Неисправные тормоза - причина ДТП

Статья «Неисправные тормоза причина ДТП» В статье рассказано,что безопасность дорожного движения дело государственной важности. Приведены статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях,кто разрабатывал нормативы оценивающие исправность автомобиля.При каких неисправностях запрещена эксплуатация автотранспорта.Рассказано какие типы тормозов применяются на автомобилях, их назначение, конструкционные особенности, наиболее часто встречающиеся неисправности, способы их устранения.Кем контр...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕИСПРАВНЫЕ ТОРМОЗА - ПРИЧИНА ДТП

Коврижников Александр Юрьевич - преподаватель спецдисциплин

ГОУ СПО Кемеровский профессионально-технический техникум.

Безопасность дорожного движения дело государственной важности. Патент на первый автомобиль получили в 1886г. Г. Даймлер и К.Бенц, в 1896 г. произошло первое дорожное происшествие-наезд на пешехода, а в 1899 г. погиб человек. По данным статистики МВД РФ в России в 2013г. произошло 204068 дорожно-транспортных происшествий в которых погибло 27025 человек и 258437 ранены. Базовой основой безопасности дорожного движения нашего государства является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-Ф3 от 10 декабря 1995г. Задачей закона является охрана жизни здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а так же защита интересов общества и государства путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Законом предусмотрен государственный надзор и контроль за выполнением законодательства РФ правил, стандартов, технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения. На основании закона «О безопасности дорожного движения» разработаны «Правила дорожного движения», которые устанавливают единый порядок дорожного движения. В правилах указан перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомобильной технике (НИЦИАМТ), Научно-исследовательский центр государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации разработали ГОСТ Р 51709-2001г. Автотранспортные средства «Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», который регламентирует пригодность транспортного средства к эксплуатации. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001г. №47-ст.

На безопасность дорожного движения влияют следующие факторы:

- невыполнение или незнание водителями правил дорожного движения,

- опьянение водителя (алкогольное или наркотическое ),

- утомление или болезненное состояние водителя,

- технические неисправности автомобиля,

- не удовлетворительная практическая подготовка водителя.

Кроме того, при работе автомобиля, в атмосферу выделяются отработанные газы, отрицательно влияющие на экологию; создается шум; могут иметь место утечки топлива, масел и других технических жидкостей, загрязняющих окружающую среду, которые могут привести к возгоранию автомобиля.

1

В данной статье мы акцентируем Ваше внимание на тормозной системе автомобиля.

Тормозная система предназначена для снижения скорости автомобиля с интенсивностью, задаваемой водителем, вплоть до полной остановки с максимально возможным замедлением. Торможение автомобиля должно происходить без заноса с сохранением возможности управления траектории движения автомобиля. Различают несколько видов тормозных систем: рабочие, стояночные и вспомогательные тормоза. К тормозной системе автомобиля относится так же антиблокировочная система (АБС).

Рабочие тормоза служат для замедления или остановки автомобиля с любой интенсивностью, задаваемой водителем и зависит от усилия нажатия на педаль управления тормозами. Торможение автомобиля осуществляется тормозными механизмами, встроенными во внутренние полости колес. Процесс торможения происходит за счет сил трения во фрикционной паре. В современных автомобилях применяют два вида фрикционных пар: барабанный и дисковый тормозной механизм.

В первом случае фрикционные колодки прижимаются к вращаемому барабану прикрепленному к колесу автомобиля. Во втором случае фрикционные колодки прижимаются к тормозному диску соединенному с колесом.

Стояночные тормоза обеспечивают возможность нахождения автомобиля в неподвижном состоянии на стоянке при не работающем двигателе на уклонах:

-23% легковые автомобили и автобусы,

-31% грузовые автомобили и автопоезда,

-16% транспортные средства с полной нагрузкой.

Вспомогательные тормоза предназначены для предотвращения разгона автомобиля на длительных спусках и торможения с малой интенсивностью на скользких дорогах. В качестве вспомогательных тормозов используются электрические и гидравлические замедлители, а так же двигатель автомобиля работающий в режиме принудительного холостого хода.

Для передачи усилия прилагаемого водителем на педаль тормозным механизмам служит привод тормозной системы. На современных автомобилях применяются гидравлические, пневматические и комбинированные (пневмогидравлические ) привода. Для стояночной тормозной системы используются механические и пневматические приводы.

