Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень)

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА

протокол заседания приказом МАОУ

методического совета «Первомайская СШ»

от 31.08.2015 № 1 от 31.08.2015 №86





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ХИМИЯ

10-11 класс (профильный уровень)

2015-2016 учебный год





Составил: учитель химии

1 квалификационной категории

С.Н. Митяева

г. Первомайск

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса химии 10-11 класс (профильный уровень) составлена на основе:

- стандарта среднего (полного) общего образования по химии, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089;

- авторской программы «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» О.С.Габриеляна. - М.: Дрофа, 2011г;

- методических рекомендаций «О преподавании химии в 2006-2007 учебном году» ГОУ ДПО НИРО;

-приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-учебного плана МОУ ПСОШ на 2015-2016 учебный год.

В рабочей программе 10 класса увеличено количество часов на 1 час по сравнению с авторской программой по темам «Химические реакции в органической химии», «Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды. Кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения». Увеличение произошло за счет добавления практических работ по соответствующим темам из практикума, что не противоречит логике изложения курса и способствует лучшему обобщению и систематизации знаний по указанным темам курса.

В рабочей программе 11 класса изменено количество часов по темам «Строение атома» (увеличено на 4 часа), «Строение вещества. Дисперсные системы» (увеличено на 10 часов), «Химические реакции» (увеличено на 3 часа), «Вещества и их свойства» (уменьшено на 2 часа). Практические работы не объединены в тему «Химический практикум», а проводятся при прохождении соответствующих тем. Эти изменения введены в соответствии с методическими рекомендациями «О преподавании химии в 2006-2007 учебном году» ГОУ ДПО НИРО, стр.114-116.

Общая характеристика учебного предмета

Целью данной программы является обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников.

Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих задач:

освоение знаний о фундаментальных законах, теориях, фактов химии, необходимых для понимания научной картины мира;

овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Курс четко делится на две части соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе.

После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи (состав - строение - свойства) веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.

Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых до наиболее сложных. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.

Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса - единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.

В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении операции мышления: анализ, синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Место учебного предмета в учебном плане

Образовательная область «Естествознание», профильный уровень, в 10 классе 3 часа в неделю, в год - 102 часа. В 11 классе 3 часа в неделю, в год - 102 часа.

Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;природные источники углеводородов и способы их переработки;

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Содержание учебного предмета

Содержание разделов соответствует авторской программе О.С.Габриеляна.

10 класс

Тема

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

Введение

5

1

Строение и классификация органических соединений

10

1

2

Химические реакции в органической химии

7

1

3

Углеводороды

25

1

1

4

Спирты и фенолы

7

1

5

Альдегиды. Кетоны

8

1

1

6

Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры

11

1

1

7

Углеводы

8

1

8

Азотсодержащие соединения

10

1

1

9

Биологически активные вещества

6

1

Резервное время

5

Итого

102

6

7

11 класс

Тема

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Строение атома

13

1

2

Строение вещества. Дисперсные системы

25

1

2

3

Химические реакции

24

1

2

4

Вещества и их свойства

31

1

4

5

Химия в жизни общества

9


Календарно - тематическое планирование


10 класс

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

ЭОР

планируемая

фактическая

Введение (5 ч)

1

Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе.


2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.


3

Строение атома углерода.


4-5

Валентные состояния атома углерода.


Тема 1. Строение и классификация органических веществ (10 ч)

1

Классификация органических веществ по строению углеродного скелета.


2

Классификация органических соединений по функциональным группам.


3-4

Основы номенклатуры органических соединений.


5-6

Изомерия в органической химии и ее виды.


7-8

Решение задач на вывод формул органических соединений.


9

Подготовка к контрольной работе по теме «Строение и классификация органических соединений».


10

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений».


Тема 2. Химические реакции в органической химии (6+1ч)

1

Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения.


2

Реакции отщепления и изомеризации.


3-4

Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.



5-6

Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.


7

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений».


Тема 3. Углеводороды (24+1 ч)

1-2

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.


3

Алканы. Строение, номенклатура, получение, физические свойства.


