппах периодической системы?

  16. Как изменяются свойства элементов в периодах?

  17. Правильно ли утверждение, что кислоту надо наливать в воду?

  18. К какой группе элементов относится хлор, фтор, бром, йод.

(Жюри подводит итоги. Идет награждение команд).

Учитель: Сегодня мы с вами повторили и обобщили знания по теме.

Спасибо всем!

Домашнее задание: подготовиться к письменной работе по теме, повторить параграфы учебника № 20-31. Придумать свой химический элемент и описать его свойства.

Подведение итогов урока: учащиеся совместно с учителем подводят итоги изучения темы. Используя технологию «Микрофон» , предложить ученикам поочередно назвать важнейшие понятия, умения и навыки, которые усвоены при изучении этой темы.



© 2010-2022