Опыт освоения проектного обучения: плюсы и минусы, проблемы и перспективы

"Описание материала: Пять лет я использую в своей работе методику «проектное обучение». В своем докладе я провожу предварительный анализ своей работы, обобщаю опыт использования данной методики на уроках химии, даю практические рекомендации для учителей, которых заинтересует мой опыт. Проектное обучение для меня - ступенька к новым знаниям и достижениям моих ребят, способ повысить мотивацию, вызвать интерес к урокам химии. Благодаря различным видам деятельности дело по душе находится для всех. Т...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Северо-Казахстанской области

Айыртауский районный отдел образования

Имантауская средняя школа



Доклад

на школьном методическом совещании




Опыт освоения проектного обучения: плюсы и минусы,

проблемы и перспективы


Яковлева Н.Г.


2009 г.


Одной из главных задач в современном преподавании химии я считаю активизацию мыслительной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Активный ученик проявляет высокую мотивацию к обучению, а следовательно, легче и прочнее усваивает полученные знания, что приводит в повышению качества обучения. Этого можно добиться, используя в своей работе методику «проектное обучение».

По словам В.В. Гузеева, «проктное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях, от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда». То есть при использовании этой методики в своей работе, учитель химии может добиться интеграции педагогических технологий, укрепить интерес учащихся к своему предмету, создать прочные связи между самыми разными предметами.

По определению «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Но в любом случае это всегда творческая деятельность.

Проектное обучение - вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

По данной методике я работаю три года. Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным я ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  • развивать познавательные умения и навыки учащихся;

  • формировать умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • самостоятельно конструировать свои знания;

  • интегрировать знания из различных областей наук;

  • критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проектная технология предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Поэтому в разработке проектов есть четкая последовательность действий.

Я начинаю работать над проектами с восьмиклассниками. Для более продуктивной работы определяю состав постоянных групп, в каждой из которых назначаю куратора и определяю тему исследования. Например, в 8 классе одним из первых творческих проектов может быть химическая сказка (тема «Водород. Кислоты. Соли»).

Всегда приветствую поиски дополнительного материала и иллюстраций в Интернете, использование в работе компьютера, сканера, цифрового фотоаппарата и камеры. Обязательна работа с периодическими изданиями, в библиотеке. Так в 9 классе был выполнен информационно-творческий проект на тему «Важнейшие неметаллы и их соединения в природе. Значение неметаллов». Ребята составляли мини-учебники по свойствам и соединениям определенных неметаллов.

Роль куратора в проектной группе - распределение и планирование работы, контроль и выставление оценок. Оценку куратору выставляет учитель. Первое полугодие я контролирую работу кураторов, раздаю памятки, помогаю составить план работы, распределить роли в группе. Учащиеся очень быстро включаются в деятельность, появляется интерес к учебе даже у детей с низкой мотивацией, так как дело по душе в процессе подготовки проекта найдется каждому.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап включает в себя выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

2. Планирование работы подразумевает определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, а также готового продукта (формы представления результата), установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов, распределение обязанностей среди членов команды

3. Исследовательская деятельность - это сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, и т.д.

  1. Результаты или выводы. На этом этапе учащимися проводится анализ информации, формулировка выводов, оформление результата. Результат (продукт) проекта зависит от задач проекта и способа их решения. Это может быть сообщение, сказка, видеоролик, электронная презентация, выставка, спектакль, картина, реклама, плакат.

  2. Представление готового проекта проводится на обобщающем уроке по данной теме.

  3. Оценка процесса и результатов работы Кураторы групп сдают учителю заполненные протоколы работы с указанием объема работы и оценкой каждого участника проектной группы. Чаще всего на завершающий урок я приглашаю жюри - классного руководителя, учителей, входящих в состав методического объединения. Это придает торжественность, превращает урок в маленький парад знаний.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.

  • учитель помогает ученикам в поиске источников;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поддерживает и поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Активизации мышления учащихся способствует проведение интегрированных уроков или их элементов. Например: химия-литература, химия-биология, химия-информатика, химия-математика, химия-физика, химия-география.

Технология проекта - одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

  • Что такое "проект" и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?

  • Как правильно организовать деятельность учеников?

  • Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?

Проект всегда вызывает интерес, творческий поиск, жаркие споры - каждому находится дело по душе. Работа над проектом показывает, что нет "неуспевающих" детей.

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно-ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Один из мини-проектов по изучению химических свойств солей постепенно перерос в научный проект «Химия современного питания», который мы готовимся представлять на региональной ученической научно-практической конференции.

Итак, мотивация к изучению химии достаточно высока, с чем напрямую связана активность учеников на уроках. Что, в свою очередь, позволяет говорить об активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии.


© 2010-2022