4-5

Химические свойства алканов


6

Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение


7-8

Химические свойства алкенов.


9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Алканы и алкены».


10

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства, получение


11-12

Химические свойства алкинов.


13

Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.


14-15

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.


16-17

Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства.


18

Арены. Строение молекулы бензола. Физические свойства и способы получения аренов.


19-20

Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения. Применение бензола и его гомологов.


21-22

Генетическая связь между классами углеводородов. Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания.


23

Практическая работа №2 «Углеводороды»


24

Обобщение знаний по теме «Углеводороды». Подготовка к контрольной работе.


25

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды».


Тема 4. Спирты и фенолы (6 +1ч)

1

Спирты. Состав, классификация, изомерия спиртов.


2-3

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.


4

Химические свойства многоатомных спиртов.


5-6

Фенолы. Фенол, Строение, физические и химические свойства фенола. Применение фенола.


7

Практическая работа №3 «Спирты и фенолы».


Тема 5. Альдегиды. Кетоны (7 +1ч)

1-2

Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекул и физические свойства альдегидов.


3-4

Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.


5

Особенности строения и химических свойств кетонов. Качественная реакция на метилкетоны.


6

Практическая работа №4 «Альдегиды и кетоны»


7

Подготовка к контрольной работе.


8

Контрольная работа №3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения».


Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (10 +1ч)

1-2

Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.


3-4

Химические свойства карбоновых кислот.


5-6

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.


7-8

Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС.


9

Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»


10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры».


11

Контрольная работа №4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные».


Тема 7. Углеводы (7 +1ч)

1

Углеводы, их состав и классификация.


2-3

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза


4

Дисахариды. Важнейшие представители. Лабораторная работа «Кислотный гидролиз сахарозы».


5-6

Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.


7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы».


8

Практическая работа №6 «Углеводы»


Тема 8. Азотсодержащие соединения (9 +1ч)

1

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение.


2

Химические свойства аминов.


3-4

Аминокислоты


5-6

Белки как биополимеры. Их биологические функции. Значение белков.


7

Нуклеиновые кислоты.


8

Практическая работа №7 «Амины, аминокислоты, белки».


9

Обобщение и систематизация знаний об углеводах и азотсодержащих соединениях.


10

Контрольная работа №5 по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения».


Тема 9. Биологически активные вещества. (6 ч)

1

Витамины.


2

Ферменты


3

Гормоны.


4

Лекарства.


5

Наркотики, наркомания и ее профилактика.


6

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации


Резервное время - 5 часов.

1

Повторение. Генетическая связь основных классов органических соединений.





2

Повторение. Решение задач на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.





3

Решение комбинированных задач.





4

Повторение. Решение задач на вывод формул органических соединений.





5

Повторение. Расчеты по термохимическим уравнениям.







11 класс

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

ЭОР

планируемая

фактическая

Тема 1. Строение атома (13 часов)

1

Атомно-молекулярное учение. Закон постоянства вещества. Закон сохранения массы и энергии.





2

Строение атома.





3

Изотопы. Ядерные реакции.





4

Упражнения.





5-6

Строение атома.





7

Квантовые числа.





8

Валентные возможности атомов.





9

Периодический закон и периодическая система. Характеристика химического элемента.





10

Изменение свойств химических элементов и их соединений в периодах и в подгруппах.





11

Изменение свойств химических элементов и их соединений в периодах и в подгруппах.





12

Упражнения.





13

Контрольная работа№1. «Строение атома».





Тема 2. Строение вещества (25часов)

1-3

Типы химических связей.





4

Кристаллические решетки.





5

Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.





6

Геометрия молекул.





7-8

Гибридизация электронных орбиталей.





9-10

Комплексные соединения.





11

Дисперсные системы.





12

Истинные растворы.





13

Способы выражения концентрации растворов.





14

Решение задач.





15

Решение задач.





16

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова.





17

Изомерия.





18

Электронные эффекты.





19

Упражнения.





20

Полимеры.





21

Пластмассы и волокна.





22

Биополимеры.





23

Практическая работа №8. «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».





24

Подготовка к контрольной работе №2.





