Контроль знаний на уроках химии ради получения знаний по предмету

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контроль знаний на уроках химии ради получения знаний по предмету.

Третьим направлением своей работы по совершенствованию преподавания химии в ЦДО я выбрал совершенствование форм контроля за процессом получения знаний учащимися и за формированием у них навыков учебной работы в процессе образовательной деятельности. Выбор этого направления был связан с тем, что, всякая проверка стимулирует деятельность учеников, не позволяет им успокаиваться на том, что они добросовестно, с их точки зрения, трудились на уроке и могут спокойно отдыхать дома, что в перспективе не собираются сдавать ЕГЭ по химии и, что они могут в любой ситуации рассчитывать на снисхождение.

Государственный стандарт образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования… Система измерителей должна содержательно полностью соответствовать требованиям стандарта, надежна и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего). Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др.» Тесты, которые проводятся в конце года и ставшие уже привычными для учащихся, помогают выяснить, соответствуют ли знания учеников требованиям программы по предмету. Из моих учеников лишь двое проходили процедуру тестирования в рамках ЕГЭ и результаты мне были известны только в бальном выражении. Поэтому, кроме причины, названной выше, возникла потребность разработать формы контроля, направленные в первую очередь, на получение знаний, позволяющих мне корректировать учебный процесс на любом конкретном этапе и, таким образом, помогающие ученикам добиваться более высоких результатов. Чтобы контроль на каждом уроке действительно способствовал получению знаний, он должен стать частью текущего учебного процесса, а организовать его нужно так, чтобы его результаты немедленно показывали мне и ученикам, какие коррективы нужно внести в учебный процесс. Существенным подспорьем в разработке такой системы контроля явились «Рабочие тетради по химии» к учебникам 8-11 классов, разработанные О.СО Габриеляном и А.В. Якушевой, тесты ЕГЭ, выпущенные «Легионом» в 2009-2014 годах, а также статья Уильяма Брозо и Кортни Гаскинса, в газете «Просвещение» № 57, 2012 год. В этой статье авторы сформулировали требования к контролю знаний следующим образом:

«По мнению экспертов, эффективный контроль знаний в условиях реального учебного процесса должен отвечать следующим требованиям:
• Он должен способствовать пониманию предмета, а его результаты должны быть доступны самостоятельной оценке учеников.
• Развивать критическое мышление и метакогнитивные навыки, помогать ученикам максимально использовать собственный потенциал.
• Стимулировать и учителя, и учеников размышлять над достигнутым; давать толчок к развитию, а не вселять уныние.
• Помогать ученикам следить за развитием собственной грамотности.
• Соответствовать уровню и потребностям учеников.
• Быть значимой и интересной частью учебной деятельности.»

Кроме того, они предложили для рассмотрения три способа осуществления контроля, которые отвечают вышеназванным критериям, а именно: вопросник на понимание содержания, составление таблицы на понимание ключевых слов, задания на выбор верного слова. В таблицах, приводимых в статье в качестве примеров, брались примеры не из химии, а из других областей знаний, но все они достаточно легко вписывались в мою каждодневную практику (многое применялось и ранее, но не системно), давали мне возможность устанавливать обратную связь с учениками, а последним помогали увидеть, как в ходе учебной работы развиваются их знания и умения.

Вопросники или задания на понимание содержания

Авторы вышеназванной статьи считают, что «Этот вид контроля позволяет оценить уровень развития читательских, мыслительных и других необходимых учебных навыков на материале текстов, которые планируется использовать в учебном процессе.»

Далее авторы выделяют пять видов таких заданий: умение ориентироваться в тексте, понимание схем и таблиц, понимание значения слов в контексте, выделение главной мысли и ключевой информации, составление конспекта прочитанного.

Перед началом работы над новым текстом предлагаю детям несколько видов заданий, для выполнения которых требуются определённые навыки.

  1. Чтобы выработать умение ориентироваться в тексте учащимся могут задаваться такие вопросы: «На какой странице текста учебника рассказывается о способах получения изучаемого вещества?», « В каком параграфе приводится таблица «Физические свойства алканов?», «Найдите в тексте данного параграфа формулу изучаемого вещества». Эти вопросы могут ставиться на протяжении изучения всего курса химии в школе.

