Методическая разработка урока по теме Металлы

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики "Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики






Методическая разработка

по теме: «Металлы»

МР. 02-12







Автор: Л.А. Хлебникова

преподаватель химии

ГАПОУ ЧР ЧЭМК









2015

УРОК ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»

Дисциплина: Химия

Тема: «Металлы»

Продолжительность: урок - 1ч. 30 мин.

Группа: Св3-15

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма организации обучения: урок-соревнование

Форма обучения: работа в малых группах

Цели урока:

I. Обучающая: обобщить и систематизировать знания и умения студентов по теме «Металлы».

Задачи:

  • повторить, обобщить, закрепить и проверить знания об особенностях строения атомов металлов, свойствах, способах получения и применения металлов и их важнейших соединений;

  • установить зависимость между строением, свойствами, применением;

  • совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций;

  • на основе теоретических знаний проводить химический эксперимент; решать расчетные задачи.

II. Развивающая: развивать мышление, творческие способности студентов.

Задачи:

  • учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;

  • развивать коммуникативные навыки при работе в группах, способность к сотрудничеству, творческие навыки, интерес к химии;

  • развивать умения применять знания на практике.

III. Воспитательная: воспитывать общую культуру.

Задачи:

  • воспитывать толерантность;

  • прививать чувство ответственности за успехи всей группы, взаимоуважение;

  • воспитывать способность к самореализации;

  • формировать творческий подход к делу.

Методы обучения:

  1. репродуктивный (воспроизведение информации, выполнение упражнений);

  2. творчески-воспроизводящий (подготовка и показ презентаций);

  3. проблемно-поисковый (поисковый лабораторный эксперимент).

Методы контроля: устный фронтальный и индивидуальный опрос, тестовый контроль.

Междисциплинарные связи: физика, информатика, история.

Внутрипредметные связи: темы «Строение атома», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Электролитическая диссоциация веществ».

Студент должен знать:

  • положение металлов в периодической системе химических элементов;

  • особенности строения их атомов;

  • свойства, получение и применение металлов и их важнейших соединений.

Студент должен уметь:

  • составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства металлов и их получение;

  • проводить химический эксперимент.

Средства обучения:

I. Учебно-методическая литература:

1) Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985. - 704 с.

2) Ерохин Ю.М. Химия. - М: Издательский центр «Академия», 2013. -384 с.

II. Дидактические материалы: карточки с заданиями, тесты по теме «Металлы».

Учебно-наглядные пособия: периодическая система, таблица растворимости.

Оборудование: лабораторные штативы, химическая посуда (пробирки) и реактивы (растворы сульфата железа (II) FeSO4, хлорида железа (III) FeCl3, сульфата меди (II) CuSO4, гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6], гидроксида калия KOH, гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6], роданида калия KSCN, хлорида хрома (III) CrCl3, сульфата алюминия Al2(SO4)3).

Технические средства обучения: компьютер, телевизор, слайды к уроку для преподавателя, компьютерные презентации.

Предварительная подготовка: в начале изучения темы было предложено 58 теоретических вопросов, вывешенных на стенде в кабинете для подготовки к устному зачету по теме «Металлы». Для участия в конкурсе «Портретная галерея металлов» каждая команда должна найти дополнительную информацию по теме, отчет представить в виде электронной презентации Power Point.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1) приветствие;

2) проверка отсутствующих студентов (староста сообщает об отсутствующих на уроке), готовности студентов к уроку;

3) организация внимания всех студентов;

4) сообщение темы, целей и задач урока, мотивация, что студенты должны знать и уметь, сообщение плана урока;

5) представление команд, девиз, эмблема (группа разделена на 5 команд (малых групп) - равных по количеству участников и по знаниям (в группе есть сильный, средний и слабый студенты): «Золото», «Кальций», «Железо», «Алюминий», «Медь»).

2. Повторение, обобщение, систематизация и контроль знаний и умений студентов.

Преподаватель: Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране «Металлы». Страна эта необычная. В ней живут металлы. Мы не можем без них обойтись. Металлы всегда рядом с нами, окружают нас повсюду. Маршрут нашего путешествия следующий:

Этап 1. Пропуск через границу.

Этап 2. Портретная галерея металлов.

Этап 3. Экспериментальная лаборатория.

Этап 4. Тестовый контроль.

Этап 5. Химический завод.

Этап 6. Счетная палата.

Итак, чтобы отправиться в путешествие, нужно получить пропуск через границу и приобрести билеты. Для этого каждой команде нужно выполнить задание.

Этап 1. «Пропуск через границу».

Каждая команда получает на карточках по пять вопросов (максимальное количество баллов - 5). Сначала ответственный внутри малой группы распределяет по одному вопросу каждому студенту, на который они отвечают письменно, а потом представляют на обсуждение свой вариант ответа.

Итоговый результат записывается на листы студентов, внизу ставятся подписи в том, что все согласны с общим мнением команды. Работа проверяется фронтально. Любой студент по желанию преподавателя должен ответить на вопросы.