25

Контрольная работа №2. «Строение вещества».





Тема 3. Химические реакции (24часа)

1-3

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.





4

Почему протекают химические реакции?





5

Скорость химических реакций.





6-7

Факторы, влияющие на скорость химических реакций.





8

Решение задач.





9

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.





10

Обратимость химических реакций.





11

Химическое равновесие и способы его смещения.





12

Решение задач.





13

Практическая работа №2. «Скорость химических реакций».





14-15

Электролитическая диссоциация.





16

Реакции ионного обмена.





17

Водородный показатель.





18

Ионное произведение воды.





19-20

Гидролиз.





21

Решение задач.





22

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»





23

Подготовка к контрольной работе №3.





24

Контрольная работа №3. «Химические реакции».





Тема 4. Вещества и их свойства (31 час)

1-2

Классификация неорганических веществ.





3-4

Классификация органических веществ.





5

Металлы как химические элементы.





6

Металлы как простые вещества. Физические свойства.





7-8

Химические свойства металлов.





9

Коррозия металлов.





10

Способы получения металлов.





11-12

Электролиз. Ряд стандартных электродных потенциалов.





13

Решение задач.





14

Оксиды и гидроксиды металлов.





15

Решение задач.





16

Неметаллы как химические элементы.





17

Неметаллы как простые вещества.





18

Оксиды и гидроксиды металлов.





19-20

Кислоты органические и неорганические.





21-22

Основания органические и неорганические.





23-24

Органические и неорганические амфотерные соединения.





25

Практическая работа №3. «Сравнение свойств органических и неорганических соединений».





26

Практическая работа №5. «Решение экспериментальных задач по неорганической химии».





27

Практическая работа №6. «Решение экспериментальных задач по органической химии».





28-29

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.





30

Практическая работа №7. «Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений».





31

Контрольная работа №4. «Вещества и их свойства».





Тема 5. Химия в жизни общества (9часов)

1-2

Химия и производство.





2-4

Химия и сельское хозяйство (удобрения и пестициды)





5-6

Химия и экология





7-8

Химия в быту.





9

Итоговое занятие.







Оценочные и методические материалы

Система оценки достижений планируемых результатов

Оценка учебных достижений, учащихся осуществляется на уроке во время устного опроса, по результатам проведения письменных проверочных (в том числе проверка умения решать расчетные задачи), самостоятельных и контрольных работ, по результатам выполнения практических работ (в том числе решение экспериментальных задач), тестирования, по результатам промежуточной аттестации в форме контрольной работы.

Критерии оценивания результатов

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основ­ного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных проверочных, самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущест­венных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущест­венные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содер­жит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной рабо­ты необходимо учитывать требования единого орфографи­ческого режима.

При оценке учитываются число и характер ошибок (су­щественные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глуби­ной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и класси­фикации явлений и т. П.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой от­вета (например, упущение из вида какого-либо нехарак­терного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима­тельности.

Оценка выполнения практических работ

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2»:

- допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущест­венных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объясне­нии и выводах.

Оценка тестирования

Оценка «5»:

  • 86-100% выполнения;

Оценка «4»:

  • 62-85% выполнения;

Оценка «3»:

  • 36-61% выполнения.

Оценка «2»:

  • Процент выполнения работы менее 36 %.

Диагностические и контрольно-измерительные материалы

При осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся используются:

  • Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/ Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2011.

  • Контрольно-измерительные материалы. Химия: 11 класс/ Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2011.

  • Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Н. Доронькина. - Ростов н/Д: Легион, 2010.

  • Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Н. Доронькина. - Ростов н/Д: Легион, 2010.

  • ЕГЭ-2014. Химия: типовые экзаменационные варианты: Е 31 30 вариантов/ под ред. А.А. Кавериной. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

  • Открытые банки заданий федерального института педагогических измерений fipi.ru/

Контрольно-измерительные материалы

контрольной работы в рамках промежуточной аттестации

10 класс

Вариант 1

Базовый уровень сложности

В заданиях А1 - А14 из предложенных вариантов ответов необходимо выбрать один правильный ответ.

