Решение задач по химии. Программа элективного курса

Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому в программу вступительных экзаменов всегда включаются задачи, и прежде всего расчетные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления. Анализ школьных учебных программ по химии показывает, что необходимый уровень сложности расчетных задач, которым необходимо овладеть школьникам, очень низкий. Типология задач также весьма узкая. Наблюдается формальный...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МРешение задач по химии. Программа элективного курса.униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа» пгт.Войвож













Решение задач по химии. Программа элективного курса.

Программа элективного курса. 11 класс





Полушина Татьяна Анатольевна-

учитель химии









пгт.Войвож

2013



«Решение химических задач»

Программа элективного курса 11 класс

Пояснительная записка.

Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому в программу вступительных экзаменов всегда включаются задачи, и прежде всего расчетные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления. Анализ школьных учебных программ по химии показывает, что необходимый уровень сложности расчетных задач, которым необходимо овладеть школьникам, очень низкий. Типология задач также весьма узкая. Наблюдается формальный подход к решению задач и эпизодическое включение их в учебный процесс. Ни в одной программе на обучение решению задач не выделено хоть какое-нибудь время. В имеющихся учебни­ках по химии практически отсутствуют примеры решения задач или эти примеры даны в слишком малом количестве и потому не очень доступны для понимания. Как следствие, обучающиеся не умеют решать задачи.

По современным психолого-педагогическим требованиям важная роль в процессе усвоения химических знаний отводится использованию получаемых знаний при решении задач различных типов. Решение расчетных и качественных задач развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует более глубокому освоению учебного предмета. Именно через решение задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно освоен курс химии.

Цель курса: Научить свободно решать любые задачи, от легких до достаточно сложных, с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Задачи курса: Охватить почти все основные типы задач для экзамена по химии.

Весь курс разбит на четыре темы. В 1-й теме «Основные понятия и законы химии» рассмотрены понятия «моль», «относительные атомные и молекулярные массы», «количество вещества» и т. п., которые вводились в школьном курсе 8-го класса на самых ранних этапах овладения химическими знаниями и поэтому, как правило, воспринимались учениками приблизительно. Следует расширить данный перечень такими понятиями, как «объемная и мольная доли», «средняя молярная масса смеси газов». Основные стехиометрические законы химии необходимо давать взаимосвязанно, с вытекающими из них следствиями, особенно газовые законы.

Во 2-й теме «Расчеты по уравнениям химических реакций» все расчеты выполняются с использованием понятия о количестве вещества, а не метода составления пропорций, который предлагается в школьных учебниках. На всех этапах решения задачи необходимо воспитывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Важно научиться практически оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи.

Ни одно конкурсное испытание по химии не обходится без задач на растворы. Этим задачам уделяется особое внимание в теме 3 «Растворы». В ней рассматриваются также «правило смешивания растворов» и «молярная концентрация». После каждой темы (1-3) проводятся контрольные работы, которые включают набор разноуровневых задач, в том числе по органической химии.

Ряд задач, всегда вызывающих затруднения, связан с составлением уравнений окислительно-восстановительных реакций. Поэтому в теме 4 «Окислительно-восстановительные реакции» главное место отводится методу полуреакций при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Содержание программы

На изучение курса отводится 34 ч (1 ч в неделю). За основу взят задачник Г.П.Хомченко и И.Г.Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы».

Тема 1. Основные понятия и законы химии

Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Абсолютная атомная мас­са, абсолютная молекулярная масса. Относительная атомная масса, относительная молекулярная мас­са. Количество вещества, моль. Молярная масса вещества. Число Авогадро. Массовая доля, мо­лярная доля. Расчеты по химическим формулам. Вычисление числа частиц, содержащихся в опреде­ленной массе вещества. Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия (н. у.). Молярный объем газов. Относительная плот­ность газов и смеси газов. Средняя молярная масса смеси газов. Уравнение Клайперона-Менделеева и его следствия. Газовые законы.

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций

Объемные отношения газов в химических ре­акциях. Расчеты: практический выход вещества, избыток вещества в химической реакции. Расчеты по уравнениям реакций нейтрализации, если кислота или кислотный оксид взяты в избытке. Расчеты по нескольким уравнениям реакций. Определение состава смеси. Вывод формулы ве­щества по результатам химической реакции. Вывод формулы вещества по результатам его сгорания. Задачи на определение массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор. Комбинированные задачи.

Тема 3. Растворы

Массовая и объемная доли компонентов в рас­творе. Разбавление растворов. Правило смешивания растворов. Молярная концентрация. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Комбинированные задачи.

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции

Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Окислительно-восстановительные возможности органических веществ. Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакцй

¦ Учебно-тематический план

Изучаемые вопросы

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Основные поня­тия и законы химии

6

Основные стехиометриче­ские понятия

1

Массовая доля

1

Молярная доля

0,5

Вывод формул соединений по массовым долям хими­ческих элементов

1

Закон Авогадро и его следствия

1

Газовые законы

0,5

Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций

6

Типичные задачи

1

Расчеты по нескольким уравнениям реакций

1

Определение состава смеси

1

Вывод формулы вещества по результатам химической реакции

Вывод формулы вещества по результатам его сгорания

1

Задачи о металлической пластинке, погруженной в раствор соли менее активного металла

1

Комбинированные задачи по теме «Углеводороды»

1

Тема 3. Растворы

3

Массовая и объемная доли компонентов в растворе

1

Молярная концентрация

1

Расчеты по уравнениям реакций, протекающие в растворах

1

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции

2

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций

1

Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций

2

Резерв

1

5



© 2010-2022