Вопросы к этапу № 1 «Пропуск через границу»:

1. Какое положение в периодической системе химических элементов занимают металлы? (Если в периодической системе элементов Д.И. Менделеева провести диагональ от бериллия к астату, то справа вверх от диагонали будут находиться элементы-неметаллы (исключая элементы побочных подгрупп), а слева внизу - элементы-металлы (к ним же относятся элементы побочных подгрупп. Элементы, расположенные вблизи диагонали (Be, Al, Ti, Ge, Nb, Sb и др.), обладают двойственным характером).

2. В чем различие в строении внешнего энергетического уровня у металлов и неметаллов? (Металлы во внешнем электронном слое, как правило, имеют 1 - 3 электрона и легко отдают их, проявляя при этом восстановительные свойства. Атомы неметаллов во внешнем электронном слое имеют 4 - 8 электронов; для завершения внешних электронных уровней они присоединяют электроны и являются окислителями.)

3. Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов? (Для металлов характерная металлическая кристаллическая решетка).

4. Какое строение имеет кристаллическая решетка металлов? (В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительно заряженные ионы и нейтральные атомы, а между ними перемещаются свободные электроны. Атомы в металлической решетке металлов расположены очень близко друг к другу, и их внешние электроны могут перемещаться не только вокруг одного атома, а вокруг многих. Таким образом, внешние электроны свободно перемещаются по всему металлу, образуя так называемый «электронный газ»).

5. Что такое металлическая связь? (Металлическая связь - химическая связь, основанная на обобществлении валентных электронов, принадлежавших всем атомам в кристалле.)

6. Какие особенности внутреннего строения металлов определяют их тепло- и электропроводность? (Теплопроводность обуславливается высокой подвижностью свободных электронов и колебательным движением атомов, благодаря чему происходит быстрое выравнивание температуры в массе металла. Хорошая электропроводность металлов объясняется присутствием в них свободных электронов, которые под влиянием даже небольшой разности потенциалов приобретают направленное движение от отрицательного полюса к положительному).

7. Что такое металлургия? (Металлургия - это наука о промышленных способах получения металлов из природного сырья. Металлургией также называют металлургическую промышленность).

8. Какие вам известны способы получения металлов в промышленности? (В зависимости от способов получения металлов различают пиро-, гидро- и электрометаллургию. Пирометаллургия охватывает способы получения металлов из руд с помощью реакций восстановления, проводимых при высокой температуре. Гидрометаллургия охватывает способы получения металлов из растворов их солей. Электрометаллургия охватывает способы получения металлов с помощью электролиза).

9. Какой процесс называют алюминотермией? (Алюминотермия - процесс восстановления металлов из их оксидов с помощью алюминия).

10. Какие металлы вытесняют водород из соляной и разбавленной серной кислот? (Металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений до водорода, вытесняют его из соляной и разбавленной серной кислот).

11. Какие металлы способны реагировать со щелочами? (Металлы, гидроксиды которых амфотерны, способны взаимодействовать с растворами щелочей (Zn, Al, Cr, Be и др.).

12. Какие металлы при взаимодействии с водой образуют растворимые гидроксиды? (Щелочные и щелочноземельные металлы).

13. Какие металлы реагируют с растворами солей? (В ряду напряжений каждый предыдущий металл, вытесняет из растворов солей все предыдущие).

14. Какой процесс называется коррозией? (Разрушение металлов и сплавов вследствие взаимодействия их с окружающей средой называется коррозией).

15. Какие виды коррозии вы знаете? (В зависимости от механизма процесса различают химическую и электрохимическую коррозию).

16. Что такое химическая коррозия? (Химическая коррозия - это разрушение металла из-за окисления его окислителями, находящимися в коррозионной среде).

17. Что такое электрохимическая коррозия? (Электрохимическая коррозия - разрушение металла при контакте с электролитами с возникновением в системе электрического тока).

18. Назовите способы защиты от коррозии. (Применение химическстойких сплавов; защита поверхности металла покрытиями (металлические, неметаллические и др.); обработка коррозионной среды; электрохимические методы (катодная защита, метод протекторов)).

19. Какие соединения образуются при сгорании щелочных металлов?

(Только литий, сгорая, образует нормальный оксид Li2O, остальные щелочные металлы превращаются в пероксидные соединения: Na2O2, KO2, RO2, CsO2).

20. В какой цвет окрашивают пламя горелки соли натрия и калия? (Соли натрия окрашивают пламя горелки в желтый, соли калия - в фиолетовый цвет).

21. Почему гидроксиды щелочных металлов необходимо хранить в хорошо закрытых склянках? (Гидроксиды щелочных металлов (NaOH, KOH) хранят в закрытых сосудах, так как они легко вступают во взаимодействие с оксидом углерода (IV), который находится в воздухе: 2NaOH + 2CO2 → Na2CO3 + H2O).

22. Почему элементы подгруппы кальция называют щелочноземельными металлами? (Входящие в состав главной подгруппы кальций, стронций и барий издавна получили название щелочноземельных металлов. Происхождение этого названия связано с тем, что гидроксиды кальция, стронция и бария, так же, как и гидроксиды натрия и калия, обладают щелочными свойствами, оксиды же этих металлов по их тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и тяжелых металлов, носившими прежде общее название земель).

