Рабочая программа по химии в РВГ

Настоящая рабочая программа разработана на основе обязательной для всех школьников инвариативной части химического  образования. Актуальность программы Разработка данной программы связана с переходом школы  на разновозрастное обучение химии в 7-9 классах, и как следствие,  с разработкой новой программы развития школы. (Программа развития школы на 2009 - 2012г.г.) Кроме того, изменения в программе связаны и с необходимостью предпрофильной подготовки учащихся в основной школе и профильной подготов...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе обязательной для всех школьников инвариативной части химического образования.

Актуальность программы

Разработка данной программы связана с переходом школы на разновозрастное обучение химии в 7-9 классах, и как следствие, с разработкой новой программы развития школы. (Программа развития школы на 2009 - 2012г.г.)

Кроме того, изменения в программе связаны и с необходимостью предпрофильной подготовки учащихся в основной школе и профильной подготовкой в средней (полной) школе в соответствии с положениями Концепции профильного обучения в школе.

От типовых программ, действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают следующие особенности:

- выверенные междисциплинарные связи и точный отбор материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту на уровне восприятия изучаемого материала, а так же на уровне развития и наличия умений и навыков учащихся 7-9 классов (разновозрастные группы);

- в содержании данной программы главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью.

Основные идеи данной программы по химии

Химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками. Окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой и свойствами веществ. Задача химии состоит в создании веществ с полезными свойствами. Окружающий мир постоянно изменяется. Его свойства определяются химическими реакциями, которые в нем протекают. Для того, чтобы управлять этими реакциями, необходимо глубоко понимать законы химии. Химия - мощный инструмент для преобразования природы и общества. Безопасное применение химии возможно только в высокоразвитом обществе с устойчивыми нравственными категориями.

В современном мире многие сферы деятельности человека основываются на достижениях науки. Проблемы, возникшие перед обществом, связаны также с дальнейшим развитием науки. Кроме того, перед человечеством стоят нерешенные глобальные экологические проблемы, преодолеть которые возможно при формировании новой информационно- экологической цивилизации, ценностные ориентации которой будет основаны на целостном, системном познании мира.

Цель программы

Изучение химии в школе на I-й ступени обучения (1-3 модуль, соответствует 7-9 классам школы) направлено на достижение следующей цели: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой химических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и успешного продолжения образования в средней (полной) школе, формирование у учащихся устойчивых представлений о ведущих закономерностях (идеях химии).

Основные задачи данной программы по химии

  • Продолжить формирование научной картины окружающего мира и развивать естественнонаучное мировоззрение у детей возраста 7-9 классов, представления химии как о центральной науке, направленной на решение насущных проблем человечества.

  • Развивать химическое мышление через умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, развивать способности говорить и думать на химическом языке, популяризировать химические знания и внедрять представления о роли химии в повседневной жизни и ее прикладном значении в жизни общества, развивать экологическое мышление, формировать практические навыки безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

  • Пробудить живой интерес у школьников к изучению химии в разновозрастных группах, и последующему осознанному выбору профиля.

Программа состоит из 3 модулей, по числу лет изучения, рассчитана на учащихся 7 - 9 классов, в условиях разновозрастного обучения. Данная программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также общие представления по органической химии.

Центральными идеями каждого раздела являются:

а) изучение вещества, следуя логической цепочке: состав - строение - нахождение в природе - свойства - получение - применение;

б) фактический материал является средством для обучения учащихся применению теоретических знаний на практике.

В каждом модуле на I ступени ежегодно изучаются на различном фактическом материале основные законы и важнейшие понятия химической науки, такие как атомно-молекулярное учение, основы учения о химической связи и строении вещества, теория электролитической диссоциации, законы постоянства состава веществ, сохранении массы (атомов) веществ, Авогадро, периодический закон Д.И. Менделеева, окислительно-восстановительные реакции, закономерности протекания химических реакций, теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, углеводороды.

С позиций изученных теорий и законов, учащиеся должны научиться анализировать, и систематизировать конкретные факты. Поэтому блоки, составляющие различные модули программы, содержат одинаковые темы и вопросы, различие состоит в наполнении их конкретными сведениями и фактами. Каждый блок должен быть системным и функционально полным с точки зрения решения задач обучения и развития учащихся. Блоки каждого раздела логически завершены и в то же время связаны друг с другом.

На данной ступени предлагаемые к изучению вопросы разделов общей, неорганической, органической химии преподаются на обзорном уровне, чем на II ступени (10-11 класс).