А1. В перечне веществ

А)

CH4

Г)

НСОН

Б)

CH3Cl

Д)

CСl4

В)

CO2

Е)

HCOOH

степень окисления +4 углерод имеет в соединениях

1)

ВД

2)

АД

3)

БГ

4)

ДЕ

A2. Какие из приведенных утверждений об особенностях органических соединений верны?

А. Углерод входит в состав всех органических веществ.

Б. Атомы углерода способны образовывать между собой и с другими атомами одинарные, двойные и тройные связи.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба утверждения

4)

оба утверждения неверны

А3. Последовательность типов гибридизации атомов углерода

sp3 - sp2 - sp2 - sp3

имеется в молекуле

1)

СН3 ─ СН2 ─ СН2 ─ СН3

3)

СН3 ─ СН2 ─ СН=СН2

2)

СН3 ─ СН2 ─ СНCl ─ СН3

4)

СН3 ─ СН=СН ─ СН3

А4. Название органического вещества, формула которого

СН3 ─ С(СН3)2 ─ СН2 ─ СН2 ─ СН2 ─ СООН,

1)

2,2-диметилгекcановая кислота

3)

5,5-диметилгексановая кислота

2)

4,4-диметилпентановая кислота

4)

5,5-диметилгексаналь

А5. На смещение химического равновесия в системе

С3Н7ОН(ж) + НСООН(ж)Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень) НСООС3Н7(ж) + Н2О(ж) + Q

не оказывает влияния

1)

увеличение концентрации пропилаформиата

2)

уменьшение давления

3)

уменьшение концентрации пропанола

4)

повышение температуры

А6. Как этен, так и этан взаимодействуют с

1)

Cl2

2)

H2

3)

N2

4)

HBr

А7. И этанол, и этиленгликоль взаимодействуют с

1)

раствором гидроксида калия

3)

гидроксидом меди(II)

2)

калием

4)

цинком

А8. Продуктами щелочного гидролиза жиров могут быть

1)

глицерин и высшие карбоновые кислоты

2)

глицерин и мыла

3)

этиленгликоль и высшие карбоновые кислоты

4)

этиленгликоль и мыла

А9. Циклогексан можно получить в результате реакции

1)

гидрирования гексена

3)

гидрирования бензола

2)

дегидрирования циклогексена

4)

тримеризации ацетилена

А10. Этилбензоат можно получить при взаимодействии

1)

бензола и этанола

3)

бензойной кислоты и этилена

2)

бензола и этановой кислоты

4)

бензойной кислоты и этанола

А11. В схеме превращений

С6Н5OH → Х Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень) С6Н5OH

веществом Х является

1)

C6H6

2)

С6Н5

3)

С6Н5СН3

4)

С6Н5Br

А12. Пропаналь можно отличить от пропанола-1 с помощью

1)

H2SO4

2)

NaOH

3)

Cu(OH)2

4)

Br2(водн.)

А13. Синтетическое волокно капрон получают из ε-аминокапроновой кислоты по реакции

1)

полимеризации

3)

изомеризации

2)

сополимеризации

4)

поликонденсации

А14. Объем бутана (н.у.), который можно сжечь в кислороде объемом 130 л (н.у.), равен

1)

10 л

2)

20 л

3)

30 л

4)

40 л

Повышенный уровень сложности

В задании В1 на установление соответствия необходимо записать в таблицу номера выбранных ответов. (Цифры в ответе могут повторяться.)

В1. Установите соответствие между формулой органического вещества и его названием.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

А)

С6Н5 - СН2ОН

1)

гексанол

Б)

С6Н4(СН3)ОН

2)

метилфенол

В)

СН3 - СН2 - СОН

3)

бензиловый спирт

Г)

СН3 - СН2 - СН2ОН

4)

пропаналь

5)

пропанол-1

6)

стирол

А

Б

В

Г







В заданиях В2 - В5 из предложенных вариантов необходимо выбрать правильные ответы и записать цифры в порядке возрастания.

