Рабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 классРабочая программа по учебной дисциплине Химия 8 класс





ПРИНЯТО

на педагогическом совете школы

Протокол № 14 от 28.08.15



УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ «СОШ №3»

__________ Н.В. Мочалова

Приказ № 100/1 от28.09.15






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ХИМИИ


Класс - 8, основное общее образование

Количество часов - 68 Уровень - базовый

Учитель - Кирилова Виктория Владимировна





Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян.Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Дрофа, 2010).










Пояснительная записка

Рабочая программа по химии разработана на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 г);

-авторской программы О.С.Габриеляна М. Дрофа,2008 г.;

-регионального базисного учебного плана для ОУ Вологодской области (утвержден приказом департамента образования Вологодской области №574 от 31.03.2005 г. с последующими изменениями);

-учебного плана МОУ «СОШ №3»

Используется учебник «Химия». 8 класс. Автор: О.С. Габриелян. М., Дрофа, 2010 г. (соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в текущем учебном году).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Цели изучения химии:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  • Сформировать знание основных понятий и законов химии

  • Воспитывать общечеловеческую культуру

  • Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебныхумений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа

жизни.

В авторскую программу О.С. Габриеляна внесены некоторые изменения:

1. В тему «Введение» перенесена практическая работа №1«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

2.В тему «Соединения химических элементов» перенесена из темы №5 «Практикум № 1» практическая работа «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».

3. В тему «Изменения, происходящие с веществами» перенесены из темы №5 «Практикум №1» практические работы «Анализ почвы и воды», «Наблюдение за горящей свечей» и «Признаки химических реакций».

4. В тему «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» перенесены из темы №7 «Практикум №2» практические работы «Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца», «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и «Решение экспериментальных задач»

Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Программой предусмотрено:

Контрольных работ - 5

Практических работ - 8




Учебно - тематический план

8 класс

Разделы, темы

Количество часов

Из них

Рабочая прогр.

Авторская программа

Рабочая программа

Практ. работы

Контр.работы

1

Введение

4 ч.

6 ч.

1 ч.


2

Атомы химических элементов.

10 ч.

10 ч.


1 ч.

3

Простые вещества

7 ч.

6 ч.


1 ч.

4

Соединения химических элементов

12 ч.

12 ч.

1 ч.

1 ч.

5

Изменения, происходящие с веществами

10 ч.

12 ч.

3 ч.

1 ч.

6

Практикум №1. Простейшие операции с веществом

5 ч.

5 пр/р

-




7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18 ч.

22 ч.

3 ч.

1 ч.

8

Практикум №2. Свойства растворов электролитов

2 ч.

2 пр/р

-


-.


ИТОГО:

68 ч., из них- 7 ч. пр/р

68 ч.

8 ч.

5 ч.










Содержание тем учебного предмета химии 8 класса

Введение (6 часов)

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 1.Атомы химических элементов (10 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (6 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3.Соединения химических элементов (12 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Практическая работа №2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Тема 4.Изменения, происходящие с веществами(12 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды»

Практическая работа №4 «Наблюдение за горящей свечей».

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций».

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Тема 5.Растворение. Растворы.Свойства растворов электролитов

(22 ч.)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Практическая работа №6 «Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

Практическая работа №7 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

Практическая работа №8 «Решение экспериментальных задач».

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).









Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса,

обучающихся по авторской программе О.С. Габриеляна

В результате изучения химии ученик 8 класса должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, растворы кислот и щелочей;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.








































Перечень учебно-методического обеспечения кабинета химии

1. Приборы и аппараты:

-аппарат для проведения химических реакций

-аппарат Киппа

-газометр

-прибор для демонстрации газовых законов

-прибор для опытов с электрическим током

-термостат

-шкаф сушильный

- колбонагреватель

2. Модели и измерительные приборы:

-модель конвертора

-модель для синтеза аммиака

- модель электролизера

-модели атомов

-ареометры

-термометры

-весы

3. Коллекции:

-коллекция пластмасс и изделий из них

- коллекция металлов и сплавов

- коллекция минералов и горных пород

- коллекция редких металлов

4.Наборы по химии:

-набор щелочных металлов

- набор НДПХ

-НПУ для нагревания пробирок

5. Посуда химическая:

- цилиндры мерные

-колбы конические

-колбы круглые

-стаканы

-воронки

-фарфоровые чашки

-ступки

6.Наборы реактивов:

Наиболее часто используемые :

1)Простые вещества: медь, натрий, кальций, магний, железо, цинк;

2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;

3)кислоты: серная, соляная, азотная;

4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;

6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

7. Портреты великих химиков

8. Таблицы:

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

- таблица растворимости

-ряд напряжений металлов

- ряд электроотрицательности

-набор таблиц по неорганической химии.












































Список литературы (основной и дополнительной)

Для учителя:

Основная литература

1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2008

2. Габриелян О.С. Химия-8.Москва. Дрофа. 2010

3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Методическое пособие. М. Дрофа.2005

4. Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Химия. 8 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.C. Габриеляна M. Дрофа. 2008

5.Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8классе. Дидактические материалы. М. Блик.2008

6.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. М. Дрофа. 2005



Дополнительная литература

1.1С: репетитор - химия

2.Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс

3.Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ (неорганическая химия)

4.Мультимедийный курс на CD-ROM Химия 7-11

5.Химические интернет-ресурсы (Химоза, занимательная химия , ЕГЭ сеть творческих учителей, сайт М.А.Ахметова)

Для учеников

1. Габриелян О.С. Химия-8.Москва. Дрофа. 2010

2.Химические интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)








Приложение 1

Календарно-тематический план по химии (8 класс) 68 час.

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Урок конт-роля

Практичес-кая часть

Домашнее задание

1.Введение (6ч.)

1.

1.1

Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по ТБ.

§1,

упр. 3,6,9 (п)

2.

1.2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

§2, упр. 3,4 (п), подготовить сообщения на тему «Краткий очерк истории развития химии»

3.

1.3

История развития химии.

§3, упр. 4 (п), составить кроссв. на тему «История развития химии»

4.

1.4

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

§4, упр. 5 (п).

5.

1.5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

§5, упр. 6-8 (п)

6.

1.6

Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Правила ТБ при работе в химическом кабинете».

Практичес-кая работа №1

§1-5 (повт.),

оформить пр.р.

2.Атомы химических элементов (10ч.)

7.

2.1

Основные сведения о строении атомов.

Д. модели

х.э.

§6, упр. 3,5 (п)

8.

2.2

Изотопы как разновидности атомов химического элемента.

§7, упр. 4,6 (п)

9.

2.3

Строение электронных оболочек атомов

§8, упр. 1(б,в), 2(б), 3 (письм)

10.

2.4

Периодическая система химических элементов и строение атомов.

§9 стр. 53-55, выучить таблицу на стр.55, упр. 1 (п).

11.

2.5

Ионная химическая связь

§9 стр. 56-58,

упр. 2 (б,в) (письм)

12.

2.6

Ковалентная неполярная химическая связь

§10, упр. 2-5 (п)

13.

2.7

Ковалентная полярная химическая связь

§11 упр. 2 (п)

14.

2.8

Металлическая химическая связь

§12 упр. 3 (п),

§6-11 (повт)

15.

2.9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

Выполнить домашнюю самостоятельную работу

16.

2.10

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов».

К.р.№1

§13 (читать)

3.Простые вещества (6ч.)

17.

3.1

Простые вещества - металлы

§13, упр. 4 (у)

18.

3.2

Простые вещества - неметаллы

§14, упр. 2 (у), 3 (п)

19.

3.3

Количество вещества. Молярная масса

§15, упр. 1-3 (п)

20.

3.4

Молярный объем газов

§16, упр. 1(б), 2(а,б), 4(а,в) (письм. На отдельном листе)

21.

3.5

Обобщающий урок по теме «Простые вещества»

§16, упр. 3, 5 (п)

§13-16 (повт)

22.

3.6

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

К.р.№2

Составить и решить задачу с

использованием понятия «молярная масса»

4.Соединения химических элементов (12ч.)

23.

