Урок по теме Типы химических реакций

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по химии в 8 классе.


Тема: Типы химических реакций.

Цель:

  • повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации;

  • продолжить формировать умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчёты;

  • продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную активность, логическое мышление, эрудицию.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы: беседа, рассказ, фронтальная, групповая и индивидуальная деятельность, соревнование, демонстрация химического эксперимента, использование мультимедийного сопровождения и видеофрагментов.

Ход урока:

I. Организация обучающихся на работу:

  • познакомить детей с темой (слайд № 1) предстоящего занятия;

  • предложить их вниманию примерный план проведения занятия

II. Вступительное слово учителя. Любой человек, не взирая, на возраст любит путешествовать. Вот и я приглашаю вас совершить со мной путешествие в мир химических реакций, без которых невозможно существование материи, то есть всего, что нас окружает. Тема нашего сегодняшнего занятия «Путешествие в страну химических реакций».

III. Основная часть урока: Ребята, (слайд № 2) как прекрасна наша планета! Мы никогда не перестанем удивляться сказочной красоте оазиса среди песков пустыни, зеркальной глади озера и увлекательной таинственности подводного мира. А как завораживает взгляд багровый диск солнца на закате и успокаивает хрустальный перезвон горного хрусталя. Я думаю, что заинтриговала вас. Ну что ж, вперёд. Нас странствия зовут в дорогу!

Итак, цель (слайд № 3) нашего сегодняшнего урока:

  1. повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации;

  2. закрепить умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчёты;

  3. продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную активность, логическое мышление, эрудицию.

И прежде чем отправиться в увлекательный поход, мы разделимся на три группы и поставим перед собой задачу быстрее добраться до конечной остановки, достичь цели путешествия. Ребята, выберете себе капитана-проводника, который поведёт вас по пути химических превращений, и получите карту маршрута (слайд № 4):

  1. команда «Реагенты»;

  2. команда «Окислители»;

  3. команда «Катализаторы».

КАРТА МАРШРУТА


Этапы

маршрута

Прохождение маршрута

Кол-во баллов

1. Собери рюкзак.



2. Наскальные рисунки.



3. Река уравнений реакций.



4. Химическая рыбалка.



5. Дорога домой.



6. Путевые заметки.



1 конкурс «Собери рюкзак»: (слайд № 5) Но перед тем как отправиться в путешествие мы должны собрать рюкзак, но не обычный, а рюкзак юного химика. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии (на столе лежат карточки в виде химической посуды). За каждый правильный ответ на вопрос команда получает карточку-снаряжение:

  1. Какие бывают явления?

  2. Какие явления называются физическими?

  3. Какие явления называются химическими?

  4. Перечислите признаки химических реакций:

- демонстрация химического эксперимента (образование и исчезновение осадка, образование газообразного вещества, изменение окраски раствора)

- CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 - образование осадка

- Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O - исчезновение осадка

- Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O - выделение газа

- NaOH + HCl = NaCl + H2O - изменение окраски

  1. Какие реакции называются экзотермическими?

  2. Какие реакции называются эндотермическими?

  3. Дайте определение реакциям соединения.

  4. Дайте определение реакциям разложения.

  5. Дайте определение реакциям замещения.

  6. Дайте определение реакциям обмена.

  7. На основании какого закона мы расставляем коэффициенты в уравнениях реакции?

  8. Кто открыл этот закон?

- учитель подводит итог конкурса (за каждое правильное определение даётся 1 балл). У кого снаряжений-знаний больше?

2 конкурс «Наскальные рисунки»: А сейчас, ребята, (слайд № 6) вы будете сталкиваться с вопросами. Отвечать на них и радоваться правильным ответам. Мы подошли к гористой местности. Ответственность берут на себя капитаны-проводники, пожалуйста, к доске. Перед вами (слайд № 7) горы, покрытые непонятными рисунками и ваша задача разгадать эти надписи:

Урок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакций

Урок по теме Типы химических реакций+ = + - реакция замещения

Урок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакций+ = + - реакция обмена -

Урок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакций

+ = - реакция соединения

Урок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакций

= + - реакция разложения

А пока капитаны расшифровывают наскальные рисунки, команда пытается определить слово-шифр (ученики работают с карточками, на которых зашифровано слово «знание»).

- учитель подводит итог конкурса (за каждую правильно расшифрованную схему команда получает по 1 баллу, за угаданное слово-шифр - 1 балл).

