Эссе Моя педагогическая философия

Некоторые признаки эссе: наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре. выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, лит...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Миридонова Елена Константиновна

Учитель химии ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж» Нижегородской области.

Информация о себе: С 1992 года моя жизнь тесно связана с преподаванием химии. Химия для студентов колледжа строительных специальностей- это, своего рода, введение в специальность, погружение в мир строительных материалов.

Считаю, что мой предмет должен занимать достойное место в системе образования.


МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе не сравнимо ни с каким другим.

Демокрит

Воспитание - это работа, сопряженная с риском. Что же может побудить образованного человека выбрать такую?

Есть два стимула работы в широком смысле слова, это - нужда, печальная необходимость трудиться для заработка, для куска хлеба. И есть другой стимул: жажда интересной, приятной, захватывающей работы - работы, дающей внутреннее удовлетворение. Работы, в результате которой я могу черно - белую сухость материала расцветить в краски радости понимания

Я буду Учителем - художником только в том случае, если на уроке ни на минуту не заснет любознательность ребенка, если все то, о чем я говорю, будет вызывать резонанс в его душе и в его голове будут «кипеть» вопросы. Эффективность моего урока сильно зависит от степени взаимного влияния учителя и ученика друг на друга. Ничего не изменив в содержании урока, я могу своим поведением «усыпить», либо «завести» класс. Конечно, «заведенный» класс не позволит расслабиться, но работать с ними гораздо интереснее, чем с безразлично - сонным.

Как просто дать готовые факты, готовую истину. Научить найти истину гораздо сложнее, но если это удается - вот оно удовлетворение. Степень влияния учеников на учителя не предсказуема, многие факторы не зависят от меня. От чего же зависит успешность моего влияния?

Во-первых, от владения актерским и режиссерским мастерством. Я строю урок - спектакль, краткий, насыщенный информацией, имея контакт со зрителями - учениками.

Во-вторых, от умения различить пороги восприятия материала для разных классов.

В-третьих, от возможности использовать демонстрационный эксперимент (химия наиболее выигрышна в этом отношении). Формулы, названия веществ, их свойства легче запомнить, если их «привязать» к демонстрируемым опытам. Я, как фокусник, интригую, провоцирую ребят узнать, обсудить результат. Часто предлагаю ученикам самим осуществить ту или иную реакцию, что приводит их в искренний восторг. Недаром древняя китайская мудрость гласит: «Услышал - забыл. Увидел - запомнил. Сделал - понял».

Для меня очень важно показать, какое отношение моя наука имеет к обществу, к человечеству, какой личный интерес может иметь ученик, изучая ту или иную тему. Какую практическую значимость имеет все то, о чем мы говорим на уроках. Оказывается, для моих учеников внесение минеральных удобрений является их первоочередной задачей летом, а в производстве чугуна и стали они лично заинтересованы.

Иногда задаю себе вопрос: «Кто кого учит?» и прихожу к мнению, что с учениками мы равноправны. У кого, как ни у них, я учусь из обыденного сделать исключительное, интересное, замечательное, красочное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Учусь устанавливать хорошие отношения с поколением учеников, соответствующим по возрасту моим детям. Равнопартнерские отношения позволяют достичь высоких результатов воспитания учащихся благодаря моим педагогическим принципам:

  • Поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником;

  • Ученики все разные;

  • Создай условия для того, чтобы высказался каждый;

  • Получится только тогда, когда будешь делать;

  • Получай удовольствие от работы;

  • Говори «не знаю», если не знаешь;

  • Улыбайся чаще, от этого в классе светлее;

  • Будь самим собой;

  • Раздавай похвалу, и она вернется к тебе заинтересованностью;

  • Все творчески - иначе зачем?

  • Садись за парту в качестве ученика - это непередаваемые ощущения;

Задумывались ли Вы когда-нибудь, какого цвета «химия»? И взрослые люди, и мои ученики называют оттенки желтого и синего, то есть оттенки цвета огня, неутомимости, движения, творчества и цвета бесконечности познания окружающего нас мира. Искренне верю в то, что без творчества и желания познать невозможно не только постичь, но даже приблизиться к науке. А еще я убеждена в том, что на уроке важно спрашивать ребенка о том, что он знает или способен узнать, тогда и учитель, и ученик получат радость от происходящего, если же буду «выведывать», чего ученик не знает, то зря потеряю драгоценное время.

Я могу знать свой предмет, свободно ориентироваться во всех тонкостях науки, но если я не сделаю его интересным, ярким, то «грош мне цена». Моя задача состоит в том, чтобы приоткрыть завесу тайны ученику, дать ему хоть на пять минут стать волшебником (на каком же еще уроке, как ни на химии, есть возможность превращать?), и тогда передо мной появляются двадцать пять будущих искателей. Я же только выступаю в роли катализатора, помогающего способного ученика превратить в исследователя, который сделает поистине научное открытие. Кабинет химии - лаборатория в квадрате. Здесь делаются открытия не только веществ и процессов, здесь открываются творческие, думающие, ищущие личности. И если они на всю жизнь сохранят всё, что здесь открыли, им в жизни всегда будет сопутствовать успех.

Учитель оставляет после себя невидимый на первый взгляд след. Но как он важен! Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилий тех учителей, которые обучали Менделеева химии, Энштейна - физике, Тимирязева - биологии. Но, наверное, в достижениях учеников есть заслуга их учителей. Значит, они не напрасно выбрали такую трудную, ответственную, но важную профессию. А, сделав обучение интересным, приятным, захватывающим, учителя застраховались от неудач.


© 2010-2022