• Преподавателю
  • Химия
  • «Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода»

«Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода»

Технологическая карта урока.  Урок "открытия нового знания" Цели:Формировать  на предметном уровне системы знаний о веществе ( химическом элементе, атоме, молекуле ) УМК:  Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Планируемые образовательные результаты Предметные: l  Использовать умениесоставлять электронные формулы атомов элементов кислорода и серы; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Учитель Дьячук Е.Ю. учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Оха Сахалинская область

Предмет

химия

Класс


9

Тема урока

«Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода»


Тип урока

Урок "открытия нового знания"

Цели

  • Формирование на предметном уровне системы знаний о веществе ( химическом элементе, атоме, молекуле )

УМК

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Использовать умение составлять электронные формулы атомов элементов кислорода и серы; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;

  • самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;

  • наблюдать демонстрируемые опыты;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений.

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул;

применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

-познавательные: прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

  • проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;

  • оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;

  • руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Аллотропия, аллотропные модификации

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время



учителя

учащихся

1

Оргмомент

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



2

Актуализация знаний.


Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования

  1. из каких частей состоит атом любого химического элемента?

  2. От чего зависит величина положительного заряда ядра атома и как определить ее по таблице Д.И.Менделеева?

  3. Количество каких частиц в атоме определяет значение заряда ядра атома?

  4. В какой части атомного пространства располагаются электроны?

  5. Как по таблице Д. И. Менделеева определить количество внешних электронов в атомах элементов главных подгрупп?

Отвечают на вопросы

Выставляют оценку готовности к уроку.



Электронная периодическая таблица Д.И. Менделеева


10







3

Самоопределение к деятельности

Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Положение кислорода и серы в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.

Создание проблемной ситуации

Продолжая рассматривать вместе с учащимися особенности строения атомов элементов-халькогенов, точнее, электронное строение их внешнего энергетического уровня, составляем общую формулу: ns2np4

При далее :

  • Какая высшая валентность характерна для элементов семейства халькогенов (подгруппы кислорода)?

  • Для всех ли элементов семейства характерна валентность равная ᴠɪ?

Постановка учебной проблемы

Почему, в отличие от остальных представителей подгруппы, кислород не может проявлять валентность, равную ᴠɪ?

Доказательство и применение найденного решения

Задание. Приведите примеры соединений рассмотренных элементов с наиболее характерными степенями окисления.


  1. Строение простых веществ. Аллотропия.

Создание проблемной ситуации

Задание: сравните два вещества кислород и озон ( состав, физические и химические свойства, получение).

Постановка учебной проблемы

Как вы думаете, чем по отношению друг к другу и к химическому элементу кислороду являются данные простые вещества: кислород и озон?

Поскольку у учащихся нет необходимых опорных знаний, объясняю сущность явления, признаки которого ученики обнаружили на уроке. Формирую представление об аллотропии и аллотропных модификациях. Отмечаю обязательное условие, позволяющее говорить о каких-либо веществах как об аллотропных модификациях одного элемента (возможность превращения этих веществ друг в друга).

Доказательство и применение найденного решения

Рассказываю о том, что элементам подгруппы кислорода свойственна аллотропия: сера образует кристаллическую и пластическую модификации, селен- серую и красную модификации ( серый и красный селен).


Учащиеся ставят цель урока.

Строение атома кислорода

Строение атома серы

O+8)2)6

1s22s22p4

P - элемент

S+16)2)8)6

1s22s22p63s23p4

P - элемент


Учащиеся выявляют факт, требующий теоретического обоснования.

Учащиеся выдвигают гипотезу: в 8 классе они знакомились с семейством галогенов. Им помогают знания о том, что фтор в отличие от других галогенов, не проявляет высшей валентности, равной ᴠɪɪ. Опираясь на эти знания, они отвечаю на поставленный вопрос.


Учащиеся заполняют таблицу: сравнение свойств кислорода и озона.


Видеофрагмент CD «Подгруппа кислорода»














































fcior.edu.ru/card/5202/himicheskie-svoystva-i-primenenie-kisloroda.html

3-4

4

Работа по теме урока

а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные - планирование, прогнозирование.


Работа с учебником ( работа в группах)

Составление опорной схемы по теме урока



7


б) Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные - построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Составьте электронную формулу для элемента селена.

Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга.

Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи.

Сравните результаты записей с контрольными.

Работа в группах.


Проверка выполненной работы.









10



5

Первичное закрепление

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные - выбор оснований и критериев для сравнения.

Игра в «Крестики- нолики»

Сравните свои результаты с контрольными

Работа в парах

Проверка выполненной работы





5



6

Рефлексия

Регулятивные - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс - атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов.

Красный жетон - протоны - это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый - нейтроны - по данной теме у меня остались вопросы.

Желтый - электроны - недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.

Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?

Индивидуальная работа.



2-3


7

Подведение итогов урока

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные -рефлексия.

Личностные - смыслообразование, целеполагание.

  • Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?

  • Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са?

  • Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула?

  • В чем заключается причина сходства элементов, находящихся в одной группе?

Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.

Выполнение задания

Выводы





4-5

8.

Домашнее задание

Изучить текст учебника §7-8, упр.1-3 с 31

Подготовить презентацию или сообщение «Что такое озоновый слой и какое значение он имеет для жизни на земле?»



2


© 2010-2022