Урок химии по теме «Электролиз»

Учителя всегда стремились сделать "уроки интереснее, полезнее и информативнее, а весь" учебный процесс - эффективнее не только в образовательном, но и в развивающем и воспитательном отношении. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о процессе электролиза. При объяснение материала используются стихи-задачки. Изучение материала в данной форме способствует развитию познавательного интереса, логическому мышлению, активизирует учащихся на работу. "В начале урока учащимся ставить...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии по теме «Электролиз»Урок химии в 10 классе по теме: «Электролиз»


Цель: раскрыть понятие процесса электролиза; сформировать умение определять процессы, происходящие на электродах; составлять суммарное уравнение реакции электролиза.

Задачи:
· образовательные: сформировать у учащихся представление о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза;
· развивающие: развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение применять теоретические знания на практике;
· воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, формировать коммуникативные умения, навыки самостоятельной работы.

Ход урока:

I. Организационная часть.

1. Приветствие учащихся:

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2. Оформление тетрадей.

- Откройте тетради и запишите число: … .

II. Подготовка к восприятию нового материала:

Сегодня на урок к нам пришел Петя вот с такой историей:

«Петя снял аккумулятор с «Жигуля»:

Напряжение упало до нуля,

Пете посоветовал Андрей:

«Ты электролит туда залей!»

Петя взял на кухне соли

Он учил когда-то в школе

Что любой электролит

Если он водой залит

Распадается на ионы.

Этих ионов миллионы!

Соль всегда электролит.

Вот готов раствора литр.

Петя взял аккумулятор…

Тут пришел его отец,

Догадайтесь - ка, ребята

Что сказал ему отец?»

-Конечно, ничего хорошего отец сказать ему не мог: ведь Петя спутал химическое понятие «электролит» с сернокислотным электролитом для автомобилей. Хорошо еще, что он не успел залить раствор поваренной соли внутрь аккумулятора, иначе пришлось бы покупать новый. А что же происходит внутри аккумулятора и вообще с солями под действием электрического тока. Это мы с вами сегодня и узнаем. Но вначале вам нужно разгадать ребус и вы узнаете, как называется этот процесс в химии и это и будет темой нашего урока:

e

Al

Be

K

SO4

Br

Li

Au

1

2

2

1

7

2,3

1,2

1

-Правильно ребята, это «Электролиз».

«Электролиз» - это процесс разложения вещества под действием электрического тока.

III. Объяснение нового материала.

Этот процесс проводится в U-образной трубке или специальном аппарате - электролизере.

Вначале мы с вами познакомимся с процессом, проводимым в U-образной трубке. В нее наливают раствор соли, например CuCl2, и опускают в каждое из отверстий трубки электропроводящий стержень - металлический электрод. В водном растворе эта соль диссоциирует:

CuCl2 = Cu2+ + 2Cl-

к а

Таких катионов и анионов в растворе соли очень много. Опускаем электроды и подключаем катод к отрицательному, а анод к положительному полюсу выпрямителя электрического тока. Начинается электрохимическая реакция: катионы, частицы с положительным зарядом (Сu2+) движутся к отрицательному электроду катоду. Там они получают недостающий электрический заряд и превращаются в атомы и осаждаются на катоде в виде металлической меди:

Cu2+ - 2е = Cu0

Катод покрывается слоем меди.

Хлоридные ионы заряжены отрицательно и движутся к положительному электроду - аноду. Там они лишаются своего заряда и превращаются в атомы хлора, а потом объединяются в молекулы Cl2

2Cl- + 2е = Cl20

На аноде выделяется газообразный хлор, который впоследствии улетучивается или собирается в специальные резервуары.

Суммарное уравнение электролиза:

CuCl2 = Cu + Cl2


(схемы электролиза СuCI2 и FeSO4 выводятся на доску и объясняются)

Что такое электролиз,

Рассказать я не боюсь.

Значит так: берется полюс,

Этот полюс будет «плюс»

Нужен нам и полюс «минус»

Это тоже электрод.