Одна из основных задач, решаемых преподавателем на I ступени обучения, состоит в следующем: учитывая различный уровень подготовки учащихся, реализовать не только принципы линейного обучения (от простого к сложному), но и принципы концентрации (накопления) знаний. С этой целью изучаются логические взаимосвязи между изучаемыми теоретическими вопросами, осмысливаются важнейшие теоретические положения, таким образом, повышается уровень развития учащихся. Преемственность знаний достигается посредством общения в разновозрастных группах.

При изучении каждого модуля вначале осуществляется накопление фактического материала, выявление в нем химических закономерностей, затем следуют частнохимическое обобщение и перевод знаний на новый теоретический уровень, который, в свою очередь, позволяет ученику делать обобщения более высокого ранга - общенаучное, а затем и философское.

Единство требований к базовому объему знаний не предполагает единообразия методических средств и стиля изложения материала. Изучение химии в зависимости от интересов и наклонностей учащихся может осуществляться на разных уровнях. Дифференциация необходима и возможна не только по глубине изучения научных основ химии, но и по овладению прикладными химическими знаниями.

Технология обучения

Основываясь на принципах концепции организации образовательного процесса в школе, следующие положения определяют технологию обучения химии:

  • опережающее обучение химии для 7-9 классов;

  • изложение материала 8 -9 классов в течение одного года;

  • трёх-четырёхкратное повторение курса за период обучения;

  • изучение материала методом недельного погружения (концентрированное обучение);

  • широкое использование в учебном процессе взаимобучения учащихся.

При изучении I - III модулей данной программы (первый ступень обучения) учащиеся знакомятся с основными понятиями, количественными характеристиками вещества, стехиометрическими законами, теориями неорганической химии - теорией электролитической диссоциации и теорией окислительно-восстановительных процессов. На основе этих теорий рассматриваются свойства неорганических веществ. В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися элементарными химическими знаниями и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. В программе постоянно подчеркиваются междисциплинарные связи химии с другими науками, не только естественными, но и гуманитарными.

Для данной программы характерно то, что обучение химии на первой ступени проводится в разновозрастной группе (7,8,9 класс).

Программа разновозрастной группы (7-9 кл.) планируется изучать следующими блоками:

  • Погружение I, 20 часов. Общая химия

  • Погружение II, 20 часов. Неорганическая химия.

  • Погружение III, 20 часов. Неорганическая и органическая химия

Такой подход позволяет на достаточном уровне прорабатывать учебный материал, делать выводы, обобщения, неоднократно повторять отдельные положения, вводить большое количество информации в долговременную память.

Методические принципы

Последовательность изложения материала ориентирована на изучение химических свойств окружающего мира. Материал для разновозрастных групп равномерно распределен по всему периоду обучения. Учитывая возраст учащихся при изучении курсов данной программы целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, с использованием групповых форм, работы в парах, индивидуальных форм обучения, работы в парах сменного состава, в малых группах, а также с использованием компьютерных технологий. Каждый блок материала изучается в течение одного недельного погружения (20ч.) и завершается субботним зачетом (1 час контрольная работа + 3 часа индивидуальные консультации).

Активизировать процесс обучения позволят различные методы и формы обучения: лекции, семинары, коллективная и индивидуальная работа, дискуссии, проблемное обучение, практические и лабораторные занятия, различные методы контроля и самоконтроля (кроме обязательных зачетов), проектная, исследовательская деятельность. При работе в парах сменного состава, в малой группе учащимся предлагаются различные методики: взаимного тренажа, взаимообмена заданиями, взаимпроверки индивидуальных заданий

У учащихся, обучающихся по данной программе, должны формироваться и развиваться различные способности, умения и навыки. Обучение химии должно исключать формальный подход к изучению фундаментальных химических понятий и фактического материала; прививать навыки самостоятельной работы с химической литературой; формировать самостоятельное совершенствование и углубление знаний по химии; развивать умение самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки и техники; прививать навыки безопасного обращения с веществами. Развитие личности ученика, его интеллекта - такие задачи стоят перед учителем, работающим по данной программе.





Учебно - тематический план

(68часов в неделю: 3 П. П. + 2 Д. П.)

№ погружения

Блоки

Темы

Количество часов

1.

Погружение№1

Блок №1

Общая химия.

Первоначальные химические понятия.

Предмет химии. Вещество. Химический элемент. Химическая формула. Химические реакции. Количественные характеристики веществ. Стехиометрические законы.

20 часов

2.

Погружение№2

Блок №2

Неорганическая химия:

Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД, ОВР, периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Химия элементов и их соединений.