В целях повышения безопасности автомобиля применяются двухконтурные привода передних и задних колес, встречаются привода выполненные по диагональной схеме ( ВАЗ-2109 ). В случае выхода из строя одного контура можно затормозить другим с меньшей эффективностью.

На автомобилях с пневматическим приводом тормозов для включения 2

стояночного тормоза и в качестве запасного тормоза устанавливают пневмопружинный энергоаккумулятор, который в случае снижения давления в приводе рабочих тормозов автоматически затормозит автомобиль.

Для нагнетания воздуха в пневмосистему используется компрессор. При работе которого в тормозную систему попадает моторное масло, которое закоксовывает воздушные трубки; а при низких температурах влага содержащаяся в воздухе замерзает, что приводит выходу из строя тормозной системы. Для устранения этого недостатка пневмопривода тормозов на автомобили устанавливают фильтр масловлаго отделителя. Кроме того на воздушных накопительных баллонах используются клапана слива конденсата.

Основными причинами снижения эффективности тормозной системы или выход ее из строя являются:

1. Износ тормозных колодок и тормозных барабанов ( тормозных дисков ). По мере износа тормозных колодок регулируется зазор между колодками и тормозным барабаном, а при достижении предельно допустимых значениях износа тормозные колодки меняются. Тормозные барабаны и тормозные диски так же имеют предельные размеры износа. При большем износе эксплуатация автомобиля запрещена, так как они теряют в результате эксплуатации прочность и могут лопнуть, что приведет к заклиниванию тормозов.

2. Попадание на фрикционные колодки трансмиссионного масла из привода ведущих колес автомобиля. Данная неисправность приводит к заносу автомобиля при торможении в случае попадания масла с одной стороны. Это обусловлено снижением силы трения между фрикционными накладками и тормозным барабаном. Для устранения данной неисправности требуется замена сальников полуосей или бортовой передачи.

3. Неисправность регулятора давления приводит к неравномерному торможению передних и задних колес. Для ремонта требуется замена ремонтного комплекта, а если конструктивно выполнен неразборным его замена.

4. Нарушение герметичности тормозной системы связано с механическими повреждениями, износом уплотнительных колец и манжетов, установкой на автомобиль некачественных резино-технических изделий, ослаблением и износом резьбовых соединений в процессе эксплуатации. Как правило тормозные краны и тормозные цилиндры выпускают разборными и для их ремонта имеются ремонтные комплекты. При ремонте тормозных цилиндров главного и рабочего у автомобилей с гидравлическим приводом следует убедиться, что зеркало цилиндра и рабочие поверхности поршней не имеют рисок, следов коррозии и других дефектов. Вышедшие из стоя тормозные шланги не ремонтируются, а тормозные трубки могут быть восстановлены путем пайки или лужения. 3

Необходимо помнить, что после ремонта гидравлического привода тормозов необходимо удалить из него воздух, так как в отличии от жидкости воздух сжимается и нарушается работоспособность привода тормозов.

5. Снижение эффективности стояночной тормозной системы с механическим приводом связано растяжением тросов привода. Регулировка натяжения тросов привода имеет определенный диапазон. В случае если натяжение троса отрегулировать не удалось требуется его замена.

При эксплуатации автомобиля с пневматическим приводом тормозов необходимо помнить, что срок службы фильтра масловлагоотделителя ограничен и требуется его замена согласно рекомендациям завода изготовителя, а при работе автомобиля в условиях повышенной влажности и у которого имеет место износ поршневых колец компрессора срок службы фильтра сокращается.

В правилах дорожного движения указан перечень неисправностей тормозной системы при которых запрещена эксплуатация транспортных средств:

1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение воздуха при работающем двигателе на 0,05 Мпа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автомобиля (Требования к стояночной тормозной системе указаны выше).

В заключении следует отметить, что исправность тормозной системы, а также и автомобиля в первую очередь зависит от водителя.

Законом «О безопасности дорожного движения» предусмотрен контроль за техническим состоянием автотранспорта:

1. Проведение годового технического осмотра, а для автобусов и автомобилей перевозящих опасные грузы два раза в год.

2. Проверка технического состояния автотранспорта на линии сотрудниками ГИБДД.

3. Проверка технического состояния автотранспорта перед выездом на линию механиками отдела технического контроля в автотранспортных предприятий.

4. Обязательное прохождение водителями 20 часовой программы по безопасности дорожного движения и техническому минимуму.

4


© 2010-2022