- Преподавателю
- Химия
- ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суслова Г.Н. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Суслова Галина Николаевна
учитель химии
Тенистовская общеобразовательная школа 1-111 ступеней
Бахчисарайского района
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура.
(Тема урока)
Аннотация к уроку: Урок в 8 классе по теме «Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура.» соответствует программе, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Это комбинировнанный урок. На уроке используются различные методы: актуализация опорных знаний, работа с учебником, демонстрационные опыты, работа в группах, работа по схеме превращений, работа по карточкам, решение задач.
1. ФИО Суслова Галина Николаевна
2. Место работы Тенистовская СОШ
3. Должность Учитель химии
4. Предмет Химия
5. Класс 8
6. Тема « Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура»
7. Базовый учебник учебник для 8 класса образовательных учереждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - М. : Просвещение, 2014.
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить с понятиями гидроксидов, Сформировать представления о гидроксидах металлов. Систематизировать и обобщить знания об основаниях, их составе, номенклатуре. Формировать понятие о реакциях обмена. Научить решать задачи
Воспитательные:
-Воспитывать умение работать индивидуально, в группах, воспитывать умение соотносить свои действия с план6ируемыми результатами, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей.
Развивающие:
-Развивать умение составлять формулы оснований, распознавать основания с помощью индикаторов, определять реакции обмена, называть основания.
-развивать логическое мышление
-развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Оборудование: растворы щелочей, соляной кислоты, медного купороса, хлорида железа,индикаторы.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Актуализация опорных знаний.
Задание:1. Осуществить превращения.
2.Написать уравнения реакций
3.Указать тип реакций
4.Сделать выводы о принадлежности к классам веществ.
Работа в группах ( три группы)
P P2O5 H3PO4
Mg MgO MgSO4
Na Na2O NaOH
В. В первом и третьем случаях оксиды реагировали с водой и результаты получились различные. Почему?
В:Воду можно записать по разному. Как?
Вывод: В строении воды можно выделить две составные части- водород и гидроксильная группа. В соединении оксида неметалла с водой водород поставлен на первое место, на второе - кислотный остаток.
В: Как называются такие соединения? (кислоты)
В: Понятно почему оксиды металлов называются кислотными? (им соответствуют кислоты)
В: В соединении оксида металла с водой составная часть воды попадает в формулу после металла, как она называетс? (гидроксильная группа)
В: В соединении оксида металла с водой образуются? (основания)
Вывод: Основаниями называются сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и гидроксильные группы.
В: Оксиды металлов можно назвать основными? (да)
Вывод: Каждому основному оксиду соответствует основание.
В: Что взято за основу этого соответствия?
В: Какое свойство неметаллов и металлов обязательно присутствует у элементов?. Она бывает постоянной и переменной (валентность).
В: Может ли быть у элементов с постоянной валентностью несколько оксидов? Гидроксидов?
Вывод: В оксиде и соответствующем гидроксиде валентность должна быть постоянной.
Задание: Установите соответствие между оксидом элемента и его гидроксидом.
Работа в группах:
1 группа. 2 группа: 3 группа.
1. Na2o a Fe (OH)3 1. SO3 a H2SO3 1. CI2O7 a Fe (OH)2
2. Fe2O3 b H2CO3 2. MgO b KOH 2. FeO b HCIO
3. BaO c NaOH 3. SO2 c H2Cr2O7 3. CI2O3 c Fe (OH)3
4. CO2 d Ba (OH)2 4. K2O d H2SO4 4. Fe2O3 d HCIO4
e H2SO4 e Mg(OH)2 e HCIO2
Задание: Посмотрите на таблицу растворимости и сделайте вывод: на какие две группы делятся основания. (нерастворимые и растворимые)
Работа с учебником: схема 7 страница 138.
В: Как называются растворимые в воде основания? (щёлочи).
В:На схеме есть ещё группа оснований, как называются основания образованные переходными элементами? (Амфотерные).
Приведите примеры амфотерных оснований.
В: Какой группе гидроксидов соответствует основание, если состоит из а) натрия и гидроксогруппы, б) бериллия и гидроксогруппы, в) железа и гидроксогруппы?
В: Как называются основания? а) металлов с постоянной валентностью? б) с переменной?
Вывод: После названия основания указывают валентность элемента.
Интрига: Можно ли отличить щёлочь от кислоты?
Демонстрационные опыты: демонстрируют ученики.
1ученик. В пробирку а) с кислотой, б) щёлочью капает РКС
2 ученик опускает лакмусовую бумажку.
Вывод: РКС и лакмус в кислотах красные, в щелочах - синие.
3 ученик испытывает растворы кислоты и щёлочи метилоранжем
4 ученик - фенолфталеином.
В: какой индикатор лучше всего подойдёт для определения щелочей?
Вывод: Фенолфталеин.
В: В склянках без этикеток оксид натрия и оксид серы. Как доказать в какой пробирке какой оксид? ( растворить в воде и проверить лакмусом)
Работа с учебником. На странице 137 прочтите разделы «Важная информация». Сделайте вывод о том, как нужно обращаться со щелочами.
В: Как можно получить щёлочь? (вода реагирует с активным металлом, вода реагирует с оксидом металла). Напишите уравнения реакций получения гидроксида калия.
Демонстрационный опыт: 1 ученик демонстрирует получение гидроксида меди реакцией обмена, 2 -гидроксида железа. Консультант пишет уравнения реакций, делает вывод о том, что такое реакция обмена.
Обобщение: В группах решают задачи: Металл реагирует с водой (металл выбирает группа). Определить массу, объём и количество вещества водорода, который образуется, если в реакцию вступает 4 моль вашего металла. 1 ученик пишет уравнение реакции, 2 - высчитывает количество вещества, 3- массу, 4 - объём.
Подведение итогов.