Основные классы неорганических соединений, периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома. Электронные оболочки . Степень окисления. Классификация и характеристики химических связей. Типы кристаллических решеток. Общая характеристика металлов.

20 часов

3.

Погружени№3

Блок №3

Неорганическая и органическая химия: химия элементов и их соединений. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Общая характеристика неметаллов. Химические элементы неметаллы и их соединения. Углерод. Органические вещества в нашей жизни.

20 часов

4.

2 дня погружения

Обобщение и систематизация знаний по общей, неорганической, органической химии.

8 часов



Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

1 день погружения

1.

2.

3.

4.

Предмет химии.

Вещества. Строение веществ.

Формы существования химических элементов.

Свойства и классификация веществ. Практическая работа №1

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».

Предмет изучения химии, определения понятий химия, молекулы и атомы, формы существования химических элементов, простые и сложные вещества.

Основные задачи химии и ее роль.

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из нее нужную информацию, оформлять результаты работы в виде схем и таблиц

Ознакомление с планом погружения №1, формирование микрогрупп, определение задач микрогрупп, организация работы учащихся в группе

Составление опорных схем, плана ответа, таблиц.

Работа в малых группах, индивидуальная работа, работа в парах

Тест, выполнение индивидуальных заданий по карточкам

П. 1, 4, 5, 6

№18, 15

Стр.25



III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

2 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Химические формулы. Коэффициент. Индекс. Валентность. Определение валентности и составление химических формул по валентности, вычисления по химическим формулам.

Сущность понятий: химическая формула, коэффициент, индекс, валентность. Правила составления формул по валентности; алгоритм определения валентности по формулам соединений и по периодической системе; алгоритмы вычисления относительных молекулярных масс, массовых отношений, массовых долей химических элементов в сложном веществе.

Выделять главное, логически мыслить, оформлять результаты работы мыслительных операций в письменной и устной формах, анализировать.

Ответы на вопросы учащихся, разъяснение сложных вопросов.

Составление схем, алгоритмов, таблиц.

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава.

Тест, выполнение индивидуальных заданий по карточкам

П. 10, 11, 12

№4, 5, 7

Стр. 37





III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

3 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Физические и химические явления. Классификация химических реакций. Химические уравнения.

Практическая работа «Признаки химических реакций»

Сущность понятий: физические, химические явления; признаки хим. реакции, условия возникновения и течения хим. реакций, классификацию хим.реакции, химические уравнения. Алгоритм составления хим. уравнений; связь хим. уравнений с законом сохранения массы веществ. Реакция соединения, разложения, замещения, класс. хим. реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ; признаки этих реакций.

Выделять главное, логически мыслить, оформлять результаты работы мыслительных операций в письменной и устной формах, анализировать, сравнивать.

Ответы на вопросы учащихся, разъяснение сложных вопросов, консультация учащихся при выполнении заданий.

Составление схем, алгоритмов, таблиц, установление соответствий

Индивидуальная работа, работа в парах, в микрогруппах.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам

П. 3, 15, 16

№4, 5, 6

Стр. 47

III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

4 день погружения

1.

2.

3.

4.

Количественные характеристики вещества: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, моль, молярная масса, молярный объем, число Авогадро. Стехиометрические законы: законы постоянства состава веществ, сохранения массы веществ, закон Авогадро.

Сущность понятий: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, молярная масса, моль, молярный объем, число Авогадро; сущность законов: постоянства состава вещества, сохранения массы веществ, «Авогадро».

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из неё нужную информацию, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, взаимодействовать в группе, в паре.

Ответы на вопросы учащихся, разъяснение сложных вопросов, консультация учащихся при выполнении заданий.

Составление схем, таблиц; составление алгоритмов решение задач.

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам

П. 7, 9, 10, 14, 17

№8, 10

Стр. 48



Пятый день (подведение итогов недели, выполнение итоговых тестов, индивидуальные консультации)







2 погружение

III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

1 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Основные классы неорганических соединений:

оксиды, основания, кислоты, соли.

Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме»

Классификацию неорганических веществ; состав, названия, свойства, получение, применение, оксидов, оснований, кислот, солей; сущность понятий: амфотерность, амфотерные оксиды, гидроксиды, кислотные остатки, индикаторы, вытеснительный ряд металлов.

Различать разные группы веществ; сравнивать свойства, выделять черты сходства и различия, экспериментально определять представителей разных классов веществ; оформлять результаты работы в виде схем и таблиц; обобщать изучаемый материал; работать в группе и в паре.