  2. Вопросники на понимание содержания текста могут быть такого вида:

Отвечал Оценка

Вопросы по тексту § 19 Ферменты.

Вопрос

Ответ

1

Какова основная роль ферментов в живых организмах?

2

Что можете сказать об относительной молекулярной массе ферментов?

3

Как вы понимаете такую особенность свойств ферментов, как селективность?

4

Что вы можете сказать об эффективности действия ферментов?

5

При каких условиях (температура, кислотность среды) действие ферментов наиболее эффективно?

6

При проведении каких технологических процессов используют ферменты?

Или такого:

Выполнил Оценка

10 класс. Урок 49. Амины.

Найди в § 16 на стр. 116-117 ответы на следующие вопросы:

  1. Почему азот называют биогенным элементом ?

  2. Какие вещества называют аминами ?

  3. На какие группы делят амины ?

  4. По какому признаку амины делят на эти три группы ?

  5. Перечислите физические свойства метиламина.

  6. Какие физические свойства присущи анилин?

  7. В чём отличия физических свойств метиламина и анилина (сходство и отличие)?

Или такого:

Вопросы составил Ответил Оценка

Ответы на вопросы к § 18. Нуклеиновые кислоты.

На вопросы ответил Оценка

  1. Что такое нуклеиновые кислоты?

  2. Какие есть типы нуклеиновых кислот?

  3. Какие структуры имеют нуклеиновые кислоты?

  4. Перечислите отличия РНК от ДНК?

  5. Назовите разновидности РНК.

  6. Что называют биотехнологией?

  7. Что является мономером нуклеиновых кислот?

  8. Перечислить функции молекул ДНК в клетке.

  9. Перечислить функции молекул РНК в клетке.

  10. Как называется процесс удвоения ДНК называется?

  11. Какое азотистое основание, из ниже перечисленных,не входит в состав РНК:

а)аденин

б)гуанин

в)тимин

г)цитозин

д)урацил ?

  1. Какое азотистое основание, из нижеперечисленных, не входит в состав ДНК:

а)аденин

б)гуанин

в)тимин

г)цитозин

д)урацил ?

  1. Какую спираль представляет собой молекула ДНК?

  2. Что входит в состав нуклеотидов?

  3. Как называется углевод входящий в состав РНК?

2. Огромное число вопросов и заданий можно привести для развития понимания схем и таблиц и умения их заполнять. Сразу хочу отметить, что понимание схем и, особенно, таблиц вызывает у многих учеников большие затруднения. Поэтому вопросы и задания могут быть разной сложности - от «По названию таблицы определите о чём говорит приводимая таблица?», до «Прочитав параграф , заполните таблицу»:

«Выполнил ___ Оценка_-

Задание 1. Прочитав, предложенные вам параграфы, заполните следующую таблицу:

Типы кристаллических решёток и физические свойства веществ, обусловленных данным типом решётки.

Параметры сравнения

Типы кристаллических решёток

Ионная

Молекулярная

Атомная

Металличес-

кая

1

Частицы, образующие решётку



2

Тип химической связи между частицами в решётке


3

Силы притяжения, действующие между частицами, образующими решётку(слабые, сильные, очень сильные)


4

Физические свойства веществ, обусловленные данным типом решётки *


5

Примеры веществ (их названия или формулы) **


* Примерный перечень физических свойств, характеризующих вещества с различными кристаллическими решётками: летучие-нелетучие, твёрдые -жидкие-газообразные; прочные - хрупкие -пластичные-ковкие; тугоплавкие- легкоплавкие; плотность высокая или низкая; электропроводность; блеск-цвет; теплопроводность; другие

** Перечень наименований веществ для примеров: формулы веществ для примеров: H2, H2S, BaF2, CO, CСl4, PH3, Cl2, KNO3, SO2, NH3, O2, C, BaO, NaOH, H2O, S, N2, C6H12O6, C2H5OH, C2H2, C2H6;

аллюминий, алмаз, аммиак, барий, гидроксид натрия, графит, железо, йод, кислород, литий, медь, метан, нитрат бария, поваренная соль, сахар, сера, сульфат меди, хлор, цинк,углекислый газ, уксусная кислота.

