УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ»

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ»

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Цель урока:

- закрепить знания об «ионах»;

- сформировать понятия: «ионные реакции», «ионные уравнения»;

- научить составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, используя алгоритм.

Задачи урока:

образовательные:

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;

  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца

  • научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.

развивающие:

  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

Оборудование и реактивы: растворы КСl и AgN03, ВаСl2 и Na2S04, СаСО3 и H2S04, NaOH и H2S04, CuS04, KN03 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, пробирки, фенолфталеин, таблица растворимости солей, кислот и оснований.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Какие вещества называются электролитами?

Какие вещества называются неэлектролитами?

Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации.

3. Актуализация опорных знаний

Какие реакции мы называем реакциями обмена?

Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:

1) СаCO3 + H2SO4

2) Zn + HCl→

3) K2SO4 + BaCl2

4) Al2(OH)3

5) KOH + HNO3

6) S03 + ZnO→

Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?

Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде?

На какие частицы распадаются вещества в воде?

Какая таблица будет нам помощником в этом?

Назовите образовавшиеся ионы:

KNO3; Ba(OH)2; Na2SO4; Al2(SO4)3

Какие вещества не будут образовывать ионов? Почему?

Как будут называться реакции, состоящие из ионов?

А как будут называться уравнения, состоящие из ионов?

Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы узнаем, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научимся составлять ионные уравнения.

Тема сегодняшнего урока: Ионные уравнения.

Чему мы научимся сегодня на уроке?

4. Изучение нового материала

а) определение ионного уравнения.

Найдите в учебнике определение ионных реакций и запишите его в тетрадях. (Затем один из учащихся читает это определение).

Реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями

Теория электролитической диссоциации признает, что все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Реакции в водных растворах электролитов изображаются в виде ионных уравнений. С помощью данных уравнений можно определить, какие ионы из смеси связаны в молекулу неустойчивого слабого электролита или малодиссоциирующего вещества.

Основные правила составления ионных уравнений реакций:

б) Правила составления ионных уравнений:

1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов изображают в молекулярном виде.

2. С помощью знака (↑ - газ, ↓ - осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).

3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.

4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.

5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.

6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.

Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.

Рассмотрим пример взаимодействия сульфата меди и гидроксида натрия.

в) Алгоритм составления ионных уравнений

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Выполнение

1. Записать молекулярное уравнение реакции:

CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества

P P H P

CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать

CuSO4 = Cu2+ + SO4 2-

NaOH = Na+ + OH-

Na2SO4 = 2 Na+ + SO4 2-

Cu(OH)2 - малодиссоциирующее

4. Составить полное ионное уравнение (коэффициенты перед молекулами равны коэффициентам перед ионами)

Cu2++SO4 2-+2Na++2OH-=Cu(OH)2↓ + 2Na++SO4 2-

5. Найти одинаковые ионы и сократить их

Cu2++SO42-+2Na++2OH-=Cu(OH)2↓+ 2Na++SO4 2-

6. Записать сокращенное ионное уравнение

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

В чем сущность данной реакции?

Что образовалось в результате реакции? (Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Cu2+ и 2OH-; в результате этого взаимодействия образуется осадок Cu(OH)2)

Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.

Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Cu2+ и 2OH-. Выполнив это задание, какой мы можем сделать вывод? (можно взять любой растворимый гидроксид и любую растворимую соль меди).

В каком случае реакции протекают до конца?

Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически осуществимы (протекают до конца) только в тех случаях, когда в результате реакции образуется осадок, газ, или малодиссоциирующее вещество, а так же вода.

1. Реакция обмена, идущая с образованием осадка:

Демонстрационный эксперимент

Оборудование и реактивы: растворы КСl, AgN03, ВаСl2 и Na2SО, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.

а) В пробирку с раствором КCl, закреплённую в пробиркодержателе, добавляем несколько капель AgNO3.