23. В какой цвет окрашивают пламя горелки соли бария, кальция и стронция? (Соли бария окрашивают пламя горелки в желтовато-зеленый цвет, соли стронция - в карминово-красный, соли кальция - в кирпично-красный цвет).

24. Какие соли придают воде жесткость? (Карбонатная жесткость обусловлена присутствием гидрокарбонатов кальция и магния, некарбонатная жесткость - сульфатов или хлоридов кальция и магния).

25. Назовите способы устранения жесткости воды. (Используют методы осаждения (кипячение, введение в воду качестве осадителя извести или соды) и ионного обмена (обессоливание путем пропускания воды через катионит и анионит).

Эксперты подводят итоги первого этапа.

Преподаватель: Успешно преодолев границу, начинаем наше путешествие по стране металлов, и первый пункт, который мы посетим - это галерея металлов.

Этап 2. «Портретная галерея металлов».

Каждая команда представляет домашнее задание - оформление и показ презентации по одному металлу, краткое сообщение по теме с использованием дополнительной литературы. Конкурс оценивают гости урока по пятибалльной системе (с использованием табличек с числами от 1 до 5).

Доклады по презентациям к этапу № 2 «Портретная галерея металлов.

1 доклад. Золото (приложение 5).

Золото (от лат. Aurum - желтый) имеет порядковый номер 79, относительную атомную массу 197. Расположено в шестом периоде 1 группе побочной подгруппе (слайд 1). Золото - ярко-желтый блестящий металл. Оно очень ковко и пластично; путем прокатки из него можно получить листочки толщиной менее 0,0002 мм, а из 1 г золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км и пластину площадью до 50 м2. Золото - прекрасный проводник теплоты и электрического тока, уступающий в этом отношении только серебру и меди (слайд 2).

В природе золото встречается почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зерен, вкрапленных в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах золото встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Общее содержание золота в земной коре составляет всего 5·10-7 % (масс.) (слайд 3).

Золото отделяется от песка и измельченной кварцевой породы промыванием водой или обработкой песка жидкостями, растворяющими золото.

Чаще всего применяется раствор цианида натрия, в котором золото растворяется в присутствии кислорода с образованием комплексных ионов. Из полученного раствора золото выделяют цинком (слайд 4).

В химическом отношении золото - малоактивный металл. На воздухе оно не изменяется, даже при сильном нагревании. Кислоты в отдельности не действуют на золото, но в «царской водке» оно легко растворяется. Так же легко растворяется золото в хлорной воде и в аэрируемых растворах цианидов щелочных металлов. Ртуть тоже растворяет золото, образуя амальгаму, которая при содержании более 15 % золота становится твердой (слайд 5). Ввиду мягкости золото употребляется в сплавах, обычно с серебром или медью. Эти сплавы применяются в ювелирном деле, для зубопротезирования, электрических контактов. Из золота изготавливают также медали, монеты. Изотопы золота используют при лечении злокачественной раковой опухоли (слайд 6).

2 доклад. Кальций (приложение 6).

Кальций принадлежит к числу самых распространенных элементов в природе. В земной коре его содержится приблизительно 3 % (масс.) (слайд1).

Кальций встречается в природе в виде многочисленных отложений известняков и мела, а также мрамора, которые представляют собой природные разновидности карбоната кальция CaCO3. В больших количествах встречаются также гипс, фосфорит и различные, содержащие кальций, силикаты (слайд 2).

Под влиянием жесткой воды известняк может образовывать различные структуры. Вода также является причиной образования причудливых каменных форм: сталактитов, спускающихся с потолка, и сталагмитов, растущих из пола (слайд 3). Кальций представляет собой ковкий, довольно твердый белый металл. Кальций взаимодействовать как с простыми, так и со сложными веществами. На воздухе он покрывается слоем оксида, а при нагревании сгорает ярким красноватым пламенем. С холодной водой реагирует сравнительно медленно, но из горячей воды быстро вытесняет водород, образуя гидроксид.

Кальций - очень активный металл, соединяющийся с галогенами, серой, азотом и восстанавливающий при нагревании оксиды многих элементов. На слайде показаны уравнения реакций взаимодействия кальция с азотом, водородом, кислородом, а также с различными кислотами и водой (слайд 4). Применение металлического кальция связано с его высокой химической активностью. Он используется для восстановления из соединений некоторых металлов, например, урана, хрома, циркония, цезия, рубидия, для удаления из стали и некоторых других сплавов кислорода, серы, для обезвоживания органических жидкостей, для поглощения остатков газов в вакуумных приборах. Кроме того, кальций служит легирующим компонентом некоторых свинцовых сплавов. Соединения кальция используют в строительстве, например, мел и известняк, используют в производстве цемента, алебастр применяют для выравнивания стен, а гипс находит применение в медицине (слайд 5).

Жесткость воды обусловлена присутствием в ней гидрокарбонатов, хлоридов и сульфатов кальция и магния. В результате длительной эксплуатации жесткой воды на нагревательных элементах образуется накипь. Жесткость воды бывает временной (карбонатной) и постоянной (некарбонатной).

