• Преподавателю
  • Химия
  • Практическое применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках химии в условиях ФГОС

Практическое применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках химии в условиях ФГОС

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Практическое применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках химии в условиях ФГОС»



Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….2

  1. Теоретическая часть……………………………………………………………3

    1. Элементы диалоговой технологии……………………………………….3

    2. Структура урока-диалога…………………………………………………5

    3. Технология проблемного диалога…………………………………………6

  2. Практическая часть

    1. Фрагменты уроков с использованием технологии проблемного диалога на уроках химии ………………………………………………….8

    2. Урок в 8 классе «Ионная химическая связь»………………………….10

Заключение …………………………………………………………………………….12

Список использованных источников ………………………………………..13







Введение

Наше современное общество и изменения, происходящие в нем, обуславливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего потенциала, формирования активной жизненной позиции.

Важнейшей педагогической задачей является обращение учителя к ученику как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Эта задача определяет приоритет, стратегию и основные направления разработки методов обучения, помогающих учащимся не только ориентироваться в сложном мире, но и владеть методами самостоятельного извлечения новых знаний.

Диалог пронизывает весь процесс обучения, с ним неразрывно связаны количественные и качественные изменения творческой составляющей ученической деятельности. В ситуации «ученик-учитель» учебный диалог превращается из метода передачи учебной информации в метод ее самостоятельного добывания, с помощью которого ученик усиливал бы свои познавательные возможности и творческие способности. В связи с этим возникает проблема: как организовать и использовать учебный диалог на уроках химии, чтобы он активизировал учебно-познавательную деятельность школьников.

Диалог в обучении, или учебный диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Психолог и философ М.М. Бахтин утверждал: «Жизнь по природе своей диалогична…жить - значит…вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…». По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения. Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения обучающих и воспитательных целей.

Диалог - вид деятельностного обучения. Он учит обучающихся отстаивать свою позицию, навыкам коммуникации, делает каждого участника диалога субъектом рождения и получения знаний, закрепляет знания в ходе активного диалогического общения обучающихся.


1. Теоретическая часть


  1. Элементы диалоговой технологии

- постановка целей и их максимальное уточнение;

- строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;

- ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;

- оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

- заключительная оценка результатов.

Педагогическая диалоговая технология в формировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции:

- когнитивную (,

- креативную,

- рефлексивную.

Принципы педагогической диалоговой технологии

- проблемности,

- оптимальности,

- поэтапного циркулирования информации,

- разомкнутости и незавершенности диалога,

-децентрации и децентрализации,

- параллельного взаимодействия.

1.2. Структура урока-диалога

1. Вхождение в диалог. Этап самопрезентации учителя и предъявления им своего понимания данного урока, учебной темы, образовательной задачи в форме собственного «текста», запрашиваемого ответную позицию учеников.

2. Предоставление возможности учащимся для создания «ответного текста».

3. Предъявление учащимися собственной позиции на уроке, своего отношения к предстоящему уроку, теме и своему участию в решении задачи урока.

4. Согласование позиций учителя и ученика в отношении к данному уроку, в выборе его содержания и формы.

5. Знакомство с учебным материалом и «перевод» его участниками образовательного процесса на свой субъективный язык. Предъявление разных восприятий и интерпретаций учебного материала

6. Процесс согласования мнений, суждений и оценок, поиск способов адекватного понимания учебного материала как «культуры текста».

7. Предъявление учителем задачи нового, более сложного, уровня решения образовательной задачи, связанной с пониманием изучаемого на уроке материала.

8. Рефлексия учителя и учащихся своего отношения к собственной деятельности на уроке, анализ характера соавторства на уроке.

При проведении подобного урока могут встретиться определенные затруднения. Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Учителю необходимо знать о том, что обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания. Диалог редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков или спадов. Наивысшего напряжения он достигает в критических (кульминационных) моментах, мгновениях прозрения, откровения. Их важно суметь распознать по блеску в глазах детей. И надо постараться не дать ему погаснуть в «промежутке» разных логик и способов понимания.

Организатору стоит иметь в виду как продуктивные, так и непродуктивные приемы руководства ходом дискуссии. Генерация идей возрастает, когда учитель избегает психолого-педагогических ошибок:

- дает достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы;

- уходит от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;

- не обходит вниманием ни одного ученика и не игнорирует ошибочные ответы;

- оперативно помогает в формулировании высказывания (обобщает факты, расширяет контекст, меняет направление размышлений, задает наводящие вопросы, проясняет реплики и т. д.);

- разрешает возникающие межличностные разногласия, снимает трения, побуждает к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с виртуальным эталоном.

