Рабочая программа по химии 7 класс

В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-ой.  В 7-м  классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализ...
Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»


РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № __17___

от «_30_» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 4

от «29» августа2014 г.

Зам. директора по НМР

Т.В. Уварова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___151_____

от «05» сентября 2014г.

Директор

МБОУ «СОШ № 35»

____________М. В. Лебедева

РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

естественнонаучного цикла

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № _____

от «28» августа 2014 г.

Руководитель ШМО Правилова И.С._________


Рабочая программа

учебного предмета

«Химия»

(базовый уровень)

для обучающихся 7А класса

на 2014-2015 учебный год




Предметная область: «Естествознание»



Разработала:

Луненок О. В.,

учитель химии первой, квалификационной категории.




Братск, 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 7а класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской адаптационной программы учителя химии МБОУ СОШ № 35 Быковой В. В., 2012 года, рекомендованной экспертно- методическим советом МАУ «ЦРО» г Братска Иркутской области к внедрению в образовательный процесс (приказ МАУ «ЦРО г. Братска» № 62 от 31.08.2012г.) в соответствии с ФК ГОС 2004г. и ФГОС основного общего образования (работа в соответствии с новыми стандартами обусловлена методической темой школы «Педагогические условия формирования универсальных учебных действий» и работой образовательного учреждения в двух пилотных площадках (муниципального и регионального уровней) по введению ФГОС на основном и среднем уровнях общего образования), ООП ООО (ФК ГОС 2004г) на 2013-2018гг. и учебным планом МБОУ СОШ № 35 на 2014-2015 учебный год.

Отличительной особенностью данной рабочей программы по сравнению с авторской программой является:

  • рабочая программа дополнена самостоятельными работами, которые проводятся учителем по мере изучения самых значимых тем курса химии.

  • в рабочей программе содержание тем: «Предмет химии и методы ее изучения. Строение и состав вещества», «Состав веществ. Химические знаки и формула», «Простые вещества» адаптировано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся(убраны некоторые наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, которые могут быть не освоены 13-14 летним подростком).Для осознанного восприятия учебного материала добавлен 1 час на обобщение и систематизацию знаний и умений по темам «Предмет химии и методы ее изучения. Строение и состав вещества», «Смеси веществ и способы разделения». На освоение программы внесенные изменения не влияют.

Психолого-педагогические особенности обучающихся данного возраста и класса характеризуются:

  1. Освоением новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  2. изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

  3. началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Результаты обучения 6А класса по итогам 2013-2014 учебного года следующие: успеваемость 100%, качество - 26,1%. Уровень мотивации достаточный - 71,6%.В основном в классе преобладает ситуативный интерес (средний балл 1,3), что соответствует достаточному уровню. Мотив «интерес к учебе» (средний балл 1,2) находится на границе между низким и достаточным уровнями, мотивы «учение по необходимости» (средний балл 1,1) и «познавательный интерес» (средний балл 1,0) находятся на низком

Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

- в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний, постепенный переход к работе с системой понятий, многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов самостоятельной продуктивной работы с учебником, текстами.

- в формах учебного сотрудничества создать условия общеклассной дискуссии как основной формы организации поиска новых способов решения учебных задач, проектных форм групповой работы (проектная задача).

- в системе оценивания давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.

Цели программы:

  • формирование знаний о строении и свойствах вещества, об основных понятиях и законах химии, химической символики;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения новых знаний, при решении химических задач и в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Задачи программы:

  • овладение способами наблюдения химических явлений, использования лабораторное оборудование для проведения химического эксперимента; произведения расчетов на основе химических формул веществ;

  • научиться использовать полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для безопасного использования веществ и материалов в быту, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • овладение способами использования дополнительных источников информации, в частности, всемирной сети Интернет. Научиться отличать научные данные от непроверенной информации;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значении для различных видов деятельности: решение проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества.

