• Преподавателю
  • Химия
  • Метожмческая рекомендацияИсследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательно-информационных компетенций

Метожмческая рекомендацияИсследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательно-информационных компетенций

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации к семинару учителей химии на тему:

«Исследовательская деятельность школьников как средство формирования

познавательно-информационных компетенций»

__3____декабря 2008 г (28 ноября)


Место проведения: АИПКП

Руководитель секции: Матвеева Эльвира Фаридовна, кандидат пед. наук, доцент АГУ

Программа

  1. Проектные и исследовательские методы в обучении химии (Матвеева Э.Ф.)

  2. Теория и методика исследовательской деятельности: формирование познавательных компетенций. (Сергушова О.Г., учитель химии и географии МОУ СОШ №28).

  3. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в преподавании химии (Адельшинова С.А., учитель химии СОШ №18).

  4. Использование компьютерных технологий в проектной деятельности учащихся (Ильина Д.Д., учитель химии СОШ №59).

  5. Организация исследовательской деятельности с учащимися VIII класса (Дейкина Н.М., учитель химии СОШ №56).

  6. Мониторинговое исследование окружающей среды на примере микрорайона (Дощанова Т.А., учитель химии СОШ №20).

  7. Из опыта организации проектной деятельности учащихся (Горбачева И.Е., учитель химии МОУ СОШ №1 С. Красный Яр; Минкина Е.К., учитель химии МОУ СОШ №27 г. Астрахани).

  8. Формирование творческого опыта учащихся в учебно-исследовательской деятельности (обмен мнением, Матвеева Э.Ф.).

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность компетенции учителя и учащихся.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [1, С.24 - 33].

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата [3, С.23].

Из комплекса доступных для учащихся методов химико-экологических исследований мы предлагаем следующие: описание, наблюдения, эксперимент, измерение, мониторинг.

Исследовательскую деятельность целесообразно включать в учебный процесс тогда, когда учащиеся могут свободно ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности в выполнении экспериментов.

Определим ключевые умения, необходимые для работы над исследованием:

  • подбирать литературу по теме;

  • самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного; оформлять выходные данные статьи;

  • составлять и правильно оформлять библиографический список по проблеме;

  • владеть методами исследования: наблюдение, эксперимент, физико-химические методы.

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:

  • повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;

  • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;

  • обогащает социальный опыт - учит взаимодействовать с учителями и учеными.

Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Учащихся необходимо обучать выполнению действий по научно-исследовательской работе. В соответствии с общими правилами научного исследования возможны действия:

  • выбор темы исследования;

  • выявление проблемы исследования;

  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

  • правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;

  • oтбор и структурирование материала;

  • соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Педагогическое сопровождение научными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы и подчиняется принципам дидактики: научности, сознательности и селективности, прочности усвоения знаний, системности, последовательности, индивидуального подхода и т.д.

В курсе химии заложены большие потенциальные возможности для постановки исследовательской работы экологического характера. Круг проблем может быть обширным: исследование воды, воздуха, почвы на содержание в них загрязнителей; изучение избытка и недостатка минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов на жизнедеятельность организмов и т.д.

Темы исследовательских работ учащихся

  1. Химическая структура и вкус.

  2. История открытия и производства фреонов.

  3. Определение ацетилсалициловой кислоты.

  4. Определение урокановой кислоты в смывах с кожи на уроках органической химии в школе.

Темы учебных проектов

  1. Эколого-химический анализ продуктов, используемых человеком.

  2. Изучение природного окружения школы.

  3. Растворы в живой и неживой природе.

  4. Использование компьютерных технологий для обработки данных химического эксперимента.

  5. Проблема химических загрязнений и охрана окружающей среды.

  6. Химия и архитектура.

  7. Химия и керамика.

  8. Химия и живопись.

Литература:


  1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников, 2002. - №1. - С.24 - 33

  2. Аналитическая биохимия. 10 - 11 классы: элективный курс / авт.-сост. В. А. Храмов. - Волгоград: Учитель, 2007. - 97 с.

  3. Богомолова, О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе, 2008. - №2. - С.23 - 26

  4. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9 - 11 кл.: Школьный практикум. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

  5. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Применение метода проектов в школьной практике // Химия в школе, 2007. - №2. - С.34 - 36

  6. Мартынова И.Е., Прокшиц В.Н. Химия и окружающий мир. Предпрофильный элективный курс химико-экологической направленности для учащихся средних школ: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Лицей, 2006. - 110 с.

  7. Матвеева Э.Ф. Информационное обеспечение экологической безопасности освоения курса методики химии. // Экологические системы и приборы. - М.: Изд-во «Научтехлитиздат». - 2007. - №8 - С.61 - 64

  8. Насиров, Р.Н. Эксперимент межпредметного характера на занятиях кружка. / Насиров Р.Н., Матвеева Э.Ф., Баймукашева Г.К. // Химия в школе. - 2008 - №4. - С.64 - 70

  9. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии: Методическое пособие. / О. А. Магазов, Л. И. Магазова. - М.: Экосистема, 1996. - 17 с.

  10. Химия. 11 класс. Проектная деятельность. / Сост. Т.А. Мирошниченко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.

  11. Химия: проектная деятельность учащихся. / авт.-сост. Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 184 с.

  12. Химия. 11 класс. Профильный курс. / Сост.С.В. Бочарова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 128 с.

  13. Химия и экология. 8 - 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2005. - 118 с.


© 2010-2022