В2. Изопрен в отличие от бутадиена-1,3

1)

содержит sp3-гибридный атом углерода в молекуле

2)

образует структурные изомеры

3)

имеет жидкое агрегатное состояние

4)

взаимодействует с хлором

5)

является основным продуктом разложения натурального каучука

6)

вступает в реакцию полимеризации

В3. И муравьиный, и прoпионовый альдегид могут взаимодействовать с

1)

гидроксидом кальция

2)

хлоридом натрия

3)

водородом

4)

этаном

5)

кислородом

6)

аммиачным раствором оксида серебра

В4. Соль образуется при взаимодействии между

1)

метилэтиламином и водой

2)

глицином и гидроксидом натрия

3)

2-аминопропановой кислотой и соляной кислотой

4)

анилином и серной кислотой

5)

аминоуксусной кислотой и этанолом

6)

глицином и аланином

В5. Для белков справедливы утверждения

1)

являются природными высокомолекулярными соединениями

2)

макромолекулы состоят из остатков α-аминокислот

3)

образуются в процессе фотосинтеза

4)

основным продуктом гидролиза является глюкоза

5)

при нагревании до 100˚С подвергаются необратимой денатурации

6)

можно распознать с помощью раствора СuSO4 в щелочной среде

Ответом к заданиям В6 и В7 является число, которое следует записать без указания единиц измерения.

В6. К 200 г 40%-ного раствора глюкозы добавили 40 мл воды. Массовая доля глюкозы в полученном растворе равна _________ %. (Запишите число с точностью до десятых.)

В7. Масса брома, которая может вступить в реакцию с бензолом массой 3,9 г в присутствии хлорида железа(III), равна _________ г. (Запишите число с точностью до целых.)

Высокий уровень сложности

На задание C1 требуется дать полный (развернутый) ответ.

С1 Для полного сгорания алкадиена потребовалось 6,272 л (н.у.) кислорода, в результате чего образовалось 8,8 г углекислого газа. Установите молекулярную формулу алкадиена.

11 КЛАСС

Часть А. Задания с выбором ответа

  1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице: а) N-3 б) Cl- в) S+4 г) Na+

  2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса: а) Be, B, C, N в) O, S, Se, Te б) Rb, K, Na, Li г) Mg, Al, Si, P

  3. Окислительная способность неметаллов в ряду: кремний - углерод - азот - кислород

а) возрастает в) сначала возрастает, а затем убывает б) убывает г) сначала убывает, а затем возрастает.

  1. Одинаковую степень окисления фосфор проявляет в соединениях: а) Са3Р2 и Н3РО3 в) Р4O6 и Р4O10 б) КН2РО4 и КРО3 г) Н3РО4 и Н3РО3

  2. Одинаковую степень окисления железо проявляет в соединениях: а) FeO и FeCO3 в) Fe2O3 и Fe(NO3)2 б) Fe(OH)3 и FeCl2 г) FeO и FePO4

  3. В ряду водородных соединений неметаллов РНз - H2S - НСl:

а) не наблюдается проявление кислотно-основных свойств

б) основные свойства усиливаются, кислотные убывают

в) кислотно-основной характер соединений не изменяется

г) основные свойства убывают, кислотные усиливаются.

  1. В каком из рядов расположены только солеобразующие оксиды;

а) СО2, SO2, N2O, SO3 в) NO, As2O5, Br2O5, SO2

б) СО, С12О7, Р2О3, SO3 г) СО2, С12О7, Р2О5, SeO3

  1. Кислотными оксидами являются:

a) NO2, Сг2О3, А12О3, SiO2 в) СО2, N2O3, SeO3, C12O7

б) СО, Мп2О7, К2О, Р2О5 г) ZnO, C12O7, Fe2O3, SO2

  1. Амфотерным гидроксидом является:

а) гидроксид цинка в) гидроксид хрома (VI)

б) гидроксид хрома (II) г) гидроксид меди (II)

  1. Гидроксид цинка реагирует с каждым из веществ: а) сульфат кальция и оксид серы(IV) в) вода и хлорид натрия б) гидроксид натрия (р-р) и соляная кислота г) сульфат бария и гидроксид железа (III)