Содержание программы тесно связано с предметами: математикой, физикой и представлено 5 разделами:

  1. Предмет химии и методы ее изучения. Строение и состав вещества.

  2. Смеси веществ и способы разделения.

  3. Состав веществ. Химические знаки и формулы.

  4. Простые вещества.

  5. Сложные вещества.

Общая характеристика учебного предмета

В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-ой.

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе химии, подчеркивается, что химия - наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс, как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования - начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:

  • понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.

  • способы и средства действия не сообщаются в готовом виде - в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.

  • присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  • создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.

В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.

В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. Для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.). В предметах, где ведущую роль играет познавательная деятельность (физика, химия, биология и др), основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д.

Задачи, решаемые педагогом, реализующим данную программу:

  1. Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы..

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.

  3. Создать пространство для проявления инициативных действий.

Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

  • индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикум.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

  • Ценность природы - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

  • Ценность социализации (свободы и социальной солидарности) как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков,признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Ценность образования - осознание знания, научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания, стремление к истине, осознание потребности самообразования.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Для обеспечения учащимися возможности получения полноценного химического образования в учебный план МБОУ «СОШ №35» введен 1 час для пропедевтического изучения химии в 7 классе (через компонент образовательного учреждения), предметной области «Естествознания».

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 35» на 2014-2015 учебный год рабочая программа 7а класса рассчитана на 34 часа(1ч в неделю).

Уровень обучения - базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название разделов

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика (/лаб. раб.)

1

Предмет химии и методы ее изучения. Строение и состав вещества

9

7

2

2

Смеси веществ и способы разделения

10

8

2

3

Состав веществ. Химические знаки и формулы

2

3

-

4

Простые вещества

2

2

-

5

Сложные вещества

11

11

/2


Итого

34

30

4/2

Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:

Совместно-распределенная учебная деятельность(С-РУД)(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

Совместно-распределенная проектная деятельность(С-РПД), ориентированная на получение социально-значимого продукта.

Учебная исследовательская деятельность(УИД)в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

Деятельность управления системными объектами(ДУСО)( группами людей).

Творческая деятельность(ТД) (техническое творчество), направленная на самореализацию и самосознание.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  1. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  2. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  3. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  4. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  5. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  6. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними


Содержание программы

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения. Строение и состав вещества - 9 ч

Знакомство с краткой историей и сущностью предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами. Дается представление о физических и химических явлениях и методологии познания окружающей природы в системе естественных наук.

Тема продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, ионах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.

Демонстрации.

1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды).

2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения».

3. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

4. Растворение сахара в воде.

5. Плавление парафина.

6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой.

7. Переходы воды в различных агрегатных состояниях.

8. Коллекция аморфных веществ и материалов и изделий из них

Тема 2. Смеси веществ и способы разделения - 10 ч

Знакомство с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ.

Практическая работа № 3. Очистка поваренной соли от примесей.

Практическая работа № 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации.

1.Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены).

2. Диаграмма состава воздуха.

3. Разделение смеси порошков железа и серы.

4. Разделение смеси с помощью делительной воронки.

5. Фильтрование. Коллекция фильтров бытового и специального назначения.

7. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.

Тема 3. Состав веществ. Химические знаки и формулы -2 ч.

Посвящена химическому элементу, простым и сложным веществам, химическим знакам и формулам и расчетам на их основе. Определению качественного и количественного состава вещества по химической формуле.

Тема 4. Простые вещества - 2 ч

Знакомство с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ - металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов (железо, алюминий, золото, кислород и водород).

Демонстрации.

1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов.

2. Коллекция «Чугуны и стали».

3. Коллекция «Алюминий его сплавы».

4. Получение и распознавание кислорода и водорода.


Тема 5. Сложные вещества - 11 ч.

Содержит информацию об основных классах неорганических соединений (состав, классификация и номенклатура), а также важнейших представителях этих классов.

Составление формул и названий неорганических соединений базируется на таком ключевом понятии химии, каковым является валентность.