Задание 2. Определите тип кристаллической решётки веществ, обладающих следующими свойствами:

а) при Н.У. жидкое, кипит при 100 градусах Цельсия, бесцветное, не проводит электрический ток, тепло хорошо проводит, плотность невысокая -

б) твёрдое, жёлтого цвета, хорошо проводит электрический ток и тепло, ковкое, примерно в шесть раз плотнее воды -

в) очень твёрдое, бесцветное, плотнее воды, не проводит электрический ток, хрупкое -

г) твёрдое, хрупкое, хорошо растворяется в воде, водный раствор его проводит электрический ток, белого цвета, плотнее воды -

На оценку «3» - заполнить таблицу с одним- двумя примерами и выполнить задание 2 (не менее одного примера);

«4» - + выбрать по 3-4 примера из двух перечней и не менее двух примеров в задании 2;

«5» - все примеры разнести по таблице, выполнить задание 2 (не менее трёх примеров).

Заполнение этой таблицы учащиеся совершают на протяжении двух уроков, в помощь только слабым учащимся приводятся перечни веществ в виде молекулярных формул и их названия, причём, не всегда идентичные. Даётся задание на синтез знаний по теме, а также приводятся критерии оценок за выполненное задание конкретным учеником.

На третьем уроке проводится проверочная работа в виде самостоятельного заполнения учениками 11-го класса следующей таблицы:

Выполнил Количество и % правильных ответов Оценка

Зависимость свойств веществ от вида химической связи и типа кристаллической решётки.

Характеритики

Примеры веществ

Вода ( H2O)

Железо( F)

Графит (C)

Поваренная соль (NaCl)

Сахар

(C12H22O11)

Характер химической связи

Ковалентная полярная

Металлическая

Ковалентная неполярная

Ионная

Ковалентная полярная

Вид частиц в узлах решётки

Молекулы

Атомы-ионы

Атомы

Ионы

Молекулы

Прочность связи

Слабая

Разной прочности

Очень прочные

Прочная

Непрочная

Тип кристалли- ческой решётки

Молекуляр- ная

Металлическая

Атомная

Ионная

Молекулярная

Отличительные свойства вещества

Жидкость, кипищяя при Т =100 градус.

Электропроводно, теплопроводно,ковкое, пластичное, имеет блеск металлический

Твёрдый, очень тугоплавкий, не растворим в воде

Тугоплавкая,

твёрдая, нелетучая, растворима в воде

Твердый, растворимый в воде, легкоплав- кий, не пропускает элетрический ток, хрупкий

Таблица даётся в незаполненном виде, а после заполнения её, для того, чтобы ученики могли провести самоанализ выполненной ими работы, сдавшим таблицу выдаётся данная таблица, заполненная мной. Во время самопроверки я успеваю проверить правильность выполнения задания учениками, а ученики вносят коррективы в свои таблицы и выставляют себе оценку в соответствии с ещё раньше разработанной нами оценочной шкалой. Тем самым сглаживается проблема, названная в самом начале статьи, объективности учителя в оценке успехов учеников. В результате такой деятельности ученики получают возможность оценить свои успехи и неудачи, а я - внести необходимые коррективы в подачу учебного материала. Например, если ученики неважно справились с заданиями на выделение главной идеи или на понимание схем и таблиц, то можно предложить ученикам упражнения на развитие именно этих навыков.

  1. Проверить понимание значения слов в контексте можно с помощью простейших заданий типа: «Подберите синоним выражению «электронный уровень», «химический элемент», «атомный номер» и т. п.

  2. Умение выделять главную мысль и ключевую информацию можно проверить с помощью такого задания: «Кратко, не более чем на половину (четверть) страницы изложите содержание стр...» Излагайте суть своими словами, старайтесь при этом передать идеи страницы и не упустить важную информацию», или «Своими словами выразите главную мысль второго абзаца на странице ...»

5. Следующий пример таблицы, на составление конспекта прочитанного в данной форме.

Выполнил ученик Оценка

Задание. Составить конспект параграфа 4, отразив в нём особенности ковалентной неполярной связи. Сравните свои ответы с предыдущей таблицей о ковалентной полярной связи.

11 класс § 4 (Полный конспект). Ковалентная неполярная связь в вопросах и ответах.

Вопросы

Ответы

1. Между какими частичками образуется ковалентная неполярная связь?

Ковалентная связь образуется между атомами одного химического элемента

2. Какие силы удерживают атомы в молекулах с ковалентной неполярной связью?

Удерживают силы электростатического притяжения между атомами одного химического элемента

3. Каковы особенности строения общих электронных пар?

Встречаются два одинаковых атома водорода, то внешний электронный слой этих атомов будет решать на паритетных началах объединят свои электроны и сделают их электронной парой

4. Какое количество общих электронных пар между атомами может быть в молекулах с ковалентной неполярной связью?

Несколько электронных пар

5. Как располагаются общие электронные пары между атомами в молекулах с ковалентной неполярной связью?

Объединяют свои электроны

6. Нужно ли сравнивать электроотрицательность атомов в случае образования ковалентной неполярной связи?

Нет.

7. Какие механизмы образования ковалентной неполярной связи вам известны?

Обменный и доноро-акцепторный, по кратности - одинарные двойные и тройные ковалентные связи.

8. Какие классификации ковалентной неполярной связи вы бы предложили?

Если атомы, образующие простую ковалентную связь, одинаковы, то истинные заряды атомов в молекуле также одинаковы, поскольку атомы, образующие связь, в равной степени владеют обобществленной электронной парой. такая связь называется неполярной ковалентной связью.

9. Могут ли существовать дипольные (полярные) молекулы с ковалентной неполярной связью? Почему?

Нет, потому что в них отсутствуют два противоположных по заряду полюса

11. Как сокращённо записать процесс образования молекулы вещества с ковалентной полярной связью? (Напишите процесс образования молекулы F2, взяв за основу запись образования молекулы NaF).

Na * + *Н ---> Na ** Н.

** F * + * F ** ----> **F ** F**

12. Какие кристаллические решётки могут иметь вещества с ковалентной неполярной связью?

Приведите примеры.

Молекулярная кристаллическая решетка. Большинство органических веществ.

13. Какими свойствами обладают вещества с молекулярными кристаллическими решётками?

Молекулярные кристаллические решетки не прочные , легкоплавкие, летучие
они имеют газы и жидкости в твердом состоянии - кристаллический йод,сера, белый фосфор, большинство органических соединений

14. Какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решёткой?

Атомные кристаллические решетки имеют простые но и сложные вещества , например разновидность оксида алюминия, рубин, сапфир,

Понимание ключевых слов.

Полностью разделяю мнение авторов статьи о том, что «Понимание текста во многом зависит от того, насколько понятны читателю встречающиеся в тексте слова. Поэтому оценка понимания ключевых слов текста важна на всех этапах работы - до, во время и после чтения. Такая форма контроля нужна в первую очередь самим ученикам: она помогает им увидеть, что они уже знают и что им ещё необходимо выяснить или уточнить для понимания прочитанного», я первоначально следовал их методике, а именно:

Ещё до начала работы над текстом нового параграфа высылал ученикам список, встречающихся в нём ключевых слов и просил каждого ученика заполнить таблицу, в которой они оценивают исходный уровень своего понимания предложенных терминов с помощью знаков-символов: «+» - значение слова понятно; «/» - значение слова не совсем понятно; «-» - совершенно незнакомое слово (см. таблицу ).

Термин

+

/

-

Пример из текста

Определение термина




Причём, графы «Определение термина» и «Пример из текста» на первом этапе они не заполняют. Достаточно, если ученики просто отметят, насколько им понятно значение того или иного слова. По мере чтения и ознакомления с дополнительной информацией по теме ученики постоянно возвращаются к таблице и дополняют её. В итоге все «галочки» и «минусы» должны превратиться в «плюсы». Благодаря такой работе с таблицей ученики проясняют для себя значение ключевых слов по теме и учатся их использовать, а также могут оценить успешность своего обучения на данном этапе. В процессе преподавания стало понятно, что объективно оценить свои знания многих терминов ученики не могли и ставили знаки «+», пытаясь продемонстрировать широту своего кругозора, когда им было заявлено, что после постановки этого знака надо сразу написать в соответствующей графе определение, они стали ставить сплошь знаки «-» или «/», что им ничем не угрожало. Тратили же на выполнение задания очень много времени, причём не все из них «напрягали свои мозги».

Потому стал пользоваться иными заданиями:

« Заполнить таблицу ключевые слова по теме «Название темы по оглавлению из учебника».

