Конспект урока на тему тип Членистоногие

Раздел Химия
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективные курсы как средство организации индивидуальных образовательных траекторий школьников

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных траекторий, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий нужны учителю, отвечают заказу родителей, заказу государства.

Основная функция курсов по выбору - профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».[1]

Элективные курсы предназначены для решения двух важнейших задач. Первая из них - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Но в 15 лет школьник может сказать только нравится ему тот или иной предмет, а говорить об окончательном выборе профессии еще рано. Элективные курсы, призванные решать эту задачу, могут быть названы пробными.[1]

Вторая задача - помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. Такие элективные курсы могут быть названы ориентационными.[1]

Обе эти задачи могут быть решены с помощью краткосрочных элективных курсов. Краткий элективный курс объединит учеников 9-11 классов, затем набирается новая группа, которая изучает другую, такую же короткую программу. Каждый учитель-предметник планирует такие курсы, а в конце года нужно провести ярмарку образовательных продуктов, на которой школьники и их родители выберут интересные программы. Элективные курсы разной продолжительности и направления позволят школьникам выстраивать свою собственную образовательную траекторию, персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Предлагаемые программы содержат увлекательную практическую часть: «Химические реакции» с экспериментальными задачами разной сложности, продолжительностью 14 часов. «Аналитическая биохимия», продолжительностью 22 часа. «Химическая связь» с уроками моделирования продолжительностью 12 часов. «Решение задач», продолжительностью 18 часов.

Практикум «Химическая реакция» рассчитан на 14 часов. Время проведения - 2 четверть, аудитория - ученики 9-11 классов. Этот курс родился в результате наблюдения и видения проблемы. Как правило, школьные лабораторные работы - это опыты с конкретными чистыми веществами, выполнение инструкции, а школьникам хочется просто, как они говорят, «похимичить», то есть слить все растворы подряд. Значит, нужно разрешить это сделать, но потребовать, чтобы и в простом сливании всех растворов вместе была система, доказать, что система есть, и сделать выводы из своей системы. На это отведено 4 часа программы по темам «Реакции ионного обмена» и «Кислоты, основания, оксиды и соли». Еще 8 часов на решение экспериментальных задач, на распознавание органических и неорганических веществ, получение заданных веществ. Этот элективный курс научит школьника «извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения».[2]

На элективный курс «Химическая связь» в конце учебного года придут те, для кого химия станет самым важным и интересным предметом. В течение 12 часов они познакомятся или повторят что такое гибридизация, научатся определять кратность связи, валентность и степень окисления, определять валентные возможности атомов, определять, какая связь длиннее и прочнее, научатся моделировать молекулы.

Элективный курс «Решение задач» проводится в течение трех лет, его изучают те, кто готовится к олимпиадам, к ЕГЭ, а также все желающие. Время проведения - 1 четверть, аудитория - ученики 9-11 классов. Первые 6-8 часов посвящены решению задач с алгоритмическим способом решения, когда условия задачи достаточны для ее решения. Все остальное время отдано решению задач с неизвестным способом решения, когда для решения необходимы преобразования условий или привлечение информации из других областей, что позволяет научить школьника находить пути решения проблем, а это значит - сформировать у него способность к самостоятельному творческому мышлению. Во время занятия мы решаем задачи вместе, обсуждая, выбирая путь, часто движемся в неправильном направлении, отбрасываем способы и начинаем снова. Отрицательный результат в том, что на момент окончания курса из 15 человек, желавших решать задачи, остается 6, но это те, кто действительно увлечен химией, кто не умеет отступать и сдаваться перед трудностями, это те, кто «умеет решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; умеет организовывать свою работу; показывает стойкость перед трудностями; умеет находить новые решения».[2]

В результате профильного обучения формируются ключевые компетенции:

Ценностно-смысловые - осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Литература

  1. Элективные курсы в профильном обучении/Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 144 с- ISBN 5-7755-

  2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. eidos.ru/journal/2005/1212.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].


© 2010-2022