Если, соль в раствор закинув

Цепь замкнуть, то ток пойдет

У катода всем подряд

Выдаются электроны.

Металлический отряд

Получается из ионов.

А анод, наоборот

Электроны отберет.

В этом месте всякий раз

Выделятся будет газ.

Результат всего процесса

Очень даже интересен:

Если ток включается

Соли разлагаются.

Но не всегда катионы металлов восстанавливаются на катоде, а на аноде анионы вступивших веществ, чтобы это понять нужно знать пять правил:

1. Группа металлов, стоящая после водорода:

при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на

катоде.

2. Группа металлов, стоящая от начала ряда напряжений до алюминия включительно:

при электролизе катионы этих металлов сами не восстанавливаются на катоде вместо них восстанавливаются молекулы воды до водорода.

3. Группа металлов, стоящая от алюминия до водорода:

при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на катоде параллельно с молекулами воды. На катоде идет восстановление металла и водорода.

4. Анионы бескислородных кислот:

сами окисляются на аноде.

5. Анионы кислородосодержащих кислот:

на аноде не окисляются, а вместо них окисляются молекулы воды до

кислорода.

(таблицы)

IV. Активизация учащихся:

1. А теперь давайте разберемся с тем, что происходит в аккумуляторе:

Pb + 2H2SO4 = PbSO4 + SO2 + 2H2O

PbSO4 = Pb2+ + SO42-

K A

Pb O2

H2

2. Какие вещества рассказывают нам о себе? Давайте узнаем их и подвергнем их гидролизу:

1. «Я, конечно, очень нужен.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде -

Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза,

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Кто догадлив говорит:

Это - … (натрия хлорид)

2 NaCl = 2Na2+ + Cl20

K A

H2 Cl2

2. «Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я … (мелом СаСО3)

СаСО3 = Са2+ + СО32-

K A

H2 О2

3. Какие продукты будут находиться в растворе в результате электролиза Cu(NO3)2 в двух случаях: а) соль полностью подвергнута электролизу, и после этого электроды сразу вынуты из раствора; б) соль полностью подвергнута электролизу, но после этого некоторое время электроды остаются в растворе, но ток отключен.

а) на катоде Cu2+ , на аноде О2 , в растворе HNO3

б) медь постепенно будет растворятся в разбавленной HNO3

3Cu0 + 8H+ N+5 O3-2 = 3Cu+2(N+5 O3-2)2 + 2N+2 O-2 + 4H2+O-2

4. А теперь самое время для химической сказки-загадки:

« Жил был когда-то на свете храбрый богатырь Диоксид Кремниевич. У него была сестрица по имени Кремниевая кислота - толстушка-хохотушка, но большая умница.

Стала однажды сестрица брата в гости звать на пироги с черникой. А тот кричит:

- Вольно же тебе меня в гости звать! Твой дом за рекой, а переправы нет!

- Проще нет ничего, чем переправу поставить. Запомни 2 волшебных слова: «Щелочь. Кислота». Как их скажешь, через реку мост встанет. - учит сестрица брата.

- Ты, сестра, колдовать да заговаривать научена, а я человек простой все забуду - отвечает Диоксид Кремниевич.

Рассердилась Кремниевая кислота и говорит:

- Эти слова забудешь, так другие два запомни: «Фтороводород. Вода». Да поторапливайся, а то пироги остынут.

Есть ли химический смысл у «волшебных» слов? Почему Диоксид кремниевич не может прейти реку без этих слов?


  1. SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O

Na2SiO3 + HCI = 2NaCI + H2SiO3

  1. SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2

SiF4 + 3H2O = H2SiO3 + 4HF

V. Итог урока:

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с процессом электролиза. А теперь я проверю, как Вы его усвоили:

  1. Скажите, ребята, всегда л электролиз происходит одинаково или отличается?

  2. Какие вещества участвуют в электролизе раствора?

  3. Какие вещества участвуют в электролизе расплава?

VI. Выставление оценок

VII. Домашнее задание

Параграф 5.5. стр. 142 зад.3-5

© 2010-2022