- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему Общие свойства кислот2
Урок по химии на тему Общие свойства кислот2
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильиных Т.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок химии в 8 классе.
Тема: Общие свойства кислот.
Цели:
Образовательные: знать определение кислот, их состав, классификацию, изучить отношение кислот к индикатору.
Развивающие: совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, усвоить правила работы в химическом кабинете.
Воспитательные: вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия познаваемости природы.
Оборудование и вещества: колба, воронка, водa ,H 2SO4 (конц.), яблоко, лимон,5%раствор соды. На столах учащихся: аскорбиновая кислота, индикаторы, разбавленные кислоты, пробирки.
Ход урока
-
Организационный момент.
В начале урока учитель объявляет:
"Цель нашего урока - узнать, что называют кислотами, какие они бывают, а также познакомиться с некоторыми их свойствами".
-
Актуализация опорных знаний.
-
Повторение пройденного материала (фронтальный опрос класса).
Что такое вещество?
Что такое сложное вещество?
Что называют оксидами?
Какие оксиды встречаются в природе?
Что называют основаниями?
Какие вы знаете основания? Назовите их формулы.
-
Сообщение обучающихся о серной, азотной кислотах.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
По ходу рассказа на доску прикрепляются плакаты с формулами.
-
Изучение нового материала.
Учитель: Скажите, что объединяет все перечисленные кислоты? Посмотрите на карточки кислот на ваших столах и определите общее в их составе.
- Да, это атом водорода.
Определение! Кислота - это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.
Обратите внимание на водород и кислотный остаток.
Правило для определения заряда кислотного остатка в молекуле кислоты.
Водород в кислотах всегда заряжен +1.
Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле.
Разобрать с классом несколько примеров: H2SO4; HNO3; H 3PO 4.
Учитель:
А) Можно ли кислоты по аналогии с основаниями классифицировать по растворимости в воде?
Б) Количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?
Вместе с классом учитель составляет схему на доске:
<Рисунок3>
Общее в составе и строении кислот обусловливает их общие свойства.
Учитель: - Почему кислоты имеют такое название?
- Многие кислоты кислые на вкус, но имеются исключения - никотиновая горькая, салициловая - сладкая.
Вы знаете, что пробовать на вкус в кабинете химии ничего нельзя, но сегодня я позволю попробовать на вкус аскорбиновую кислоту.
Учитель: Следующим этапом нашего урока являются правила техники безопасности при работе с кислотами.
Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Термометр показывает, что наблюдается сильное разогревание раствора.
Учитель: В связи в с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту, поскольку вода, имеющая меньшую плотность окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Запомните следующее правило:
Сначала вода,
Потом кислота.
Иначе будет большая беда!
В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5% раствором соды (раствор соды на столе).
Следующим этапом урока является проведение эксперимента (учащиеся выполняют лабораторный опыт №5), для этого учащиеся делятся на группы по уровням обученности и получают инструктивные карточки с заданиями.
Перед работой учитель проводит инструктаж по безопасности жизнедеятельности.
Рекомендации: соблюдайте правила техники безопасности, пользуйтесь малым количеством реактивов.
По ходу эксперимента необходимо записывать результаты в рабочие тетради.
Название кислоты
Серная кислота
Соляная кислота
Химическая формула
Действие на индикаторы:
а) лакмус
б) метиловый оранжевый
в) фенолфталеин
Учитель: Для закрепления полученных знаний после выполнения лабораторного опыта учитель предлагает ученикам отгадать загадки.
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда.
(Метиловый оранжевый)
Попасть в кислоту - для него неудача
Но он перетерпит без вздоха, без плача
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина
(Фенолфталеин)
Учитель: Первым ввел отвары в качестве индикаторов Роберт Бойль (1627-1691). Лакмус получали из лишайников. Латинское слово "indicator" означает "указатель".
Универсальная индикаторная бумага содержит смесь нескольких индикаторов.
Убедимся, что HCl и H2SO4 проявляют общие свойства с яблочной кислотой (действуем индикатором на яблоко), лимонной кислотой (действуем индикатором на лимон).
Вывод: Изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено общностью свойств кислот и связано с особенностями их строения.
-
Закрепление пройденного материала:
1) Работа с карточками, на которых приведены формулы кислот.
Поднимите карточку с формулой окигенсодержащей кислоты.
Поднимите карточку с формулой безоксигеновой кислоты.
Найдите одноосновную кислоту, двухосновную, трехосновную.
2) Работа по разноуровневым дидактическим карточкам:
Варианты
I
II
III
IV
V
SO2
CO2
HNO3
SO3
H 2S
A
HCl
BaSO4
H 2SO4
ZnCl2
Mg(OH)2
B
CuCl2
KNO3
Cu 2O
H2 CO3
Ba(OH)2
C
HNO3
HCl
H 2SO4
H 3PO4
NaOH
D
Найти бескислородную кислоту.
Найти кислородсодержащую кислоту.
Найти одноосновную кислоту
Найти многоосновную кислоту
3) Задание: необходимо найти клетки - "двойняшки", содержащие одинаковые наборы кислотных остатков и записать формулы кислот, по данным кислотным остаткам.
-
Домашнее задание: изучить $12 c.76-78; выполнить упражнения №111-№113; по желанию выполнить домашний эксперимент с.85-86.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Упражнение «Микрофон»:
1) сегодня я узнал… 7) я приобрел…
2) было интересно 8) я научился…
3) было трудно… 9) у меня получилось
4) я выполнял задания… 10) меня удивило…
5) я понял, что… 11) урок дал мне для жизни…
6) теперь я могу… 12) мне захотелось…