Ознакомление с планом учебной недели, вводная лекция учителя, формирование микрогрупп, определение задач микрогрупп на определенное время.

Составление структурно - логических схем: «Важнейшие классы неорганических соединений», «Классификация», «Оксидов», «Оснований», «Кислот», «Солей» составление таблиц «Химические свойства оксидов», «Оснований кислот», «Солей», схем «Связь между классами неорганических соединений»

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, групповая работа.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля.

П. 30-33,

№2, 4, 6, 10(и,к)







III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

2 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Периодический закон и периодическая система - Д. И. Менделеева. Строение атома. Электронные оболочки.

Современную формулировку периодического закона, явление периодичности, строение атома, модель состояние электрона в атоме. Сущность понятий: периоды группы элементов подгруппы, состав ядра, частицы: протон, нейтрон, и затопы, ядерные реакции, орбиталь, электронные соли, электронные формулы, s, p, d, f,- элементы: физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера, группы.

Экспериментально доказывать амфотерность предложенных оксидов, выявлять черты сходства и различия, объяснять явления, работать с текстом учебника, выделять главное, работать в группе и излагать свои мысли.

Ответы на вопросы учащихся, разъяснение сложных вопросов, лекция.

Составление схем: «Элементарные частицы», «Строение атома», «Состав ядра».

Составление структурно - логической схемы: «Модель состояния электрона в атоме».

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, групповая работа.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля, химический диктант.

П. 34-39

№3, 4, 6

Стр.138



III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

3 день погружения

1.

2.

3.

4.

Химическая связь. Строение веществ. Классификация и характеристики химических связей. Типы кристаллических решеток.

Сущность понятий: электроотрицательность , ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь, поляризуемость, кристаллическая решетка, степень окисления, структурные формулы, типы кристаллических решеток; механизмы связей, свойства типов связей, особенности типов кристаллических решеток.

Различать типы связей, определять их типы, распознавать на схемах типы элементарных частиц, связей, выделять главное, свободно излагать содержание и формулировать выводы.

Ответы на вопросы учащихся, консультация учащихся по сложным вопросам.

Составление схем: «Типы химических связей», «Механизмы ковалентной связи», «Свойство ковалентной связи», «Свойство ионной связи», рисунков: «Металлическая связь», «типы кристаллических решеток», таблицы «Структурные формулы»

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, групповая работа.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля.

П. 40-43

№3-5

Стр. 145













III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

4 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Химия элементов. Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов.

Практическая работа №1 «Сравнение свойств металлов»

Положение металлов в периодической системе, особенности строения атомов, металлов, металлической связи, кристаллической решетки, общие способы получения, физические и химические свойства металлов, сущность процесса коррозии металлов и методы борьбы с ней.

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из нее нужную информацию, оформлять результаты работы, в виде схем и таблиц, обобщать изучаемый материал и делать выводы.

Ответы на вопросы учащихся, консультация учащихся по сложным вопросам.

Составление схем: «Нахождение металлов в природе», «Способы получения металлов», таблицы «Химические свойства металлов»

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, групповая работа.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля.

Учебник (Химия 9кл)

П. 40-46

№4, 10, 11, 15

Стр. 120



Пятый день (подведение итогов недели, контрольная работа, индивидуальные консультации)





3 погружение

III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

1 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Химия элементов. Общая характеристика неметаллов. Химические элементы неметаллы и их соединения.

Практическая работа №2 «Получения кислорода и водорода, сравнение их свойств»

Положение неметаллов в периодической системе, особенности строения атомов, неметаллов, возможные степени окисления атомов неметаллов разных подгрупп, формулы высших оксидов, гидроксидов, водородных соелинений, неметаллов разных подгрупп, особенности неметаллов и их соединений разных подгрупп.

Самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, излагать полученную информацию в устной форме, работать в микрогруппе, в парах сменного состава.

Ознакомление с планом учебной недели, вводная лекция учителя, формирование микрогрупп, определение задач микрогрупп.

Составление структурно - логической схемы: «Общая характеристика неметаллов», схем, таблиц «Аллотропные модификации некоторых неметаллов», «Свойства неметаллов», составление планов ответов по группам.

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, групповая работа.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля.

Учебник (Химия 9кл)

П. 17-39

№7-9

Стр. 101



III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

2 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Первоначальные понятия органической химии. Алканы, алкены, алкины, арены.

Природные источники углеводорода (нефть и природные газы) полимеры и пластмассы.

