«Соединения кремния. Силикатная промышленность»

Самоанализ урока (по Т.И Шамовой):   1. Урок проведен в 9 классе, где обучается 10 человек, из них 5 учеников хорошисты. 2. Тема урока «Соединения кремния. Силикатная промышленность», урок средней сложности, проводится в «Неметаллы», двадцатый по счету, содержит опорные знания по теме «Кремний, соединения кремния». 3. Цели урока : - повторить основные свойства соединений кремния; - изучить отрасли силикатной промышленности ;            - понимать сущность производства; - воспроизводить формулир...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Васильевская ООШ

Ф.И.О. учителя: Кононова Людмила Константиновна

Класс: 9

Дата: 28 февраля 2015 года

Предмет: химия

Тема урока: «Соединения кремния. Силикатная промышленность»

Место урока в изучаемой теме: двадцатый урок по теме «Неметаллы», заключительный урок по теме неметаллы

Деятельностные цели:

- формирование способности к самоопределению;

- формирование умений работать в группах;

- тренировка способности к организации наблюдения;

- формирование способности к построению гипотезы и к экспериментальной проверке;

- формирование способности учащихся к действиям, связанным со структурой изученных понятий и алгоритмов;

- тренировка способности к построению умозаключения;

- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- тренировка способности оценивать свою деятельность.

Содержательные цели:

- повторить основные свойства соединений кремния;

- познакомиться с отраслями силикатной промышленности ; применение силикатов

- воспроизводить формулировки, понятия и термины, используя ключевые слова.

Цели урока:

Образовательные -

  1. Обобщить и систематизировать знания о соединениях кремния.

  2. Продолжить формирование навыков самостоятельного получения знаний по теме производства стекла, керамики и бетона.

  3. Сформировать навыки написания формул, отражающих состав стекла, керамики и бетона.

Развивающие-

  1. Совершенствовать умения работать с учебной литературой, применять собственный опыт в решении проблемных задач.

  2. Способствовать развитию мышления, умений выделять главное, применять известные алгоритмы в новых условиях.

  3. Создать условия для развития логического мышления при изучении производства различных химических материалов

Воспитательные -

  1. Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда.

  2. Тренировать способности к коммуникативному взаимодействию.

  3. Воспитать ответственное отношение к труду.

  4. Способствовать развитию чувства долга, ответственности, любознательности и интереса к предмету.

Личностные УУД: на основе знаний о соединениях кремния учащиеся осмысливают процесс производства в силикатной промышленности, применяют свои знания для формирования жизненного опыта.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи;

- составляют план и последовательность действий по изучению свойств изделий из соединений кремния;

- оценивают достигнутый результат.

познавательные УУД -

- выделяют качественные характеристики объектов, заданные словами и символами;

- выделяют и формулируют познавательную цель;

- анализируют условия и требования задачи;

- выделяют и формулируют проблему

коммуникативные УУД -

- умеют слушать и слышать друг друга;

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

- вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

- планируют общие способы работы;

- определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;

- устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать в конструктивном диалоге;

- демонстрируют способность устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

- развивают умение контролировать и оценивать свою работу и работу товарища

Форма проведения урока - урок-исследование.

Тип урока - урок применения знаний.

Используемые технологии - ИКТ, проблемное обучение, здоровье-сберегающие технологии, тестовая, групповая.

Методы, приемы работы: использование информационных технологий, эвристическая беседа, иллюстративно-наглядный метод, исследовательская деятельность,

Формы работы- работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технические средства обучения - проектор, компьютер.

Лабораторное оборудование - коллекции предметов из стекла, керамики, коллекция сырья для производства стекла, коллекция природных минералов, содержащих кремний.





Самоанализ урока: убрать

Самоанализ урока (по Т.И Шамовой):

1. Урок проведен в 9 классе, где обучается 10 человек, из них 5 учеников хорошисты.

2. Тема урока «Соединения кремния. Силикатная промышленность», урок средней сложности, проводится в «Неметаллы», двадцатый по счету, содержит опорные знания по теме «Кремний, соединения кремния».

3. Цели урока :

- повторить основные свойства соединений кремния;

- изучить отрасли силикатной промышленности ;

- понимать сущность производства;

- воспроизводить формулировки, понятия и термины, используя ключевые слова.

Цели урока реализуются через урок комплексного применения знаний со следующей структурой: организационный момент, актуализация знаний, целеполагание, изучение темы «Силикатная промышленность», рефлексия, домашнее задание.

Цели мотивируют учащихся к повышению познавательной и мыслительной активности. С целью выполнения задач урока привлекались методы - словесный, эвристическая беседа, наглядный метод, практическая работа (самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся), работа фронтальная, групповая, индивидуальная и прием - использование информационных технологий.

Условия задач и результаты решения содержат практически значимую информацию.

Эта информация тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.
Задачи посильны для учащихся данного класса.
Решение задач опирается на возможности, на комплекс знаний по разным предметам.
Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении и совершенствовании знаний.

Для усиления повышения мотивации в текстах задач и вопросов используются знакомые учащимся соединения, применяемые в практической деятельности людей, что усиливает связь учебных задач с реальной жизнью.

4.Этап содержит самостоятельную познавательную деятельность в виде практической работы. Дети работали активно, с интересом отвечали на вопросы, учились общаться. Главный этап подготовил учащихся к расширению знаний, подвел к обобщениям, выработанным учителем.

5.Заключительный этап урока - рефлексия, с помощью вопросов подвел учащихся к самооценке уровня понимания материала и собственного эмоционального состояния.

6.75% учащихся справились с работой полностью, остальные имели небольшие недочеты в написании уравнений реакций, ошибки в решении задач.

7.С целью дальнейшего повышения познавательной, мыслительной активности, воспитания научного мировоззрения, духовно-нравственных ценностей необходимо чаще использовать метапредметные связи.


Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Организаци- онный момент.

2 мин.

  1. Приветствие.

  2. Какую гр. Неметаллов мы сейчас изучаем?

  3. сегодня мы продолжим изучение темы неметаллы


Перед вами лежит рейтинговый лист группы, куда вы будете заносить свои оценки за этапы урока.

Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать кремний и его соединения.


  1. Подготовка рабочего места

  2. Класс делится на 2 варианта

Ученики отвечают в ходе фронтальной

работы.


Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся.

Акцентирование внимания на теме урока.


Актуализация знаний.

8 мин.


4мин



4 мин.













  1. Учитель:

Сначала пройдем небольшой тест Конверт 1.Приложение 1.

Не забывайте ,что перед вами всегда ПСХЭ Менделеева, таблица растворимости, которыми вы можете воспользоваться при поиске ответа.

Верно выполненное задание оцениваем -«3», одна ошибка- «2» , две-«1».

А теперь проверим свои знания при решении заданий, которые вы видите у себя на карточках.

Слайд 1.

На какой вопрос вы не смогли дать ответ? Почему вы не справились с последним заданием?

Как вы думаете, какую цель нам надо поставить на данный урок?

Что мы должны узнать сегодня?


Тема урока «Соединения кремния. Силикатная промышленность». Слайд 2.

Записываем тему в тетрадь.

Зачем нужна нам эта тема?


Взаимопроверка.

Передаем тетради соседу по парте , начинаем проверку .

Решение на экране через мультимедийный проектор, проверяем выполнение,

выясняя,что непонятно и вызывает сомнение .

Критерии оценки: «3»-нет ошибок,

«2»-1 ошибка,«1»- 2 ошибки.

Озвучьте свои оценки чтобы лидер группы занес их в рейтинговый лист.

На 4 вопрос.

Ученики участвуют в формулировке цели. Например: вспомнить, познакомиться с силикатами, рассмотреть образцы продукции силикатной промышленности.

Узнать где применяются силикаты, изучить процесс производства .

Записывают тему урока в тетрадь.

Актуализация знаний.

Выявление личного опыта уч-ся.

1 часть этапа:

Задача: установить прочность, глубину и осознанность ЗУН; формировать понимание связи проверяемых понятий с изучением нового материала; способствовать развитию речи, памяти ; воспитывать умение слушать,выбирать необходимую информацию , формировать навыки воспроизводить знания, применять их на практике.

Используется словесно - наглядный, зрительно - слуховой методы обучения: в процессе восприятия таблицы и схемы, развивается умение видеть и читать записи с условными обозначениями.


2 часть этапа.

Форма организации познавательной деятельности - групповая.

Выданная на парту карточка позволит активно работать в парах и провести
взаимопроверку при необходимой
помощи учителя, т.е. создается
атмосфера сотрудничества между
детьми , учителем и учениками.
Характер познавательной деятельности репродуктивный и частично - поисковый.

Учебная: задача: научить находить
неизвестное вещество по данным условиям, делать
умозаключения при выполнении
заданий . Воспитывается
ответственное отношение к труду,
развивается умение контролировать и оценивать свою работу и товарища.
При этом возникает соревновательный эффект - кто быстрее -заинтересованность в высокой оценке самостоятельной работы.

Оценка знаний осуществляется путем взаимоконтроля и выставления оценок самими учащимися , что способствует воспитанию уважения к труду, умению критически оценивать работу товарища ,чувство коллективизма ,честности .

Изучение нового материала

22 мин.






3 мин.






2 мин.






17 мин.

Проблема: перед вами стоят различные предметы, сегодня - это объекты вашего исследования. Как вы думаете, что может объединять выданные вам образцы?

Какие задачи мы должны решить, чтобы ответить на проблемный вопрос?

Слайд 3.

Состав силикатов.

Свойства силикатов.

Производство силикатов, применение продукции.

Делю класс на 3 группы.

Конверт 2.Задание 1

Познакомьтесь с предметами:

Образцами стекла, керамики и цемента.(кирпич,стекло бутылочное, оптическое-линза,лабораторное , фарфоровая чашка, статуэтка, цемент)

Внимательно рассмотрите их . охарект св-ва прочность, хрупкость, способность пропускать свет. Заполните таблицу 1. Приложение 2.

Образец

цвет

Прочность,

хрупк

Способность

пропускать свет

Состав

кирпич


фарфор


бетон


оконное стекло


1 этап изучения нового материала:

Какие свойства материалов мы рассмотрели - физические, а мы на каком уроке находимся?

Значит должны знать химический состав и химические свойства веществ, из которых наши образцы.

Задание 2.(Приложение 3)

Ознакомиться с природными силикатами. Перед вами природные материалы из которых созданы предметы - образцы силикатной промышленности.

  1. Кварц SiO2

  2. Кремнезём SiO2

  3. Песчаник SiO2

  4. Полевой шпат K2O x AL2O3 x SiO2

  5. Каолин AL2O3 x 2SiO2 x 2H2O

  6. Известняк CaCO3

Похожи ли эти образцы на предметы?

Значит человек каким то образом изменяет их и задает определенные свойства нужной продукции?

Физкультминутка

- А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

И ТАК:

Мы рассмотрели несколько экземпляров силикатов ,которые можно найти в природе, а современная промышленность выпускает намного больше образцов, поэтому я попрошу в тетрадь записать отрасли силикатной промышленности (стекло, керамика, цемент)

И ребята приготовили сообщения с помощью интернета, а вы должны зафиксировать в тетрадях изучаемый материал по плану (Приложение 3):

1. Время зарождения.

2. Состав продукции.

3. Этапы производства.

4. Перечень продукции.

1 группу поработать над вопросом - производство стекла.

2 группа - производство керамики.

