- Преподавателю
- Химия
- Урок химии в 8 классе по теме Реакции обмена
Урок химии в 8 классе по теме Реакции обмена
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилова Н.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ 8 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: РЕАКЦИИ ОБМЕНА
Тип урока: урок изучения нового материала.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с реакциями обмена.
ЗАДАЧИ: Обучающие - объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена, расставлять коэффициенты в уравнениях.
Развивающие - развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик-ученик; воспитывать наблюдательность, инициативу, самостоятельный поиск.
Методы и методические приемы. Фронтальный опрос; тестовая работа; выполнение лабораторной работы в парах, работа со средствами наглядности (периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, тесты).
Оборудование и реактивы: презентация к уроку, проектор, компьютер, интерактивная доска, инструкция к лабораторной работе по теме «Реакции обмена», тест для самостоятельной работы по теме «Химические и физические явления», лабораторный штатив с пробирками, стеклянная трубочка, растворы гидрокcидов натрия, соляной и серной кислот, хлорида железа(III), фенолфталеина, известковой воды.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Проверка д.з: Дописать уравнение реакции и расставить коэффициенты.
-
Актуализация знаний:
-
опрос: Какие явления вам известны? (физические и химические)
-
Какие явления вы понимаете под физическими? (явления, протекающие без образования нового вещества: замерзание воды, таяние льда, плавление металла)
-
Какие явления вы понимаете по химическими? (явления, протекающие с образованием нового вещества: горение, скисание)
-
Чем эти явления отличаются?
-
Выполнение заданий с целью корректировки знаний по теме «Химические и физические явлений»
В ряду явлений подчеркните «лишнее»:
1) горение свечи; 2) ржавление железа; 3) образование росы; 4) образование глюкозы в зеленом растении; 5) скисание молока.
Определите явления: 1) ржавление железа; 2) образование белого порошка при измельчении сахара; 3) дыхание растений; 4) ветер; 5) замерзание воды; 6) высыхание дождевых луж; 7) образование инея; 8) почернение серебряных изделий на воздухе
Закончите предложения:
1) Процесс испарения воды - это явление физическое, потому что ….
2) Засахаривание варения - это явление физическое, потому что …..
3) Распространение запаха духов - это явление физическое, потому что….
4) Пожелтение листьев осенью - это явление…, потому что изменяется состав листа (поэтому изменяется цвет).
5) Горение свечи - это явление…, потому что…
6) Испарение спирта - это явление…, потому что….
7) Фотосинтез - это явление…, потому что ….
-
Выполнение тестовой работы по вариантам с использованием заданий КИМов ОГЭ
Опрос:
-
Как можно назвать химические явления?(химическая реакция)
-
Какие признаки химической реакции вы знаете? (выделение газа, осадка, тепло, свет)
-
Какие условия протекания химической реакции вам знакомы? (соприкосновение веществ)
-
Какую реакцию изучили на прошлом уроке? (реакцию замещения)
-
Дайте определение реакции замещения:
Определите схему реакции замещения. Соблюдается ли закон сохранения массы веществ в этой схеме? (схема 3, соблюдается, т.к. число атомов одинаковое). Соблюдается ли закон сохранения массы веществ в остальных схемах? (нет в 2 и 4). Как поступим? (уравняем) - расставляют коэффициенты
1) АВ --- А + В
2) АВ2 + CД --- СВ + AД2,
3) АВ + С --- СВ + А
4) А+ В2 ---- АВ.
Найдите схему реакции между сложными веществами и проанализируйте её. ( вторая схема; сложные вещества обмениваются своими частями).
Какая тема урока? (реакции обменивания (предложение ребят). Запишите тему урока: РЕАКЦИИ ОБМЕНА
Сформулируйте определение и запишите его. С целью совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, а так же практическим изучением признаков реакции проведем парную лабораторную работу. Повторим ПТБ при работе с кислотами, щелочами.
-
Проведение лабораторной работы по теме «Реакции обмена»
-
Налейте в пробирку раствор гидроксида натрия (NaOH) , добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор соляной кислоты(HCl)
Наблюдения:
Уравнения реакции: NaOH + HCl NaCl + H2O
2а. K раствору хлорида железа(III) (FeCl3) добавьте по каплям раствор гидроксида натрия.
Наблюдения:
Уравнение реакции: FeCl3 + NaOH NaCl + Fe(OH)3
2б. K полученному осадку добавьте раствор серной кислоты. Какое вещество из предыдущего опыта выпало в осадок? - работают по таблице растворимости. (Fe(OH)3
Наблюдения:
Уравнение реакции: Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2 (SO4 )3 + H2O
В классе записываем схемы реакций, а дома расставляем коэффициенты в уравнениях реакций.
3.Возьмите стаканчик с жидкостью и с помощью стеклянной трубочки выдувайте через жидкость воздух. Что наблюдаете? (помутнение раствора).
7. Домашнее задание: Запишите уравнение реакции из опыта №3, расставить коэффициенты в схемах реакций опытов 1,2.
8. Закрепление: Определите исходные вещества в схемах реакций:
1) ….. + ….. BaSO4 + NaCl
2) ….. + …. NaNO3 + AgCl
Расставить коэффициенты в уравнениях реакций:
CuO + Al Al2O3 + Cu,
AgNO3 + NaCl NaNO3 + AgCl
CuSO4 + NaOH ….. + …..
Na2CO3 + H2SO4 CO2 + H2O + ….
-
Итоги урока: какие признаки химических реакций вы наблюдали?
Какие реакции изучили? Какой закон должен соблюдаться при составлении уравнений реакций? Как добиться соблюдения этого закона?
-
Отметки за урок после проверки теста.