Сущность понятий: органическая химия, органические вещества, химическое строение, структурные формулы, одинарные, двойные, тройные связи, изомерия, гомология; основные идеи теории строения органических соединений по А. Бутлерову; классификацию органических соединений углеводородов, особенности углеводородов и важнейшие представители углеводородов.

Самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, логически мыслить, обобщать и делать выводы, оформлять результаты работы в устной и письменных формах (в виде схем и таблиц); находить черты сходства и отличия.

Вводная лекция учителя, консультация учителя.

Составление схем: «Классификация органических соединений»; «Классификация углеводородов»; «Применение метана, этилена и др. углеводородов»

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, работа в микрогруппах.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля.

Учебник (Химия 9кл)

П. 60-65

№2-9

Стр.171



III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

3 день погружения

1.

2.

3.

4.

5.

Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

Сущность понятий: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, простейших представителей этих групп веществ, формулы функциональных групп.

Работать в группе, излагать свои мысли, находить черты сходства и различия, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Консультация учителя по сложным вопросам.

Составление сравнительной таблицы, схем: «Применение карбоновых кислот».

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, работа в микрогруппах.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля.

Учебник (Химия 9кл)

П. 68,69

№2-4

Стр. 179



















III.Технологическая карта погружения

№ урока

Темы уроков

Содержание

(по дням погружения)

Организация учебной работы

Применение

КСО

Контроль

знаний

Дом

задание

знать

уметь

учителя

учащегося

4 день погружения

1.

2.

3.

4.

Углеводы. Нитросоединения. Амины. Аминокислоты. Белки. Полимеры и пластмассы.

Важнейших представителей углеводов, их молекулярные формулы, значение; молекулярные формулы аминокислот, функциональные группы аминов и амнокислот, их роль и значение; белки, гидролиз белков, ферменты, гормоны; сущность понятий: мономеры, полимеры.

Работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, свободно излагать содержание и формулировать выводы.

Консультация учителя по сложным вопросам, ответы на вопросы учащихся.

Составление таблиц, схем, плана.

Индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, работа в микрогруппах.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тест, задания для самоконтроля.

Учебник (Химия 9кл)

П. 70,71

№11, 12

Стр. 179



Пятый день (подведение итогов недели, прием зачетов, индивидуальные консультации).







Методическая разработка погружения по теме:

«Первоначальные химические понятия»



Данное погружение №1 изучается на I ступени, в разновозрастных группах на первом году обучения. Вопросы погружения изучаются в системе, на основе содержательной линии:

«Химия - цели, задачи и объект изучения - вещество.

Химический элемент (положение в периодической системе Д.И.Менделеева, формы существования химических элементов)-

Простое вещество (состав, строение, физические и химические свойства)

Сложное вещество (состав, строение, физические и химические свойства).

Целью данного погружения является формирование знаний о предмете химии, об объекте изучения - веществе, через изучение первоначальных химических понятий, законов.

Задачи погружения:

- сформировать у учащихся элементарные навыки химического языка и химического мышления, в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода);

- привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, знакомых им из повседневной жизни,

- научить составлять формулы веществ, согласно валентности;

- познакомить со способами кодировки химических процессов, том числе с помощью химических уравнений;

- научить решать задачи по химическим формулам, химическим уравнениям;

Методические принципы.

При изучении вопросов данного погружения целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов с использованием коллективных способов обучения (работа в малых группах, в парах сменного состава, индивидуальная работа) по разным методикам: Ривина, взаимотренажа, взаимопроверки индивидуальных заданий, взаимообмена заданиями. Данный блок материала изучается в течение одного недельного погружения (20ч.).

Данное погружение обеспечено наличием рабочей тетради «Первоначальные химические понятия». Рабочая тетрадь содержит:

  • теоретический материал, представленный в виде бланка рационального конспектирования;

  • упражнения, позволяющие развивать навыки составления химических формул, уравнений реакций;

  • занимательные задания для облегчения восприятия сложного материала.