А ребята из 3 группы- рассматривают производство цемента. Приложения 4,5,6.

Слайд 4.Отрасли силикатной промышленности.

Слайд 5. Таблица

Слайды 6,7,8. Картинки -стекло, керамика, цемент.

Закончить таблицы и обсудите записи 4 мин.

Передайте тетради в соседние группы (2) , проверьте - совпадают ли записи, все должно быть одинаково.

Ставим баллы 3 балла за 3 объекта.

Затем заносим в таблицу 1 колонку «Состав» и оцениваем заполнение таблицы 1. Ставим баллы 4 балла за 4 объекта.


Задание 4. Занести в таблицу 2 данные для различных видов продукции по плану.

Озвучьте оценку своей работы (3,2,1), чтобы лидер группы занес их в рейтинговый лист.


Какой вывод мы можем сделать?

Возможные ответы:

Одинаковый цвет,состав.

Это осколки.

То из чего изготовлены предметы.

Вещества не растворятся в воде.


Формируются 3 группы.

Здороваются.



Ребята быстро заполняют таблицу,поскольку подобные задания часто встречаются при изучении природных материалов -сырья для химического производства.









Отвечают на вопросы.











Дети получили опережающее домашнее задание по производствам силикатов.

С опорой на свои записи они рассказывают группе,

( Приложение 4- 6)





Отчет оформляется в виде краткого изложения материала по трем отделам силикатной промышленности по




Возможный вывод:

Силикатная промышленность важная составляющая экономики нашего государства. А её продукция широко используется в нашей жизни .

Задачи этапа:

обеспечить усвоение

свойств силикатов через самостоятельное

изучение свойств образцов, исходя из

индивидуальных особенностей

учащихся;

содействовать развитию и обогащению речи;

умений сравнивать, описывать свойства различных материалов;

создать условия для ответственного и усердного труда на основе отношений сотрудничества

между детьми, а также между

учителем и учениками.


Формы работы.

Фронтальная при создании проблемной ситуации,

с использованием словесно - наглядного

метода.

Характер познавательной деятельности:

учащихся проблемный и частично -

поисковый.

Привлечение учащихся к самостоятельному изучению веществ их свойств, достигается через задачу развития речи и обогащения словарного запаса,

развитие интеллекта через приемы умственной деятельности: анализа, сравнения, выделения главного - происходит развитие мышления, внимания и памяти.

Групповая работа позволяет быстро и эффективно методом, мозгового штурма выделить главное , упорядочить информацию ,схематически её записать.

Методы обучения:

аналитически -обобщающий.

Форма работы - групповая. Образовательная цель момента достигается разделением труда, а сотрудничество и взаимопомощь помогут избежать ошибок и создают ситуацию успеха и благоприятного психологического климата для каждого ученика, усилят значимость и вклад каждого в выполнение задания группы.

При обсуждении проблемы происходит прямое идейно -эмоциональное воздействие на всех учащихся, что позволяет поддерживать неослабевающий интерес к новым знаниям и умениям -важный стимул познавательной активности учащихся.

Индивидуальное пояснение перед всем классом обеспечивает выявление и исправление ошибок и неточностей в ответах через дополнения с мест, помогает слабым учащимся лучше осознать материал. Осуществляется активное обучение химическому языку: учащиеся говорят сами, слушают, исправляют неточности в речи выступающих . Развивается память, внимание, интерес к предмету
и рефлексия учащихся.

Формы работы:
групповая, фронтальная.

Методы: словесный, наглядный, практический,
проблемный, частично - поисковый,
репродуктивный.

Организация познавательной
деятельности: от незнания к знанию
через активное мышление.

Оценочная деятельность: ученик -ученик, учитель - ученик.

Закрепление изученного материала.

4 мин.

Конверт 3. Предлагается тест. Приложение 7.

Верно выполненное задание оцениваем -«3», одна ошибка- «2» , две-«1».

Слайд 9. Проверка теста 2.

Учащиеся выполняют задания теста

Возможные ошибки.

Перепутали названия веществ.

Исправляем ошибки при помощи наводящих вопросов учителя.

Рефлексия

4 мин.

1. Самостоятельная работа .

Предлагаю выполнить тестовое задание.

(Приложение 8) Слайд 10.

Времени на его решение отведено совсем немного,поэтому будем внимательны. Верите - правую руку не верите - левую

на слайд

  1. В состав оконного стекла входят…

  2. Реакция получения стекла…

  3. Сырьем для производства стекла служат…

  4. Глина состоит из…

  5. Цемент и бетон имеют одинаковый состав?

  6. В бетон добавляют наполнители - газ, щебень?

6 баллов

Ответы на вопросы: сверяем с доски.

Оцениваем свои ответы сами :

«3»-нет ошибок,

«2»-4 верных ответа,

«1»- 3 верных ответа.

Озвучьте свои оценки ,чтобы лидер группы занес их в рейтинговый лист.

Нарисуйте ваше настроение на сегодняшнем уроке. Смайлики.

Проблема решена что общего между кирпичем стеклом и бетоном?

Все это производные кремния и его соединений.

Ответы на вопросы: сверяем с доски.

Оцениваем свои ответы сами :

«3»-нет ошибок,

«2»-4 верных ответа,

«1»- 3 верных ответа.

Озвучьте свои оценки ,чтобы лидер группы занес их в рейтинговый лист.

1.Сверяют свои результаты

Большинство учащихся ответят на эти вопросы, поскольку имеют еще до урока представление об этих материалах.

Возможные ошибки:

Наугад поставлены ответы,не запомнили свойства,не смогли применить полученные на уроке знания.






Ответ:

Все это производные кремния и его соединений.







Рефлексивный анализ деятельности, самоконтроль, осознание плана действий, а в

Рефлексия учебной работы через самостоятельную работу.