Временная жесткость устраняется путем кипячения и добавления гашеной извести, а постоянная - добавлением соды. Также существует современный способ устранения жесткости - ионообменный (слайд 6).

3 доклад. Железо (приложение 7).

Железо (лат. Ferrum) - химический элемент VIII группы периодической системы Менделеева; атомный номер 26, атомная масса 55,84. По запасам в земной коре железо занимает четвертое место среди всех элементов, после кислорода, кремния и алюминия (4,65 % от массы коры). Намного больше железа в ядре планеты, которое, согласно предположениям ученых, состоит из никеля и железа. Железо - блестящий серебристо-белый металл (плотность 7,87 г/см3; tпл = 1535°С; tкип = 2750°С; его легко обрабатывать, резать, ковать, прокатывать, штамповать. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия (закалка, прокатка).

Технически чистое железо называется низкоуглеродистой электротехнической сталью. В этом названии отражены и назначение материала, и характер главных примесей: углерода - 0,02 - 0,04 %, а кислорода, серы, азота и фосфора - еще меньше. Железо высшей чистоты содержит менее 0,001 % примесей.

Оба материала обладают хорошими магнитными свойствами, оба хорошо свариваются. Однако если технически чистое железо - металл средней химической активности, то высокочистое - почти инертно. Очень мала и растворимость в нем газов, особенно кислорода. Механические свойства высокочистого железа невысокие, прочность - намного меньше, чем у любой стали или чугуна. В качестве конструкционного материала железо высшей чистоты непригодно. Однако, если в высокочистое железо ввести в определенном порядке легирующие добавки, оно сможет выдержать нагрузку до 600 кг/см2 вместо обычных 17 - 21 (слайд 1).

Первое железо, попавшее в руки человека, было вероятно, неземного происхождения. Ежегодно на нашу 3емлю падает больше тысячи метеоритов, часть их - железные, состоящие в основном из никелистого железа. У «небесного» железа есть одна важная технологическая особенность: в нагретом виде этот металл не поддается ковке, ковать можно лишь холодное метеоритное железо. Железо обнаружено также на Луне, причем в лунном грунте оно присутствует в самородном, неокисленном состоянии, что, очевидно, объясняется отсутствием атмосферы. На Земле железо тоже иногда встречается в самородном состоянии. Основная масса железа находится в месторождениях, которые можно разрабатывать промышленным способом. Поэтому важнейшим источником железа остаются залегающие на поверхности Земли или на небольших глубинах такие минералы, как магнетит Fe3O4, пирит FeS, гематит Fe2O3, сидерит FeCO3 (известно более 300 минера-лов). Они составляют основу главных железных руд - магнитного, бурого, красного и шпатового железняка. Больше всего железа - 72,4 % - в магнетите. Крупнейшие в России железорудные месторождения - Курская магнитная аномалия, на Урале (горы Магнитная, Высокая, Благодать) (слайд 2).

Основные способы получения железа, чугуна и стали показаны на слайдах 3, 4.

Железо в соединениях может проявлять разные степени окисления: +2, +3, +6, редко +1, +4 и даже 0 (в карбониле Fe(CO)5.) Из соединений двухвалентного железа наиболее известны FeO - оксид железа (II), а также егосульфид и галогениды. Ионы Fe2+ образуются при растворении железа в разбавленных кислотах. А вот в концентрированных сильных кислотах - азотной и серной - железо не растворяется: оно, как говорят специалисты, пассивируется благодаря образованию оксидной пленки (слайд 5). Для обнаружения железа в растворах используют роданид калия KCNS. Если его добавить в раствор трехвалентного железа FeCl3, раствор окрасится в кроваво-красный цвет, образуется соединение Fe[CNS]3.

4 доклад. Алюминий (приложение 8).

Алюминий - самый распространенный металл в земной коре. А знаете ли вы, что в середине 19 века алюминий был самым редким металлом? Когда его открыли в 1825 году, он стоил в 1500 раз дороже железа. Так, стоимость 1 кг алюминия составляла 1200 рублей, что было в 270 раз дороже серебра.

Алюминий называют металлом XX века. Даже 30 лет спустя на его слиток, который демонстрировался на всемирной выставке в Париже, смотрели как на драгоценность. В настоящее время это один из самых дешевых металлов.

Хочу обратить ваше внимание на 1 слайд, где дается характеристика алюминия как простого вещества. Алюминий - самый распространенный металл. В земной коре его содержание составляет 8 %, он встречается в виде алюминиевых руд.

Электронная формула: 1s22s22p63s23p1. Алюминий имеет на внешнем энергетическом уровне 3 электрона. Вступая в химические реакции, он отдает эти 3 электрона, проявляя валентность, равную III, и степень окисления +3 (слайд 2).

Кроме того, вам будет интересно, что природные соединения алюминия используются в качестве драгоценных и полудрагоценных камней. Это кристаллы оксида алюминия: прозрачные - корунд, окрашенные в красный цвет - рубины, камни синего цвета - сапфиры (слайд 3).

