- Преподавателю
- Химия
- Урок по теме Кислоты с применением ФГОС по УИК Е. Кузнецовой
Урок по теме Кислоты с применением ФГОС по УИК Е. Кузнецовой
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чуркина А.В. |
Дата | 06.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока изучения нового материала в 8 классе по теме «КИСЛОТЫ».
Тема
КИСЛОТЫ
Цель
-
Формирование знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.
Задачи
-
сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;
-
стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;
-
обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
-
использовать возможности ИКТ , Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.
Планируемый результат
-
Знать определение, состав кислот и их классификацию;
-
Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;
-
Знать важнейшие неорганические кислоты;
-
Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;
-
Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
-
Уметь использовать возможности ИКТ ,Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов;
Основные понятия
-
Кислоты ;
-
Кислотный остаток;
-
Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;
-
Индикаторы
.
Межпредметные связи
Биология, математика, история
Ресурсы: основные
дополнительные
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений Е. Кузнецова, Вентана-Граф
Химия. Задачник для 8 класса под ред. Кузнецовой Е.
Библиотекарь (электронная библиотека) bibliotekar.ru/
Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. festival.1september.ru/
Учительский портал uchportal.ru/
Социальная сеть работников образования nsportal.ru/
Сеть творческих учителей/химоза it-n.ru/
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов),парная (поведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь).
Приемы и средства обучения:
Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.
Оборудование
На столах учащихся:
периодическая таблица, таблица растворимости
штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, в чашечках Петри дольки лимона, яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальный; стеклянные палочки, карточки для самостоятельной работы.
На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей,раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками,компьютер
В классе:
таблица растворимости , периодическая таблица Менделеева
Виды учебной деятельности обучающихся
Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Регулятивные УУД - целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД - общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формирование УУД(личностные-Л, регулятивные-Р, познавательные-П, коммуникативные-К)
I этап. Организационный момент
Цель - активизация учащихся.
Создает эмоциональный настрой на изучение темы.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке
Л.:
Готовность к равноправному сотрудничеству
Доброжелательное отношение к окружающим
К:
Проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия
II этап. Мотивация (самоопределение)
Цель - выработка готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Учитель доносит информацию
Воспринимают информацию
Л: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания
III этап. Актуализация знаний.
IVэтап. Вводная информация учителя и формулировка цели урока.
Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Организует изучение темы по блокам
На столах в чашках кусочки фруктов. Учитель предлагает их учащимся.
-
Какие классы неорганических веществ мы изучили? (оксиды, гидриды, основания)?
Из перечисленных классов уделим внимание оксидам:
Какие вещества (соединения )называются оксидами?(Оксиды-сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.)
На какие виды делятся оксиды? (кислотные, основные и амфотерные)
На карточках: CaO, CI2O7,NaOH, HCI, CO2,Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, N2O5,H2CO3 , AI(OH)3 , SO3, P2O5 -выбрать формулы кислотных оксидов
Демонстрация л\о по сжиганию фосфора.
Растворяем белый туман оксида фосфора в воде, опускаем лакмусовую бумажку. Что наблюдаем? В каких веществах лакмус меняем цвет на красный? (В кислотах).
- Какие еще индикаторы вы знаете? (Фенолфталеин и метилоранж).
-Как эти индикаторы меняют цвет в кислотах?
Подводит учащихся к определению класса кислоты.
Формулирует цель урока……….
Что бы вы сегодня на уроке хотели узнать? (План работы на доску). По аналогии с предыдущими классами соединений………
Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах-из предложенных формул выбирают кислотные оксиды, , формулируют тему урока , предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке
Р:планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
П:осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.
V. Первичное усвоение новых знаний
Цель- построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Проверка выполнения опережающего дом. задания по теме (3 человека).
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Подводит учащихся к формулированию понятия -кислоты.
. Учитель: Посмотрите на экран: здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?
Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию - кислота
Провести эксперимент, занести данные в таблицу
Мотивирует к проведению исследования.
Знакомит с формулами кислот.
Прочитайте названия и формулы кислот на экране (хором).