Основное средство удержания внимания и развития диалога - это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию. Также учитель может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности школьников, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) анализ хода обсуждения материала. Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для детей с развитой визуальной памятью и запись опорных схем в тетрадях для учащихся с ведущей моторной памятью.

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.






1.3. Технология проблемного диалога

Технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, реализует образовательная система «Школа 2100». Данная технология представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» обучение первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формирования нового знания по предмету, который осуществляется в форме диалога. Для технологии ПО ключевым является понятие творчество.

Первое звено творчества - постановка проблемы. Второе звено творчества - поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Третье звено творчества - выражение решения. Выражение нового знания научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения. Последнее звено- это звено реализации продукта.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: тропа догадок и дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога. Побуждающий от проблемной ситуации диалог и подводящий к теме диалог

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно»- это может быть ребус, видеосюжет, картина, отрывок из текста, любой интригующий материал из жизни. Примеры: Тема: «ТЭД» опыт по исследованию электропроводимости воды, сухой соли, раствора соли в воде. Тема: «Жесткость воды». Сравнение образования пены в жесткой и мягкой воде. Данные опыты достаточно ярко демонстрируют свойства веществ и вызывают неподдельный интерес.





2. Практическая часть

2.2. Фрагменты уроков с использованием технологии проблемного диалога на уроках химии

Тема урока: «Валентные возможности атомов» (11 класс)

До этого урока высшая валентность атомов химических учащимися определялась как номер группы, в которой находится химический элемент.

Учитель

Ученики

  • Вспомните определение валентности


  • Как определить высшую валентность ХЭ?

  • Определите высшую валентность у химических элементов V и VI групп

  • Какова высшая валентность азота и кислорода?

( предъявление 1 факта)


  • Чем определяется валентность ХЭ?

  • Сколько неспаренных электронов имеется у азота и кислорода?

( предъявление 2 факта)

  • Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)


  • Какой возникает вопрос?

(побуждение к формулированию проблемы)

  • Способность образовывать определенное число химических связей

  • По номеру группы


  • V и VI


  • Обычно по привычке отвечают V неверный ответ), приводя формулу N2O5 и задумываются о валентности кислорода, так как не встречали его соединений с валентностью VI

(возникновение проблемной ситуации)

- Числом неспаренных электронов

- 3 и 2

(осознание противоречия)

- Высшая валентность ХЭ второго периода не равна номеру группы и не равна числу неспаренных электронов на внешнем электронном слое атома

- Чем определяется валентность атомов ХЭ? ( учебная проблема как тема урока)

Тема «Соединения алюминия» (9 класс)

Учитель

Ученик

- Всегда ли в химии соблюдается математическое правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется»? То есть, будет ли разница в полученных результатах от того, что одни и те же вещества мы будем смешивать в разном порядке?

- Учитель показывает опыт по получению гидроксида алюминия двумя способами:

1) к хлориду алюминия приливает щелочь (осадок появляется и тут же исчезает)

2) к щелочи приливает раствор хлорида алюминия (осадок появляется и не исчезает)

( предъявление научного факта)

- Какое было мнение о соблюдении правила?

- Как вы думаете, почему в первом опыте мы не получили?

( побуждение к осознанию противоречия)

- Какая разница? Результат будет один


- Результат разный

(возникновение проблемной ситуации)


- (осознание противоречия)

? ( учебная проблема как вопрос)

Тема: «Гидролиз солей» (11 класс)

Учитель

Ученик

- Мы с вами уже знакомы с тем, что кислоты имеют кислую среду растворов и лакмус изменяет окраску на красную. В растворах щелочей лакмус синеет.

- Какую окраску будет приобретать лакмус в растворах солей?

- Показывается опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду, а лакмус соответственно приобретает красную, синюю и фиолетовую окраску

(предъявление научного факта)

  • Почему соли могут иметь разную среду? ( побуждение к осознанию противоречия)

- Что будем изучать? ( побуждение к формулированию проблемы)


-останется фиолетовым, так как в растворах солей не присутствуют кислоты и щелочи (обычный ответ, ошибочный)

(возникновение проблемной ситуации)

-Сложно ответить

(осознание противоречия)

- Реакция среды растворов солей

( учебная проблема как тема урока)

Тема: «Массовая доля вещества в смеси»

Урок начинается с просмотра мультфильма «Мы делили апельсин». По сюжету мультфильма строим диалог с учащимися класса:, «Какую долю апельсина получили персонажи мультфильма?», «Что такое доля?», «В каких единицах можно выразить долю?», «Определите, сколько в процентах от целого апельсина получили персонажи мультфильма?», «А если предположить, что апельсин весил 200 грамм, то сколько в граммах получил каждый герой?», «Мы с вами имеем дело со смесями веществ. А можно ли определить долю каждого вещества в смеси?» (Постановка проблемы, ее разрешение - постепенный переход к решению задач на массовую долю вещества в смеси с химическим содержанием).



