- Преподавателю
- Химия
- Программа кружка «Натуралист»
Программа кружка «Натуралист»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каравашкина А.И. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
Шараповская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА КРУЖКА
Н А Т У Р А Л И С Т
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 15-17 лет
Разработала: учитель биологии и химии
Каравашкина Альбина Ивановна
2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В предлагаемую программу кружка вошли основные вопросы современной науки, отражающие взаимосвязь естественнонаучных дисциплин.
Объём программы 34 часа, она адресована старшеклассникам, желающим углубить и расширить свои знания по естественным дисциплинам. Программа актуальна в условиях профилизации обучения, важна для личностного развития учащихся, осознания целостной естественнонаучной картины мира, формирования мировоззрения.
Для осуществления программы используются педагогические идеи:
-
интеграции естественнонаучного образования
-
практико-ориентированного обучения
-
стимулирования занимательностью
-
личностно-ориентированного
-
компетентностного подхода
ЦЕЛЬ КРУЖКА:
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных, творческих способностей сильных и хорошо успевающих учащихся в соответствии с их интересами и склонностями.
ЗАДАЧИ КРУЖКА:
- Привлечение внимания к многогранности и разнообразию проблем, находящихся на перекрёстке физики, химии и биологии, развитие познавательного интереса учащихся на материале, выходящем за рамки школьной программы.
- Содействие формированию практического применения полученных
знаний в жизни.
- Нравственное, экологическое воспитание учащихся, развитие волевой, эмоциональной и мотивационной сфер учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
-
дискуccия
-
лекционно-семинарская
-
круглый стол
-
моделирование
-
информационные технологии
-
работа с природным материалом
-
проектирование
-
исследовательская деятельность
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Комплексный подход к изучению природы. Важнейшие естественнонаучные дисциплины. Методы химии, физики, биологии: (микроскопирование, центрифугирование, дистилляция, препарирование, эксперимент, наблюдение, цитогенетический анализ и др.), позволяющие изучать природу на всех уровнях: молекулярном, клеточном, организменном.
Молекулярно-кинетическая теория. Роль диффузии в процессах дыхания и питания. Осмос и тургор. Растворы в живой и неживой природе. Химические реакции в растворах. Дыхание, фотосинтез, хемосинтез, гниение - окислительно- восстановительные процессы. Гидрофильные и гидрофобные связи. Водородные связи, тепловые свойства воды.
Статистический характер величин и законов. Направление самопроизвольных процессов. Энтропия и энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Прогнозирование возможности протекания химического процесса.
Симметрия в природе. Симметрия в мире живой и неживой природы. Симметрия молекул, кристаллов. Оптические изомеры. Красота как биологическая целесообразность. Последствия нарушения симметрии в природе.
Электромагнитная картина мира. Время и пространство, их взаимосвязь. Масса движущихся тел, их взаимодействие.
Периодичность в природе. Периодическая система Д.И. Менделеева - графическое отражение периодического закона. Суточные, годовые, астрономические, геологические циклы. Биогенетический закон и периодическая система.
Современная естественнонаучная картина мира. Знания о мире античных философов. Развитие представлений о мире. Геологические оболочки. Роль биосферы. Биосфера - открытая система.
Краткая характеристика курса.
Данный курс направлен на реализацию комплексного подхода к изучению живой природы с точки зрения разных наук естественного цикла. Интеграция знаний поможет учащимся сформировать целостное представление о природных явлениях и процессах, создать запас тех знаний, которые, оставшись навсегда, перейдут в убеждения и будут способствовать обоснованию взглядов на мир.
Если попросить старшеклассников на уроке химии ответить на вопрос: какие вы знаете основные законы, объясняющие законы природы, они назовут законы химии, на уроке биологии - законы биологии. Они выделили основные законы природы в зависимости от урока в школьном расписании, не достаточно осознавая, что к основным законам природы следует отнести наиболее общие законы, изучаемые различными науками.
Курс поможет учителю и старшеклассникам при работе над объединением знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, вокруг основополагающих понятий этих наук, понятий, которые входят в состав ядра естественных дисциплин, в «золотой фонд « естественнонаучного образования, составляют знания, которые помогут молодому человеку создать единый взгляд на мир.
В сознании человека знания об окружающем мире не преломляются, как «солнце в капле вод», они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в юном возрасте. Не просто знания о природе , а глубокое проникновение в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки, возникает благоговение перед нею, - вот что имеет воспитательную силу, может помочь ученику полюбить идею и истину, помогает ставить духовные наслаждения выше телесных
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему…..
В. Гёте
Тематическое планирование курса
дата
№, тема занятия
-
Комплексный подход к изучению природы
-
Науки о природе
-
Молекулярно - кинетическая теория.
-
О растворах и химических реакциях в них.
-
Окислительно - восстановительные реакции в живой природе.
-
Окислительно - восстановительные процессы в неживой природе.
-
Диффузия в процессах питания .
-
О гидрофобных и гидрофильных связях
-
Статистический характер величин .
-
Статистический характер законов.
-
О направлении самопроизвольных процессов.
-
Энтропия и энтальпия.
-
Симметрия в мире растений
-
Симметрия в мире животных
-
Симметрия в неживой природе.
-
Квантовая теория.
-
Глаз - сложная оптическая система.
-
Наследственность глазами физика и химика.
-
Физики об окраске цветков растений.
-
Тайна великого закона (Периодический закон)
-
Периодичность в природе
-
Годовые и суточные циклы.
-
Фотопериодизм.
-
Закон сохранения массы вещества.
-
Закон сохранения энергии.
-
Энергетические процессы в клетке
-
Закон сохранения электрического заряда.
-
Электромагнитная картина мира.
-
Картины мира мыслителей древности.
-
Разработка практических проектов. Выбор темы
31. Реализация проекта. Выполнение практической части.
32.Консультация. Оформление результатов проекта.
33. Презентации проектов. Научно - практическая конференция.
34. Научная картина мира в моём представлении.
Круглый стол. Заключительное заседание клуба знатоков природы.
Литература для учащихся: В.Р. Ильченко. Перекрестки физики, химии, биологии. М.: Просвещение. 1986.