Урок химии в 8 классе по теме Реакции обмена

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ 8 КЛАСС


ТЕМА УРОКА: РЕАКЦИИ ОБМЕНА

Тип урока: урок изучения нового материала.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с реакциями обмена.

ЗАДАЧИ: Обучающие - объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена, расставлять коэффициенты в уравнениях.

Развивающие - развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

Воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик-ученик; воспитывать наблюдательность, инициативу, самостоятельный поиск.

Методы и методические приемы. Фронтальный опрос; тестовая работа; выполнение лабораторной работы в парах, работа со средствами наглядности (периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, тесты).

Оборудование и реактивы: презентация к уроку, проектор, компьютер, интерактивная доска, инструкция к лабораторной работе по теме «Реакции обмена», тест для самостоятельной работы по теме «Химические и физические явления», лабораторный штатив с пробирками, стеклянная трубочка, растворы гидрокcидов натрия, соляной и серной кислот, хлорида железа(III), фенолфталеина, известковой воды.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д.з: Дописать уравнение реакции и расставить коэффициенты.

  3. Актуализация знаний:

  • опрос: Какие явления вам известны? (физические и химические)

  • Какие явления вы понимаете под физическими? (явления, протекающие без образования нового вещества: замерзание воды, таяние льда, плавление металла)

  • Какие явления вы понимаете по химическими? (явления, протекающие с образованием нового вещества: горение, скисание)

  • Чем эти явления отличаются?

  1. Выполнение заданий с целью корректировки знаний по теме «Химические и физические явлений»

В ряду явлений подчеркните «лишнее»:
1) горение свечи; 2) ржавление железа; 3) образование росы; 4) образование глюкозы в зеленом растении; 5) скисание молока.

Определите явления: 1) ржавление железа; 2) образование белого порошка при измельчении сахара; 3) дыхание растений; 4) ветер; 5) замерзание воды; 6) высыхание дождевых луж; 7) образование инея; 8) почернение серебряных изделий на воздухе

Закончите предложения:
1) Процесс испарения воды - это явление физическое, потому что ….
2) Засахаривание варения - это явление физическое, потому что …..

3) Распространение запаха духов - это явление физическое, потому что….

4) Пожелтение листьев осенью - это явление…, потому что изменяется состав листа (поэтому изменяется цвет).

5) Горение свечи - это явление…, потому что…
6) Испарение спирта - это явление…, потому что….
7) Фотосинтез - это явление…, потому что ….

  1. Выполнение тестовой работы по вариантам с использованием заданий КИМов ОГЭ

Опрос:

  • Как можно назвать химические явления?(химическая реакция)

  • Какие признаки химической реакции вы знаете? (выделение газа, осадка, тепло, свет)

  • Какие условия протекания химической реакции вам знакомы? (соприкосновение веществ)

  • Какую реакцию изучили на прошлом уроке? (реакцию замещения)

  • Дайте определение реакции замещения:

Определите схему реакции замещения. Соблюдается ли закон сохранения массы веществ в этой схеме? (схема 3, соблюдается, т.к. число атомов одинаковое). Соблюдается ли закон сохранения массы веществ в остальных схемах? (нет в 2 и 4). Как поступим? (уравняем) - расставляют коэффициенты

1) АВ --- А + В

2) АВ2 + CД --- СВ + AД2,

3) АВ + С --- СВ + А

4) А+ В2 ---- АВ.

Найдите схему реакции между сложными веществами и проанализируйте её. ( вторая схема; сложные вещества обмениваются своими частями).

Какая тема урока? (реакции обменивания (предложение ребят). Запишите тему урока: РЕАКЦИИ ОБМЕНА

Сформулируйте определение и запишите его. С целью совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, а так же практическим изучением признаков реакции проведем парную лабораторную работу. Повторим ПТБ при работе с кислотами, щелочами.

  1. Проведение лабораторной работы по теме «Реакции обмена»

  1. Налейте в пробирку раствор гидроксида натрия (NaOH) , добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор соляной кислоты(HCl)

Наблюдения:

Уравнения реакции: NaOH + HCl  NaCl + H2O

2а. K раствору хлорида железа(III) (FeCl3) добавьте по каплям раствор гидроксида натрия.

Наблюдения:

Уравнение реакции: FeCl3 + NaOH  NaCl + Fe(OH)3

2б. K полученному осадку добавьте раствор серной кислоты. Какое вещество из предыдущего опыта выпало в осадок? - работают по таблице растворимости. (Fe(OH)3

Наблюдения:

Уравнение реакции: Fe(OH)3 + H2SO4  Fe2 (SO4 )3 + H2O

В классе записываем схемы реакций, а дома расставляем коэффициенты в уравнениях реакций.

3.Возьмите стаканчик с жидкостью и с помощью стеклянной трубочки выдувайте через жидкость воздух. Что наблюдаете? (помутнение раствора).

7. Домашнее задание: Запишите уравнение реакции из опыта №3, расставить коэффициенты в схемах реакций опытов 1,2.

8. Закрепление: Определите исходные вещества в схемах реакций:

1) ….. + …..  BaSO4 + NaCl

2) ….. + ….  NaNO3 + AgCl

Расставить коэффициенты в уравнениях реакций:

CuO + Al  Al2O3 + Cu,

AgNO3 + NaCl  NaNO3 + AgCl

CuSO4 + NaOH  ….. + …..

Na2CO3 + H2SO4  CO2 + H2O + ….

  1. Итоги урока: какие признаки химических реакций вы наблюдали?

Какие реакции изучили? Какой закон должен соблюдаться при составлении уравнений реакций? Как добиться соблюдения этого закона?

  1. Отметки за урок после проверки теста.



© 2010-2022