Цель: Закрепление новых знаний,умений и навыков; сознательное и прочное усвоение ,воспитание таких качеств личности как самостоятельность,

организованность, ответственность за порученное дело.

Самостоятельная работа носит развивающий характер, т.к. ученик в полной мере реализует свои способности,память,мышление,воображение,внимание.

Деятельность индивидуально-обособленная с подбором дифференцированных заданий тестов, применение иллюстративного и частично-поискового метода.

Оценочная деятельность-рефлексия учебного труда,самоконтроль и контроль со стороны учителя.


Подведение итогов урока.

3 мин.

Подведение итогов урока.

Вот и подходит к концу наш урок, подведем итоги.

Какая, цель была у нас в начале урока?

Какие материалы вы узнали?

Оглянитесь,какие окружающие нас предметы изготовлены с использованием силикатов? Так чтоже объединяет все эти материалы?

А теперь вернемся к рейтинговому листу, где в начале урока вы ставили оценку готовности к уроку. Посмотрите налево на доску: перед вами критерии оценок ваших знаний в конце урока.

Пожалуйста, оцените себя и поставьте через дробь рядом с первой оценкой,

например: 3-2

Критерии оценок:

«3» - я удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я с пользой и хорошо поработал на уроке, я все понимал и получил заслуженную оценку.

«2» - урок был интересен, я принимал активное участие в работе, сумел выполнить ряд заданий, урок - полезен для меня. «1» - получил пользу от урока, хотя не все сумел выполнить, на уроке работал так, как мог.

Подсчитаем число баллов:

20-24 балла - оценка за урок «5»

16-19 баллов - «4»

13 - 15 баллов - «3»

Итак, сегодня мы плодотворно поработали, многое успели сделать, Хочется отметить, что вы стали применять в своих ответах химические понятия, ваша речь стала более научной, особенно при описании химических производств и материалов.

Мы познакомились с силикатной промышленностью и продукцией , которую она выпускает. Научились

определять состав и давать характеристику материалов.

Учащиеся пытаются проговорить названия продукции силикатной промышленности, которые увидели и узнали: Керамика,фарфор,майолика,

Стекло оптическое, стекло оконное,медицинское,

Цемент ,бетон.

Объединяет все эти предметы то,что они содержат в своем составе осид кремния.

Возможные ошибки:

Затруднились назвать некоторые материалы.

Дали неточные названия материалам.

Не узнали их.

Фронтальный опрос - итог со словесным методом обучения, с целью подведения итога урока через умение

воспроизводить формулировки, понятия и термины , используя ключевые слова.

Домашнее задание.

2 мин.

5.Домашнее задание

Дифференцированое. Слайд 11

Для того ,чтобы следующий урок прошел успешно, к нему надо хорошо подготовиться.

Задание на дом

3 группе: выучить материал п.30 и записи в своих тетрадях ,выполнить упр.№4 «а».

2 группе: выучить п. 30 и записи в своих тетрадях ,решить задачу № 4 «а» и «б»

1 группе: выучить п. 30 и записи в своих тетрадях , составить условие задачи по данной теме и решить задачу № 3.

Прочитайте задания ,вызывают ли они затруднения?
Всем спасибо за урок. До свидания

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Обычно задачи подобного типа не вызывают особых затруднений у большинства учащихся.

Ребята задают вопросы,

учитель поясняет

Задачи: сообщить учащимся домашнее задание,разъяснить его выполнение ,используя дифференцированные задания,исходя из способностей учащихся.

Способствовать развитию чувства долга,ответственности,любознательности и интереса к предмету.

Разноуровневое задание способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.

Приложение 1.



Проверочный тест 1

Вариант I

Вариант II

1.У атома кремния и углерода:

  • Одинаковый радиус атома

  • Одинаковое число электронов

  • Одинаковое число электронов

на внешнем уровне

  • Одинаковое число электронных слоев.

1.У атома кремния и углерода:

1. Одинаковый радиус атома

2. Одинаковое число электронов

3. 5 электронов на внешнем уровне

4.Разное число электронных слоев.

2.Соли кремниевой кислоты называют:

  • Силикаты

  • Карбонаты

  • Сульфаты

  • Нитраты

2.Соли угольной кислоты называют:

  • Силикаты

  • Сульфаты

  • Карбонаты

  • Нитраты

3.В какой строке все соединения карбонаты:

  • CaO, MgCO3, HCl

  • Na2CO3, CaCO3, Li 2CO3

  • ZnO, HBr, NaCl

  • Na2SiO3, CaSiO3, Li 2SiO3

3. В какой строке все соединения силикаты:

1. Na2SiO3, CaSiO3, Li 2SiO3

2. ZnCl, HBr, NaBr

3. BaO, MgCO3, HCl

4. Na2CO3, CaCO3, Li 2CO3

4..Составтугоплавкогостекла:

  • K2O·CaO·6SiO2

  • K2O·PbO·6SiO2

  • Na2O·CaO·6SiO2

  • MgO

4..Составобычногооконногостекла:

1.Na2O·CaO·6SiO2

2.K2O·CaO·6SiO2

3.K2O·PbO·6SiO2

4. CaO


Проверка

Вариант 1 Вариант 2


  1. 3 1. 4

  2. 1 2. 1

  3. 2 3. 3

  4. 1 4. 1












  1. Кварц SiO2

  2. Кремнезём SiO2

  3. Песчаник SiO2

  4. Полевой шпатK2O x AL2O3 x SiO2

  5. КаолинAL2O3 x 2SiO2 x 2H2O

  6. Известняк CaCO3


  1. Кварц SiO2

  2. Кремнезём SiO2

  3. Песчаник SiO2

  4. Полевой шпатK2O x AL2O3 x SiO2

  5. КаолинAL2O3 x 2SiO2 x 2H2O

  6. Известняк CaCO3


  1. Кварц SiO2

  2. Кремнезём SiO2

  3. Песчаник SiO2

  4. Полевой шпатK2O x AL2O3 x SiO2

  5. КаолинAL2O3 x 2SiO2 x 2H2O

  6. Известняк CaCO3


  1. Кварц SiO2

  2. Кремнезём SiO2

  3. Песчаник SiO2

  4. Полевой шпатK2O x AL2O3 x SiO2

  5. КаолинAL2O3 x 2SiO2 x 2H2O

  6. Известняк CaCO3



  1. Кварц SiO2

  2. Кремнезём SiO2

  3. Песчаник SiO2

  4. Полевой шпатK2O x AL2O3 x SiO2

  5. КаолинAL2O3 x 2SiO2 x 2H2O

  6. Известняк CaCO3




Приложение 2.