Тестовые задания по теме: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»

Вариант 1

1. Общую химическую формулу кислот выражает запись

а) МеnОm 2) Меn(ОН) m 3) НnR m 4) Ме nR m

2. Кислотным оксидом является

1) CO₂ 2) ZnO 3) CaO 4) CuO

3. К щелочам относятся вещества, объединенные в группу

1) Н₂SO₃, Ba(OH)₂, NaOH

2) Ca(OH)₂, Fe(OH)₃, KOH

3) NaOH, KOH, LiOH

4) KOH, AI(OH)₃, LiOH

4. Правой частью уравнения химической реакции оксида серы(IV) и гидроксида лития является запись

1) = Н₂SO₃ + Li 3) = H₂SO₃ + Li₂O

2) = Li₂SO₃ + H₂ 4) = Li₂SO₃ + H₂O

5. Реакцию между кислотой и основанием называют

1) реакцией нейтрализации

2) реакцией соединения

3) реакцией разложения

4) реакцией гидратации

6. Кислотным остатком сернистой кислоты является

1) - S

2) - SO₃

3) - SO₄

4) Н -

7. Кислоты

1) реагируют с солями, с кислотными оксидами, с жирами с образованием мыла

2) реагируют с кислотами, разъедают многие органические вещества, действуют на индикаторы

3) реагируют с металлами, с солями, с основными оксидами

4) не реагируют с кислотными оксидами и с растворами солей, при нагревании разлагаются

8. Кислой солью является вещество, формула которого

1) NaHCO₃ 2) Na₃PO₄ 3) Na₂KPO₄ 4) Mg(OH)C1

9. Химическая реакция, в результате которой можно получить сульфат меди (II), - это

1) Cu(OH)₂→

2) H₂SO₄ + Cu(OH)₂→

3) H₂SO₃ + Cu(OH)₂→

4) Cu(OH)₂ + H₂S→

10. Масса осадка, образовавшегося в результате взаимодействия 5,2 г хлорида бария с раствором серной кислоты, взятой в избытке, равна

1) 4,624 г 2) 5,200 г 3) 5,825 г 4) 9,250 г

11. Количество вещества гидроксида натрия, образовавшегося при взаимодействии 2,3 г натрия с водой, равно

1) 0,1 моль 2) 0,2 моль 3) 0,05 моль 4) 1 моль

12. Объем воды (р=1 г/см3), выделившейся при полном разложении 10 моль угольной кислоты, равен

1) 0,018 л 2) 1,8 л 3) 18 л 4) 0,18 л

Вариант 2

1. Основным оксидом является

1) СО₂ 2) ZnO 3) CaO 4) C1₂O₇

2. С водой не реагирует оксид

1) SO₃ 2) BaO 3) SiO₂ 4) CaO

3. Щелочи

1) реагируют с кислотами, с растворами солей, разъедают многие органические вещества

2) реагируют с кислотами, не реагируют с растворами солей, на большинство органических веществ не действуют

3) реагируют с кислотами, при нагревании разлагаются, на большинство органических веществ не действуют

4) не реагируют с растворами солей, с кислотными оксидами, при нагревании разлагаются

4. Правой частью уравнения химической реакции оксида меди (I) и серной кислоты является запись

1) = CuO + H₂SO₄ 3) = H₂O + CuSO₄

2) = CuO + H₂O + SO₃ 4) = CuSO₄ + H₂O + SO₃

5. Продуктами реакции нейтрализации являются

1) кислота и основание 3) соль и вода

2) кислота и вода 4) вода и основание

6. Трехосновной кислотой является

1) HNO₃ 2) H₂CO₃ 3) H₂SO₃ 4) H₃PO₄

7. Сульфиты - это соли

1) сероводородной кислоты 3) сернистой кислоты

2) серной кислоты 4) соляной кислоты

8. Средней (нормальной) солью является вещество, химическая формула которого

1) NaHCO₃ 2) Na₃PO₄ 3) K₂HPO₄ 4) Mg(OH)C1

9. Сульфат меди (II) нельзя получить при взаимодействии

1) Cu и H₂SO₄ (конц.) 3) CuO и Н₂ SO₄

2) Cu и FeSO₄ 4) CuO и SO₃

10. Масса осадка, образовавшегося в результате взаимодействия 1,7 г нитрата серебра с хлоридом меди, взятом в избытке, равна

1) 0,718 г 2) 2,870 г 3) 0,940 г 4) 1,435 г

11. Количество вещества гидроксида натрия, образовавшегося при взаимодействии 6,2 г оксида натрия с водой, равно

1) 0,2 моль 2) 0,1 моль 3) 0,16 моль 4) 1 моль

12. В 250 г воды растворили 50 г соли. Массовая доля хлорида натрия в растворе равна

1) 0,2 2) 0,5 3) 0,167 5) 0,6


Вопросы к зачету № 1

  1. Химия. Цели, задачи, история развития науки.

  2. Вещество, как объект изучения химии.

  3. Основы химической науки - наблюдения и факты. Химический эксперимент. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

  4. Атомно-молекулярное учение.

  5. Атом. Химический элемент. Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Металлы и неметаллы.

