• Преподавателю
  • Химия
  • Формирование понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе химии с 8-го по 11-й классы посредством ассоциативного мышления

Формирование понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе химии с 8-го по 11-й классы посредством ассоциативного мышления

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка

на тему:

Формирование понятий

об окислительно-восстановительных реакциях

в курсе химии с 8-го по 11-й классы

посредством ассоциативного мышления













Автор: Акмаева Нурслу Балтыгалитовна

ГБОУ СОШ пос. Прогресс

М.р. Хворостянский

Самарской области











2015 г.



Введение

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) являются наиболее распространенными химическими реакциями, имеющими огромное значение в теории и практике, а процесс «окисление-восстановление» - один из важнейших в природе. Такие процессы как фотосинтез, гниение и брожение, обмен веществ в организме, также относятся к ОВР. Окислительно-восстановительные реакции можно наблюдать при сгорании топлива, коррозии металлов, электролизе и выплавке металлов. Получение многих веществ - окислительно-восстановительный процесс. Таким образом, окружающий нас мир - гигантская химическая лаборатория, в которой каждый миг протекает бесчисленное множество окислительно-восстановительных реакций.

При изучении школьного курса химии основной из задач учителя является формирование ключевых понятий у учащихся.

Если понятия не сформированы, то не могут быть усвоены ни законы, ни теории, поэтому данная проблема находится в центре внимания.

Особенность программы по химии - это концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же понятий с добавлением нового материала, что способствует усвоению курса химии за весь период обучения.

При двух часовом изучении химии в 8-11-х классах, остро возникает проблема осуществления качественного и эффективного обучения каждого учащегося.

Изучение ОВР вызывает у учащихся определенные трудности. Тем не менее, данная тема включена в задания части А, Б, С итоговой аттестации в 9, 11 классах. Все это требует поисков новых, нестандартных решений, оптимизации способов подачи материала.

В предлагаемой методической разработке рассмотрен подход к формированию понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе химии с 8-го по 11-й классы посредством ассоциативного мышления.













Методическая разработка на тему:

«Формирование понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе химии с 8-го по 11-й классы посредством ассоциативного мышления»

Усвоить систему понятий об ОВР, значит выработать у учащихся умения, соответствующие определенному понятию темы (таблица 1).

Таблица 1. Структура взаимосвязи понятий и умений.

Понятие

Умения

1. Химическая реакция.

Определять признаки химических реакций.

2.Окислительно-восстановительная реакция.

Распознавать окислительно-восстановительный процесс, отличать его от других типов химических реакций, определять признаки ОВР.

3. Степень окисления: положительная, отрицательная, промежуточная минимальная, максимальная.

Определять степени окисления атомов на основе их строения, положения в периодической системе Д.И. Менделеева;

определять степени окислении элементов, входящих в состав соединения; предсказывать окислительно-восстановительные свойства атомов, молекул, ионов на основе значения степени окисления.

4. Процессы окисления, восстановления, ЭО.

Уравнения полуреакций. Окислители и восстановители. Окисленная и восстановленная формы. Электронный баланс. Определять, составлять, записывать уравнения ОВ процессов с участием атомов, молекул или ионов; определять окислитель, восстановитель, а также окисленную и восстановленную формы;

составлять уравнения полуреакций; определять направление "движения" электронов, подсчитывать их число, т.е. составлять электронный баланс.

5. Двойственность свойств, сильный, слабый окислитель, восстановитель, элемент вещество, ион.

Характеризовать окислительно-восстановительные свойства атомов, ионов и веществ, а также их силу на основе знаний о строении и периодичности и по положению в периодической таблице.

6. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов в растворах с участием металлов; предсказывать протекание процесса, силу восстановительных свойств металлов.

7. Электронодонорные и электроностатические реакции.

Классифицировать, выделять, определять и приводить примеры различным видам ОВР.

8. Метод электронного баланса.

Подбирать коэффициенты, определять степени окисления, окислитель, восстановитель, составлять уравнения полуреакций, подсчитывать электронный баланс.

9. Коррозия

Определять виды коррозии, составлять схемы протекающих процессов.

10. Электролиз

Составлять ОВР электролиза растворов и расплавов веществ, предполагать продукты процесса.



При изучении ОВР в 8 классе у учащихся возникает трудность определения степени окисления элемента. Чтобы ребенку проще ориентироваться при установлении степени окисления, можно воспользоваться следующим примером:

вертикальная координатная ось - уровень высоты;

химический элемент - воздушный шар;

электроны - балласт;

таким образом, элемент-«воздушный шар», принимая или отдавая электрон, т.е. добавляя «балласт» спускается либо поднимается, приобретая соответствующую степень окисления.



Формирование понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе химии с 8-го по 11-й классы посредством ассоциативного мышления





Одни и те же элементы могут проявлять либо окислительные, либо восстановительные свойства и для того чтобы ребенку было нетрудно определить соответствующие степени окисления, можно воспользоваться следующим примером:

на рисунке представлена схема электронной конфигурации Cl 0, для завершения энергетического уровня не хватает 1 электрона, это легко обнаружить, глядя на схему, поэтому принимая 1 электрон, степень окисления станет -1.

s p d

Та же самая схема для определения степени окисления металлов. Рассмотрим схему электронного строения атома Na0:



s p d

глядя на схему, можно легко определить, что атом Na0 будет проявлять восстановительные свойства и приобретет в результате реакции степень окисления +1.

Данная схема удобна при рассмотрении окислительно-восстановительных свойств элементов в курсе 9 класса, где подробно рассматриваются свойства элементов и их соединений. Ребенок глядя на схему, может самостоятельно предугадывать какие степени окисления будет проявлять каждый элемент и вещество в целом.

При изучении данной темы можно снабдить заготовкой (приложение 1) каждого ученика, чтобы она всегда была перед глазами, таким образом ребенку будет легче ориентироваться и находить правильное решение.

В целом в курсах 10-11 классов - повторение, расширение и углубление материала, на данной ступени обучения пополняется список окислителей и восстановителей. Особое внимание уделяется способам прогнозирования продуктов окислительно-восстановительного процесса.

Одними из важнейших окислителей являются соединения марганца и хрома. Их свойства зависят от среды, в которой протекает реакция, поэтому целесообразно ознакомить учащихся со схемами, в которых компактно дана информация.

Формирование понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе химии с 8-го по 11-й классы посредством ассоциативного мышления

Окислительно-восстановительные свойства хрома в различных средах.

Формирование понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе химии с 8-го по 11-й классы посредством ассоциативного мышления

Окислительно-восстановительные свойства марганца в различных средах.

Приобретенные знания и умения проверяются и закрепляются на уроках и самостоятельных работах по этой теме. Таким образом, учащиеся, заканчивая изучение курса химии, умеют рассматривать окислительно-восстановительные процессы и могут объяснить причины их протекания.













Приложение 1.

Раздаточный материал для каждого учащегося

s p d

© 2010-2022