- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока. Тема: Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ
Разработка урока. Тема: Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сычева Л.Н. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поурочные планы Сычевой Л.Н.
Класс: 8 Дата: _____________________
Тема урока: Вещества и их физические свойства.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.
Цель урока: формирование основных понятий темы; доведение до сознания учащихся мысли о том, что судить о свойствах вещества можно лишь тогда, когда оно чистое.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать понятия «свойства веществ», «чистое вещество», «смесь», «однородная и неоднородная смесь»; научить описывать вещества; подвести учащихся к пониманию того, что на основе различий свойств веществ можно разделять смеси, познакомить с методами разделения смесей.
Развивающая: развить у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как сравнение, сопоставление, обобщение и анализ.
Форма урока: урок-беседа
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, фильтровальная бумага, воронка, шпатель (ложечка), фарфоровая чашечка, лабораторный штатив с кольцом, магнит; порошки железа, мела, поваренная соль, сера, древесные опилки, вода.
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала
У: организую беседу с учащимися с целью создания необходимой основы для восприятия нового материала.
-
Чем отличаются понятия «вещество» и «физическое тело»? Поясните примерами.
-
Назовите предметы (физические тела), которые находятся на демонстрационном столе, и укажите названия веществ, из которых они состоят.
-
Даны следующие понятия: железо, медь, шестерня, стекло, ртуть, напильник, нож, сахар. Какие из них обозначают вещества, а какие - предметы?
-
Из курса физики вам известно, что каждое чистое вещество обладает определенными физическими свойствами. Перечислите их. Что означает понятие «свойства вещества»?
-
Назовите некоторые известные вам вещества и укажите названия предметов (тел), которые можно изготовить из этих веществ.
-
Запишите свойства, характерные для алюминия: жидкий, твердый, имеет блеск, бесцветный, сладкий, черный, серебристый, тяжелее воды, легче воды, плавится, не плавится, без запаха, газообразный.
-
Какими сходными и отличительными свойствами обладают поваренная соль и сахар?
Учащимся напоминается, что из курсов физики они уже знают, из чего состоят вещества (из молекул). Вспоминаем ряд явлений, объясняемых молекулярным строением некоторых веществ (испарение воды, диффузия паров и газов в воздухе и т.д.).
Ввожу понятия о чистых веществах и смесях. Даю определения этих понятий.
Ш: отвечают на вопросы: можно ли сказать, что вода из-под крана - чистое вещество? Воздух - чистое вещество? И т.п.
У: предлагаю учащимся выполнить лабораторный опыт по описанию свойств веществ: железа и серы (металла и неметалла).
Сообщаю ученикам, что постоянные свойства имеют только чистые вещества. Предлагаю продолжить опыт и приготовить из железа и серы смесь, описать ее.
Проблемный вопрос: Можно ли отделить серу от железа в полученной смеси?
Ш: предлагают свои варианты, осуществляют разделение веществ. Формулируют вывод: смеси можно разделять на составляющие их компоненты потому, что в смесях вещества сохраняют свои свойства.
У: обращаюсь к детям с вопросом: все ли смеси одинаковы? Даю задание: рассмотреть предлагаемые смеси и сказать, чем они отличаются.
Демонстрация: смеси сахарного песка с речным, воды и уксусной кислоты.
Ш: вместе со мной формулируют определения и составляют схему (имеется в приложении к уроку)
У: обращаюсь к ученикам с вопросом: какие смеси разделить проще - однородные или неоднородные? Почему? Составляем схему (прилагается). Схема заполняется с помощью демонстраций (если это возможно) или иллюстраций учебника.
_____________________________________________________________________________
Возможна групповая самостоятельная работа учащихся с помощью соответствующих параграфов учебника.
Первая группа - разделение смеси порошка мела и древесных опилок;
Вторая группа - порошка железа и серы;
Третья группа - порошка поваренной соли и мела.
Каждая группа учащихся выполняет свой лабораторный опыт и составляет отчет о работе, используя таблицу:
Название операции
Наблюдения
Объяснение наблюдаемого
Отчеты представителей каждой группы обсуждаются и оцениваются.
_____________________________________________________________________________
У: подвожу итоги урока.
III.Задание на дом:
§ 2-4, упр.8, 13 стр. 10; упр.7 стр.11;
практич. работа 2 стр.198 (прочитать)
IV. Рефлексия:
Задаю вопросы:
-
Воздух, морская вода, почва - чистые вещества или смеси?
-
Как доказать, что в питьевой воде присутствуют соли?
-
Приведите по одному примеру смесей веществ, которые можно разделить способами, указанными на рисунке.