  6. Молекулы. Химические формулы веществ, индекс. Коэффициент.

  7. Закон постоянства состава веществ.

  8. Многообразие веществ. Простые и сложные вещества.

  9. Валентность. Определение валентности по таблице Д.И. Менделеева и по химической формуле вещества.

  10. Алгоритм составления формул по валентности.

  11. Химическая реакция - процесс перестройки атомов в молекулах. Химическое уравнение. Вещества: реагенты, продукты реакции, катализаторы.

  12. Закон сохранения атомов (массы) веществ.

Тест: Установите соответствие между записями 1-7 и формулами а-и.

Вариант 1

1. Простые вещества

2.Вещество, состав которого соответствует общей формуле АВ2.

3.Вещество, для которого Мr=34.

4.Вещество в формуле которого сумма индексов равна 5.

5. Вещество, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома серы.

6. Вещество, содержание которого в воздухе составляет 78%.

7. Вещества, которые проявляют свойства металлов

а) N2 г)Cu ж)MnCI4

б) CO2 д)O3 з)Ag

в) H2S е) CI2 и)Fe2O3

Ответ: 1_______,2_______,3_______,4______,5______,6______,7_____.

Вариант 2

1. Сложные вещества

2. Вещество, состав которого соответствует общей формуле А2В

3. Вещество, для которого Мr=48

4. Вещество, молекула которого состоит из одного атома углерода и одного атома кислорода.

5. Вещества, в формулах которых сумма индексов равна 3

6. Вещества, которые проявляют свойства неметаллов

7. Вещество, имеющее серебристый цвет и проводящее электрический ток

а)N₂ г)Сu ж)МnСI₄

б)СО д)О₃ з)Аg

в)Н₂S е)СI₂ и)Fе₂О₃

Ответ: 1_______,2_______,3_______,4______,5______,6______,7_____.

(Самопроверка - 12 правильных ответов- 5 баллов;9-11-4 балла; 7-8 баллов-3 балла;)















Вариант I


Итоговый тест по первому погружению

1. Химическое явление - это

1) движение Земли вокруг Солнца

2) превращение воды в лед

3) горение каменного угля

4) плавление металла

2. Признаком химической реакции может быть

1) изменение цвета вещества

2) изменение давления

3) изменение агрегатного состояния вещества

4) изменение объема вещества

3. Чистое вещество - это

1) воздух

2) морская вода

3) почва

4) дистиллированная вода

4. Однородная (гомогенная) смесь - это

1) раствор поваренной соли (хлорида натрия) в воде

2) смесь древесных и железных опилок

3) смесь бензина и воды

4) смесь воды, глины и речного песка

5. Способ разделения смеси древесных и железных опилок - это

1) хроматография

2) дистилляция

3) действие с магнитом

4) выпаривание

6. Физическое свойство вещества алюминия - это

1) отсутствие металлического блеска

2) высокая электрическая проводимость

3) хрупкость

4) температура плавления 3000 С

7. Простое вещество образовано

1) атомами одного и того же химического элемента

2) атомами двух разных химических элементов

3) атомами двух химических элементов, один из которых - водород

4) атомами трех и более химических элементов

8. Сложным веществом является

1) водород

2) кислород

3) оксид меди

4) медь

9. Немолекулярное строение имеет вещество

1) вода

2) кислород

3) железо

4) сера

10.Символ химического элемента азота

1) Н

2) N

3) Аs

4) Na

11.Выражение «три атома кислорода» отражает запись

1) О₃

2) 3О₃

3) 3О

4) 3О₂

12.Относительная атомная масса кислорода

1) 16

2) 8

3) 32

4) 64

13.Коэффициэнтом в записи 5Аl₂(SO₄)₃ является число

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

14.Относительная молекулярная масса оксида углерода (IV) СО₂ равна

1) 28

2) 64

3) 44

4) 112

15.Отношение масс элементов серы и кислорода в оксиде серы (IV) SО₂ равно:

1) 1:2

2) 1:1

3) 2:1

4) 4:1

16.Валентность серы в сероводороде Н₂S равна

1) II

2) I

3) IV

4) VI

17.Формула соединения железа (II) с кислородом

1) Fe₂O₃

2) FeO

3) Fe₃O₄

4) FeO₂

18.Массовая доля кальция в оксиде кальция

1) 1,40

2) 0,29

3) 0,50

4) 0,71

19.Химическая реакция N₂+O₂→2NO-Q относится к реакциям

1) замещения

2) соединения

3) разложения

4) обмена

20.Количество вещества водорода, прореагировавшего с кислородом с образованием 18 г воды,