1 блок. История открытия кислот
Доклады: История открытия соляной, серной, азотной кислот.
2блок «Состав кислот»
Проводят сравнение, сравнивают кислоты.
Ученики: Атомы водорода
Первый элемент слева в формуле - водород (Н), справа- кислотный остаток.
Формулируют понятие.
Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
3 блок. Распознавание кислот
Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных индикаторов.
Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами
Читают формулы кислот, записывают в тетради, последний столбец в таблице оставляют пустым.
Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
П: Слушают, извлекая нужную информацию.
П: осуществляют анализ, обобщение, делают вывод.
К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Р: проведение необходимого действия самостоятельно-,самоконтроль и самооценка достигнутого результата.
К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач.
П:осознают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент; Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Организует обсуждение проблемы.
Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.
Учитель:
Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили?
Работа с таблицей растворимости. Какие кислоты не растворяются в воде?
Учитель:
Кислоты, которые в свободном виде не существуют
H 2CO3=CO2↑ + H2 O
H SO3= S O2↑ +H2 O
Акцентирует внимание на правильность выполнения задания, выявление пробелов, их устранение
Кислот
- Органические HCOOH, CH3COOH
- Неорганические
ФИЗМИНУТКА
Ребята, у вас на столах лежат карточками с формулами кислот, выберите для себя одну карточку. Все выбрали?
А теперь, внимание, встаньте те учащиеся, у которых на карточках кислородсодержащие кислоты, а теперь встаньте те учащиеся, у которых на карточках бескислородные кислоты. Учащиеся у которых на карточках одноосновные кислоты, сделайте 1 раз вот это упражнение (учитель показывает), у кого карточки с двухосновными, делают это упражнение 2 раза, а у кого на карточках 3-основные кислоты - 3 раза.
Благодарю, присаживайтесь.
Выдвигают гипотезы классификации.
Ответ учащихся : Основой является водород
1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на
1.одноосновные (HCl, HNO3)
2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные(H3PO4)
Составляют схему (кластер) - групповая работа. Сравнивают свой результат с эталоном, исправляют ошибки.
Учащиеся: по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит
Учащиеся: по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота- кремниевая H2 SiO3
П: используют знаково-символические средства для решения поставленной задачи
К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
П:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Л:способностьк самооценке своих действий
Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Определение валентности водорода и кислотного остатка в кислоте.
I I I II I II
HCl, H2S, H2SO4
Работа в парах (задания на карточках)
Определите валентность
H2SO3, HNO3, H2CO3, H2SiO3, H3PO4
По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических
элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту
+1 -1 +1 -2
HCl и H2S
Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.
+1 x -2
H2 SO4
Составим уравнение:
(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6
А теперь возьмите карточки с формулами кислотных оксидов и составьте формулы соответствующих им кислот, дайте им названия.
4 блок. Определение степени окисления элементов , входящих в состав кислот и валентности
Структурирование знаний учащихся через фронтальную беседу. Умение выражать свои мысли
5 блок Умение определять соответствие кислотного оксида и кислоты
Работа в парах
P2O5 H3PO4
SiO2 H2SiO3
CO2 H2CO3
SO2 HSO3
К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения и изученную терминологию.
П:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
VI.Первичная проверка понимания
Цель- усвоение учащимися нового способа действия
Физические свойства некоторых кислот - соляная кислота и серная кислота.
Техника безопасности при работе с кислотами.
Работают в группах с учебником.
Р:принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.
П:осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент
VII.Первичное закрепление
Цель - определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися
Смотри слайд.
Определяют свои достижения, оценивают себя, своего соседа по парте
П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.
Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата
VIII.Домашнее задание:
Комментирует домашнее задание
Дифференцированное домашнее задание:
См. слайд
Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.
IX.Рефлексия.
Цель- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Побуждает к анализу индивидуальных достижений.
Анализ достижения цели урока
-
«пожелания себе»;
-
«пожелания товарищам по классу»;
-
«самое трудное в работе»;
-
«самое интересное»;
-
«чему я научился в процессе работы»;
-
«что понравилось», «что не понравилось».
Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата