Мастер класс Познание начинается с удивления

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Голованова Галина Яковлевна МОУ «СОШ №1 с УИОП г. Нового Оскола Белгородской области»

Мастер-класс


Познавательная деятельность на уроке химии как средство формирования ключевых компетенций учащихся

или

Познание начинается с удивления


Хочешь, чтобы тебя услышали, увидели и поняли - удивляй!


Введение в мастер-класс, обозначение основных целей и ключевых проблем:

Цель мастер-класса:

ознакомление учителей с некоторыми формами осуществления урочной и внеурочной деятельности обучающихся в классах естественнонаучного профиля.

Задачи:

  • поделиться опытом организации познавательной деятельности в классах естественнонаучного профиля;

  • поделиться опытом использования на уроках химии экспериментальной работы, опорных конспектов и алгоритмов.

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Здравствуйте!

Я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: Познавательная деятельность на уроке химии как средство формирования ключевых компетенций учащихся или Познание начинается с удивления.

Слайд 2

«Идти вперед - значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя» С. Кьеркегор


Готовясь к сегодняшней встрече, я вспомнила старинную притчу.

Притча

Давным-давно один восточный владыка, просвещенный и мудрый, пожелал узнать все о математике всех времен и наро­дов. Вызвал он приближенных и объявил им свою во­лю.

- Повелеваю,- молвил он,- написать мне все о ма­тематике. Как она возникла, какой была раньше, ка­кой стала теперь, какой будет в будущем.

И дал на это пять лет сроку.

Со всего цар­ства были собраны мудрейшие из мудрецов, и им объявили желание владыки.

Миновало пять лет, и явились приближенные во дворец.

- Твое желание, о владыка, исполнено! Выгляни в окно, и ты увидишь то, что хотел. Перед дворцом выстроился караван верблюдов такой длинный, что конец его терялся где-то за горизонтом. И на каждом верблюде нагружено по два громадных тюка. А в каждом тюке было по десять толстенных томов.

- Что это? - удивился правитель.

- Это всемирная математика.

- Вы смеетесь надо мной! - рассердился влады­ка. - Да ведь я до конца своей жизни не успею про­честь и десятой доли того, что они написали! Нет, пусть напишут мне краткую историю математики.

И дал на это год сроку.

Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. И было в нем всего десять верб­людов, и по два тюка на каждом верблюде и по десять книг в каждом тюке.

Еще больше разгневался владыка.

- Пусть напишут мне самое-самое главное. Сколько времени нужно на это?

- Завтра, о владыка. Ты получишь то, что же­лаешь!

- Завтра? - удивился правитель.- Хорошо.

... Едва солнце взошло на лазурном небе, как владыка потребовал к себе мудреца. Мудрец во­шел, неся в руках маленький ларец из сандалового дерева;

- Ты найдешь в нем, о владыка, самое главное в математике всех времен и народов, - произнес мудрец.

Правитель открыл крышку ларца. На бархатной по­душке лежал маленький клочок пергамента. Там была написана всего лишь одна фраза: «Математика - это доказательство».

Согласитесь, как и любая наука.

Еще никто и никогда не сумел освоить науку, не поняв ее сути.

Я думаю, что современный учитель порой оказывается в такой же ситуации, как мудрецы из притчи: они должны в условиях немилосердного сокращения часов на изучение химии, не только объяснить новый материал, но и закрепить его и проверить его усвоение.

Химия как наука, к сожалению, нынче в очень сложной ситуации. С одной стороны - растет спрос на специалистов с химическим образованием. С другой - многих она пугает, кажется невероятно сложной и малопонятной абракадаброй.

Слайд 3

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь?
Квинтилиан (оратор, Ι в. н. э.)

Уважаемые коллеги!

Сократ в свое время заметил, что учитель не тот, кто дает, а тот, у кого берут.