Демонстрации.

1. Коллекция минералов и горных пород на основе оксида кремния (IV).

2. Образцы органических и минеральных кислот.

3. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара.

4. Помутнение известковой воды при взаимодействии с углекислым газом.

5. Получение окрашенных нерастворимых оснований.

6. Образцы природных минералов и горных пород, содержащих галит и кальцит.

7. Коллекция разновидностей кальцита - различных видов мела, мрамора, известняка.

8. Коллекция биологических объектов, содержащих карбонат кальция.

Лабораторные опыты.

1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде

С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися шести лабораторных опытов, четырёх практических работ. Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам «Смеси веществ и их состав» и «Классификация химических веществ».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентовбудут сформированы:

  • чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральныечувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;


Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Обучающийся научится:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты

  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

Фиксация изображений и звуков

Обучающийся научится:

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

Коммуникация и социальное взаимодействие

Обучающийся научится:

  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

  • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Обучающийся научится:

  • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях.

Моделирование, проектирование и управление

Обучающийся научится:

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.


Формирование читательской компетентности,

стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д..

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

  • делать выводы из сформулированных посылок

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • откликаться на содержание текста:

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения.

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать понятия:

  • Вещество. Свойства вещества. Физические и химические явления.

  • Молекулы и атомы. Химический элемент.

  • Абсолютная и относительная атомная масса.

  • Простые и сложные вещества.

  • Период. Группа. Подгруппа. Порядковый номер.

  • Чистые вещества и смеси.

  • Химическая формула, индекс.

  • Валентность, высшая и низшая валентность.

  • Оксиды, кислоты, основания, щелочи, соли.

уметь:

  • называтьхимические элементы, качественный и количественный состав вещества, признаки протекания реакции,

  • определятьметалл и неметалл, состав вещества, простые и сложные вещества, положение элемента в периодической системе, физические и химические явления, чистые вещества и смеси, валентность элемента по ПСХЭ Д. И. Менделеева, атомную и молекулярную массу вещества, класс веществ по составу, свойства кислот и щелочей;

  • составлятьформулы соединений по валентности;

  • давать названия соединениям по международной номенклатуре;


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:

  1. технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

  2. исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.

  3. технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Образовательные пространства реализации программы

Все типы образовательных пространств взаимообусловлены. С точки зрения организации обучения, практики порождают предметные линии (ситемы уроков), а предметные линии насыщают и обогащают практики, учебное занятие рефлексирует пройденный учебный путь, домашняя самостоятельная работа корректирует и направляет дальнейшее движения учащегося в учебном материале, мастерские и консультации позволяют решать индивидуальные проблемы младших школьников в обучении.

Образовательным пространством для реализации предметных линий является урок. Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Основным содержанием урока является применение знаний на практике, их расширение и углубление, проверка знаний обучающихся, что способствует совершенствованию формирования универсальных учебных действийшкольников.

Типы уроков

Виды уроков

1. Уроки изучения нового учебного материала

а) урок-лекция

б) урок-беседа

в) урок выполнения практических работ (поискового типа)

г) урок выполнения теоретических исследований

д) смешанный урок (сочетание различных видов уроков на одном уроке)

2.Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

а) урок решения задач

б) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений)

в) урок - лабораторная работа

г) урок-экскурсия

д) семинар

3. Уроки обобщения и систематизации

4. Комбинированные уроки

уроки

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

5. Уроки контроля и коррекции знаний

а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

б) письменный опрос (индивидуальный)

в) зачет

г) зачетная практическая (лабораторная) работа

д) контрольная работа

е) смешанный урок (сочетание первых трех видов уроков)

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Содержание образования предполагает выделение для школы нескольких разных типов образовательных пространств для обучения детей: предметные линии (уроки), практики, учебные занятия, мастерские, консультации, домашние самостоятельные работы, а также индивидуальные дополнительные (внеурочные) предметные занятия.

Практики - это совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий.