Ключевые слова

Определение термина

Место в учебнике (§,стр.)

1

(На один урок 6-8 терминов)

2 и т.д.

(На тему до 30 терминов)

При этом больше времени именно на уроке оставалось на чтение параграфа и заполнение таблицы. Дома не все учащиеся справлялись с заданием или не хотели его выполнять. Таблица с ключевыми словами по всей теме обычно заполняется на протяжении 5-6 уроков. В ходе этих уроков ученики обмениваются своими работами за предыдущие уроки, проверяют и другим (коричневым) цветом вносят исправления или добавления в работы товарищей. В результате ученики получают оценку за выполнение каждого вида заданий. В конце изучения темы ученикам, пропустившим занятия из-за болезни, предоставлялась возможность сверить свои записи с моими и, соответственно, дополнить свою таблицу. Так как многие ученики страдают отсутствием «длинной» памяти, такие таблицы помогают им отвечать на вопросы тестов, предлагаемых для проверки знаний по изученной теме, тем самым положительно мотивируют более серьёзное отношение к работе над понятиями. К концу учебного года учащиеся становились обладателями своеобразного тематического химического словаря по изучаемому курсу.

Очень интересной формой вводного контроля за знаниями учащихся при изучении новой темы является выполнение перед его началом следующего задания:

«В каждой строке,выданной вам таблицы, в первой пустой графе с помощью знаков «+»- согласен, «-» -не согласен, выскажите своё отношение к тем суждениям, которые там приведены.

Суждение

Отноше-

ние 1

Отноше-

ние 2

Отноше- ние 3

Оценка

1


2 , и т.д.

Суждений приводится 7-10.


На втором этапе ученикам предлагается прочитать параграф, содержащий ключевые слова из суждений и вновь поставить знаки во вторую колонку «Отношение 2». На третьем этапе может последовать короткий рассказ учителя или просмотр видеофильма и задание поставить знаки в третью колонку. И ещё один момент. Данную таблицу с первым заданием можно давать детям на дом накануне изучения темы, в пределах изучения которой находятся данные суждения. 1-2 суждений в таблице могут быть из следующей темы, способствовать установлению логических связей между разными темам. Абсолютной достоверности уровня знаний выполнение заданий не даёт, но максимально приближает к этому.

Выбор верного слова

В рабочих тетрадях к учебникам химии О.С. Габриеляна в достаточно большом количестве приводятся задания на выбор верного слова, как в коротких текстах, к таким видам можно отнести задания типа:

«На основе анализа схемы строения атома допишите предложения. Вся масса атома сосредоточена в _ _ _ _, так как ничтожно малой массой _ _ _ _ _ _ _ _ _ можно пренебречь. Заряд ядра атома Z всегда _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ и равен числу _ _ _ _ _ _ _ _. в нём.»,

так и в длинных. По этой причине, в целях экономии места, приводить примеры не буду, а также потому, что их и других видов заданий из этого ряда, приводится достаточно много в этих тетрадях. В этом случае главной задачей учителя остаётся работа по подбору заданий из тетрадей, а также работа по изменению уровня их сложности в зависимости от способностей учеников, что очень актуально в условиях нашей школы. Такой вид контроля также даёт учителю информацию об уровне понимания прочитанного. Регулярное использование заданий на выбор верных слов в течение учебного года позволяет постоянно следить за успехами учеников и вовремя помогать тем, у кого возникают трудности с пониманием. Ученики же, успешно справляясь с заданиями и выбирая верные ответы, убеждаются в том, что напрягают свои усилия не зря.

Пока не нашёл применения совет английских педагогов, предлагающий детям самостоятельно составлять задания на выбор верного слова и обменяться ими с одноклассниками. Согласен, что выполнение и составление заданий подобного рода - прекрасный способ наглядно показать ученикам прогресс в усвоении учебного материала, но мои попытки его внедрения привели лишь к потере учебного времени, так драгоценного в наших условиях.

В заключение хочу сказать, что проверочных заданий, позволяющих судить об успехах учеников, множество, в этой статье привожу примеры только некоторых из тех, что помогали мне «направить контроль на нужды обучения», и сделать для меня и учеников наглядными их достижения в освоении необходимых знаний, умений и навыков.


© 2010-2022