Из опыта работы. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ и ОГЭ ПО ХИМИИ

Ковылина Наталья Степановна, учитель химии

МБОУ СШ № 36 г. Дзержинск

Одна из ведущих тенденций развития образования во всем мире и в нашей стране - создание независимой системы оценки образовательных достижений учащихся. Оценка качества образования должна соответствовать международным стандартам и способствовать интеграции в общеевропейскую систему образования. ЕГЭ является формой, которая обеспечивает единство требований к качеству подготовки выпускников и создает равные возможности для получения высшего профессионального образования вне зависимости от особенностей региона и школы.

С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников, хотя учителя всё ещё с настороженностью и даже страхом относятся к новой форме итоговой аттестации как в 11 классе, так и в 9 классе.

ЕГЭ по химии выпускники нашей школы начали сдавать с 2009 года, девятиклассники сдают экзамен в новой форме с 2013 года.

Подготовка к ЕГЭ - это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

Прежде всего, учителю необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, рассмотреть демо-версию.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков химии в 8 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого (т.к. экзамен в новой форме по структуре близок к ЕГЭ) и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.

Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит в 8 класс с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание химических процессов.

Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.

В 8 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем перехожу к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх». Во втором полугодии 8 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении тем «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами». Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим (особенно В5 типа: формула вещества - реагенты). Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений; остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: классификация соединения, его химические свойства с учетом всех особенностей. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы.

Задания «мысленного эксперимента» (С2) также традиционно вызывают затруднения, т.к. требуют учета особенностей проведения эксперимента, агрегатного состояния веществ, правильной интерпретации визуальных эффектов реакций.

Решению химических задач также уделяю большое внимание, начиная с 8 класса, так как считаю это умение важнейшим критерием эффективности усвоения химических знаний.

В 9 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также разнообразные задания по теме «Теория электролитической диссоциации» и «Окислительно-восстановительные реакции».

Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Но перегружать урок тестами не следует. Оптимальное их количество в 8-9 классах - 5-7 за урок. Задания пишу заранее на доске, печатаю на карточках или создаю мультимедийные слайды.

В КИМах ГИА в 9 классе используются текстовые задания С3, которые требуют узнавания вещества и описания его химических свойств в виде уравнений химических реакций. Подобное задание проверяет следующие умения:

- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде,

- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;

- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;

- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания).

В системе подготовки к ЕГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Для этого раздаю индивидуальные дидактические карточки, использую рабочие тетради на печатной основе. Проверку заданий провожу либо фронтально на уроке, либо собираю тетради для проверки и исправляю ошибочные ответы, а ученики при этом получают возможность провести работу над ошибками.

С целью подготовки учащихся к ЕГЭ я более широко стала применять тестовые формы контроля по всем курсам химии, используя многообразный дидактический материал, который накапливается и обновляется ежегодно.

Большинство текущих и тематических контрольных работ провожу в тестовой форме, приближенной к ЕГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе): на каждую парту раздаю карточки или создаю мультимедийную презентацию, и в форме беседы обсуждаем тесты, возможные логические варианты их решения. Считаю очень важным научить учащихся распределять время на выполнение работы, научить технологии работы с тестами, умению делать выбор: при рассмотрении предложенных вариантов ответов отбирать заведомо неверные, а затем осуществлять окончательный выбор, а во избежание случайной ошибки процедуру поиска правильного ответа повторить несколько раз и только после этого записать ответ.

Опыт проведения контрольных работ в виде тестов доказывает, что опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны, и без хорошей подготовки хорошую оценку ещё никто не получил.

На выполнение тематической контрольной работы отвожу целый урок. Проверенные работы и тесты раздаю ученикам на дом для выполнения работы над ошибками, а на следующем уроке отвожу время для разбора наиболее сложных вопросов, вызвавших у большинства затруднения. Если такую работу проводить в системе, школьники быстро привыкают к ней, такие контрольные становятся для них привычными, и у ребят уже нет страха перед тестами и ЕГЭ.

В сентябре выявляю учащихся 11-ого и 9-ого класса, выбравших химию для ЕГЭ или ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Провожу групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время, заранее согласованное с администрацией школы.

Считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной химии. Именно поэтому при организации повторения придерживаюсь обычной последовательности программы и оглавления действующих учебников и учебных пособий.

Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ разбиваю на блоки по содержанию материала (темы) и провожу по следующей схеме:

1 занятие - лекционный обзор темы или блока тем;

2 занятие - фронтальная работа по разбору тестов уровней А и В;

3 занятие - семинар и разбор заданий уровня С;

4 занятие - контрольное тестирование по теме.

С КИМами работаем только в конце учебного года, когда все темы повторим, и знания будут приведены в систему.

Во втором полугодии 11 класса провожу консультации по заполнению бланков ЕГЭ. Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

В 11 классе провожу три внутришкольных «пробных экзамена» (в октябре, декабре и в марте) и городской «пробный экзамен» (в апреле) с использованием бланков ЕГЭ.

В проведении пробных экзаменов помогают КИМы тренировочных и диагностических работ Московского института открытого образования, размещаемых в системе дистанционной подготовки Статград statgrad.mioo.ru.

При подготовке к ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков химии. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная, затем практические работы и творческие домашние задания (наблюдения, эксперименты, сообщения, рефераты, презентации и т.д.). Так происходит постепенное приобщение школьников к самообразованию.

Большой интерес у учащихся вызывает работа с интерактивными тестами. Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов moeobrazovanie.ru, examen.ru, egetestonline.ru, ege.yandex.ru, master-multimedia.ru, onlinetestpad.com и других.

Считаю, что не следует забывать и об информационной поддержке учащихся. На стенде «Подготовка к ЕГЭ» в кабинете химии я размещаю демо-версии КИМов, кодификатор элементов содержания, спецификацию экзаменационной работы, образцы решений заданий с развернутым ответом и их оценку с комментариями, список пособий и интернет-ресурсов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, советы психолога.

Среди огромного количества пособий по подготовке к ЕГЭ предпочтение отдаю подборке учебно-тренировочных материалов под авторством В.Н. Доронькина, А. Г. Бережной, Т.В. Сажневой, В.А. Февралевой; А.А. Кавериной. Эти пособия предоставляют достоверную информацию о содержании единого государственного экзамена, так как к их составлению были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений. К экзамену можно готовиться и по другим пособиям, включенным в перечень, размещенный на сайте ФИПИ fipi.ru.

Успех на ЕГЭ во многом зависит и от организационной подготовки, от того насколько выпускники информированы о технологии проведения экзамена. Поэтому провожу беседы с учениками, родителями о процедуре ЕГЭ, знакомлю с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение экзамена, официальными Интернет-ресурсами информационной поддержки ЕГЭ ege.edu.ru, obrnadzor.gov.ru, rustest.ru.


© 2010-2022