Чистый алюминий - легкий серебристо-белый металл с высокой пластичностью, тепло- и электропроводностью. Знаете ли вы, что при 100 - 1500С алюминий настолько пластичен, что из него удается получить фольгу толщиной менее 0,01 мм. Мелко раздробленный металл - алюминиевая пудра - служит основой для получения серебряной краски (слайд 4).

Обращаю ваше внимание на то, что алюминий - химически активный металл. Реагирует как с простыми, так и со сложными веществами. Уравнения химических реакций с участием алюминия вы можете увидеть на слайде 5.

Сплавы на основе алюминия, например, дюралюминий, сочетает легкость с высокой прочностью, используется в машиностроении, авиационной и космической промышленности.

Из соединений алюминия наиболее широко применяются оксид, хлорид и сульфат. Кристаллический оксид - корунд - основа искусственных рубинов и сапфиров; из него делают подшипники и лазеры. Безводный хлорид служит катализатором в органическом синтезе, сульфат применяют для очистки воды (слайд 6).

5 доклад. Медь (приложение 9).Медь - один из семи металлов, известных с глубокой древности. Целый период истории человечества называли медным веком. Медные и бронзовые изделия впервые появились на Ближнем Востоке в 4 тыс. до н.э.

Посмотрите, пожалуйста, на 1 слайд, где дана характеристика меди как простого вещества. Медь входит в более чем 170 минералов, из которых для промышленности важны лишь 17. Важнейшими из них являются халькопирит, халькозин, куприт, малахит (слайд 2) .

Чистая медь - тягучий, вязкий, красного цвета. В тонких слоях на просвете выглядит зеленовато-голубой. Важную роль медь играет в электротехнике. Благодаря высокой электропроводности медь идет на изготовление электропроводов (слайд 3).

Медь - малоактивный металл. С кислородом реагирует только при нагревании. С разбавленными кислотами не взаимодействует, но хорошо реагирует с концентрированными азотной и серной кислотами. Остальные химические реакции с участием меди вы видите на экране (слайд 4).

Наиболее часто применяемые соединения меди - это медный купорос и малахит. Медный купорос используется для изготовления минеральной краски. Малахит - поделочный камень, идет также на изготовление краски (слайды 5, 6).

Гости урока оценивают конкурс по пятибалльной системе, эксперты объявляют результаты.

Преподаватель подводит студентов к выводу о зависимости междустроением, свойствами, применением.

Преподаватель: Успешно преодолев это испытание, мы путешествуем дальше и оказываемся в аналитической лаборатории.

Этап 3. «Аналитическая лаборатория».

Каждая группа выполняет химический эксперимент с целью обнаружения иона металла в одном из трех выданных растворов с помощью качественной реакции и отчитывается у доски.

Задания к этапу № 3 «Аналитическая лаборатория»

1 команда.

Выданы три пробирки с растворами сульфата железа (II), хлорида железа (III) и сульфата меди (II). С помощью качественной реакции определите, в какой пробирке имеются ионы Fe3+. Напишите уравнение качественной реакции в молекулярной и ионной формах.

2 команда.

Выданы три пробирки с растворами сульфата железа (II), хлорида железа (III) и сульфата меди (II). С помощью качественной реакции определите, в какой пробирке имеются ионы Fe2+. Напишите уравнение качественной реакции в молекулярной и ионной формах.

3 команда.

Выданы три пробирки с растворами сульфата железа (II), хлорида железа (III) и сульфата меди (II). С помощью качественной реакции определите, в какой пробирке имеются ионы Cu2+. Напишите уравнение качественной реакции в молекулярной и ионной формах.

4 команда.

Выданы три пробирки с растворами хлорида железа (III), сульфата меди (II), хлорида хрома (III). С помощью качественной реакции определите, в какой пробирке имеются ионы Cr3+. Напишите уравнение качественной реакции в молекулярной и ионной формах.

5 команда.

Выданы три пробирки с растворами сульфата железа (II), хлорида железа (III) и сульфата алюминия (III). С помощью качественной реакции определите, в какой пробирке имеются ионы Al3+. Напишите уравнение качественной реакции в молекулярной и ионной формах.

Студентами делается вывод о качественных реакциях на ионы Fe2+, Fe3+, Cu2+, Al3+, Cr3+.

Подводятся итоги 3 этапа.

Преподаватель: Следующий этап нашего путешествия - прохождение тестового контроля для попадания на химический завод.

Этап 4. «Тестовый контроль».

Тесты выполняются каждым студентом индивидуально, обязательно указывается в работе название команды. Конкурс оценивают эксперты из числа студентов. Они находят среднее значение из суммы баллов, полученных всеми членами команды.

Тестовые задания к этапу № 4 «Тестовый контроль».

Вариант 1

1. ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ МЕТАЛЛОВ НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ:

1. бериллий;

2. магний;

3. кальций;

4. барий.