4.1

Степень окисления. Бинарные соединения.

§17, упр. 1, 2 (в), 5 (письм)

24.

4.2

Оксиды и гидриды.

§18, упр. 1,5,6 (п)

25.

4.3

Основания.

§19, упр. 2-4, 6 (п)

26.

4.4

Кислоты.

§20 (выучить

названия кислот), упр. 1, 3, 4(б)

(письм)

27.

4.5

Соли

§21 (выучить

названия кислотных остатков), упр. 1,2

28.

4.6

Составление формул классов веществ по названиям.

Заполнить таблицу в тетради

29.

4.7

Аморфные и кристаллические вещества

§22, упр. 6 (п)

30.

4.8

Чистые вещества и смеси.

§23, упр. 1, 4 (п)

31.

4.9

Массовая и объемная доли компонентов смеси.

§24, упр. 1,2,5,6

(письм. на

отдельных листах),

стр.185 (читать)

32.

4.10

Практическая работа №2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Пр.р.№2

Оформить практическую работу

33.

4.11

Обобщающий урок по теме «Соединения химических элементов»

§17-24 (повт),

С.128 упр. 7 (п)

34.

4.12

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»

К.р.№3

§25 (читать)

5.Изменения, происходящие с веществами (12ч.)

35.

5.1

Физические явления в химии

§25, упр. 3,6 (п)

С. 181-183 (читать)

36.

5.2

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды»

Пр.р.№3

Оформить практическую работу

37.

5.3

Химические реакции

§26, упр. 1,2 (п)

С. 180-181 (читать)

38.

5.4

Практическая работа №4 «Наблюдения за горящей свечей»

Пр.р.№4

Оформить практическую работу

С. 183-184 (читать)

39.

5.5

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций»

Пр.р.№5

Оформить практическую работу


40.

5.6

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

§27, упр. 1,2(а-г), 3(а,в) (письм)

41.

5.7

Расчеты по химическим уравнениям

§28, упр. 1-3 (п)

42.

5.8

Реакции разложения. Реакции соединения

§29, упр. 1,4 (п)

§30, упр. 1,2 (п)

43.

5.9

Реакции замещения. Реакции обмена.

§31, упр. 2, 5 (п)

§32, упр. 4 (п)

44.

5.10

Типы химических реакций на примере свойств воды

§33, упр. 1 (п)

45.

5.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

§25-33 (повт)

46.

5.12

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»

К.р.№4

Решить задачи на

карточках

6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (22ч.)

47.

6.1

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.

§34, упр. 5,7 (п)

48.

6.2

Электролитическая диссоциация

§35, § 36 (с. 198-200), упр. 1,2,5 (п)

49.

6.3

Кислоты, основания и соли как электролиты. Реакции ионного обмена.

§36 (с. 201-202), упр. 4 (п)

§37, упр. 1, 3 (п)

50.

6.4

Упражнение в написании ионных уравнений

§37, упр. 5 (п),

С. 237-240 (читать)

51.

6.5

Практическая работа №6 «Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Пр.р.№6

Оформить практическую работу

52.

6.6

Кислоты в свете ТЭД

§38, упр. 2,3,4,5 (п)

53.

6.7

Основания в свете ТЭД

§39, упр. 2,

3(а,в,д,е) (письм)

54.

6.8

Основания в свете ТЭД

§39, упр. 3 (б,г,ж,з), 4,5 (письм)

55.

6.9

Оксиды, их классификация и свойства

§40, упр. 1-4 (п)

56.

6.10

Химические свойства оксидов

§38, упр.6 (п)

§39, упр. 5 (п)

57.

6.11

Соли в свете ТЭД

§41, упр. 1, 2(а-д), 3,5 (письм)

58.

6.12

Генетические ряды металлов и неметаллов

§42, упр. 2,3 (п)

59.

6.13

Генетическая связь между классами неорганических веществ

§42, упр. 4

С. 241 (читать)

60.

6.14

Практическая работа №7 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Пр.р.№7

Оформить практическую работу

61.

6.15

Окислительно-восстановительные реакции

§43, упр. 1,3,7 (п)

62.

