Ведущую технологию я выбрала исследовательскую

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.   Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определен...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,

пока ему не удастся связать воедино

разрозненные факты, им наблюдаемые».

Д. Хевеши

Дети - это главная ценность в жизни человека! И каждый взрослый человек несет ответственность за то, чтобы ребенок состоялся как личность, был не сломан, не унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет. Помочь сориентироваться в этом, разобраться в окружающем мире - вот одна из задач учителя.

Окружающий мир - это прежде всего мир естественных наук.

Но чаще (и это большинство) школьники решают, что предметы естественного цикла им не нужны.

Почему же дети не хотят учить химию? Возможно, на каком-то этапе изучения естествознания произошел разрыв, раскол единой целостной картины восприятия наблюдаемых явлений и объектов. Возможно - учащиеся не видят значения этих знаний для своей будущей профессии... А быть может на них действует окружающая информационная среда, которая все чаще вещает нам о том, что «вездесущая» химия отравляет нам жизнь.

Попробуем разобраться, как можно выйти из этой ситуации и решить вопрос в лучшую сторону.

Во-первых, ни для кого не секрет, что учащиеся выпускных классов не понимают роли основных законов природы и фактов, изучаемых на уроках, не обращаются к ним при объяснении физических, химических, биологических явлений. Знания о природе у них состоят из множества фактов, явлений, формул, правил, не объединенных на одной основе. Ребята выделяют основные законы природы в зависимости от урока в школьном расписании: на уроках ими оказываются законы Паскаля, Архимеда, Ома, сохранения энергии, на уроках химии - закон сохранения массы веществ (учащиеся не видят в нем частный случай использования закона сохранения энергии), периодический закон, закон Авогадро, на уроках биологии - закон естественного отбора, законы Менделя и т.п. Чтобы понять явление или изучить объект необходимо их комплексное изучение и выявление общих закономерностей, которые можно объяснить уже существующими правилами, законами.

На своих уроках я стараюсь дать не только определенный объем знаний, но и объединить знания, получаемые по другим предметам, входящих в состав ядра естественных наук, позволившим выпускникам школы сформировать единый взгляд на окружающий мир.

В сознании человека знания об окружающем мире не просто преломляются, как солнце в малой капле воды, они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в детском возрасте. Не просто знания о природе, а глубокие проникновения в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки, возникает благоговение к ней,- вот что имеет воспитательную силу, вот что может помочь ученику познать истину, ставить духовное наслаждение выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ. Например, при изучении темы «Периодический закон и периодическая система» (тема не для зрительного анализатора!) раскрываю сущность процесса периодичности в природе: смена дня и ночи, смена времен года, движение электрона вокруг ядра, расположение частиц в кристалле, работа сердца, онто- и филогенез. Учащиеся анализируют, сопоставляют имеющиеся знания и, в конце концов приходят к выводу, что периодичность - это условие постоянства природных явлений. После чего легче выходить на понятие периодического изменения строения атомов, их свойств. Дети видят не только единство науки в изучаемой теме, но и ощущения безграничности этих знаний. Такие уроки должны пробудить ум и воображение ребенка сознанием мощи человеческого разума в знаниях о мире и его видении, подняться до возможно большей общности знаний, содрогнуться от прикосновения к вечным тайнам, к бесконечности… И как приятно работать, когда среди учащихся встречаются такие дети, понимающие необходимость обобщения, выявления закономерностей, пытаются сами объяснить процесс или явление с точки зрения общих законов.

Во-вторых, необходимо элементы профориентации объяснять не столько на словах, сколько на практике (ведь химия это экспериментальная наука!). Например, при изучении темы «Массовая доля растворенного вещества» мы готовим раствор минерального удобрения для подкормки комнатных растений. И оценку нам ставят растения руками учителя! (приходят на следующий урок и говорят: «Листочки нам улыбаются!»). Вы бы видели серьезные лица детей во время такой работы: они старались не ошибиться в расчетах, чтобы растение получило норму питания. Кроме того, учащиеся рассматривают значение питательных элементов удобрения для жизнедеятельности растений, проблемы с передозировкой, особенно если это будут овощные культуры. Им только дай идею, подкинь проблему, и они её разовьют.