Наше время характеризуется тем, что все процессы в обществе, науке, технике постоянно ускоряются. Это существенно меняет задачу современного учителя. Сегодня важно не просто передать школьнику определенную порцию знаний, умений и навыков. Гораздо важнее научить ребенка уверенно ориентироваться в мире, находить источник информации и быстро и эффективно усваивать новое. На первый план выходит требование к формированию ключевых компетенций, коммуникативных, инструментальных и др. (уметь учиться, знать, делать, жить в обществе, уметь решать проблемы и т.д.). Все эти изменения приоритетов в образовании несомненно активизируют осознанный процесс выбора учителями стратегии своей деятельности.

Что можно назвать ключевыми компетенциями? Это инструмент, с помощью которого можно оказываться подготовленным к новым ситуациям. Таким образом, чем больше действий можно совершить с помощью данного инструмента, тем он лучше.

Каковы же пути формирования ключевых компетентностей?

Сегодня школе предлагается множество различных методических находок. Все они, несомненно, имеют свои достоинства и недостатки. Порой трудно определиться, какая же лучше?

Появляется необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению ученической деятельностью на уроке. В своей работе использую проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые технологии, технологии исследовательской деятельности и моделирующего обучения (учебные игры). Особенного внимания заслуживает технология группового обучения и её варианты: работа в группах переменного состава, КСО, метод проектов, кейс-методика.

В настоящее время эффективным средством обучения и незаменимыми помощниками в организации образовательного процесса в моей работе являются мультимедийные технологии.

Итак, я прошу поучаствовать в работе нескольких добровольцев.

Уважаемые коллеги, с какими проблемами вы сталкиваетесь при работе с современными детьми?

…………………………….

Можно перечислить большое число проблем: падение престижа учения, социальные проблемы… Одна из главных - проблема нехватки времени. Неизбежно происходит информационная перегрузка, учащиеся не успевают усваивать всю информацию, которая буквально сваливается на их головы, у них появляются пробелы, потом они отстают и просто перестают работать.

Для меня большие проблемы это: низкая мотивация к учебному труду, лень, не развитая память, малая эрудиция, отсутствие культуры учебного труда.

Слайд 4

Как решаются эти проблемы на уроках химии?

Думаю, что для начала надо мотивировать процесс познания.

(Первая карточка учителям).

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Необходимо показать красоту науки, научного познания. И, конечно, межпредметные связи.

Наверное, всем знакома эта фигура. (Тетраэдр).

Слайд 5

Вот, например, знакомый с уроков геометрии тетраэдр. А знаете ли вы, что это пирамида магов. Символ огня у древних греков. А еще это наименьший кирпичик жизни, так как именно такая форма атома углерода позволила ему стать основой всего живого.

Не менее тесно, чем с математикой и физикой, химия связана с историей. Наше историческое прошлое настолько велико, что с ребятами нельзя о нем не говорить. Насколько интересны биографии великих ученых, история открытий и свершений в науке.

Особенно большое впечатление оказывают истории из жизни обычных и не очень знаменитых людей, таких как химик-самоучка Власов, военный инженер Пампушко и др.

Слайд 6

На слайде Одесские катакомбы, они вписали яркую страницу в боевую биографию Одессы. В годы Великой Отечественной войны там, под землей находились партизанские отряды. Известен случай, когда немцы пытались выкурить отряд газом и школьник спас целый отряд, предложив им лечь на землю.

Слайд 7-8

Не менее поучительны и «Химические» сюжеты в произведения классиков.


  • Отрывок из книги Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»

«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился…, и получилось именно то, что называют негашёной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашёной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии - всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Подсказка №1: В данном отрывке рассматривается химическое свойство соли угольной кислоты - карбоната кальция - известняка: карбонат кальция под действием нагревания разложился на негашёную известь и углекислый газ.

Под действием воды негашёная известь превращается в гашёную.