6.16

Упражнения в составлении ОВР

§43, задание в тетради

63

6.17

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР

§34-43 (повт)

С. 242-243

64.

6.18

Практическая работа №8 «Решение экспериментальных задач»

Пр.р.№8

Оформить практ.работу.

65.

6.19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции»

Задание в тетради

66.

6.20

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции»

Задание в тетради

67.

6.21

Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции»

К.р.№5

Составить кроссворд по курсу химии 8 кл.

68.

6.22

Анализ контрольной работы. Решение расчетных задач


Приложение 2

Оценочные и методические материалы, обеспечивающие реализацию

программы курса «Неорганическая химия» 8 класса


Демонстрационные варианты контрольных работ


Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

1 вариант

Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение

1. Сложное вещество - это:

а) углекислый газ

в) водород

б) медь

г) кислород

2. Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:

а) H2S

в) CuО

б) SO2

г) K2S

3. Элемент 3-го периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева:

а) алюминий

в) бериллий

б) кальций

г) магний

4. Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 8 протонов и 8 нейтронов:

а) 816O

в)818O

б)817O

г)48Be

5. Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 16 электронов:

а) кислород

в) фосфор

б) сера

г) хлор

6. Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

а) алюминия

в) калия

б) бора

г) магния

7. Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном слое по 4 электрона:

а) фосфор и углерод

в) кремний и кальций

б) азот и углерод

г) углерод и кремний

8. Наименее электроотрицательный элемент (из перечисленных):

а) кремний

в) фосфор

б) сера

г) кислород

9. Информацию о числе электронов на внешнем энергетическом уровне атома элемента главной подгруппы дает:

а) номер периода

в) порядковый номер элемента

б) номер группы

г) заряд ядра атома

10. Частица (атом или ион), имеющая следующее распределение электронов по энергетическим уровням: 2ē 8ē 8ē:

а) Ne0

в) Ca+2

б) S0

г) Mg+2

11. Соотнесите.

Знак элемента:

1) N

3) Na

2) Al

4) Cu

Название элемента:

а) азот

в) железо

д) натрий

б)алюминий

г) медь

е) неон

Часть Б. Задания со свободным ответом

12. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак

>(больше) или<(меньше):

Mr (Fe2O3) *Mr (BaCl2).

13. Дополните фразу: «Металлические свойства простых веществ, образованных элементами главной подгруппы, с увеличением порядкового номера (сверху вниз) … ».

14. Изобразите схему электронного строения элементов:

А) атома азота N0. Б) иона магния Mg+2.

15. Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:

А) кальция и фтора. Б) водорода и хлора.

Укажите тип химической связи в каждом случае.

Оформление работы

Часть А. задания 1-10

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ



Часть А. задание 11

1-

2-

3-

4-


Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»

2 вариант

Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение

1. Сложное вещество - это:

а) вода

в) сера

б) фосфор

г) кислород

2. Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:

а) CO2

в) H2O

б) CH4

г) CS2

3. Элемент 2-го периода главной подгруппы III группы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева:

а) бор

в) литий

б) кальций

г) углерод

4. Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 28 нейтронов:

а) 2654Fe

в)2858Ni

б) 2657Fe

г) 2656Fe

5. Атом химического элемента, ядро которого содержит 14 протонов, - это:

а) азот

в) алюминий

б) калий

г) кремний

6. Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

а) кислорода

в) кальция

б) бора

г) серы

7. Пара элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 6 электронов:

а) фтор и кислород

в) кислород и сера

б) кислород и магний

г) азот и сера

8. Наиболее электроотрицательный элемент (из перечисленных):

а) азот

в) водород

б) фтор

г) хлор

9. Информацию о числе энергетических уровней в атоме дает:

а) номер периода

в) заряд ядра атома

б) номер группы

г) порядковый номер элемента

10. Ионы калия и хлора имеют:

а) одинаковый заряд ядра

в) одинаковое число электронов

б) одинаковую массу

г) одинаковое число протонов

11. Соотнесите.