При изучении качественных реакций на белки, углеводы, полимеры можно часто слышать «Зачем мне это нужно, я химиком не буду». Попробуем изменить ход практической работы - для этого использую продукты питания, содержащие белки, углеводы (глюкозу, крахмал), при изучении полимеров и волокон - беру упаковочную тару, стаканы из под йогурта, одноразовую посуду и изучаем её состав и т.п.

В связи с этим особенно актуальна задача приобщения учащихся к исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления и т.д., что необходимо специалисту в любой отрасли, даже если он не стал научным сотрудником.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.

В-третьих, необходимо разрушить понятие ««вездесущая» химия отравляет нам жизнь». Но любой здравомыслящий человек никогда не желает себе плохо, особенно во вред здоровью. Всегда ли мы соблюдаем те правила и предосторожности, которые оберегают от неприятностей? Нет. В этом и заключается причина негативного действия химии на живое. И почему человек в первую очередь думает о плохом? Давайте о полезном и необходимом.

Химия полимеров - это и одежда, и строительный материал и материал для протезирования сосудов, суставов и т.д.;

Химия красителей. Это не только красители пищевые. Это и акварельные, масляные краски, с помощью которых с давних времен художники передают на своих холстах то, что не передать словами!

Косметическая химия - широкий арсенал, с помощью которого прекрасная половина человечества становиться еще прекраснее!

А еще фармакологическая, строительная, пищевая и другие направления химии, всех сразу и не перечислишь! В умелых руках и с мудрым умом химия всегда приносила пользу.

При решении вышеперечисленных проблем необходимо развить у

учеников стремление к творческому восприятию знаний, желание самостоятельно

мыслить и понимать реалии того нового информационного мира, в котором им

предстоит жить. Для этого нужно:

  • чаще проводить уроки-исследования, исследовательские практикумы, домашние практические работы, внеурочные исследовательские работы.

  • Систематически использовать технологические новинки при проведении уроков и внеурочных мероприятий.

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

Цифровые лаборатории «Архимед» - это новое поколение естественно-научных лабораторий для проведения лабораторных работ, демонстраций, научных исследований.

Лаборатория позволяет учителю разработать свои интересные лабораторные опыты, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся. Например, определить среду раствора некоторых пищевых напитков и определить действие их на состояние здоровья человека. Простота управления работой позволяет использовать лабораторию в начальной школе (при изучении отдельных тем природоведения), в среднем звене на уроках биологии и в старших классах. То, что раньше приходилось учить и представлять, сейчас можно сделать и увидеть.

  • проводить уроки совместно со специалистами: фармацевтами, лаборантами-аналитиками, технологами разных специальностей

  • проводить так называемые «выездные» уроки (аптеки, лаборатории предприятий и т.п).

  • эмоционально окрашенная информация усваивается прочнее. Урок необходимо строить так, чтобы в нём присутствовал элемент удивления, открытия, интеллектуального затруднения.

Важной стороной своей педагогической деятельности считаю формирование интереса к химии. Но, имея возможность встречаться со своими учениками на уроках один или два раза в неделю, трудно формировать устойчивый интерес к предмету. Поэтому более ценными становятся те ученики, которые выбрали предметом дальнейшего изучения и своей профессиональной ориентации химию. Я горда тем, что у меня есть такие ученики.

В заключение хочется привести строки из стихотворения Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека!

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

По моему мнению, среди творцов второго мира одно из ведущих мест

занимает педагог. Педагогу важно всегда помнить, что он творит будущий мир, а

это накладывает большую ответственность.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя - выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок - личность. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Основой всей моей педагогической деятельности является необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости.

Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Руками к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
В.Шефнер

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

Нужно сказать, что выбрать профессию учителя - это поступок. Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство (!) и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. И мы действительно, воспитывая патриотов, будем не только вспоминать славное прошлое нашей страны, но и гордиться его настоящим и верить, как это ни банально звучит, в светлое будущее России. Я верю.

© 2010-2022