Эталон: 4

2. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ РАВНОМУ +3, ХРОМ ИМЕЕТ В СОЕДИНЕНИИ:

1. K2Cr2O7;

2. K2CrO4;

3. Cr2(SO4)3;

4. CrO3.

Эталон: 3

3. ЖЕЛЕЗО РЕАГИРУЕТ С КАЖДЫМ ИЗ ДВУХ ВЕЩЕСТВ:

1. хлоридом натрия и водой;

2. кислородом и хлором;

3. оксидом алюминия и карбонатом калия;

4. водой и гидроксидом алюминия.

Эталон: 2

4. МЕДЬ РАСТВОРЯЕТСЯ В РАЗБАВЛЕННОМ ВОДНОМ РАСТВОРЕ КИСЛОТЫ:

1. серной;

2. соляной;

3. азотной;

4. фтороводородной.

Эталон: 3

5. РАЗБАВЛЕННЫЙ РАСТВОР ГИДРОКСИДА НАТРИЯ РЕАГИРУЕТ С КАЖДЫМ ИЗ

ДВУХ ВЕЩЕСТВ:

1. оксидом железа (II) и соляной кислотой;

2. хлоридом железа (III) и углекислым газом;

3. серной кислотой и нитратом бария;

4. оксидом цинка и хлоридом калия.

Эталон: 2

6. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ Са → СаО → Са(ОН)2 → СаСl2 → Са3(РO4)2 НЕОБХОДИМО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА:

1. H2O, H2, HCl, AlPO4;

2. O2, H2O, HCl, Na3PO4;

3. H2O, H2, HCl, Н3РO4;

4. O2, H2, HCl, NaH2PO4.

Эталон: 2

7. В РЯДУ КАЛИЙ, РУБИДИЙ, ЛИТИЙ И НАТРИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАИБОЛЕЕ ЯРКО ВЫРАЖЕНЫ У ________________ (укажите слово в падеже, соответствующем смыслу предложения).

Эталон: рубидия

8. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРОДУКТАМИ РЕАКЦИИ.

1. NaOH + CO2(изб.) → А. NaOH + H2

2. NaOH (изб.) + CO2→ Б. Na2CO3 + H2O

3. Na + H2O → В. NaHCO3

4. NaOH + HCl → Г. NaCl + H2O

Эталон: 1В, 2Б, 3А, 4Г

Вариант 2

1. В РЯДУ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Mg → Ca → Sr → Ba МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

1. ослабевают;

2. усиливаются;

3. изменяются периодически;

4. не изменяются.

Эталон: 2

2. ХАРАКТЕРНАЯ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ АЛЮМИНИЯ:

1. + 1;

2. + 2;

3. + 3;

4. + 4.

Эталон: 3

3. ХЛОРИД ЖЕЛЕЗА (II) ПОЛУЧАЮТ РЕАКЦИЕЙ:

1. Fe + Cl2

2. Fe + HCl →

3. Fe2O3 + HCl →

4. FeO + Cl2

Эталон: 2

4. МЕДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В КОНТАКТЕ С ВОЗДУХОМ, ПОСТЕПЕННО ПОКРЫВАЮТСЯ НАЛЕТОМ, ОСНОВНЫМ КОМПОНЕНТОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ:

1. CuO;

2. CuCO3;

3. Cu(OH)2;

4. (CuOH)2CO3.

Эталон: 4

5. ОКСИД КАЛЬЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С КАЖДЫМ ИЗ ДВУХ ВЕЩЕСТВ:

1. соляная кислота и карбонат кальция;

2. сульфат натрия и гидроксид калия;

3. оксид углерода (IV) и вода;

4. оксид серы (VI) и оксид магния.

Эталон: 3

6. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ

Mg → MgО → Mg(ОН)2 → MgСl2 → Mg3(РO4)2

НЕОБХОДИМО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА:

1. H2O, H2, HCl, AlPO4;

2. O2, H2O, HCl, Na3PO4;

3. H2O, H2, HCl, Н3РO4;

4. O2, H2, HCl, NaH2PO4.

Эталон: 2

7. ОКСИД ЩЕЛОЧНОГО МЕТАЛЛА ОБРАЗУЕТСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С

КИСЛОРОДОМ ________ (укажите слово в падеже, соответствующем смыслу

предложения).

Эталон: лития

8. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И

ПРОДУКТАМИ РЕАКЦИИ.

1. Ca + H2O → А. CaCl2 + H2O

2. CaO + H2O → Б. Ca(OH)2 + H2

3. CaCO3 + HCl → В. Ca(OH)2

4. CaO + HCl → Г. CaCl2 + H2O + CO2

Эталон: 1Б, 2В, 3Г, 4А

Вариант 3

1. В РЯДУ Li - Na- К - Rb - Cs - Fr САМЫЙ ЛЕГКИЙ МЕТАЛЛ

1. Li;

2. Na;

3. К;

4. Fr.

Эталон: 1

2. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ, РАВНУЮ +3, ЖЕЛЕЗО ИМЕЕТ В СОЕДИНЕНИИ:

1. Fe(NO3)2;

2. FeCl2;

3. Fe2(SO4)3;

4. K2FeO4.

Эталон: 3

3. КАЛЬЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛУЧАЮТ:

1) электролизом раствора CaCl2;

2) электролизом расплава CaCl2;

3) электролизом раствора Ca(OH)2;

4) действием более активного металла на водные растворы солей.