1) ½ моль 2) 1 моль 3) 2 моль 4) 4 моль





























Вариант II

1. Химическое явление - это

1) изменение окраски листьев у растений

2) испарение воды и обмеление водоемов

3) таяния снега и сход снежной лавины

4) туман

2. Признаком химической реакции не является

1) выделение газа

2) минеральная вода

3) выделение теплоты

4) образование пара

3. Чистое вещество - это

1) морская вода

2) минеральная вода

3) дистиллированная вода

4) ключевая вода

4. Неоднородная (гетерогенная) смесь - это

1) раствор питьевой соды (гидрокарбоната натрия) в воде

2) смесь растительного масла с водой

3) сплав золота с серебром

4) смесь газов, составляющий воздух

5. Выделить поваренную соль (хлорид натрия) из раствора можно

1) фильтрованием

2) отстаиванием

3) под действием магнита

4) выпариванием

6. Общее физическое свойство меди и серы -

1) твердое агрегатное состояние (н. у.)

2) высокая электрическая проводимость

3) металлический блеск

4) низкая температура плавления

7. Физическое свойство белого фосфора, по которому его можно отнести к веществам молекулярного строения, - это

1) твердость при обычных условиях

2) белый цвет

3) легкоплавкость (tпл. 44⁰ С)

4) запах

8. Сложное вещество образовано

1) атомами одного и того же химического элемента

2) атомами разных химических элементов

3) одним атомом химического элемента

4) двумя атомами одного химического элемента

9. Химическая формула сложного вещества

1) С

2) 3С

3) О₂

4) СО₂

10.Символ химического элемента водорода

1) Н

2) N

3) Hg

4) Ва

11.Выражение «три молекулы кислорода» отражает запись

1) О₃

2) 3О₃

3) 3О

4) 3О₂

12.Относительная атомная масса серы

1) 16

2) 8

3) 32

4) 64

13.Коэффициентом в записи 6Fe₂(SO₄)₃ является число

1) 2

2) 3

3) 4

4) 6

14.Относительная молекулярная масса оксида серы (IV) SO₂ равна

1) 48

2) 64

3) 44

4) 112

15.Отношение масс элементов водорода и кислорода в воде равно

1) 1:2

2) 2:1

3) 1:8

4) 1:9

16.Валентность меди в сульфиде меди СuS равна

1) II 2) I 3) IV 4) VI

17.Формула соединения азота (II) с кислородом

1) N₂O

2) NO

3) N₂O₃

4) N₂O₅

18.Массовая доля серебра в нитрате серебра AgNO₃

1) 0,64

2) 0,2

3) 0,28

4) 0,57

19.В химической реакции, схема которой N₂+O₂→NO, сумма коэффициентов равна

1) 2

2) 3

3) 4

4) 6

20.Масса кислорода, образовавшегося при разложении 180 г воды, равна

1) 32 г

2) 10 г

3) 120 г

4) 160 г







Контрольная работа по химии 7-8-9 классов

Тема: «Первоначальные химические понятия»

Задание 1. Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:

ВариантI- а)NH3 б)Fe CI3 в)Cr2О3

ВариантII-а)SO3 б)CH4 в) P2O5

Вариант III а) As2O5 б) Cr2O3 в)Mn2O7

Задание 2. Напишите формулы соединений, используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева для определения валентности элементов:

Вариант I - а) азота (V) с кислородом; б) кальция с хлором ; в)калия с серой; г)фосфора (III) с водородом.

Вариант II- а) алюминия с кислородом; б)азота(III) с водородом в) магния с кислородом; г)натрия сводой.

Вариант III- а) фосфора(V) с кислородом б)хлора(VII) с кислородом ;в) серы(VI) с фтором(I); г) кальция с серой.

Задание 3. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций и определите тип химической реакции.

Вариант I-а) Cu + O2= CuO

б)Mg + HCI =MgCI2 + H2

в)AI(OH)3= AI2O3+H2O

г)Na +S = Na2S

б)Na +CI2= NaCI

в) Zn +HCI= ZnCI2 +H2

г)H2 + CI2= HCI

Вариант III- а)Ca +O2= CaO

б)Fe2O3+ Mg = MgO +Fe

в)AI +HCI =AICI3+ H2

г)Ag2O= Ag +O2

Задание 4.Напишите уравнение реакции, происходящей между:

Вариант I- серой и алюминием.

Вариант II-углеродом и серой (углерод- IV, сера-II)

Вариант III-калием и серой.





© 2010-2022