Программа кружка «Натуралист»

Разработка программы кружка «Натуралист» адресована учителям естественных дисциплин (химия, физика, биология, экология) для организации внеурочной деятельности с учащимися 9, 10,11 классов, имеющих повышенную мотивацию к обучению с целью развития их интеллектуальных, творческих способностей. Разработка составлена на основе идеи интеграции естественных дисциплин. Кружок   будет содействовать осознанию целостной естественнонаучной картины мира, формированию у старшеклассников умений переносить зна...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Шараповская средняя общеобразовательная школа




ПРОГРАММА КРУЖКА


Н А Т У Р А Л И С Т


Срок реализации: 1 год


Возраст учащихся: 15-17 лет


Разработала: учитель биологии и химии

Каравашкина Альбина Ивановна



2010 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В предлагаемую программу кружка вошли основные вопросы современной науки, отражающие взаимосвязь естественнонаучных дисциплин.

Объём программы 34 часа, она адресована старшеклассникам, желающим углубить и расширить свои знания по естественным дисциплинам. Программа актуальна в условиях профилизации обучения, важна для личностного развития учащихся, осознания целостной естественнонаучной картины мира, формирования мировоззрения.

Для осуществления программы используются педагогические идеи:

  • интеграции естественнонаучного образования

  • практико-ориентированного обучения

  • стимулирования занимательностью

  • личностно-ориентированного

  • компетентностного подхода

ЦЕЛЬ КРУЖКА:

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных, творческих способностей сильных и хорошо успевающих учащихся в соответствии с их интересами и склонностями.

ЗАДАЧИ КРУЖКА:

- Привлечение внимания к многогранности и разнообразию проблем, находящихся на перекрёстке физики, химии и биологии, развитие познавательного интереса учащихся на материале, выходящем за рамки школьной программы.

- Содействие формированию практического применения полученных

знаний в жизни.

- Нравственное, экологическое воспитание учащихся, развитие волевой, эмоциональной и мотивационной сфер учеников.

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:


  • дискуccия

  • лекционно-семинарская

  • круглый стол

  • моделирование

  • информационные технологии

  • работа с природным материалом

  • проектирование

  • исследовательская деятельность

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Комплексный подход к изучению природы. Важнейшие естественнонаучные дисциплины. Методы химии, физики, биологии: (микроскопирование, центрифугирование, дистилляция, препарирование, эксперимент, наблюдение, цитогенетический анализ и др.), позволяющие изучать природу на всех уровнях: молекулярном, клеточном, организменном.

Молекулярно-кинетическая теория. Роль диффузии в процессах дыхания и питания. Осмос и тургор. Растворы в живой и неживой природе. Химические реакции в растворах. Дыхание, фотосинтез, хемосинтез, гниение - окислительно- восстановительные процессы. Гидрофильные и гидрофобные связи. Водородные связи, тепловые свойства воды.

Статистический характер величин и законов. Направление самопроизвольных процессов. Энтропия и энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Прогнозирование возможности протекания химического процесса.

Симметрия в природе. Симметрия в мире живой и неживой природы. Симметрия молекул, кристаллов. Оптические изомеры. Красота как биологическая целесообразность. Последствия нарушения симметрии в природе.

Электромагнитная картина мира. Время и пространство, их взаимосвязь. Масса движущихся тел, их взаимодействие.

Периодичность в природе. Периодическая система Д.И. Менделеева - графическое отражение периодического закона. Суточные, годовые, астрономические, геологические циклы. Биогенетический закон и периодическая система.

Современная естественнонаучная картина мира. Знания о мире античных философов. Развитие представлений о мире. Геологические оболочки. Роль биосферы. Биосфера - открытая система.

Краткая характеристика курса.

Данный курс направлен на реализацию комплексного подхода к изучению живой природы с точки зрения разных наук естественного цикла. Интеграция знаний поможет учащимся сформировать целостное представление о природных явлениях и процессах, создать запас тех знаний, которые, оставшись навсегда, перейдут в убеждения и будут способствовать обоснованию взглядов на мир.

Если попросить старшеклассников на уроке химии ответить на вопрос: какие вы знаете основные законы, объясняющие законы природы, они назовут законы химии, на уроке биологии - законы биологии. Они выделили основные законы природы в зависимости от урока в школьном расписании, не достаточно осознавая, что к основным законам природы следует отнести наиболее общие законы, изучаемые различными науками.

Курс поможет учителю и старшеклассникам при работе над объединением знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, вокруг основополагающих понятий этих наук, понятий, которые входят в состав ядра естественных дисциплин, в «золотой фонд « естественнонаучного образования, составляют знания, которые помогут молодому человеку создать единый взгляд на мир.

В сознании человека знания об окружающем мире не преломляются, как «солнце в капле вод», они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в юном возрасте. Не просто знания о природе , а глубокое проникновение в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки, возникает благоговение перед нею, - вот что имеет воспитательную силу, может помочь ученику полюбить идею и истину, помогает ставить духовные наслаждения выше телесных

Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему…..

В. Гёте

Тематическое планирование курса

дата

№, тема занятия


  1. Комплексный подход к изучению природы

  2. Науки о природе

  3. Молекулярно - кинетическая теория.

  4. О растворах и химических реакциях в них.

  5. Окислительно - восстановительные реакции в живой природе.

  6. Окислительно - восстановительные процессы в неживой природе.

  7. Диффузия в процессах питания .

  8. О гидрофобных и гидрофильных связях

  9. Статистический характер величин .

  10. Статистический характер законов.

  11. О направлении самопроизвольных процессов.

  12. Энтропия и энтальпия.

  13. Симметрия в мире растений

  14. Симметрия в мире животных

  15. Симметрия в неживой природе.

  16. Квантовая теория.

  17. Глаз - сложная оптическая система.

  18. Наследственность глазами физика и химика.

  19. Физики об окраске цветков растений.

  20. Тайна великого закона (Периодический закон)

  21. Периодичность в природе

  22. Годовые и суточные циклы.

  23. Фотопериодизм.

  24. Закон сохранения массы вещества.

  25. Закон сохранения энергии.

  26. Энергетические процессы в клетке

  27. Закон сохранения электрического заряда.

  28. Электромагнитная картина мира.

  29. Картины мира мыслителей древности.

  30. Разработка практических проектов. Выбор темы

31. Реализация проекта. Выполнение практической части.

32.Консультация. Оформление результатов проекта.

33. Презентации проектов. Научно - практическая конференция.

34. Научная картина мира в моём представлении.

Круглый стол. Заключительное заседание клуба знатоков природы.


Литература для учащихся: В.Р. Ильченко. Перекрестки физики, химии, биологии. М.: Просвещение. 1986.

© 2010-2022