Название элемента:

1) водород

3) сера

2) железо

4) хлор

Знак элемента:

а) Fe

в) H

д) N

б) Ag

г) Cl

е) S

Часть Б. Задания со свободным ответом.

12. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак

> (больше) или < (меньше):

Mr (Al2O3) *Mr (Ag2O)/

13. Дополните фразу: «Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами одного периода, с увеличением порядкового номера (слева направо) … »

14. Изобразите схему электронного строения:

А) атома фосфора P0. Б) иона кислорода O-2.

15. Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:

А) магния и хлора. Б) водорода и фтора.

Укажите в каждом случае тип химической связи.

Оформление работы

Часть А. задания 1-10

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ



Часть А. задание 11

1-

2-

3-

4-




8 класс К.р. №2 «Простые вещества. Количественные соотношения»

Вариант 1

Часть А Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение.

1. Знак элемента, образующего простое вещество - неметалл:

А. Na Б. C В. K Г.Al

2. Простое вещество - металл:

А. Кислород Б. Медь В. Фосфор Г.Сера

3. Агрегатное состояние простого вещества ртути при обычных условиях:

А. Твердое Б. Жидкое В. Газообразное

4. Химическая связь является ковалентной неполярной в веществе:

А. Железо Б. Хлор В. Вода

5. Аллотропная модификация кислорода:

А. Графит Б. Белый фосфор В. Озон

6. Атому элемента, образующему простое вещество металл, соответствует электронная схема:

А. +18) 2е 8е 8еБ. +3) 2е 1е В. +15) 2е 8е 5е

7. Запись 3О2 означает:

А. 2 молекулы кислорода В. 5 атомов кислорода

Б. 3 молекулы кислорода Г. 6 атомов кислорода

8. Масса 3 моль сероводорода H2S равна:

А. 33 г Б. 34 г В. 99 г Г. 102 г

9. Объем, который занимает 2 моль газообразного вещества с формулой SO2 (н.у.):

А. 22,4 л Б. 33,6 л В. 44,8 л Г. 67,2 л

10. Количество вещества углекислого газа СО2, в котором содержится

36 ∙ 1023 молекул, равно:

А. 0,6 моль Б. 3 моль В. 5 моль Г. 6 моль

11. Соотнесите.

Тип химической связи:

1. Ионная 2. Ковалентная полярная 3. Металлическая

Химическая формула:

А.Cl2 Б.K В.NaCl Г.Fe Д. NH3

ЧАСТЬ Б Задания со свободным ответом

12.Рассчитайте объем для 160 г кислорода О2 (н.у).

13.Дополните определение: «Аллотропия - это явление…».

14. Выберите свойства, характеризующие графит:

А. Твердый, режет стекло

Б. Мягкий, оставляет след на бумаге

В. Бесцветный, прозрачный

Г. Имеет слабый металлический блеск.

Д. Электропроводен.

15. Расположите вещества с формулами Mg, Na, Al в порядке возрастания металлических свойств. Объясните ответ.

16.Даны элементы: C, S, Si. Выберите один «лишний» элемент на основании электронного строения его атома и положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.








8 класс К.р. №2 «Простые вещества. Количественные соотношения»

Вариант 2

Часть А Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение.

1. Знак элемента, образующего простое вещество - металл:

А. O Б. Fe В. Si Г.N

2. Простое вещество - неметалл:

А. Алюминий Б. Магний В. Графит Г.Железо

3. Агрегатное состояние простого вещества красного фосфора при обычных условиях:

А. Газообразное Б. Жидкое В. Твердое

4. При помощи металлической химической связи образовано вещество:

А. Алмаз Б. Поваренная соль В. Медь

5. Аллотропная модификация углерода:

А. Озон Б. Красный фосфор В. Алмаз

6. Атому элемента, образующему простое вещество неметалл, соответствует электронная схема:

А. +11) 2е 8е 1е Б. +8) 2е 6е В. +12) 2е 8е 2е

7. Запись 5N2 означает:

А. 2 молекулы азота В. 7 атомов азота

Б. 5 молекул азота Г. 10 атомов азота

8. Масса 2 ммоль углекислого газа СО2 равна:

А. 28 мг Б. 44 мг В. 56 мг Г. 88 мг

9 . 3 моль кислорода О2 (н.у.) занимают объем:

А. 11,2 л Б. 22,4 л В. 44,8 л Г. 67,2 л

10.Число молекул в 2 ммоль воды равно:

А. 12 ∙ 1023Б. 12 ∙ 1020В. 18 ∙ 1020

11. Соотнесите.