  1. Урок в 8 классе «Ионная химическая связь»

Тема урока: Химическая связь. Ионная связь

Цель урока: Объяснить причины образования химической связи между атомами, выяснить природу этой связи, познакомить с понятием и механизмом образования ионной связи

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний о строении атома - тестирование по вариантам (15 минут)

  3. Изучение новой темы

Ход урока

Учитель

Ученики

Актуализация знаний, постановка проблемного вопроса:

«Лишь небольшая часть простых веществ существует в природе в виде отдельных атомов. Это благородные газы - неон, аргон и т.д. Атомы остальных химических элементов стараются соединиться в молекулы. Почему? В чем причина такой жажды объединения?»

Слушают учителя, анализируют проблему, высказывают собственные мнения по данному вопросу, часто абсурдные

- Отгадка кроется в строении атомов Далее попросить учащихся составить в тетради схемы распределения электронов по электронным уровням (не электронные формулы!) атомов гелия, неона, аргона и атомов натрия, магния, хлора. Попросить сравнить электронные схемы и ответить на вопрос: «Что общего в строении атомов неона и аргона?»

В ответе должно прозвучать, что на внешнем уровне у них по 8 электронов - максимально возможное число электронов.

Объяснение нового материала.

Изучение «правила октета» в форме диалога с использованием динамических слайдов на примере образования ионной связи в «молекулах» хлорида натрия и хлорида кальция.

Примерный вариант диалога:

Атомы всех химических элементов стремяться к завершению своего внешнего электронного уровня, как у благородных газов. Как они могут этого достичь?»



- Для этого они могут принимать электроны на внешний уровень, , завершая его, отдавать электроны внешнего уровня, оставляя себе завершенным предпоследний, обмениваться электронам

- Рассмотрим, как образуется химическая связь в молекуле поваренной соли (слайд). Сколько электронов у атома натрия на внешнем электронном слое?

-Один

(щелчок)

- Сколько электронов у атома хлора на внешнем слое?

-Семь

(щелчок)

(Объяснить расстановку электронов: сначала по одному по четырем сторонам атома, оставшиеся - в пару. Остается один электрон без пары)

- Что может сделать хлор, чтобы у него было 8 электронов?

- Отобрать один электрон у натрия (щелчок)

- Хлор приобрел один лишний электрон и какой заряд?

«-1»

- Натрий потерял один электрон внешнего уровня, у него остался завершенным предпоследний электронный слой, он приобрел заряд?

«+1»

- Образовались заряженные частицы - ионы.

Записывают определение ионов в тетрадь

- Почему ионы натрия и хлора удерживаются друг около друга?

- Между ними в силу противоположности зарядов возникает электростатическое притяжение.

- Дайте определение ионной связи

Дают определение ионной связи, записывают его в тетрадь.

Аналогично изучаем образование ионной связи в «молекуле» хлорида кальция, обращая внимание на то, что у кальция два электрона, и поэтому он может их отдать двум атомам хлора. Свободных (без пары) электронов после образования связей между атомами в молекуле быть не должно

- Итак, почему же атомы ХЭ объединяются в молекулы?

- Стремятся завершить внешний электронный слой до восьми.

- Как вы поняли, что такое химическая связь?

- Это связь между атомами за счет образования между ними общих электронных пар


  1. Закрепление

В тетрадях самостоятельно составить схемы образования химической связи в соединениях: LiF, MgBr2, Na2O



Заключение

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. Технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал».При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.

При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.

Технология проблемного диалога обеспечивает достижение результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.





Список использованных источников

Литература


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -190 с.

  2. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. - 2007. - № 9. - С.18-25.

  3. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. - С. 157.

  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.

  5. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. материалов. - М., Баласс. 2006. С. 144-180.

  6. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М.: Баласс, 2008. С. 75-90.

  7. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. - М.: Баласс, 2008. С. 272-286.

Интернет-ресурсы


  1. kpmo.ru. Конференция «Информационные технологии в образовании».

  2. ito.su. Международная конференция «Применение новых технологий в образовании».

© 2010-2022