- Преподавателю
- Химия
- Урок химии по теме «Электролиз»
Урок химии по теме «Электролиз»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куценко Н.Ю. |
Дата | 27.05.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок химии в 10 классе по теме: «Электролиз»
Цель: раскрыть понятие процесса электролиза; сформировать умение определять процессы, происходящие на электродах; составлять суммарное уравнение реакции электролиза.
Задачи:
· образовательные: сформировать у учащихся представление о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза;
· развивающие: развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение применять теоретические знания на практике;
· воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, формировать коммуникативные умения, навыки самостоятельной работы.
Ход урока:
I. Организационная часть.
1. Приветствие учащихся:
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2. Оформление тетрадей.
- Откройте тетради и запишите число: … .
II. Подготовка к восприятию нового материала:
Сегодня на урок к нам пришел Петя вот с такой историей:
«Петя снял аккумулятор с «Жигуля»:
Напряжение упало до нуля,
Пете посоветовал Андрей:
«Ты электролит туда залей!»
Петя взял на кухне соли
Он учил когда-то в школе
Что любой электролит
Если он водой залит
Распадается на ионы.
Этих ионов миллионы!
Соль всегда электролит.
Вот готов раствора литр.
Петя взял аккумулятор…
Тут пришел его отец,
Догадайтесь - ка, ребята
Что сказал ему отец?»
-Конечно, ничего хорошего отец сказать ему не мог: ведь Петя спутал химическое понятие «электролит» с сернокислотным электролитом для автомобилей. Хорошо еще, что он не успел залить раствор поваренной соли внутрь аккумулятора, иначе пришлось бы покупать новый. А что же происходит внутри аккумулятора и вообще с солями под действием электрического тока. Это мы с вами сегодня и узнаем. Но вначале вам нужно разгадать ребус и вы узнаете, как называется этот процесс в химии и это и будет темой нашего урока:
e
Al
Be
K
SO4
Br
Li
Au
1
2
2
1
7
2,3
1,2
1
-Правильно ребята, это «Электролиз».
«Электролиз» - это процесс разложения вещества под действием электрического тока.
III. Объяснение нового материала.
Этот процесс проводится в U-образной трубке или специальном аппарате - электролизере.
Вначале мы с вами познакомимся с процессом, проводимым в U-образной трубке. В нее наливают раствор соли, например CuCl2, и опускают в каждое из отверстий трубки электропроводящий стержень - металлический электрод. В водном растворе эта соль диссоциирует:
CuCl2 = Cu2+ + 2Cl-
к а
Таких катионов и анионов в растворе соли очень много. Опускаем электроды и подключаем катод к отрицательному, а анод к положительному полюсу выпрямителя электрического тока. Начинается электрохимическая реакция: катионы, частицы с положительным зарядом (Сu2+) движутся к отрицательному электроду катоду. Там они получают недостающий электрический заряд и превращаются в атомы и осаждаются на катоде в виде металлической меди:
Cu2+ - 2е = Cu0
Катод покрывается слоем меди.
Хлоридные ионы заряжены отрицательно и движутся к положительному электроду - аноду. Там они лишаются своего заряда и превращаются в атомы хлора, а потом объединяются в молекулы Cl2
2Cl- + 2е = Cl20
На аноде выделяется газообразный хлор, который впоследствии улетучивается или собирается в специальные резервуары.
Суммарное уравнение электролиза:
CuCl2 = Cu + Cl2
(схемы электролиза СuCI2 и FeSO4 выводятся на доску и объясняются)
Что такое электролиз,
Рассказать я не боюсь.
Значит так: берется полюс,
Этот полюс будет «плюс»
Нужен нам и полюс «минус»
Это тоже электрод.
Если, соль в раствор закинув
Цепь замкнуть, то ток пойдет
У катода всем подряд
Выдаются электроны.
Металлический отряд
Получается из ионов.
А анод, наоборот
Электроны отберет.
В этом месте всякий раз
Выделятся будет газ.
Результат всего процесса
Очень даже интересен:
Если ток включается
Соли разлагаются.
Но не всегда катионы металлов восстанавливаются на катоде, а на аноде анионы вступивших веществ, чтобы это понять нужно знать пять правил:
1. Группа металлов, стоящая после водорода:
при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на
катоде.
2. Группа металлов, стоящая от начала ряда напряжений до алюминия включительно:
при электролизе катионы этих металлов сами не восстанавливаются на катоде вместо них восстанавливаются молекулы воды до водорода.
3. Группа металлов, стоящая от алюминия до водорода:
при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на катоде параллельно с молекулами воды. На катоде идет восстановление металла и водорода.
4. Анионы бескислородных кислот:
сами окисляются на аноде.
5. Анионы кислородосодержащих кислот:
на аноде не окисляются, а вместо них окисляются молекулы воды до
кислорода.
(таблицы)
IV. Активизация учащихся:
1. А теперь давайте разберемся с тем, что происходит в аккумуляторе:
Pb + 2H2SO4 = PbSO4 + SO2 + 2H2O
PbSO4 = Pb2+ + SO42-
K A
Pb O2
H2
2. Какие вещества рассказывают нам о себе? Давайте узнаем их и подвергнем их гидролизу:
1. «Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив говорит:
Это - … (натрия хлорид)
2 NaCl = 2Na2+ + Cl20
K A
H2 Cl2
2. «Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (мелом СаСО3)
СаСО3 = Са2+ + СО32-
K A
H2 О2
3. Какие продукты будут находиться в растворе в результате электролиза Cu(NO3)2 в двух случаях: а) соль полностью подвергнута электролизу, и после этого электроды сразу вынуты из раствора; б) соль полностью подвергнута электролизу, но после этого некоторое время электроды остаются в растворе, но ток отключен.
а) на катоде Cu2+ , на аноде О2 , в растворе HNO3
б) медь постепенно будет растворятся в разбавленной HNO3
3Cu0 + 8H+ N+5 O3-2 = 3Cu+2(N+5 O3-2)2 + 2N+2 O-2 + 4H2+O-2
4. А теперь самое время для химической сказки-загадки:
« Жил был когда-то на свете храбрый богатырь Диоксид Кремниевич. У него была сестрица по имени Кремниевая кислота - толстушка-хохотушка, но большая умница.
Стала однажды сестрица брата в гости звать на пироги с черникой. А тот кричит:
- Вольно же тебе меня в гости звать! Твой дом за рекой, а переправы нет!
- Проще нет ничего, чем переправу поставить. Запомни 2 волшебных слова: «Щелочь. Кислота». Как их скажешь, через реку мост встанет. - учит сестрица брата.
- Ты, сестра, колдовать да заговаривать научена, а я человек простой все забуду - отвечает Диоксид Кремниевич.
Рассердилась Кремниевая кислота и говорит:
- Эти слова забудешь, так другие два запомни: «Фтороводород. Вода». Да поторапливайся, а то пироги остынут.
Есть ли химический смысл у «волшебных» слов? Почему Диоксид кремниевич не может прейти реку без этих слов?
-
SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O
Na2SiO3 + HCI = 2NaCI + H2SiO3
-
SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2
SiF4 + 3H2O = H2SiO3 + 4HF
V. Итог урока:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с процессом электролиза. А теперь я проверю, как Вы его усвоили:
-
Скажите, ребята, всегда л электролиз происходит одинаково или отличается?
-
Какие вещества участвуют в электролизе раствора?
-
Какие вещества участвуют в электролизе расплава?
VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задание
Параграф 5.5. стр. 142 зад.3-5