Задание. Внимательно рассмотрите и опишите образцы продукции.

Таблица 1.

Образец

Цвет

Прочность,

хрупк

Способность

пропускать свет

Состав

кирпич


фарфор



бетон


оконное стекло







Приложение Таблица 2

Изучив дополнительный материал ,заполните таблицу:

Виды производства

Время зарожде-ния

Состав продукции

Этапы производства

Перечень продукции

«Производ-ство стекла»




Производс-тво керамики




Производ-ствоцемета





Изучив дополнительный материал ,заполните таблицу:

Виды производства

Время зарожде-ния

Состав продукции

Этапы производства

Перечень продукции

«Производ-ство стекла»


Производс-тво керамики


Производ-ствоцемета





  1. Основой обычного стекла являются силикаты натрия и кальция, Na2O*CaO*6SiO2. Сырье для его производства - сода Na2CO3, известняк СаСО3 и песок SiO2. Исходные вещества нагревают в специальных ваннах до температуры 1500 С и некоторое время выдерживают для удаления газов ( СО2, SO2, паров воды). Основные химические процессы:

Na2CO3+ СаСО3+ 6SiO2=2CO2↑ + Na2O*CaO*6SiO2

провар шихты, осветление (удаление мелких пузырьков газа), студка - осторожное охлаждение, формовка

.


  1. смешение глины и воды (тесто); формирование предмета; сушка; обжиг в печах.

глина nAl2O3·mSiO2


  1. обработка сырья; 2) приготовление керамической массы; 3) формование и сушка массы; 4) обжиг: 3AL2O3 · 2SiO2 ·2H2O = 3AL2O3 · 2SiO2 + 4SiO2+ 6H2O; 5) отделка изделий.


  1. Для получения цемента используют известняк и глину, которые спекают. Эти вещества тщательно перемешивают и обжигают в цилиндрических печах, длина которых более 200 м. , а в поперечнике 5 м. Смесь загружают в верхний конец печи, и пересыпаясь она движется вниз навстречу потоку раскаленных газов продуктов сгорания, вдуваемого через форсунку топлива. При этом из известняка выделяется углекислый газ, из глины вода, а оставшиеся оксиды кальция, алюминия и кремния образуют силикаты, составляющие цемент, вещества спекаются в виде кусков. Это клинкер, его размалывают до тонкого порошка и упаковывают в мешки. При смешивании цемента с водой получается цементное тесто, для получения бетона к нему добавляют песок и щебень. Железобетон получается при введении в бетон стального каркаса, его применяют в строительстве.

Химизм процесса: AL2O3 · 2SiO2 ·2H2O (t) =AL2O3 · 2SiO2 + 2H2OСаО + SiO2( t) = СаSiO3

3СаО + Al2O3 (t) = 3СаО* Al2O3

Обычный цемент называют силикатоцементом CaO∙Al2O3∙SiO2

Приложение 4.

Стекло.

"Пою перед Тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но стеклу"
М.В. Ломоносов

Учитель: в природе существует стекло вулканического происхождения - обсидиан. Открыто стекло очень давно. Достоверно известно, что еще в IV тысячелетии до н. э. в некоторых странах Востока умели выплавлять стекло. Имя его открывателя, естественно, неизвестно.

Популярна легенда о случайности этого открытия: о моряках, обложивших комками соды разведенный на песке костер, и найденных на этом месте блестящих камушках - каплях, образовавшихся из сплавившихся песка и соды. Доля истины в легенде есть. Стекло действительно варят из нескольких компонентов. Основа - песок и сода (либо поташ).

Какова формула речного песка, соды, поташа? Составим уравнения реакций, лежащих в основе производства стекла Сырье: смесь исходных веществ (шихта): песок SiO2 , сода Na2CO3 (либо поташ - K2CO3), известняк CaCO3 .

Химизмпроизводства:

Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2
CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2

Охарактеризуйте данные реакции (реакции гетерогенные, необратимые, эндотермические).

Образовавшиеся силикаты натрия и кальция сплавляют с песком, который берут в избытке.

Na2SiO3 + CaSiO3 + 4 SiO2 = Na2O · CaO · 6SiO2.

Варят стекло в течение нескольких часов в ванных печах непрерывного действия. Размер "ванны" таков, что самому крупному киту было бы в ней просторно. Процесс варки стеклоделы делят на три стадии: провар шихты, осветление (удаление мелких пузырьков газа), студка - осторожное охлаждение.

Расплавленное стекло при охлаждении твердеет не сразу, а постепенно, образуя вязкую послушную массу. Благодаря этому свойству стекло подвергается формовке. Для формовки стеклянных изделий применяют: выдувание (ручным способом или стеклодувные машины), (посмотрите на эту вазу, изготовленную ручным способом на Первомайском стекольном заводе); прессование (пуговицы, тарелки); прокатка (зеркальное стекло); вытягивание (листовое стекло). Важным шагом на пути разработки механизированного способа было изобретение бельгийца Фурко (демонстрация слайда. Он предложил положить на поверхность расплавленной массы керамический брус ("лодочку") с продольной щелью. Керамика легче расплавленной стеклянной массы, и поэтому "лодочка" плавает на поверхности. Если нажать на нее, то расплавленная масса выдавливается из щели. На нее опускают "приманку" и тянут вверх. Толщина листа зависит от скорости подъема и скорости охлаждения листа.