Эталон: 2

4. ВОДОРОД НЕ ВЫТЕСНЯЕТСЯ ИЗ КИСЛОТ:

1) хромом;

2) железом;

3) медью;

4) цинком.

Эталон: 3

5. ГИДРОКСИД ЦИНКА МОЖЕТ РЕАГИРОВАТЬ С КАЖДЫМ ИЗ ДВУХ ВЕЩЕСТВ:

1) сульфатом кальция и оксидом серы (VI);

2) гидроксидом натрия (раствор) и соляной кислотой;

3) водой и хлоридом натрия;

4) сульфатом бария и гидроксидом железа (III).

Эталон: 2

6. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ Al → Al2О3 → AlСl3 → Al(OH)3 → Na[Al(OH)4]

НЕОБХОДИМО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА:

1. O2, Cl2, H2O, Na2O;

2. O2, HCl, H2O, NaOH;

3. O2, HCl, NaOH, NaOH (избыток);

4. O2, Cl2, NaOH, Na2O.

Эталон: 3

7. НАИБОЛЕЕ ЯДОВИТЫМИ, ОТНОСЯЩИМИСЯ К ВЕЩЕСТВАМ 1 КЛАССА

ОПАСНОСТИ, СРЕДИ ЭЛЕМЕНТОВ ВТОРОЙ ГРУППЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОЕДИНЕНИЯ _________ (укажите слово в падеже, соответствующем смыслу предложения).

Эталон: бериллия

8. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРОДУКТАМИ РЕАКЦИИ.

1. Fe + HCl → А. Fe(NO3)2 + AgCl

2. Fe + Cl2 → Б. Fe(NO3)2 + Ag

3. FeCl2 + AgNO3 → В. FeCl2 + H2

4. Fe + AgNO3 → Г. FeCl3

Эталон: 1В, 2Г, 3А, 4Б

Вариант 4

1. НАИБОЛЬШИЙ РАДИУС ИМЕЕТ АТОМ:

1. Mg;

2. Ca;

3. Sr;

4. Ba.

Эталон: 4

2. В СОЕДИНЕНИИ K2MnO4 СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ МАРГАНЦА

1. + 2;

2. + 4;

3. + 6;

4. + 7.

Эталон: 3

3. С ВОДОЙ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ РЕАГИРУЕТ КАЖДЫЙ ИЗ ДВУХ МЕТАЛЛОВ:

1) барий и медь;

2) алюминий и ртуть;

3) кальций и литий;

4) серебро и натрий.

Эталон: 3

4. РЕАКЦИИ МЕДИ С РАЗБАВЛЕННОЙ АЗОТНОЙ КИСЛОТОЙ СООТВЕТСТВУЕТ УРАВНЕНИЕ:

1. 3Cu + 8HNO3 → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O;

2. Cu + 2HNO3 → Cu(NO3)2 + H2;

3. Cu + 2HNO3 → CuO + NO2 + H2O;

4. Cu + HNO3 → CuO + NH4NO3 + H2O.

Эталон: 1

5. СМЕСЬ ОКСИДА МЕДИ (II) С МЕДЬЮ ОБРАБОТАЛИ РАСТВОРОМ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ (ПРИ НАГРЕВАНИИ) И ОТФИЛЬТРОВАЛИ. КАКОЕ ВЕЩЕСТВО ОКАЗАЛОСЬ В РАСТВОРЕ?

1. CuCl2;

2. Cu(OH)2;

3. CuO;

4. Cu.

Эталон: 1

6. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ Fe → FeSО4 → Fe(ОН)2 → FeСl2 → Fe(NO3)2 НЕОБХОДИМО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА:

1. CuSO4, H2O, HCl, HNO3;

2. H2SO4, H2O, NaCl, AgNO3;

3. H2SO4, NaOH, HCl, AgNO3;

4. CuSO4, NaOH, HCl, HNO3.

Эталон: 3

7. АМФОТЕРНЫЕ СВОЙСТВА СРЕДИ МЕТАЛЛОВ ВТОРОЙ ГРУППЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ ПРОЯВЛЯЕТ ________________. (укажите слово в падеже, соответствующем смыслу предложения).

Эталон: бериллий

8. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРОДУКТАМИ РЕАКЦИИ.

1. KOH + CO2(изб.) → А. KOH + H2

2. KOH (изб.) + CO2→ Б. K2CO3 + H2O

3. K + H2O → В. KHCO3

4. KOH + HCl → Г. KCl + H2O

Эталон: 1В, 2Б, 3А, 4Г

Вариант 5

1. АТОМ КАКОГО ЭЛЕМЕНТА ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОТДАЕТ ОДИН ЭЛЕКТРОН?

1. Na;

2. Li;

3. K;

4. Cs.

Эталон: 4

2. ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗА:

1. + 2, + 5;

2. + 1, + 3;

3. + 1, + 2;

4. + 2, + 3.

