Использование интерактивных методов в преподавании химии

Цель работы: изучить теоретические основы интерактивных методов обучения; развивать интерес к изучению и использованию знаний на практике. Задачи работы: изучить и проанализировать теоретический материал по теме исследования; внедрять в практику полученные знания; создать атмосферу творческого взаимодействия, понимания, доброжелательного отношения. В условиях модернизации образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Использование интерактивных методов
в преподавании химии




Работа

учителя химии

Томчак Аллы Александровны,

Куйбышевской СОШ

Бахчисарайского района

Республики Крым





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 5

І.1. Научное обоснование понятия «педагогическая технология» 5

І.2. «Педагогическая технология» и «педагогическая техника» 7

І.3. Структура и классификация педагогических технологий 8

І.4. Основные понятия инноватики 11

ІІ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 13

ІІ.1. Основные характеристики интерактивного обучения 13

ІІ.2. Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения 14

ІІ.3. Способы активизации познавательной деятельности учащихся 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

ЛИТЕРАТУРА 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 28

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содержания, форм и методов. Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования. Инновационная деятельность учителя, направленная на совершенствование дидактического процесса, является компонентом целостной инновационной системы школы и предполагает изменения в целях, условиях, содержании, методах и формах обучения, способствующие повышению качества обучения посредством целенаправленной реализации его развивающего потенциала.

Инновационная работа достигается через внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов обучения. Интерактивные технологии обучения помогут осуществить на уроке организацию самостоятельной познавательной деятельности и активизацию творческих способностей школьников. В современных условиях ученик превратился в субъект полноправной учебы, от учителя требуется четкое определение дидактической цели, без чего невозможно применение той или другой модели обучения. И все же следует отметить, что использование интерактивных технологий не самоцель. Это лишь способ создания условий, когда ученики вовлекаются в познавательно учебную деятельность.

Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе возникают определённые межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности.

Цель работы: изучить теоретические основы интерактивных методов обучения; развивать интерес к изучению и использованию знаний на практике.

Задачи работы: изучить и проанализировать теоретический материал по теме исследования; внедрять в практику полученные знания; создать атмосферу творческого взаимодействия, понимания, доброжелательного отношения.


І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

І.1. Научное обоснование понятия «педагогическая технология»

Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Различные авторы вкладывают своё понимание, и дают различные определения этому понятию. Технология - это совокупность приёмов, применяемых в деле, это и - инструментарий педагогического процесса, это и - содержательная техника реализации учебного процесса, и - процессуальная часть дидактической системы, и - модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, и - мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния, и т.д. В общем понимании «педагогическая технология» является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов или источников, и может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического, (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. [9, с.15]

Из этого следует, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения «педагогическая технология» употребляется на трёх уровнях:

  1. общепедагогический (общедидактический) уровень, который характеризует целостный образовательный процесс, включающий совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

  2. частнометодический (предметный) уровень, представляющий совокупность методов и средств с целью реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя);

  3. локальный (модульный) уровень, характеризующий технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и другие).

Различают ещё технологические микроструктуры: приёмы, звенья, элементы и т.д. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс). [9, с.16]

Понятие - «педагогическая технология» уже, чем понятие «педагогическая система», но шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос: как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Она направлена на последовательное воплощение на практике ранее спланированного процесса обучения. Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучение индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, соответствующих возрастному этапу развития учащихся и уровню их подготовленности.


І.2. «Педагогическая технология» и «педагогическая техника»

Слово «техника» происходит от греческого, что означает «искусство», «мастерство»; словарное толкование - совокупность способов и навыков производства, овладения приёмами. Гончаренко С. даёт такое определение: «Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для чёткой и эффективной организации учебных занятий, эффективного использования на практике отобранных методов педагогического влияния, как на отдельных учащихся, так и на детский коллектив в целом».

Понятие «педагогическая техника» имеет две группы составляющих. Первая группа связана с умением учителя управлять своим поведением (мимикой, пантомимикой); с владением эмоциями, настроем для снятия излишнего психологического напряжения, возбуждения, а также для создания творческого настроения. Вторая группа связана с умениями влиять на личность и коллектив, техникой организации контакта, управления общением, организацией коллективной творческой учебно-познавательной деятельностью учащихся. И так, педагогическая техника - это:

  • умение учителя владеть своим поведением, эмоциями, настроем;

  • организация коллективной деятельности учащихся.

Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены или на организацию внутреннего самочувствия учителя, или на умение это чувство адекватно выявить извне. [12, с.29]



І.3. Структура и классификация педагогических технологий

Педагогические технологии имеют свою структуру и классификацию. Структура педагогических технологий такова, что она имеет содержательный и процессуальный компонент. Содержательный компонент имеет свои составляющие: концептуальную или знаниевую, диагностическую и дидактическую. Концептуальная составляющая представляет систему знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обучения. Диагностическая отвечает за профессионально-педагогическую компетентность педагога, а также индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности обучающихся. Дидактическая составляющая определяет содержание обучения, методы, методические приёмы, организационные формы и дидактические средства. Процессуальный компонент определяет воплощение на практике спроектированного процесса обучения, организацию деятельности обучающихся и управление процессом обучения. [3, с.45]

Классификация педагогических технологий проводилась несколькими педагогами-новаторами, но в более обобщённом виде в педагогической науке и практике технологии были систематизированы Г. К. Селевко. По уровню применения выделяются общепедагогические технологии, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. А далее они определяются по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по научной концепции усвоения опыта, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по типу организации и управления познавательной деятельностью, по способу, методу, средству обучения, по категории обучающихся. И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять критериям технологичности:

концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определённую научную концепцию;

системность. Педагогическая технология - это не произвольный набор отдельных дидактических средств, а система действий и средств, соединённых определённой логикой процесса, обладающая всеми признаками системы, взаимосвязью всех его частей;

управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения;

воспроизводимость и гарантированность результатов педагогического процесса, который характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся в связи с применением данной технологии. [9, с.17]

Так как авторитарные технологии отличаются жёсткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения, где доминируют методы контроля, однообразие организационных форм, сообщение информации, общение, а не приобщение ученика к истине, то на современном этапе жизни в центр всей школьной образовательной системы ставятся личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие свободное и творческое развитие учащихся.

І.4. Основные понятия инноватики

Все современные технологии называют инновационными. Слово «инновация» происходит от латинского - in и novus - новое, что в переводе означает: обновление, новинка, изменение.

Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение: новый - «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, недостаточно знакомый, малоизвестный». В толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового. Не всегда всё новое бывает прогрессивным и современным. Прогрессивно только то, что эффективно, независимо от того, когда оно возникло.

В научной литературе различают понятия «новшество», или «новое средство» (они считаются синонимами), и «инновация», «нововведение». Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.д.), а - инновация - это процесс освоения этого средства. Нововведение можно считать успешным, если освоение его дало возможность решить задачи развития школы. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. [7, с.11]

Все инновации группируются по типам: модификационные, комбинаторные и радикальные. Модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, рационализацией, модернизацией программ, методик, структур, алгоритмов, разработок и т.д. Опорные конспекты, разработанные В. Ф. Шаталовым, являются примером модификационного нововведения. Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик. Примером комбинаторного нововведения в образовательный процесс является методика па 6-7-летних детей, разработанная заслуженным учителем России Е. Н. Потаповой. Примером радикального нововведения является освоение основ наук в московском методологическом колледже не путём изучения традиционных предметов (литература, физика, биология, история и т. д.), а через так называемые, мегапредметы (надпредметы) - «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема».

Есть ещё одно распределение нововведений - их группировка по отношению к своему предшественнику: замещающие, отменяющие, открывающие. Это основные, наиболее важные типы нововведений. Назовем остальные: оперативные и стратегические, ожидаемые и случайные, своевременные и несвоевременные, актуальные или «опрокинутые» в будущее, абсолютно новые и относительно новые, легковнедряемые и трудноосваимые, завершенные и незавершённые, единичные и массовые. [7, с.11]

Выводы. Обучение учащихся сегодня с использованием традиционных технологий себя уже исчерпало, оно не раскрывает индивидуальные способности учащихся, не создаёт условий творческих проявлений личности, т. к. методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний, обучения по образцу, индуктивной логике от частного к общему. В составе учебной деятельности учащегося слаба мотивация учебного труда, т. к. цели обучения ставит учитель; учащиеся пассивны или создают видимость активности, речевая деятельность почти отсутствует. Сегодня нужны технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной, проблемной основе, с использованием коллективных способов обучения в парах и микрогруппах под руководством учителя. Групповые технологии действительно реализовывают принцип деятельности учащихся, формируют мотивацию учения и обучения, обеспечивают контроль знаний, охватывающий всех учащихся и психологический комфорт в учебном коллективе. Они приобщают учащихся к важным навыкам в жизни, вырабатывают у них умение слушать и слышать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, сообща работать для достижения общей цели, умение ценить взаимопомощь, умение выступать, убеждать, доказывать.

ІІ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ІІ.1. Основные характеристики интерактивного обучения

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского слова «interact». "Inter" - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. [3, с.72]

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, высказывать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Совместная деятельность учащихся в процессе познания означает, то каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что даёт возможность получать не только новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Для этого на уроках организуется индивидуальная, групповая и парная работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

ІІ.2. Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения

Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Урочно-фрагментарные методы, не учитывающие интересы ребенка, его возможности, уровень, мотивацию, зрелость, отношение к учителю и предмету, построенные на необходимости всеклассно усваивать и осваивать, зубрить и запоминать факты, приемы, умения с целью повторить (воспроизвести) или, что считается развитием, создать по известному алгоритму нечто новое, что является, по сути, действительно новым для данного ребенка, - так подспудно выглядит сущность обучения.

Освоение проблемно-поисковых методов - эвристических, тризовских, игровых - все это значимые вехи на пути организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и интерактивного обучения.

Значимо также формировать устойчивые творческие группы учащихся, нацеленные на совместное «проживание» и увлеченное участие в процессе, где деятельность организуется и мотивируется совместно согласованными и принятыми целями.

Представляется важным и умение учителя использовать естественные доминанты интересов учащихся в целях обучения. Ясно, что одна из величайших радостей, целей, загадок и интересов детей кроется в их непрестанной потребности в общении. Поэтому коммуникативная культура педагога - важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию как ведущему средству интерактивного обучения.

Считается важным научить ученика находить идеи и пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем - простаивание проблем по степени значимости - анализ проблем - определение целей, задач и направлений деятельности - наработка возможных вариантов решений - выбор наилучших - присчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов - определение механизма решения проблем - составление программы и вероятно-ситуативного плана работы.

Если определить цели обучения, как обеспечение функциональной грамотности каждого учащегося и подготовку его к успешному движению по жизни - умению вступить в коммуникации, добиваться на основе саморазвития достижения своих жизненных целей, придерживаться жизнеутверждающих и нравственных ценностей, уметь ограничивать свои интересы и потребности в соответствии с общественными требованиями, не нарушая интересов других людей, понимать и чувствовать мир природы, стремясь к ее сохранению и умению жить с нею в мире, любить себя и своих ближних, научиться толерантному отношению к людям вообще, то, исходя из этих целей учитель может выстроить оптимальную стратегию и тактику своей деятельности.

Учитель, умеющий перенести достоинства свободного, неограниченного обязательствами и обязанностями общения в плоскость увлеченной заинтересованной деятельности, способный искать стимулы развития в самом процессе деятельности, умеющий формировать в детях переход от ценностей низшего порядка к переориентации, ценностному пересмотру, ведущий учеников к признанию истинных ценностей и истинного лидерства, - такой учитель стремится выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения. [6, с.56]

ІІ.3. Способы активизации познавательной деятельности учащихся

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки-аукционы; уроки-зачеты; уроки-творческие отчеты; бинарные уроки; уроки-игры; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; межпредметные уроки и другие.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.

  1. Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.

  2. Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

  3. Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений).

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному).

Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

  1. ПИспользование интерактивных методов в преподавании химиирименение игровых форм, методов и приёмов обучения.

ролевые дидактические имитационные организационно-

деятельностные


  1. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

  • ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

  • ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

  • ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

  • ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучае­мых своей парадоксальностью и необычностью;

  • ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

  • ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоя­тельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

  • ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.


  1. Использование всех форм учебной работы учащихся.

Использование интерактивных методов в преподавании химии

7. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Методика обучения - система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т. д. В основании этой классификации лежит способ предъявле­ния учебной информации обучаемым. Но данная классификация не позволяет судить о том, какие из методов являются интерактивными. Если же в основу классификации положить, например, степень само­стоятельности учащегося в приобретении знаний, то получается другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Такая классификация, как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности.

Использование интерактивных методов в преподавании химии

8. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внеш­них движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями - желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познаватель­ных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности.

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки. [6, c.58-62]

Мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важ­но выявить наличие и содержание образовательных потребно­стей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать опти­мальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного раз­вивающего подхода.

Выводы. Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. Разумное сочетание репродуктивных и творческих методов, приводящих учащихся к удивлению, любознательности, увлечению учащихся каким-то изучаемым материалом - это залог успеха на уроке. Удельный вес интерактивных методов обучения в школе в настоящее время повышается, поэтому надо хорошо знать формы и методы интерактивной работы, уметь использовать различные дидактические средства, разрабатывать и внедрять развивающие дидактические приёмы, использовать все имеющиеся методы мотивации и стимулирования учащихся. Мотивация - основное условие интерактивного обучения.

III. Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках химии и во внеклассной работе

Теория современных педагогических технологий и интерактивных форм и методов работы, действительно создаёт более широкие возможности, прежде всего для конструирования уроков, подготовки к урокам химии, а также создаёт дополнительные возможности для того, чтобы разнообразить формы организации деятельности учащихся на уроках и при проведении внеклассной работы по предмету.

Групповые формы деятельности учащихся использовались учителями химии давно, прежде всего при выполнении практических работ, где с помощью инструкций и указаний учителя, в определённой последовательности они реализовывают поставленную цель. Работать с готовыми инструкциями им даётся непросто, ведь надо читать и думать, и делать согласно инструкции. Большинство испытывают боязнь, неуверенность в себе (заинтересовать) любого, кто длительное время будет находиться рядом с более умным, лишь бы ему не давали просто списывать, а учили, помогали разобраться, а он искренне хотел бы этого.

Возвращаясь к уже сказанному об использовании элементов интерактивных форм и методов на различных этапах урока, удачно подходит индивидуальный опрос, только надо, чтобы вопросы были конкретными, интересными, и ещё лучше прагматичными, особенно нужными для дома, для семьи, и заставляющими подумать, а не просто пересказать выученный или прочитанный параграф учебника. Вопросы, начинающиеся со слов типа: «Во сколько раз…?», «Что называется...?», « Какими особенностями...?», «В чём отличие...?», «Как, что, с чем связано?», Чему равно...?» не воспринимаются, а ведь именно в них и заключается проверка знаний основ по данной теме. Особый интерес вызывают вопросы типа: например: «Какая связь между свеклой и пирожным?», «Почему больным на сахарный диабет инсулин вводят в кровь, а не дают с пищей?», «Правильное ли утверждение, что хлеб, сыр, колбаса, сахар являются искусственной пищей» (11 класс, тема «Углеводы»), «Правда ли, что маргарин получают из нефти?» (10 класс), «Как вы понимаете слова Д. И.Менделеева, что топить можно и ассигнациями?»(10класс). При задании таких вопросов тут же начинается диалог с целью поиска ответа, затем выслушиваются возможные варианты ответов; идей, как правило, немного, но всех интересует правильный ответ.

При закреплении изученного материала использую метод «Пресс». Этот метод применяю, если возникают спорные вопросы и необходимо знать и четко аргументировать определенную позицию относительно обсуждаемой проблемы, убедить остальных в своей правоте. Учащиеся выполняют задания в группах, обсуждают вопросы, а затем представляют свой вариант ответа. Например, при изучении темы «Углерод. Кремний. Оксиды углерода и кремния»(10 класс) на обсуждение выношу следующие вопросы:

1.Как правильно ставить палатку в горах? Ответ обоснуйте.

2.Как определить наличие углекислого газа в колодцах?

3.Какие металлы нельзя гасить углекислотными огнетушителями?