Тип химической связи:

1. Ионная 2. Ковалентная неполярная 3. Металлическая

Химическая формула:

А. H2O Б. KCl В.Cu Г.O2 Д. Al

ЧАСТЬ Б Задания со свободным ответом

12. Рассчитайте объем для 140 г азота N2 (н.у).

13. Дополните определение: «Молярная масса вещества - это …».

14. Выберите свойства, характерные для озона О3:

А. При обычных условиях газ.

Б. Имеет запах.

В. Без запаха.

Г. Бесцветен.

Д.Бактерициден.

15. Расположите вещества с формулами C, F2, O2 в порядке возрастания неметаллических свойств. Объясните ответ.

16.Даны элементы: Na, Mg, Li. Выберите один «лишний» элемент на основании электронного строения его атома и положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.













































Контрольная работа по химии №3

8 класс

По теме «Соединения химических элементов»

Вариант I

А1. Смесью веществ в отличие от индивидуального вещества является:

а) водопроводная вода б) медь

в)углекислый газ г) кислород


А2. Ряд формул, в котором все вещества - оксиды:

а) ZnO, ZnCl2, H2O б) SO3, MgO, CuO

в) KOH, K2O, MgOг) HCl, SO2, Fe2O3

А3. Азот проявляет наибольшую степень окисления в соединении

с формулой:

а) NH3 б) NO2 в) NO г) N2O5


А4. Общая формула основания выражена условной записью:

а) М(ОН)х б) ЭхНув) МхЭО г) НхКО

А5. Числоформулкислотвследующемсписке: H2CO3, Fe(OH)2,

NaOH, H2SiO3, Ba(OH)2, Cu(OH)2, CaO, SO2 - равно

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4


А6. К классу соли относится вещество с формулой:

а) HClб) CO2в) NaOH г) MgSO4

А7. В 80г. воды растворили 20г. соли. Массовая доля соли в

полученном растворе равна:

а) 20% б) 25% в) 40% г) 34%


А8. Массовая доля серы в серной кислоте H2SO4 равно:

а) 2,04% б) 65,31% в) 32, 65% г) 9,75%

А9. Формула сульфата железа (II):

а) FeSб) Fe2(SO4)3в) FeSO4г) FeSO3


А10. Формула кислоты, в которой заряд иона кислотного остатка

равен 2-:

а) HClб) H2SO4 в) H3PO4г) HNO3


А11. Нерастворимое в воде основание - этовещество с формулой:

а)Fe(OH)2б) KOHв) Ba(OH)2г)LiOH

А12. Вещество с ионной связью:

а) Н2 б) SO2 в) KCl г )Cа

В1. Оксиду углерода (II) соответствует:

а) H2СO3 б) CuCO3 в) CO г) CO2

В2. Найдите лишнее вещество:

а) NaCl б) K2SO4в) HNO3 г) MgSiO3

В3. Формула оксида, соответствующая H2SO3:

а) K2SO3б) SO2 в) SO3г) CuSO4

С1. Рассчитайте объем газа метана CH4, полученного из 500л. природного газа, если известно, что объемная доляметана в

природном газе составляет 95%.





















































Контрольная работа по химии №3

8 класс

По теме «Соединения химических элементов»

Вариант II

А1. Чистым веществом в отличие от смеси является:

а) морская вода б) молоко

в) бензин г) кислород

А2. Ряд формул, в котором все вещества - основания:

а) Cu(OH)2, CuCl2, NaOH

б) Ca(OH)2, Mg(OH)2, MgOHCl

в) KOH, K2O, Mg(OH)2

г) KOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2

А3. Углерод проявляет наименьшую степень окисления в соединении

с формулой:

а) CH4б) CO2в) COг) H2CO3

А4. Общая формула оксида выражена условной записью:

а) М(ОН)nб) ЭхOу в) МхЭО г) НхКО

А5. Число формул cолей в следующем списке: H2CO3, Fe(OH)3, KNO3, NaOH, Ba(OH)2, CaO, SO2, CaCO3- равно

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

А6. К классу оксиды относится вещество с формулой:

а) HClб) CO2 в) NaOH г) MgSO4

А7. В 180г. воды растворили 20г. NaCl. Массовая доля хлорида натрия

в полученном растворе равна:

а) 15% б) 20% в) 10% г) 18,4%

А8. Массовая доля алюминия в оксиде алюминия Al2O3 равно:

а) 52,94% б) 0,36% в) 73% г) 9,75%

А9. Формула хлорида меди (II):

а) CuSб) CuCl2в) CuClг) CuSO3

А10. Формула кислоты, в которой заряд иона кислотного остатка

равен 3-:

а) HClб) H2SO4 в) H3PO4 г) HNO3

А11. Щелочью является вещество с формулой:

а) Fe(OH)2 б) KOHв) Cu(OH)2 г)Al(OH)3

А12. Вещество с ковалентной полярной связью:

а) O2 б) SO3 в) KCl г )Cu

В1. Оксиду серы (IV) соответствует:

а) H2S б) CuSO3 в) H2SO4 г) Fe2S3

В2. Найдите лишнее вещество:

а) HClб) H2SO4в) HNO3г) H2SiO3

В3. Формула оксида, соответствующая H2CO3:

а) COб) CO2 в) CO3г) C2O3

С1. Рассчитайте объем кислорода, полученного из 200л. воздуха,

если известно, что объемная доля кислорода в воздухе составляет

21%.

















































Контрольная работа №4

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ.

Вариант 1.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

  1. Физическое явление - это:

А. Ржавление железа.

Б. Горение древесины.

В. Плавление свинца.

Г. Горение спирта.

  1. Признак реакции, наблюдаемый при прокаливании меди на воздухе:

А. Выделение газа.

Б. Изменение окраски.

В. Появление запаха.

Г. Появление осадка

  1. Уравнение реакции соединения:

А.N2 + 3H2 = 2NH3.

Б. 2H2O = 2H2 + O2 .

В. 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

Г. 2HBr = H2 + Br2.

  1. Уравнение реакции обмена:

А.CaO + SiO2 = CaSiO3.

Б.FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S .

В. 2KClO3 = 2KCl + 3O2.

Г.C + O2 = CO2

  1. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Al + Cl2 AlCl3,

равна:

А. 4. Б. 5. В. 7. Г. 8

  1. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:

А. Термическими.

Б. Эндотермическими.

В. Экзотермическими.


  1. Объём водорода, который полностью прореагирует по уравнению реакции

2 + О2 = 2Н2О

с 1 моль кислорода, равен:

А. 8,96л. Б. 44,8л. В. 67,2л. Г. 22,4л.


  1. Схема, являющаяся уравнением химической реакции:

А.H2 + Cl2 HCl.

Б.Cu + O2 CuO.

В.Zn + HCl ZnCl2 + H2.

Г. 2H2O эл.ток 2H2 + O2

  1. По данной левой части уравнения

CuO +H2SO4 = …

восстановите его правую часть.

А.CuSO4 + H2O.

Б.CuSO4 + 2H2O.

В.Cu2SO4 + H2O.

Г. CuSO4 + H2.

  1. Уравнение реакции фотосинтеза.

А. 2H2O = 2H2 + O2

Б. 6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2

В. 3H2 + N2 = 2NH3

Г. Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом.


  1. Для названных исходных веществ и продуктов реакции запишите уравнение реакции и укажите её тип:

азотная кислота + гидроксид кальция нитрат кальция + вода

12. По уравнению реакции

Cu(OH)2 = CuO + H2O

найдите массу оксида меди (II), образовавшегося при разложении 49 г гидроксида меди (II).

13. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

А.Li + O2 Li2O . Б.Fe2O3 + Al Al2O3 + Fe.