Вспомните, на какие группы делятся вещества по строению? (кристаллические и аморфные)

Молекулы в любой жидкости расположены беспорядочно. При охлаждении стекла, оно затвердевая, сохраняет эту неупорядоченную структуру, какая была в расплаве. Сточки зрения физика стекло - это "твердая жидкость".

Итак, стекло это сплав каких веществ? Какого строения? (Na2O · CaO · 6SiO2., вещество аморфного строения)

Помимо "обычного" - силикатного стекла, изготовляют и многие другие сорта. Так, есть стекло на основе В2О3, Р2О5, GeО2. Их называют боратными, фосфатными, германатными.

Сорта силикатного стекла (по назначению):

Учащиеся записывают в тетради

  • Оконное (натриевое) стекло Na2O·CaO·6SiO2.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на оконное стекло в нашей школе, точнее на разбитое стекло окон школы, теплицы. Разбитое стекло - это впустую затраченные миллионы тонн добытого в карьерах песка и мела, полученной на химических заводах соды, огромное количество напрасно сожженного в стекольных печах топлива, даром израсходованной электроэнергии, пущенного на ветер драгоценного человеческого труда. Разбитое стекло - это и твердые бытовые отходы, засоряющие окружающую среду.

  • Бутылочное или посудное стекло Na2O·CaO·6SiO2 с примесью Al2O3

  • Химическое тугоплавкое K2O·CaO·6SiO2, твердое и не такое пластичное, но зато обладает сильным блеском.

  • Медицинское кварцевое стекло (из чистого песка SiO2). Посуду, изготовленную из него можно накалить добела, бросить в холодную воду и оно не потрескается, пропускает УФ лучи.

Где применяется такое стекло? (кварцевые лампы в медицине).

  • Хрустальное стекло (свинцовое стекло) K2O·PbO·6SiO2 (весьма тяжелое, сильно преломляет свет и хорошо полируется). Красота хрустальных изделий зависит от мастерства их отделки (демонстрация хрустальной посуды, слайды

  • Оптическое стекло (состав такой же, как у хрустального) для изготовления линз и призм, в котором недопустимо пузырьков газа. Оптическое стекло - окно в мир. В макромир, во Вселенную вглядываются стеклянные глаза телескопов. В микромир можно заглянуть через глазок микроскопа.

  • Фотохромное стекло (боросиликатные стекло В2О3 с равномерным включением кристалликов хлорида серебра, изменяет цвет и прозрачность в зависимости от освещения. Эффект потемнения и просветления вызван обратимым переходом ионов серебра в нейтральное состояние. Выделение атомарного серебра приводит к потемнению стекла) (демонстрация слайда Защитное стекло (защищает от УФ, инфракрасных, чрезмерно ярких видимых лучей). Используется при сварочных работах, в металлургии.

  • Зеркальное стекло (историю зеркального стекла узнаем из сообщения учащегося "Подсказка алхимиков", "Привычные мелочи";

  • Художественное цветное стекло. Цветное стекло, по словам М. В. Ломоносова, было главным его увлечением. Он сварил более четырех тысяч опытных стекол. Эти работы легли в основу заводских методов получения прозрачных и непрозрачных цветных стекол. В своей мастерской Ломоносов с помощниками создал около 40 мозаик (сохранились 23 мозаики), из которых наиболее знамениты: "Нерукотворный Спас", портрет Петра I, "Полтавская баталия" (42м2) (демонстрация слайда), ныне находящиеся соответственно в Историческом музее, Эрмитаже и в Российской Академии наук.

Для окрашивания стекла в стекломассу вводят различные оксиды, так FeO, Cr2O3 придают стеклу зеленый цвет (дем. цветной посуды, собранной учащимися), CoO - синий, MnO2 - фиолетовый, соединения золота и меди, которые в процессе варки стекла восстанавливаются до металлов, красный цвет (рубиновое стекло Кремлевских звезд) (демонстрация слайда .

  • Армированное стекло, внутри которого металлическая сетка (дем. школьной коллекции).

Как вы считаете, каково значение этой сетки? (Это безопасное стекло, при ударе не рассыпается, обладает противопожарной безопасностью, так как от пламени такие стекла не высыпаются из рамы, а растрескиваются.В результате нет сквозняков раздувающих огонь).

  • Стекловолокно (как это ни странно, хрупкое стекло становится гибким и прочным, когда его превращают в тонкую нить), стекловата и стеклоткань (несгораемая ткань для пошива одежды пожарных и электросварщиков, театральных занавесей, драпировок, декораций, тепло и электроизоляционные ленты)

  • Стеклопластик (стекло + пластмасс). Триплекс - лист пластичной пленки с двумя листами стекла, прочно соединенных склеивающим составом. При ударе на триплексе образуются многочисленные радиальные и концентрические трещины, но не осколки.

Где используется это стекло, и какое значение имеет то, что при ударе не образуются осколки?(Используется для остекления автомобилей. Это резко снижает возможность ранения осколками стекла пассажиров).

  • Пеностекло - пористый строительный материал, представляющий собой стеклянную массу, пронизанную многочисленными пустотами. Оно обладает тепло- и звукоизоляционными свойствами, небольшой плотностью (не тонет в воде), высокой прочностью, сравнимой с бетоном. Для изготовления пеностекла используют стеклянный бой и различные отходы стекольного производства.

И это далеко не весь список используемых сортов стекла.