Что наблюдаем? Запишите молекулярное уравнение химической реакции

Сливая растворы КСl, и AgN03, наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся КN03

Как обозначается осадок в реакции?

AgN03+ КСl, = КN03+ AgCl↓

Молекулярное уравнение

Какой тип реакции?

Запись уравнения сильным учеником у доски

- Исходные соли - сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде

Ag+ + NO3- → K+ + Cl- = K++ NO3- + 2AgCl↓

Полное ионное уравнение

Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы К+ и NO3-, а вот AgCl - нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.

Ионы Ag+ и Сl- - соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.

Ионы же К+ и NO3- в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?

Ag++ Сl- = AgCl↓

Сокращённое ионное уравнение

Это уравнение показывает, что данная реакция сводится к взаимодействию ионов Ag+ и Сl-, в результате которого образуется осадок AgCl. Важно знать, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать между растворами солей содержащих хлорид - ион с AgNО3. Поэтому, суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag+ и Сl- с образованием AgCl.

2. Реакция обмена, идущая с образованием газообразного вещества:

a) Проведите реакцию между К2СО3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.

б) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между ионами 2Н++ SO32- = Н20 + SO2

3. Реакция обмена, идущая с образованием воды:

Что такое реакция нейтрализации?

В какой цвет окрашивает фенолфталеин щелочные растворы?

Если к этому раствору добавим кислоту, что произойдет?

Если к раствору гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином в малиновый цвет, прилить избыток раствора азотной кислоты, то раствор обесцветится, что послужит сигналом протекания химической реакции (показываю опыт).

Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями.

Демонстрационный эксперимент

Cu(OH)2 + HCl = CuCl2 + H2O

Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции

4. Обратимое взаимодействие между ионами

KOH + NaNO3 = KNO3 + NaOH

K+ + OH- + Na+ + NO3- = K+ + NO3- + Na+ + ОН-

Можем ли мы здесь написать сокращенное ионное уравнение? Почему? (сокращенного ионного уравнения нет, так как в растворе присутствует смесь ионов и, следовательно, реакция обратима)

Какова сущность сокращенного ионного уравнения? (сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов)

5. Проверка первичного усвоения материала

Задание 1. Работа в тетради.

Задание 2. Игра «Крестики и нолики» (Выберите выигрышный путь реакций обмена, идущих до конца.)

хлорид кальция

+

гидроксид калия

гидроксид бария

+

хлорид лития

нитрат цинка

+

гидроксид натрия

сульфат лития

+

соляная кислота

сульфит

+

азотная кислота

хлорид натрия

+

серная кислота

бромид

+

нитрат железа (II)

сульфат

+

хлорид натрия

фосфорная кислота

+

гидроксид калия

- Какая из трех реакций является реакцией нейтрализации?

6. Закрепление изученного материала

Работа в тетради, запишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения. Назовите продукты, образовавшиеся в результате реакции.

7. Задание на дом

8. Итог урока

Что мы изучили сегодня на уроке?

Что такое «реакции ионного обмена»?

Мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, поэтому, реакции в растворах электролитов происходят между ионами. Сформулируем определение понятия «реакции ионного обмена» - реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды.

- выставление оценок

9. Рефлексия

Какая часть урока показалась вам наиболее интересной и познавательной?

С каким настроением вы уходите с урока?

Что вам понравилось на уроке? Не понравилось?

Что в уроке вызвало затруднения?

Урок окончен. Спасибо за урок!

Для того чтобы проверить степень усвоения данного материала, на следующем уроке я провела такую работу:

Каждый ученик класса получил карточку с заданиями как теоретическими, так и практическими.

Карточка №1.

1. Закончить уравнение реакции:

K2CO3 + H2SO4 - →

Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.

2. Выберите из списка на доске пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

Данный урок способствует усвоению знаний об ионных уравнениях, учащиеся на уроке совершенствуют умение составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.




© 2010-2022