Урок по теме Кислоты с применением ФГОС по УИК Е. Кузнецовой

Уважаемые коллеги. Данная технологическая карта составлена на основе УМК Е. Кузнецовой по химии для 8 классов. Это урок открытия новых знаний в разделе "Основные классы неорганических соединений". Конспект составлен в рамках ФГОС и поностью соотвествует всем критериям. Осуществляется Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов),парная (поведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь). В графе так же приведены ресурсы, которые использовала я и можете использоват...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока изучения нового материала в 8 классе по теме «КИСЛОТЫ».

Тема

КИСЛОТЫ

Цель

  • Формирование знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Задачи

  • сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;

  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;


  • использовать возможности ИКТ , Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.

Планируемый результат

  • Знать определение, состав кислот и их классификацию;

  • Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;

  • Знать важнейшие неорганические кислоты;

  • Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;

  • Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

  • Уметь использовать возможности ИКТ ,Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов;

Основные понятия

  • Кислоты ;

  • Кислотный остаток;

  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;

  • Индикаторы

.

Межпредметные связи

Биология, математика, история

Ресурсы: основные

дополнительные

Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений Е. Кузнецова, Вентана-Граф

Химия. Задачник для 8 класса под ред. Кузнецовой Е.

Библиотекарь (электронная библиотека) bibliotekar.ru/

Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. festival.1september.ru/

Учительский портал uchportal.ru/

Социальная сеть работников образования nsportal.ru/

Сеть творческих учителей/химоза it-n.ru/

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов),парная (поведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.

Оборудование

На столах учащихся:

периодическая таблица, таблица растворимости

штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, в чашечках Петри дольки лимона, яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальный; стеклянные палочки, карточки для самостоятельной работы.

На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей,раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками,компьютер

В классе:

таблица растворимости , периодическая таблица Менделеева


Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД - целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД - общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД(личностные-Л, регулятивные-Р, познавательные-П, коммуникативные-К)

I этап. Организационный момент

Цель - активизация учащихся.

Создает эмоциональный настрой на изучение темы.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке

Л.:

Готовность к равноправному сотрудничеству

Доброжелательное отношение к окружающим

К:

Проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия



II этап. Мотивация (самоопределение)

Цель - выработка готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учитель доносит информацию

Воспринимают информацию


Л: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания

III этап. Актуализация знаний.

IVэтап. Вводная информация учителя и формулировка цели урока.

Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Организует изучение темы по блокам

На столах в чашках кусочки фруктов. Учитель предлагает их учащимся.

  • Какие классы неорганических веществ мы изучили? (оксиды, гидриды, основания)?

Из перечисленных классов уделим внимание оксидам:

Какие вещества (соединения )называются оксидами?(Оксиды-сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.)

На какие виды делятся оксиды? (кислотные, основные и амфотерные)

На карточках: CaO, CI2O7,NaOH, HCI, CO2,Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, N2O5,H2CO3 , AI(OH)3 , SO3, P2O5 -выбрать формулы кислотных оксидов

Демонстрация л\о по сжиганию фосфора.

Растворяем белый туман оксида фосфора в воде, опускаем лакмусовую бумажку. Что наблюдаем? В каких веществах лакмус меняем цвет на красный? (В кислотах).

- Какие еще индикаторы вы знаете? (Фенолфталеин и метилоранж).

-Как эти индикаторы меняют цвет в кислотах?

Подводит учащихся к определению класса кислоты.

Формулирует цель урока……….

Что бы вы сегодня на уроке хотели узнать? (План работы на доску). По аналогии с предыдущими классами соединений………

Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах-из предложенных формул выбирают кислотные оксиды, , формулируют тему урока , предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке

Р:планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

П:осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.



V. Первичное усвоение новых знаний


Цель- построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Проверка выполнения опережающего дом. задания по теме (3 человека).

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к формулированию понятия -кислоты.

. Учитель: Посмотрите на экран: здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию - кислота

Провести эксперимент, занести данные в таблицу

Мотивирует к проведению исследования.