3 конкурс «Река уравнений реакций»: (слайд № 8) Ребята, останавливаемся, перед нами бурлящий поток уравнений реакций. Сейчас нам предстоит преодолеть бурную реку. Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Ваша задача правильно расставить коэффициенты и определить тип химической реакции. Вам необходимо проявить знания, математические способности и умение работать слаженно, в команде:

P + O2 = P2O5

Al + HCl = AlCl3 + H2

Al + Cl2 = AlCl3

H2O = H2 + O2

NaOH + H2SO4= Na2SO4 + H2O

CaCO3 = CaO + CO2

Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2

K2SO4 + BaCl2 = KCl + BaSO4

- учитель подводит итог конкурса (за каждое правильно решённое уравнение 1 балл. Команды проводят взаимопроверку, правильные ответы выведены на экран).

Вы справились с заданием, и сейчас мы с вами посмотрим химические реакции различных типов, которые продемонстрируют многообразие процессов происходящих в природе:

  1. горение фосфора (видеофрагмент) (слайд № 9);

  2. взаимодействие хрома с соляной кислотой (видеофрагмент) (слайд № 10);

  3. разложение дихромата аммония (видеофрагмент) (слайд № 11);

  4. качественная реакция на хромат-анион (видеофрагмент) (слайд № 12).

4 конкурс «Химическая рыбалка»: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдохнуть, поэтому у нас сейчас будет привал (слайд № 13). По одному представителю от каждой команды пойдут на рыбалку, но остальные тоже не буду праздно сидеть. Вам предстоит поиграть в химическое лото. Сейчас вам очень пригодится сообразительность. Ведь она нужна в каждом путешествии. Уважаемые участники команд, выберите рыбаков и получите инструкцию игры:

  • расположите перед собой основное игровое поле и внимательно изучите на нём незаконченные уравнения химических реакций:

  • возьмите из конверта рабочие карточки;

  • соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения реакций;

  • заправьте рабочую карточку в игровое поле уравнения, где формула логически вписывается в уравнение химической реакции;

  • заполните рабочими карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности;

  • подготовьтесь к проверке.

CaO + ……… = Ca(OH)2

……… + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Mg + ……… = MgCl2

……… + H2 = Cu + H2O

KOH + ……… = KCl + H2O

Zn + ……… = ZnSO4 + H2

Na2O + ……… = 2NaOH

CaCO3 = CaO + ………

4P + ……… = 2P2O5

FeO + ……… = FeSO4 + H2O

- учитель подводит итог урока (за каждое правильно решённое уравнение химической реакции 1 балл).

5 конкурс «Путь домой»: (слайд № 14) Ну что же, ребята, мы с вами достаточно далеко ушли и многое успели увидеть и, надеюсь, узнать. А теперь нам предстоит вернуться домой. Итак, шагаем домой, вам предстоит справить с небольшим тестом, который покажет, насколько прочно вы усвоили теоретический материал о химических реакциях.

Вариант 1.

Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:

  1. Эндотермическим; +

  2. Термическими;

  3. Экзотермическими.

Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

  1. Замещение;

  2. Соединение; +

  3. Разложение.

Уравнение реакции обмена:

  1. CaO + SiO2 = CaSiO3

  2. 2KClO3 = 2KCl + 3O2

  3. FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S +


Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Al + Cl2 = AlCl3 равна:

  1. 4;

  2. 7; +

  3. 5.

Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:

  1. H2 + Cl2 = 2HCl +

  2. Ca + O2 = CaO

  3. Zn + HCl = ZnCl2 + H2


Вариант 2.

Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются:

  1. Эндотермическим;

  2. Термическими;

  3. Экзотермическими. +

Несколько простых или сложных веществ образуется из одного более сложного вещества в реакции:

  1. Замещение;

  2. Соединение;

  3. Разложение. +

Уравнение реакции соединения:

  1. CaO + SiO2 = CaSiO3 +

  2. 2KClO3 = 2KCl + 3O2

  3. FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S


Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

H2 + O2 = H2O равна:

  1. 4;

  2. 7;

  3. 5. +

Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:

  1. H2 + Cl2 = HCl

  2. Ca + O2 = CaO

  3. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 +

IV. Итог урока, домашнее задание: (слайд № 15) Урок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийУрок по теме Типы химических реакцийуважаемые туристы, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить это путешествие. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно повторить 25-33 и сделать упражнение № 1 на стр. 111.

- учитель подводит итог урока и выставляет оценки.

© 2010-2022