14. Запишите план разделения смеси сахарного песка и речного песка.

15. Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

А. ? + 2HCl = FeCl2 + H2. Б. 2Al + ?= 2AlCl3.






































Контрольная работа №4

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ.

Вариант 2.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

  1. Химическое явление - это:

А. Горение свечи.

Б. Испарение бензина.

В. Плавление льда.

Г. Замерзание воды

  1. Признаки реакции, наблюдаемые при горении магния: А. Выделение тепла и света.

Б. Изменение окраски.

В. Выделение газа.

Г. Образование осадка.

  1. Уравнение реакции обмена:

А. 2H2O = 2H2 + O2.

Б.2CO + O2 = 2CO2.

В.Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O.

Г. С + O2 = CO2.

  1. Уравнение реакции разложения:

А.CaO + SiO2 = CaSiO3.

Б. 2H2 + O2 = 2H2O.

В.FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S .

Г. 2KNO3 = 2KNO2 + O2.

  1. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой Ca + HCl CaCl2 + H2,

равна:

А. 3. Б. 4. В. 5.Г. 7.

  1. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются: А. Термическими.

Б. Эндотермическими.

В. Экзотермическими.

  1. Объём водорода, который полностью прореагирует по уравнению реакции

Н2 + Cl2 = 2НCl

с 2 моль хлора (н.у.), равен:

А. 4,48л. Б. 22,4л. В. 44,8л.Г. 2,24л.

  1. Схема, являющаяся уравнением химической реакции: А.CaC2+ 2H2O Ca(OH)2 + C2H2

Б.Ca + O2 CaO.

В.Mg + HCl MgCl2 + H2.

Г.Cu + O2 CuO

  1. По данной правой части уравнения

… = CuCl2 + H2O

восстановите его левую часть.

А.Cu +Cl2.

Б.Cu(OH)2 + 2HCl.

В.CuO + 2HCl.

Г.CuO + H2SO4

  1. Уравнение экзотермической реакции:

А.2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 + Q

Б.2H2Oэл.ток 2H2 + O2 - Q

В. 2H2O = 2H2 + O2- Q

Г.2KMnO4= K2MnO4 + MnO2 + O2 -Q

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом.

  1. Для названных исходных веществ и продуктов реакции запишите её уравнение и укажите её тип:

серная кислота + гидроксид калия сульфат калия + вода.

12. По уравнению реакции

Zn(OH)2 = ZnO + H2O

определите массу оксида цинка, который образуется при разложении 9.9г исходного вещества.

13. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

А. СuO + HCl CuCl2 + H2O Б. NH3 N2 + H2

14. Запишите план разделения смеси поваренной соли и мела.

15. Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

А.Fe2O + 3H2 ? + 3H2O. Б. Zn + ? ZnCl2 + H2.
























Контрольная работа №5 по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции»

Вариант 1.

1. Получите всеми возможными способами соль карбоната кальция СаСО3. Запишите уравнения реакции в молекулярном виде.

2. Дана схема переходов:

Mg →MgO → Mg(OH)2 → Mg(NO3)2 →MgCO3

а) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

б) Запишите молекулярные уравнения переходов.

в) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР.

3. Даны вещества: магний, золото, оксид серы(VI), оксид калия, вода, гидроксид меди(II), азотная кислота, карбонат натрия. Выберите, с какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота. Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном виде, одно уравнение - в свете ТЭД.

Контрольная работа №5 по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции»

Вариант 2.

1. Получите всеми возможными способами соль сульфат бария ВаSO4. Запишите уравнения реакции в молекулярном виде.

2. Дана схема переходов:

S → SO2 → H2SO3 → K2SO3 → SO2

а) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

б) Запишите молекулярные уравнения переходов.

в) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР.

3. Даны вещества: медь, железо, сера, оксид кальция, гидроксид магния, серная кислота, нитрат серебра, хлорид калия. Выберите, с какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота. Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном виде, одно уравнение - в свете ТЭД.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

• глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

• осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

• полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных

ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.


© 2010-2022