Знакомит с формулами кислот.

Прочитайте названия и формулы кислот на экране (хором).

1 блок. История открытия кислот

Доклады: История открытия соляной, серной, азотной кислот.

2блок «Состав кислот»

Проводят сравнение, сравнивают кислоты.

Ученики: Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле - водород (Н), справа- кислотный остаток.

Формулируют понятие.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

3 блок. Распознавание кислот

Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных индикаторов.

Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами

Читают формулы кислот, записывают в тетради, последний столбец в таблице оставляют пустым.

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

П: Слушают, извлекая нужную информацию.

П: осуществляют анализ, обобщение, делают вывод.

К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Р: проведение необходимого действия самостоятельно-,самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач.

П:осознают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент; Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Организует обсуждение проблемы.

Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.



Учитель:

Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили?

Работа с таблицей растворимости. Какие кислоты не растворяются в воде?

Учитель:

Кислоты, которые в свободном виде не существуют

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H SO3= S O2↑ +H2 O

Акцентирует внимание на правильность выполнения задания, выявление пробелов, их устранение

Кислот

- Органические HCOOH, CH3COOH

- Неорганические

ФИЗМИНУТКА

Ребята, у вас на столах лежат карточками с формулами кислот, выберите для себя одну карточку. Все выбрали?

А теперь, внимание, встаньте те учащиеся, у которых на карточках кислородсодержащие кислоты, а теперь встаньте те учащиеся, у которых на карточках бескислородные кислоты. Учащиеся у которых на карточках одноосновные кислоты, сделайте 1 раз вот это упражнение (учитель показывает), у кого карточки с двухосновными, делают это упражнение 2 раза, а у кого на карточках 3-основные кислоты - 3 раза.

Благодарю, присаживайтесь.

Выдвигают гипотезы классификации.

Ответ учащихся : Основой является водород

1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на

1.одноосновные (HCl, HNO3)

2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные(H3PO4)

Составляют схему (кластер) - групповая работа. Сравнивают свой результат с эталоном, исправляют ошибки.

Учащиеся: по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит

Учащиеся: по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота- кремниевая H2 SiO3



П: используют знаково-символические средства для решения поставленной задачи

К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

П:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.





Л:способностьк самооценке своих действий

Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата





Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Определение валентности водорода и кислотного остатка в кислоте.

I I I II I II

HCl, H2S, H2SO4

Работа в парах (задания на карточках)

Определите валентность

H2SO3, HNO3, H2CO3, H2SiO3, H3PO4

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических

элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1 +1 -2

HCl и H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H2 SO4

Составим уравнение:

(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

А теперь возьмите карточки с формулами кислотных оксидов и составьте формулы соответствующих им кислот, дайте им названия.

4 блок. Определение степени окисления элементов , входящих в состав кислот и валентности

Структурирование знаний учащихся через фронтальную беседу. Умение выражать свои мысли







5 блок Умение определять соответствие кислотного оксида и кислоты

Работа в парах

P2O5 H3PO4

SiO2 H2SiO3

CO2 H2CO3

SO2 HSO3

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения и изученную терминологию.

П:устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.



VI.Первичная проверка понимания

Цель- усвоение учащимися нового способа действия

Физические свойства некоторых кислот - соляная кислота и серная кислота.

Техника безопасности при работе с кислотами.

Работают в группах с учебником.


Р:принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.

П:осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент

VII.Первичное закрепление

Цель - определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися

Смотри слайд.

Определяют свои достижения, оценивают себя, своего соседа по парте

П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.

Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата

VIII.Домашнее задание:

Комментирует домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

См. слайд





Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.



IX.Рефлексия.


Цель- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

Анализ достижения цели урока



  • «пожелания себе»;

  • «пожелания товарищам по классу»;

  • «самое трудное в работе»;

  • «самое интересное»;

  • «чему я научился в процессе работы»;

  • «что понравилось», «что не понравилось».



Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата







© 2010-2022