Возможности использования ИКТ на уроках химии

В современном мире не возможно не использовать инновационные технологии. Школа - это место где, учащиеся не только приобретают и усваивают свои ЗУНы, но и где они могут реализовать свои возможности. На уроках химии учащимся необходимо дать возможность реализовывать свои способности. Не каждый учащийся сможет легко понять тему, если сам не проведет опыт. Для этого можно использовать не только презентации, но и важно использовать "Виртуальные лаборатории". Учащиеся используют "Виртуальную лаборато...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РООФКиС













Доклад

Возможности использования ИКТ на уроках химии















Учитель химии

КГУ «Средняя школа № 13 села Озерное»

Яркова Светлана Анатольевна










Осакаровка - 2014

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В изучении школьного курса химии можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений микромира;

- изучение производств химических продуктов;

- моделирование химического эксперимента и химических реакций;

- система тестового контроля .

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство информационных технологий на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья учащихся.

Формы использования ИКТ применяемые мною на уроках.

1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Я в своей работе использую один готовых ИКТ продуктов: "Виртуальная лаборатория.8-11 класс", а так же видеоопыты по органической и неорганической химии и обучающие фильмы.

Так, например один из учеников 11 класса на уроках без использования ИКТ не проявляет никакой активности, не готовиться к уроку. При использовании «Виртуальной лаборатории» ученик самостоятельно готов к проведению опытов, берет дополнительные задания. В прошлом учебном году часть учащихся нашей школы самостоятельно установили на домашних компьютерах «Виртуальную лабораторию», с помощью которой готовились к практическим работам, решали задачи, составляли модели молекул.

2. Использование мультимедийных презентаций.

Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации

Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока. Практически все мои уроки сопровождаются мультимедийной презентацией, причем часть презентаций подготовили мои ученики в качестве домашнего задания. Это позволяет ученикам самостоятельно изучить тему, выделить главное и правильно донести до своих товарищей.

Вот, например в 2013-2014 учебном году учащиеся 9 класса самостоятельно готовили материал по темам «Жесткость воды» и «Коррозия металлов». Класс был разделен на группы, каждая из которых выполняла свое задания. Так первая группа готовила презентацию по теме, а вторая подготовила несколько вариантов тестовых заданий.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, интернет-олимпиады) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

- целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

- видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Таким образом, в прошлом учебном году учащиеся 8-11 классов принимали активное участие в дистанционных интернет - олимпиадах по химии и другим предметам «Колосок - осенний», «Новый урок» «Казахстанская Интернет Олимпиада», «Международная олимпиада по основам наук».

4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения IP Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя:

- позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.

- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

У современных методик ведения уроков есть сторонники и противники. В защиту данных методик мне хотелось бы сказать следующее: мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками, и ИКТ помогают в этом. Ведь как сказал академик Сахаров "Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека, который с ней работает."


© 2010-2022