- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Конспект урока Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Парфёнова Н.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева
Цель:
-
Формировать у учащихся представления о том, что объективно существующая взаимосвязь между химическими элементами и образуемыми веществами подчинена периодическому закону и отражена в периодической системе; рассмотреть структуру периодической системы, сформировать понятие про периоды и группы;
-
Развивать умения анализировать информацию и делать выводы, навыки использования Периодической системы для поиска информации о химических элементах и их свойствах;
-
Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа
1. Что такое классификация?
2. Кто из ученых-химиков предпринимал попытки классификации химических элементов? Какие характеристики они брали за основу?
3. Какие группы химических элементов вам знакомы? Дайте их краткую характеристику. (Щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы)
ІІІ. Изучение нового материала
1. История открытия Периодического закона
На прошлом уроке мы узнали, что середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов оказались несостоятельными. Предшественники Д.И.Менделеева (И. В. Деберейнер, Дж. А. Ньюлендс, Л. Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.
Они использовали один из двух подходов к построению системы:
1. Объединение элементов в группы по сходству состава и свойств образованных ими веществ.
2. Расположение химических элементов в порядке увеличения их атомной массы.
Но ни один, ни другой подход не привели к созданию системы, объединяющей все элементы.
Проблема систематизации химических элементов заинтересовала и молодого 35-летнего профессора Педагогического университета Д.И. Менделеева. В 1869 году он работал над созданием учебника для студентов «Основы химии». Ученый хорошо понимал, что для того чтобы студенты лучше разобрались в разнообразии свойств химических элементов, эти свойства нужно систематизировать.
К 1869 году было известно 63 химических элемента, для многих из которых были неверно определены относительные атомные массы.
Менделеев расположил химические элементы в порядке возрастания их атомных масс и заметил, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток - период, Дмитрий Иванович расположил периоды друг под другом, так, чтобы сходные элементы располагались друг под другом - на одной вертикали, так была построена периодическая система элементов.
В результате кропотливой работы в течение 15 лет по исправлению атомных масс и валентности элементов, а также по выяснению места еще не открытых химических элементов Д.И. Менделеев открыл закон, который назвал Периодическим законом.
Свойства химических элементов, простых веществ, а также состав и свойства соединений находятся в периодической зависимости от значений атомных масс.
1 марта 1869г. (18 февраля по старому стилю)- дата открытия Периодического закона.
К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало. Противников - много, особенно в Германии и Англии.
Открытие периодического закона - это блестящий образец научного предвидения: в 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором. Он сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э. Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании.
Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.
В 1879 г. Л. Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем экабор.
В 1886 г. К. Винклер в Германии открыл германий, который оказался экасилицием.
Но гениальность Дмитрия Ивановича Менделеева и его открытия - не только эти предсказания!
В четырёх местах периодической системы Д. И. Менделеев расположил элементы не в порядке возрастания атомных масс:
Ar - K, Co - Ni, Te - I, Th - Pa
Ещё в конце 19 века Д.И. Менделеев писал, что, по-видимому, атом состоит из других более мелких частиц. После его смерти в 1907 г. было доказано, что атом состоит из элементарных частиц. Теория строения атома подтвердила правоту Менделеева, перестановки данных элементов не в соответствии с ростом атомных масс полностью оправданы.
Графическим изображением периодического закона является периодическая система химических элементов. Это краткий конспект всей химии элементов и их соединений.
2. Структура Периодической системы
Существует длинный и короткий вариант таблицы
Каждый элемент находится в определённой клетке периодической системы.
-
Какую информацию она несёт? (символ элемента, порядковый номер, название элемента, название простого вещества, относительная атомная масса)
Составными частями таблицы являются периоды и группы.
Учитель показывает период в таблице и просит учащихся самих сформулировать определение. Потом сравниваем с определением в учебнике (стр. 140).
Период - это горизонтальный ряд химических элементов, который начинается щелочным металлом и заканчивается инертным элементом.
Учитель показывает группу в таблице и просит учащихся самих сформулировать определение. Потом сравниваем с определением в учебнике (стр. 140).
Периоды бывают большие и малые.
-
Какие периоды большие? Малые?
-
Как изменяются металлические свойства в периоде слева направо? Усиливаются или ослабевают? Почему вы так считаете?
Металлические свойства в периоде слева направо ослабевают, следовательно, неметаллические усиливаются. Причину этого мы узнаем, изучив строение атома на последующих уроках.
-
У какого элемента ярче выражены металлические свойства: Аg-Cd? Mg-Al?
-
У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства: О-N? S-Cl?
Группа - это вертикальный столбик элементов, который содержит подобные по свойствам элементы. (записать в тетрадь)
Группа делится на главную (а)и побочную (в).
В главную подгруппу входят элементы как малых, так и больших периодов. В побочную- только больших. Побочные подгруппы содержат только металлические элементы (переходные металлы)
Назовите элементы второй группы, главной подгруппы.
-
Назовите элементы пятой группы, побочной подруппы.
-
Назовите элементы восьмой группы, главной подруппы. Как они называются?
IV. Обобщение и систематизация знаний
V.Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся
VІ. Домашнее задание