4.Почему строго запрещено заводить моторы автомобилей в закрытых гаражах?

При преподавании использую игровые формы обучения, которые направлены на активизацию определенных этапов познавательного процесса и отдельных психологически процессов. Игру можно проводить на разных этапах урока: и при проверке изученного материала, и при изучении и закреплении нового. Например, при изучении темы «Оксиген. Кислород» в 7-м классе провожу игру «Верю - не верю». Ответы, учащиеся записывают в виде ряда цифр. Вопросы составляются таким образом, чтобы проверить знание материала и одновременно вызвать интерес учащихся к изучаемой теме, показать связь с жизнью. Формулировку вопросов начинаю со слов «Верите ли вы, что.....

1....Оксиген - самый распространенный элемент на Земле?

2. ... кислород входит в состав воды?

3. ...Оксиген образует простое вещество кислород? И т.д.

Интегрированные уроки позволяют повышать качество учебных компетентностей, развивают творческую фантазию учащихся, обогащают их речь, повышают эрудицию и уровень познания. Интегрированный урок проводили в 11-м классе, совместно с учителем биологии, при изучении темы «Белки». В прошлом году провели урок - тривиум в 9-м классе по теме «Вода - самое удивительное вещество». Материал к этому уроку готовили учителя биологии, географии и химии, привлекали к подготовке и учащихся.

Одним из самых перспективных видов активной деятельности учащихся является «метод проектов». Проектирование ориентировано, прежде всего, на самостоятельную продуктивную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую. Для решения конкретной проблемы они, с одной стороны, должны выполнить большую поисковую работу, с другой - интегрировать знания с других дисциплин. Здесь большое значение приобретает работа с материалами периодических изданий, дополнительной научной литературой и индивидуальная работа учащихся в системе Интернет. При изучении темы «Роль химии в жизни общества»(11 класс) предлагаю такие темы для ученических проектов:

1.Химия и экология.

2.Химия и энергетическая проблема.

3.Химия в повседневной жизни.

Темы объявляю примерно за месяц до начала изучения темы. Учащиеся объединяются в группы для работы над проектом, с каждой группой провожу консультации, определяем вопросы, которые должны быть изучены в период работы над проектом. «Защиту проектов» тоже можно считать интерактивной технологией. Ученики отчитываются в выполненной работе, формулируют вывод о достижении поставленной цели и ожидаемых результатов.

Можно, конечно, привести ещё ряд примеров использования на уроке различных форм и методов организации интерактивного обучения и при закреплении изученного, и при обобщении его. Но главным остаётся то, чтобы говорили все, по очереди, а не только учитель, была полная самостоятельность мышления, учили друг друга ученики, было сотрудничество, обучение носило спонтанный характер, учащиеся умели пояснить, каждый работал и на себя, и на одноклассника.

Использовать интерактивные формы и методы обучения удаётся во внеклассной работе по предмету. Ежегодно в школе проводится неделя естественных наук. Начинается неделя презентацией мероприятий, которые будут проведены. Для учащихся младших классов проводила «Экскурсию в кабинет химии». Для проведения этой экскурсии привлекала учеников 8-го класса, вместе с ними оформили кабинет, тщательно подготовили экспериментальную часть и отработали технику проведения опытов. Учащиеся с удовольствием занимались подготовкой, особенно опытов.

С учащимися 10-11-х классов подготовили и провели костюмированное представление «Пир на Олимпе». В ходе представления учащиеся спорили о важности наук и пришли к выводу, что все науки важны. Совместно с учителем биологии подготовили и провели игру «Счастливый случай» для учащихся 8-х классов. Были созданы две команды (по желанию учащихся), в каждой команде был выбран капитан. Задания для команд подбирались из биологии, химии, географии, логические задачи. Всем участникам команды - победительницы добавлялось по два балла к тематическому оцениванию.

Одним из важных направлений воспитательной работы в школе является экологическое воспитание школьников, и при проведении недели естественных наук обязательно проводим мероприятия, направленные на природоохранное воспитание учащихся. С учащимися 7-го класса был проведен экологический урок, в ходе которого была показана сказка «О Золотой Рыбке», обсуждены проблемы экологии поселка, составлена декларация. Текст декларации: « Наша жизнь и наше будущее

Зависят от каждого из нас,

И надо действовать сегодня,

Надо действовать сейчас!

- Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.

-Вовремя потушенный костер.

-Заботливо расчищенный ручеек.

-Защищенные гнезда и муравейники».

Практика работы свидетельствует о том, что применение в учебном процессе интерактивных технологий позволяет сформировать основные жизненные компетентности: совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности), умение оперировать научными знаниями и фактическим материалом, ориентироваться в информационном пространстве, принимать свои решения и стремиться к пониманию собственных чувств и требований, также формирует профессиональные интересы, способствует воспитанию личности, которая стремится к знаниям и способна к рациональной, продуктивной, творческой деятельности. Основная задача учителя сегодня - сформировать у учащихся умение учиться.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время действительно происходят значительные изменения в содержании образования. Выделен и развивается вариативный компонент, созданы разноуровневые учебные программы, учебники, но процесс индивидуализации в образовании для многих учителей остаётся делом непростым, нелёгким.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения украинского образования. В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества.

Умение пользоваться интерактивными методами - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора..., Луганск: СПД Резников В. С., 2006, 100 с.

  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе, М.: Вербум, 2001. - 48 с.

  3. Довгопол И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии, Симферополь, НАТА, 2007. - 334 с.

  4. Intel® Навчання для майбутнього. - К. «Нора-прінт», 2005.

  5. Застосування інтерактивних технологій у викладанні хімії. / Укладач К.М.Задорожний. - Х. Вид. група «Основа», 2009. - 141 с.

  6. Инновационные педагогические технологии в организации учебно-воспитательного и методического процесса в школе. Волгоград. Учитель, 2007. - 91 с.

  7. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы, Волгоград, Издательство «Учитель», 2008. - 93 с.

  8. Зайцева І. І., Реалізація компетентнісного підходу в умовах загальноосвітньої школи.Харків. Видавнича група" Основа", Хімія. №5, 2009.

  9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии, Москва,

«Народное образование», 1998. - 255 с.

  1. Сибирская М.П. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования, Москва, «Народное образование», 2007.

  2. Современные образовательные технологии / Сост. Хайруддинов М. А., Аметова Э. Р., Хайрутдинов М. М. - Симферополь: Тарпан, 2003. - 128 с.

  3. Юдин В.В. Педагогические технологии, Ярославль, 1997. - 187 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Этапы проектной деятельности

Этапы

Задачи

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

1.Погружение в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.
Выбор рабочей группы

Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию. Выдвигают (с подачи учителя) проблемы («мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию

Мотивирует учащихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает

2.Организация деятель-ности

Анализ проблемы. Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе.
Определение критериев оценки результатов работы над проектом.
Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам

Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют состава групп и распределение ролей в группах.
Выбирают форму презентации результатов. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает

3.Осуществление

деятель-ности

Выполнение
проектов

Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). «Добывают» недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе

Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает

4.Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов.
Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
Оценка результатов

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умения аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы

Алгоритм работы над проектом

Использование интерактивных методов в преподавании химии

Оценивание презентации

  1. Содержание

    1. Обоснование выбора данной темы, тема сформулирована четко и понятно.

    2. Чёткость и доступность выступления, изложенный материал понятен.

    3. Логическая последовательность изложения материала (есть четкая структура).

    4. Глубина понимания проблемы, информации достаточно для понимания основной идеи.

    5. Убедительность доказательства собственной точки зрения.

    6. Оригинальность идеи презентации.

    7. Источники информации.

    8. Где можно использовать презентацию? Кому она будет интересна и полезна?

    9. Завершенность презентации. Достигнута ли цель? Если нет, то почему?

    10. Содержательность ответов на вопросы

  2. Грамотность (грамматическая и орфографическая)

  3. Оформление

    1. Эстетичность оформления.

    2. Соответствие оформления теме.

    3. Использование иллюстративного материала (рисунков, диаграмм, схем).

    4. Целесообразность (неперегруженность) использования анимационных эффектов

  4. Демонстрация презентации

    1. Язык

    2. Эмоциональность.


© 2010-2022