- Преподавателю
- Химия
- Урок по теме Типы химических реакций
Урок по теме Типы химических реакций
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суровцева О.Н. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект урока по химии в 8 классе.
Тема: Типы химических реакций.
Цель:
-
повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации;
-
продолжить формировать умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчёты;
-
продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную активность, логическое мышление, эрудицию.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы: беседа, рассказ, фронтальная, групповая и индивидуальная деятельность, соревнование, демонстрация химического эксперимента, использование мультимедийного сопровождения и видеофрагментов.
Ход урока:
I. Организация обучающихся на работу:
-
познакомить детей с темой (слайд № 1) предстоящего занятия;
-
предложить их вниманию примерный план проведения занятия
II. Вступительное слово учителя. Любой человек, не взирая, на возраст любит путешествовать. Вот и я приглашаю вас совершить со мной путешествие в мир химических реакций, без которых невозможно существование материи, то есть всего, что нас окружает. Тема нашего сегодняшнего занятия «Путешествие в страну химических реакций».
III. Основная часть урока: Ребята, (слайд № 2) как прекрасна наша планета! Мы никогда не перестанем удивляться сказочной красоте оазиса среди песков пустыни, зеркальной глади озера и увлекательной таинственности подводного мира. А как завораживает взгляд багровый диск солнца на закате и успокаивает хрустальный перезвон горного хрусталя. Я думаю, что заинтриговала вас. Ну что ж, вперёд. Нас странствия зовут в дорогу!
Итак, цель (слайд № 3) нашего сегодняшнего урока:
-
повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации;
-
закрепить умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчёты;
-
продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную активность, логическое мышление, эрудицию.
И прежде чем отправиться в увлекательный поход, мы разделимся на три группы и поставим перед собой задачу быстрее добраться до конечной остановки, достичь цели путешествия. Ребята, выберете себе капитана-проводника, который поведёт вас по пути химических превращений, и получите карту маршрута (слайд № 4):
-
команда «Реагенты»;
-
команда «Окислители»;
-
команда «Катализаторы».
КАРТА МАРШРУТА
Этапы
маршрута
Прохождение маршрута
Кол-во баллов
1. Собери рюкзак.
2. Наскальные рисунки.
3. Река уравнений реакций.
4. Химическая рыбалка.
5. Дорога домой.
6. Путевые заметки.
1 конкурс «Собери рюкзак»: (слайд № 5) Но перед тем как отправиться в путешествие мы должны собрать рюкзак, но не обычный, а рюкзак юного химика. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии (на столе лежат карточки в виде химической посуды). За каждый правильный ответ на вопрос команда получает карточку-снаряжение:
-
Какие бывают явления?
-
Какие явления называются физическими?
-
Какие явления называются химическими?
-
Перечислите признаки химических реакций:
- демонстрация химического эксперимента (образование и исчезновение осадка, образование газообразного вещества, изменение окраски раствора)
- CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 - образование осадка
- Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O - исчезновение осадка
- Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O - выделение газа
- NaOH + HCl = NaCl + H2O - изменение окраски
-
Какие реакции называются экзотермическими?
-
Какие реакции называются эндотермическими?
-
Дайте определение реакциям соединения.
-
Дайте определение реакциям разложения.
-
Дайте определение реакциям замещения.
-
Дайте определение реакциям обмена.
-
На основании какого закона мы расставляем коэффициенты в уравнениях реакции?
-
Кто открыл этот закон?
- учитель подводит итог конкурса (за каждое правильное определение даётся 1 балл). У кого снаряжений-знаний больше?
2 конкурс «Наскальные рисунки»: А сейчас, ребята, (слайд № 6) вы будете сталкиваться с вопросами. Отвечать на них и радоваться правильным ответам. Мы подошли к гористой местности. Ответственность берут на себя капитаны-проводники, пожалуйста, к доске. Перед вами (слайд № 7) горы, покрытые непонятными рисунками и ваша задача разгадать эти надписи:
+ = + - реакция замещения
+ = + - реакция обмена -
+ = - реакция соединения
= + - реакция разложения
А пока капитаны расшифровывают наскальные рисунки, команда пытается определить слово-шифр (ученики работают с карточками, на которых зашифровано слово «знание»).
- учитель подводит итог конкурса (за каждую правильно расшифрованную схему команда получает по 1 баллу, за угаданное слово-шифр - 1 балл).
3 конкурс «Река уравнений реакций»: (слайд № 8) Ребята, останавливаемся, перед нами бурлящий поток уравнений реакций. Сейчас нам предстоит преодолеть бурную реку. Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Ваша задача правильно расставить коэффициенты и определить тип химической реакции. Вам необходимо проявить знания, математические способности и умение работать слаженно, в команде:
P + O2 = P2O5
Al + HCl = AlCl3 + H2
Al + Cl2 = AlCl3
H2O = H2 + O2
NaOH + H2SO4= Na2SO4 + H2O
CaCO3 = CaO + CO2
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
K2SO4 + BaCl2 = KCl + BaSO4
- учитель подводит итог конкурса (за каждое правильно решённое уравнение 1 балл. Команды проводят взаимопроверку, правильные ответы выведены на экран).
Вы справились с заданием, и сейчас мы с вами посмотрим химические реакции различных типов, которые продемонстрируют многообразие процессов происходящих в природе:
-
горение фосфора (видеофрагмент) (слайд № 9);
-
взаимодействие хрома с соляной кислотой (видеофрагмент) (слайд № 10);
-
разложение дихромата аммония (видеофрагмент) (слайд № 11);
-
качественная реакция на хромат-анион (видеофрагмент) (слайд № 12).
4 конкурс «Химическая рыбалка»: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдохнуть, поэтому у нас сейчас будет привал (слайд № 13). По одному представителю от каждой команды пойдут на рыбалку, но остальные тоже не буду праздно сидеть. Вам предстоит поиграть в химическое лото. Сейчас вам очень пригодится сообразительность. Ведь она нужна в каждом путешествии. Уважаемые участники команд, выберите рыбаков и получите инструкцию игры:
-
расположите перед собой основное игровое поле и внимательно изучите на нём незаконченные уравнения химических реакций:
-
возьмите из конверта рабочие карточки;
-
соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения реакций;
-
заправьте рабочую карточку в игровое поле уравнения, где формула логически вписывается в уравнение химической реакции;
-
заполните рабочими карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности;
-
подготовьтесь к проверке.
CaO + ……… = Ca(OH)2
……… + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Mg + ……… = MgCl2
……… + H2 = Cu + H2O
KOH + ……… = KCl + H2O
Zn + ……… = ZnSO4 + H2
Na2O + ……… = 2NaOH
CaCO3 = CaO + ………
4P + ……… = 2P2O5
FeO + ……… = FeSO4 + H2O
- учитель подводит итог урока (за каждое правильно решённое уравнение химической реакции 1 балл).
5 конкурс «Путь домой»: (слайд № 14) Ну что же, ребята, мы с вами достаточно далеко ушли и многое успели увидеть и, надеюсь, узнать. А теперь нам предстоит вернуться домой. Итак, шагаем домой, вам предстоит справить с небольшим тестом, который покажет, насколько прочно вы усвоили теоретический материал о химических реакциях.
Вариант 1.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
-
Эндотермическим; +
-
Термическими;
-
Экзотермическими.
Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
-
Замещение;
-
Соединение; +
-
Разложение.
Уравнение реакции обмена:
-
CaO + SiO2 = CaSiO3
-
2KClO3 = 2KCl + 3O2
-
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S +
Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
Al + Cl2 = AlCl3 равна:
-
4;
-
7; +
-
5.
Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:
-
H2 + Cl2 = 2HCl +
-
Ca + O2 = CaO
-
Zn + HCl = ZnCl2 + H2
Вариант 2.
Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются:
-
Эндотермическим;
-
Термическими;
-
Экзотермическими. +
Несколько простых или сложных веществ образуется из одного более сложного вещества в реакции:
-
Замещение;
-
Соединение;
-
Разложение. +
Уравнение реакции соединения:
-
CaO + SiO2 = CaSiO3 +
-
2KClO3 = 2KCl + 3O2
-
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S
Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
H2 + O2 = H2O равна:
-
4;
-
7;
-
5. +
Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:
-
H2 + Cl2 = HCl
-
Ca + O2 = CaO
-
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 +
IV. Итог урока, домашнее задание: (слайд № 15) уважаемые туристы, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить это путешествие. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно повторить 25-33 и сделать упражнение № 1 на стр. 111.
- учитель подводит итог урока и выставляет оценки.