Приложение 5 .

Керамика.

Что является сырьем для керамических изделий? (глина nAl2O3·mSiO2).

И действительно, керамика от греческого "керамос" - глиняная посуда. Керамическая промышленность одна из самых древних на Земле (гончарное ремесло). Еще в глубокой древности (с эпохи неолита - 8-3 тысячелетия до н. э.) было обнаружено свойство глины, приобретать твердость и прочность после обжига в огне. Керамические изделия делятся на грубые (строительные материалы - кирпич, облицовочные плиты, черепица; канализационные и дренажные трубы) и тонкие (предметы быта - посуда и фаянс).

Основные стадии: смешение глины и воды (тесто); формирование предмета; сушка; обжиг в печах.

Кирпич - ровесник цивилизации. Его изготовляли и использовали для строительства еще в Древнем Египте и Вавилоне.

Когда-то изготовление кирпича было очень тяжелой работой. Сначала босыми ногами месили глину, потом вручную придавали ей форму кирпича и обжигали в печах при высокой температуре. Производство кирпича в наше время механизировано. Какие вы знаете виды кирпича?

Виды кирпича:

  • Красный глиняный кирпич. Красная окраска обусловлена наличием в глине оксида Fe2O3.

  • Пустотелый кирпич, т.е. имеющий внутри полости определенной формы. Не теряя свои теплоизоляционные свойства, такой кирпич позволяет уменьшить массу жилого здания на 30-40%.

  • Силикатный кирпич (светло-серого цвета). Сырьем для него служат известь и кварцевый песок. Этот кирпич обладает меньшей морозостойкостью, не выдерживает длительного воздействия высоких t? (нельзя для кладки печей). Используется в качестве стенового материала для возведения надземных частей зданий.

К ценным керамическим материалам относят и фаянс. Чем же фаянс отличается от фарфора, узнаем из сообщения учащегося Фарфор.

Фарфор - самая благородная керамика. Это материал, состоящий из глины, кварца и полевого шпата. Изделия отличаются высокой прочностью, тонкостью, белизной (хотя существует и черный фарфор, а совсем недавно освоена технология получения цветного фарфора - голубого и розового), просвечиваемостью (прозрачностью), долговечностью, химической стойкостью, яркостью росписей(обратите внимание на фарфоровую чашечку 1935г. из семейной коллекции учащейся 8 кл. Усовой А.). Фарфор - изобретение китайцев. Первые изделия из фарфора относятся к VII веку. В средние века китайские мастера делали славящиеся на весь мир фарфоровые фонари, которые светились, если внутри зажечь огонь.

  • Твердый фарфор - с небольшим содержанием полевого шпата (плавня) и обжигаемый при температуре 1380-1460оС.

  • Мягкий фарфор - с повышенным содержанием полевого шпата (плавня) и обжигаемый при температуре 1200-1280оС. К мягкому фарфору относится костяной фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой степенью белизны и просвечиваемости и большой декоративностью. В нашей стране изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.

Фарфоровые изделия росписывают красками. Роспись бывает подглазурная (выдерживает tо обжига, но палитра красок небольшая) и надглазурная (tо обжига небольшая, палитра красок значительно шире, но они стираются с черепка при долгом употреблении) Полюбуемся иллюстрациями изысканных фарфоровых изделий, хранящихся в Государственном Эрмитаже












Приложение 6.

Цемент

Производство цемента.

Слово "цемент" происходит от латинского "цементум", что означает битый камень. Цемент - собирательное название различных порошкообразных вяжущих веществ, способных при смешении с водой образовывать пластическую массу, приобретающую со временем камневидное состояние.

Первый цемент был открыт во времена Римской империи. Примерно в это же время жители Древней Руси заметили, что устойчивость к воде придает извести измельченная обожженная глина.

Одним из наиболее распространенных промышленных цементов является портландцемент. Послушаем сообщение учащегося и посмотрим по этой теме.

Наименование цемента

Основные свойства

Где применяется

Портланд-цемент

Цементное тесто, растворы и бетоны способны затвердевать под водой. Основную прочность приобретает за месяц твердения.

В дорожных, гидротехнических и промышленных сооружениях, в конструкциях, подверженных действию атмосферных условий.

Портланд-цемент с гидравлическими добавками (пуццолановыйпортланд-цемент)

Твердеет более медленно, чем портланд-цемент. Бетон на этом цементе более водоустойчив и плотен, но легче разрушается от действия мороза.

В подводных и подземных частях гидротехнических сооружений, мостов, труб и др.

Шлаковый портланд-цемент (шлакопортланд-цемент)

Те же свойства, что и у пуццоланового портланд-цемента.

Там же, где портланд-цемент, атакже в обычных конструкциях промышленных сооружений.

Пластифицированный портланд-цемент

По сравнению с портланд-цементом дает более подвижные бетонные или растворные смеси.

Там же, где и обычный портланд-цемент.

Гидрофобный портланд-цемент

Устойчив к хранению в сырых условиях.

Там же, где и обычный портланд-цемент.

Смешанные цементы (состоят из портланд-цемента и минеральных добавок или из местных вяжущих материалов: извести, шлаков)

Имеют пониженную прочность и морозостойкость.

Для строительных растворов и бетона невысокой прочности.

Расширяющийся цемент

Обладает способностью увеличивать объем при твердении.

Для восстановления поврежденных железобетонных конструкций, для водонепроницаемых штукатурок.

Глиноземистый цемент

Быстро твердеет, выделяет большое количество тепла при твердении. Стоек в растворах гипса и других солей (кроме сернокислого натрия и щелочей). Не выдерживает температур выше 30° С при затворении и в первые сроки твердения.

Для аварийных работ, в строительстве сооружений в агрессивных водах.