  2. Оксид углерода (IV) реагирует с каждым из двух веществ: а) фосфорной кислотой и водородом в) кислородом и оксидом серы(IV) б) сульфатом калия и гидроксидом натрия г) водой и гидроксидом кальция

  3. В каком из рядов представлены вещества, с которыми способна взаимодействовать соляная
    кислота:

а) цинк, оксид меди(П), гидроксид натрия, сульфит натрия

б) медь, сульфат натрия, оксид меди(П), гидроксид натрия

в) оксид железа(П), гидроксид алюминия, карбонат кальция, сера

г) оксид углерода(IV), оксид меди(II), гидроксид цинка, сульфит натрия.

  1. Газ образуется в результате реакции между растворами: а) сульфата калия и азотной кислоты в) серной кислоты и сульфита калия б) соляной кислоты и гидроксида калия г) карбоната натрия и гидроксида бария

  2. Образование осадка происходит при взаимодействии: а) нитрата меди (II) и серной кислоты в) сульфата железа (III) и хлорида бария б) карбоната кальция и нитрата натрия г) азотной кислоты и фосфата алюминия

  3. Окислительно-восстановительной не является реакция, уравнение которой: а) 2Na + Cl2 → 2NaCl в) Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2 б) 2NaCl + Н2SO4 → Na2SO4 + 2NaCl г) N2 + 3H2 → 2NH3

  4. Окислительно-восстановительной является реакция, уравнение которой: а) СаСО3 + SiO2 Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень) CaSiO3 + CO2 в) CuCl2 + Fe → FeCl2 + Cu б) BaSO3 Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень) BaO + SO2 г) CuSO4 + 2KOH → Cu(OH)2 + K2SO4

  5. Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе: а) хлорида алюминия в) ортофосфата калия б) нитрата алюминия г) ортофосфорной кислоты

  6. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы Na+, H+, а также анионы Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень), является: а) кислотой в) средней солью б) щелочью г) кислой солью

  7. Кислую среду имеет водный раствор: а) хлорида алюминия в) иодида калия б) нитрата калия г) карбоната натрия

  8. При электролизе водного раствора бромида бария на аноде:

а) окисляются катионы бария в) восстанавливаются бромид-ионы

б) восстанавливаются катионы бария г) окисляются бромид-ионы

  1. При электролизе водного раствора хлорида калия на катоде выделяется:

а) калий в) водород

б) кислород г) хлор

  1. В схеме превращений FeCl3 → Х1 → Х2 → Fe(OH)3 веществами Х1 и Х2 являются: а) Fe2(SO4)3 и Fe2O3 в) Fe(NO3)2 и Fe2O3 б) FePO4 и Fe3O4 г) Fe(OH)3 и Fe2(SO4)3

  2. В схеме превращений ZnO → Х1 → Х2 → Zn(OH)2 веществами Х1 и Х2 являются: а) ZnCl2 и ZnSO4 в) Zn(OH)2 и ZnCl2 б) Zn(OH)2 и ZnSO4 г) ZnCl2 и ZnO

Часть В. Задания с кратким ответом

  1. Установите соответствие между уравнением реакции и веществом-окислителем, участвующим в данной реакции: УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ОКИСЛИТЕЛЬ а) 2NO + 2H2 → N2 + 2H2O 1) H2 б) 2NH3 + 2Na → 2NaNH2 + H2 2) NO в) H2 + 2Na → 2NaH 3) N2 г) 4 NH3 + 6NO → 5N2 + 6H2O 4) NH3

  2. Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления восстановителя: СХЕМА РЕАКЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ СО ВОССТАНОВИТЕЛЯ а) FeCl3 + HI → FeCl2 + I2 + НС1 1) Fe+3 → Fe+2 б) FeCl2 + Cl2 → FeCl3 2) 2I-Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень) в) KClO4 → KCl + O2 3) 2O-2Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень) г) Fe3O4 + HI → FeI2 + I2 + H2O 4) Fe+2 → Fe+3 5) Cl+7 → Cl-