Подсказка №2: В данном отрывке рассматривается химическое свойство соли угольной кислоты - карбоната кальция - известняка:

Карбонат кальция под действием нагревания разложился на негашёную известь и углекислый газ:

CaCO3 = CaO + CO2

Под действием воды негашёная известь превращается в гашёную:

CaO + H2O = Ca(OH)2

Слайд 9-14

Для облегчения усвоения материала я предлагаю своим ученикам разнообразные проблемные ситуации (и снова нам окажут неоценимую помощь другие науки - история, биология).

(Третья карточка учителям).

Пример проблемной ситуации.

Так, всегда оказывается трудно в 8 классе ввести понятие «катализатор». Можно заучить определение из учебника.

Я много лет обсуждаю историю, произошедшую на церемонии вручения высшей научной награды Дании в 1941 году. Для того чтобы понять, как работает катализатор, предлагаю познакомиться с арабской притчей, которую рассказал королю Дании Христиану Х на церемонии вручения биохимик Линдерстрём-Ланг.

Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Перед смертью он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: "Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину всех верблюдов, среднему сыну я оставляю треть, а младшему - девятую часть стада".

Сказал так и умер. А братья, похоронив отца, стали делить стадо. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9.

Помог им старый мудрец. "Выполнить волю отца очень просто, - сказал он. - Я дарю вам своего старого черного верблюда, а вы попробуйте разделить стадо".

У братьев оказалось 18 верблюдов. Старший сын полу­чил 9, средний - 6, а младший - 2 из них. Однако, 9+6+2 = 17, черный верблюд оказался лишним.

Вот этот черный верблюд подобен катализатору, он сделал возможным процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений.

Знаете ли вы о рычаге Архимеда?

Есть в химии рычаг, который может сдвинуть с места самого инертного, самого инфантильного ребенка. Настоящий рычаг Архимеда, способный перевернуть мир школьника. Это эксперимент. Он сродни фокусу, который вызывает удивление, а с удивления начинается познание.

Слайд 15

Я согласна с мнением одного из финалистов Учителя года 2009, что процесс формирования собственного представления об устройстве окружающего мира состоит из трех этапов:

  1. Первое - восприятие чужих знаний (черпая материал из книг, учебников, Интернета). На этом этапе школьник может освоить материал, но знание не будет прочным, вскоре большая часть его попросту выветрится из его головы.

1.Страница учебника.


  1. Второй этап - восприятие чужого опыта (усердно работая на уроке, внимательно слушая учителя). Усвоение чужого опыта позволяет ребенку не просто получить знания, но и познакомиться с их использованием.

Демонстрация.

2.Выпадение осадка в пробирке.

А теперь я попрошу группу добровольцев самостоятельно выполнить лабораторный опыт по инструкции.

Слайд 16

3. «Химические водоросли».

В каком случае у вас возникает больше вопросов?

Для того чтобы разбудить познавательный интерес, эксперимент должен быть близок детям, прост в исполнении, эффектен. Тогда обязательно захочется его повторить самостоятельно, показать дома, а значит разобраться в его сути хотя бы немного.

  1. Третий этап формирования компетентностей - получение собственного опыта, умение передать свой опыт другим, теперь ученик не только владеет теоретическим материалом, но и умеет его самостоятельно использовать на практике. Естественно, что этот этап наиболее важен.

Выполнение лабораторных работ, постановка проблемных вопросов, экспериментальное моделирование как раз и формирует такое отношение к учебе, при котором захватывает сам процесс постижения новых знаний. Как только включается удивление, активизируется внимание, и вот уже ребенок не просто внимательно вас слушает, он сопереживает, задает вопросы - идет процесс познания.

Слайд 17

Все начинается с урока.

Думаю, у каждого учителя бывали случаи, когда после титанической работы на уроке вы приходите к выводу, что дети в силу самых разных причин ничего не усвоили.

Что унесет школьник с урока: ничего или маленький «кусочек» материала, несвязанные обрывки или сумеет запомнить самое главное?

Для себя я решаю подобную проблему, применяя опорные конспекты и технологические карты урока.

Возможность взглянуть на тему как на единое целое - вот главная суть опорных конспектов на уроках.

(Вторая карточка учителям).

Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами, отдельным фразами и словами, в которых закодирована определенная информация.

Применение опорных конспектов предполагает и решение ещё одной немаловажной задачи - научить ребят концентрировать и структурировать учебный материал.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.


Приучая детей к такой работе, прививаю им умение концентрировать материал, выделять главное и второстепенное. В 8-9 классах это готовые конспекты, в 10-11 мы их делаем совместно на уроках.

Демонстрация.

Опорные конспекты по темам «Кислород», «Аммиак», «Белки». Технологические карты.

Слайд 18

Еще один вопрос, который встает перед каждым учителем: «А что сумеет воспроизвести ученик на следующем уроке?»

Алгоритм - это определённая последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить результат. Это умение правильно спланировать свой ответ на уроке.

Алгоритмы играют огромную роль в жизни людей: это рецепты, по которым в аптеках готовят лекарства, рекомендации поваренной книги и т.д. Сначала алгоритмами пользовались исключительно математики. Начиная с 60-х годов правилами алгоритмов стали пользоваться учителя других предметов.

(Четвертая карточка учителям).

Использование учителем алгоритмов освобождает учащихся от механического запоминания материала, приучает к четкости и заметно расширяет их кругозор.

Если у ученика нет простого и четкого алгоритма выполнения того или иного задания, это существенно затрудняет восприятие материала, увеличивает затраты времени на объяснение и заметно уменьшает значимость важнейших понятий в химии (валентность, степень окисления, строение атома и т.д.). Учащиеся тратят немало труда на усвоение этих понятий.

Слайд 19

Примеры алгоритмов (из учебника и собственных).

Слайд 20

Листки помощи

(Пятая карточка учителям)

Своим ученикам я предлагаю перенести их на карточки-подсказки (листок помощи). Эти карточки хранятся в конверте, приклеенном в тетради, и используются по мере надобности на уроках.

Слайд 21

Имитационная игра.

Участники вынимают из ларца методические приемы (описание), им предлагается оценить целесообразность применения каждого на своем предмете.

Слайд 22

Моделирование

Завершая изучение темы, повторяя основные понятия, можно оживить работу со школьниками оригинальным методическим приемом. Таким, например, является написание синквейна.

Синквейн - это форма работы с понятиями.

В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме, действию.

Порядок написания синквейна:

  1. Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

  2. Вторая строка - 2 прилагательных, характеризующее данное понятие.

  3. Третья строка - 3 глагола, показывающих действие понятия.

  4. Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

  5. Пятая строка - одно слово (существительное), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.

Слайд 23

Я хотела бы предложить собравшимся составить синквейн на тему «Урок в современной школе».

  1. Современный урок.

  2. Доступный, научный.

  3. Образовывает, развивает, увлекает.

  4. Формирует ключевые компетентности учащихся.

  5. Уверенность.


Слайд 24

Однажды М.Фарадею одна любознательная дама задала вопрос:

  • Господин профессор, даже если вы и достигните того, о чём говорите, то какой в этом прок?

  • Мадам, - ответил учёный, - можете ли вы мне сказать, какой прок от новорожденного ребёнка?..

Как угадать, какая из методических находок приживется в современной школе? Порой это трудно. Порой просто невозможно.

Однако, точно одно - познание мира разными детьми осуществляется по-разному. На уроке интеллект каждого ребенка должен быть востребован. Для этого необходимо мотивация процесса познания. Ученик должен испытывать ощущение счастья от познания, постоянную потребность новых учебных впечатлений. Оторвать воспитательные задачи от образовательных невозможно, воспитание приходит через развитие интеллекта. А потому, сколько учителей, столько и вариантов прочтения методик.

После того как человек определил, что именно необходимо сделать, он может сделать то, что нужно (Китайская мудрость)

© 2010-2022