Бетон-искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердевания бетонной смеси, состоящий в отдозированных в определённом соотношении гидротационных вяжущих веществ (цементирующих), мелких (песок) и крупных (щебень, гравий) заполнителей, воды и в необходимых случаях добавок.

Цемент. При приготовлении бетонной смеси применяемый вид цемента и его марка зависят от условий работы будущей бетонной конструкции или сооружения, их назначения, способов производства работ.

Вода. Для приготовления бетонной смеси применяют обычную питьевую воду, не содержащую вредных примесей, препятствующих твердению цементного камня. Запрещается применять для приготовления бетонной смеси сточные, производственные, или бытовые воды, болотные воды.

Мелкий заполнитель. В качестве мелкого заполнителя применяют природный или искусственный песок. Перед добавлением доставки в Москву бетонную смесь, песок обычно промывают, чтобы содержащиеся в нем примеси и пыль не ухудшали свойства бетона. Размер зёрен от 0,14 до 5 мм истинная плотность более ρ>1800кг/м3. Искусственный песок получают путём дробления плотных, тяжёлых горных пород. При оценке качества песка определяют его истинную плотность, среднюю насыпную плотность, межзерновуюпустотность, влажность, зерновой состав и модуль крупности. Крупный заполнитель. В качестве крупного заполнителя бетонной смеси применяют природный или искусственный щебень либо гравий с крупностью зёрен от 5 до 70мм. Щебень - обычно искусственный рыхлый материал с неокатанными шероховатыми зёрнами, получаемый путём дробления горных пород, крупного природного гравия или искусственных камней. Для определения пригодности щебня необходимо знать: истинную плотность горной породы, среднюю плотность щебня, среднюю насыпную плотность щебня, относительную межзерновуюпустотность и влажность щебня Гравий - рыхлый природный материал с окатанными, гладкими зёрнами, образовавшийся в процессе физического выветривания горных пород. К гравию предъявляют те же требования что и к щебню.

Добавки. Введение добавок в цемент, растворную или бетонную смесь является простым и удобным способом повышения качества цемента, растворного камня и бетона. Позволяющим значительно улучшить не только их свойства но и технические, эксплуатационные показатели. Добавки используют при производстве вяжущих веществ, приготовлении строительных растворов и бетонных смесей. Они позволяют изменить качество бетонной смеси и самого бетона Москвы; воздействуя на удобоукладываемость, механическую прочность, морозостойкость, трещиностойкость, водостойкость, водонепроницаемость, теплопроводность, стойкость к окружающей среде.

Приложение 7.



Проверочный тест 2

Вариант I

Вариант II

1.Сырье для производства натриевого стекла:

  1. K2CO3

  2. SiO2

  3. Na2CO3

1.Сырье для производства калиевого стекла:

  • K2CO3

  • SiO2

  • Na2CO3

2.Состав тугоплавкого стекла:

  1. K2O·CaO·6SiO2

  2. K2O·PbO·6SiO2

  3. Na2O·CaO·6SiO2

2.Состав обычного оконного стекла:

  • Na2O·CaO·6SiO2

  • K2O·CaO·6SiO2

  • K2O·PbO·6SiO2

3.Бетон - смесь:

  • щебня, песка

  • щебня, песка, мела

  • щебня, песка, цемента

3.Цемент в переводе с латинского:

1. глина

2. речной песок

3. битый камень

4.Крамика в переводе с греческого:

1.речной песок

2.глина

3.битый камень

4.полевой шпат

4.Родина фарфора:

1. Россия

  • Италия

  • Германия

  • Китай



Проверка:

1 вариант 2 вариант


  1. 2,3 1. 1.2

  2. 1 2. 1

  3. 3 3. 3

  4. 2 4. 4


Приложение 8.

1. Верно - не верно?

  1. В состав оконного стекла входят -SiO2Na2OCaOPbO2

  2. Реакция получения стекла- SiO2 + Na2 CO3+ CaCO3

  3. Сырьем для производства стекла являются- речной песок, известняк, сода.

  4. Глина имеет примерную формулу- Al2O3

  5. Цемент и бетон имеют одну формулу .

  6. В цемент добавляют наполнители - газ, щебень и др..

Ключ : -, +, +, +, -, +




Приложение 9.

Рейтинговый лист 1 группы

Задания

Астахова Дарья

Бабкин Сергей

Дерюгина Дарья

Исходные знания. Проверочный тест 1

Производство силикатов - заполнение таблицы


Самостоятельнаяи групповая работа «Ознакомление с природными силикатами и видами продукции силикатной промышленности».


Закрепление. Проверочный тест 2


Рефлексия /самостоятельная работа/ Верно-неверно.

Итоговая оценка

14-16 баллов -«5»

11-13 баллов - «4»

9-10 баллов - «3»

Рейтинговый лист 2 группы

Задания

Маркина Катя

Васильев Андрей

Астафьев Никита

Хорина Дарья

Исходные знания. Проверочный тест 1


Производство силикатов - заполнение таблицы


Самостоятельная и групповая работа «Ознакомление с природными силикатами и видами продукции силикатной промышленности».


Закрепление. Проверочный тест 2


Рефлексия /самостоятельная работа/ Верно-неверно.


Итоговая оценка


14-16 баллов -«5»

11-13 баллов - «4»

9-10 баллов - «3»






Рейтинговый лист 3 группы

Задания

Попова Катя

Кириллин Вадим

Бурмистрова Марина

Исходные знания. Проверочный тест 1

Производство силикатов - заполнение таблицы


Самостоятельная и групповая работа «Ознакомление с природными силикатами и видами продукции силикатной промышленности».


Закрепление. Проверочный тест 2


Рефлексия /самостоятельная работа/ Верно-неверно.

Итоговая оценка

14-16 баллов -«5»

11-13 баллов - «4»

9-10 баллов - «3»

49


© 2010-2022