Эталон: 4

3. ПРИ СПЛАВЛЕНИИ АЛЮМИНИЯ С ГИДРОКСИДОМ НАТРИЯ ОБРАЗУЕТСЯ:

1. NaAlO2;

2. AlH3;

3. Na[Al(OH)4];

4. Al2O3.

Эталон: 1

4. ПРИ НАГРЕВАНИИ МАГНИЯ В АТМОСФЕРЕ АЗОТА:

1) реакция не идет;

2) образуется нитрид магния;

3) образуется нитрит магния;

4 образуется нитрат магния.

Эталон: 2

5. ОСНОВАНИЕ НЕ ОБРАЗУЕТСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОДЫ С

1) натрием;

2) оксидом кальция;

3) карбида кальция;

4) хлорида натрия.

Эталон: 4

6. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ Zn → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnSO4 → ZnCl2

НЕОБХОДИМО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА:

1. HCl, H2O, H2SO4, HCl;

2. Cl2, NaOH, H2SO4, BaCl2;

3. HCl, NaOH, Na2SO4, BaCl2;

4. Cl2, H2O, Na2SO4, HCl.

Эталон: 2

7. РАДИУС АТОМОВ В РЯДУ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Mg → Ca → Sr → Ba

________________ (увеличивается, уменьшается, не изменяется).

Эталон: увеличивается

8. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И

ПРОДУКТАМИ РЕАКЦИИ.

1. FeCl2 + Cl2 → А. FeCl2

2. FeCl3 + Fe → Б. FeCl3

3. Fe + HCl → В. FeCl2 + H2O

4. Fe(OH)2 + HCl → Г. FeCl2 + H2

Эталон: 1Б, 2А, 3Г, 4В

Эксперты проверяют тесты, и результаты объявляются после пятого этапа.

Преподаватель: Попав на химический завод, вы должны продемонстрировать знания и умения получать химические вещества.

Этап 5. «Химический завод».

Студенты составляют уравнения реакций с участием металлов по цепочке. Проверка задания осуществляется у доски.

Задания к этапу № 5 «Химический завод»

Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

1 команда: Fe → FeS → FeCl2 → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe

2 команда: Na → NaOH → Na2CO3 → NaCl → NaOH → NaHCO3 → CO2

3 команда: ZnS → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnO → ZnSO4 → Zn(OH)2 → Na2ZnO2

4 команда: Cr → Cr2O3 → Cr2(SO4)3 → CrCl3 → Cr(OH)3→ Cr2O3 → Cr

5 команда: K2CO3 → K2SO4 → KCl → Cl2 → CaCl2 → Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2

Этап 6. «Счетная палата».

Студенты решают расчетные задачи. Правильность выполнения задания проверяется преподавателем.

Задания к этапу № 6 «Счетная палата»

Решить расчетную задачу:

1 команда.

При взаимодействии меди с концентрированной серной кислотой образовался газ объемом 33,6 л. Определите массу меди, вступившей в реакцию.

2 команда.

Сколько КОН потребуется для взаимодействия с хлором объемом 1,2 л, взятого при нормальных условиях, если одним из продуктов реакции является KClO?

3 команда.

Какой максимальный объем оксида углерода (IV) при нормальных условиях может быть поглощен раствором, содержащим гидроксида кальция массой 200 г?

4 команда.

При растворении алюминия с соляной кислоте выделился газ объемом 6,72 л (н.у.). Вычислите массу растворившегося алюминия.

5 команда.

При взаимодействии металлического цинка с сульфатом меди (II) выделилось 25,5 г меди. Сколько г цинка вступило в реакцию?

Пока проверяются расчетные задачи, эксперты складывает полученные баллы у команд, подводят итоги работы команд и каждого члена команды.

3. Подведение итогов занятия.

Подведение итогов соревнования. Комментированная оценка знаний и умений студентов. Заключительное слово преподавателя.

4. Домашнее задание. [1, с. 633 - 638], доклады «Биологическая активность металлов», «Токсическое воздействие металлов на организм человека».








ЛИТЕРАТУРА

1. Глинка Н.Л. Общая химия. - Л.: Химия, 1985. - 704 с.

2. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы / А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, Ю.Н. Медведев и др. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

3. Ерохин Ю.М. Химия. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. -384 с.

4. Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) / Ю.М. Ерохин, В.И. Фролов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.

5. Левина Э.М. ЕГЭ. Химия: Теоретические материалы. - СПб.: Тригон, 2007. - 144 с.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: ACADEMA, 2000.

7. Рябов М.А. Тесты по химии: 9 класс. - М.: Экзамен, 2006. - 191 с.

8. Савицкий С.Н., Твердовский Н.П. Сборник задач и упражнений по неорганической химии. - М.: Высш. школа, 1976. - 120 с.

9. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗах. . - М.: Мастерство, 2001. - 204 с.

10. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. - М.: Новая волна, 2005. - 480 с.

11. Хомченко И.Г. Общая химия. - М.: Новая волна, 2002. - 464 с.

12. Чернобельская Г.М. Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ. - М.: Высш. шк., 1989. - 127 с.













© 2010-2022