6) Рабочая программа по химии 10-11 (профильный уровень) → 2Cl-

  1. Установите соответствие между названием вещества и способом его получения: НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ПОЛУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИЗОМ а) литий 1) раствора LiF б) фтор 2) расплава LiF в) серебро 3) раствора MgCl2 г) магний 4) раствора AgNO3

5) расплава Ag2O

6) расплава MgCl2

  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия:

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ а) KOH + SO3 → 1) KHSO4 б) KOH(избыток) + SO3 → 2) K2SO3 в) KOH + СО2 (избыток) → 3) K2CO3 и H2O г) KOH(избыток) + СО2 → 4) K2SO4и H2O

5) KHCO3

6) KHSO3

  1. Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза: СОСТАВ СОЛИ ГИДРОЛИЗ а) BeSO4 1) по катиону б) KNO3 2) по аниону в) Pb(NO3)2 3) по катиону и аниону

г) СuCl2

  1. Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза: СОСТАВ СОЛИ ГИДРОЛИЗ а) Cr2S3 1) по катиону б) AlCl3 2) по аниону в) K2SO4 3) по катиону и аниону

г) Na3PO4 4) не гидролизуется

Часть С. Задания с развернутым ответом.

  1. Дописать уравнение химической реакции, расставить коэффициенты методом электронного
    баланса.

Zn + HNОз(ср.конц.) →

  1. Рассчитайте, какой объем 10% раствора хлороводорода плотностью 1,05г/мл пойдет на полную нейтрализацию гидроксида кальция, образовавшегося при гидролизе карбида кальция, если выделившийся при гидролизе газ занял объем 8,96л (н.у.).


  1. Карбид кальция обработан избытком воды. Выделившийся газ занял объем 4,48 л (н.у.). Рассчитайте, какой объем 20% соляной кислоты, плотностью 1,1 г/мл, пойдет на полную нейтрализацию щелочи, образовавшейся из карбида кальция.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Приборы, оборудование, инструменты

Диапроектор - 4

Комплект оборудования и типовых наборов - 1

Прибор по химии с электрическим током - 1

Прибор по электролизу растворов - 1

Дистиллятор - 1

Фильмоскоп - 1

Модель химического завода - 1

Модель завода по производству серной кислоты - 1

Модели атомов для составления молекул - 4

Модель синтеза аммиака - 1

Аппарат Киппа - 4

Баня комбинированная - 1

Ванна электромагнитная - 1

Термометр демонстрационный - 1

Весы учебные - 13

Газометр - 2

Учебно-наглядные пособия

Периодическая система элементов Д.И.Менделеева-1

Электронная таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде» - 1

Таблица «Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете» - 1

Таблица «Классификация веществ» - 1

Серия таблиц по органической химии - 1

Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства

-Компьютер учителя i5 (2014г.) -1 подключен к сети интернет, входит в локальную сеть МОУ ПСОШ. Ответственная за работу точки доступа к сети интернет -Митяева С.Н.

-Клавиатура 4TECH (2014 г.) -1

-Компьютерная мышь 4TECH (2014 г.) -1

- документ - камера AVerVisionF30 (2014 г.) - 1

-Принтер Canon (2008 г.)

-ПроекторEpson (2014) -1

Интерактивная доска SMART Board (2014 г.)

Печатные образовательные информационные ресурсы

Учебники библиотечного фонда школы:

Габриелян О.С. Химия 10 класс. Профильный уровень. - М.: Дрофа, 2008.

Габриелян О.С. Химия 11 класс. Профильный уровень. - М.: Дрофа, 2011.

Методическая литература:

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/ Сост. Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2011.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 11 класс/ Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2011.

Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Н. Доронькина. - Ростов н/Д: Легион, 2010

Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Н. Доронькина. - Ростов н/Д: Легион, 2010

Электронные образовательные информационные ресурсы

Диск «Демонстрационное поурочное планирование «Органическая химия»

Диск «Дидактический и раздаточный материал. 10-11 классы. Сборник дифференцированных заданий»

Проект ««Школа цифрового века»:

Электронный журнал «Первое сентября»

Электронный учебно- методический журнал «Химия»





© 2010-2022