Система уроков (предметные линии) - это совместная постановка учебной задачи, поиск нового способа действия и его рефлексия.

Учебное занятие - совместная (ученика и педагога) рефлексивная оценка достижений учащихся и планирование дальнейших детских действий по работе с текущим учебным материалом.

Мастерская - место для групповых и индивидуальных занятий по запросу школьника, его родителей или по инициативе учителя для ликвидации проблемных ситуаций и трудностей в обучении.

Домашняя самостоятельная работа - индивидуальное самостоятельное движение ученика в учебном материале в соответствии с планом действий, разработанных на учебном занятии.

Консультация - место для обсуждения содержательных вопросов, возникающих у школьников, в ходе выполнения домашней самостоятельной работы.

Дополнительные предметные (внеурочные) занятия - место для работы с детьми, которые имеют дефициты в освоении того или иного учебного предмета в силу пропусков уроков и учебных занятий прежде всего по состоянию здоровья или пропусков школьных занятий по другим причинам.

С целью развития универсальных учебных действий, ключевых (читательской, информационно-коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной) компетентностей применяются учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых действий. Они выстраиваются на предметном содержании и носят надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций

  • ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

  • ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению.

Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативная деятельность: на учёт позиции партнёра; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.

Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оцениваниезадачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.

Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.

Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Рефлексивная деятельность

Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».

В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности.

Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.

Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. С этой целью применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.д.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Дя этого используются приемы: «Лестница успеха», «Оценочные линеечки» «Дорога к «5», «4», «3», «2», «Сажаем Дерево целей», «Лента правил» и др.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективны приемы: незаконченное предложение, тезис, подбор афоризмов (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…), кодированный диктант (вместо слова «да» ставим - 1, вместо слова «нет» ставим - 0).Приемы анализа субъективного опыта«Синквейн» и «Диаманта», помогают выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Системным приемом рефлексии на протяжении всего курса обучения является «Дневник открытий», в котором учащиеся фиксируют все свои «открытия», которые сделали во время изучения темы, выполнения заданий. Фиксация «открытия» может происходить в различных формах: рисунок, стихотворение, знаки, текст и т.д. Обязательным является наличие даты и темы занятия. Также системным итоговым приемом рефлексии является «Самостоятельная оценка успешности обучения учащихся в курсе», при котором в конце каждого учебного года учащиеся самостоятельно ставят себе оценку на основе самоанализа своей учебной деятельности последующим вопросам таблицы:

Моя оценка

Что я узнал(а)

Что я умею

Что я должен(на) был узнать

Какие темы для этого надо повторить

Какими умениями, способами действий должен (на) овладеть

Какие задачи для этого надо решить








ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • текущий контроль:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- самостоятельные работы;

- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • промежуточный контроль:

- тестирование;

- выполнения творческих работ;

- проверочные работы;

- домашние самостоятельные работы;

- лабораторная работа

  • итоговый контроль:

- контрольная итоговая работа;

- защита исследовательских и проектных работ;

Способами оценивания результативности обучения являются:

  • пятибалльная система оценки;

  • тематическая и итоговая контрольная работа

  • тестирование;

  • учебные проекты (творческие работы: исследования и учебные проекты);

  • мониторинг качества знаний;

  • лабораторная работа;

  • практическая работа.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

  • химический диктант;

  • самостоятельная работа;

  • контрольная работа;

  • лабораторная работа;

  • практическая работа

  • устный зачет по изученной теме;

  • тестирование;

  • творческие работы: исследования и учебные проекты.

Нормы и критерии оценивания:

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов:

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Учебно-методический комплекс:

  • Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян.-М.: Дрофа, 2012.-286с.

  • Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ О. С. Габриелян, С.А. Сладков.- М.: Дрофа, 2013

  • Сборник задач и упражнений по химии: 8 кл.: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ Е. В. Савинкина, Н. Д. Свердлова.- М.: Экзамен, 2006.

  • Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова идр.5-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2007

  • Химический эксперимент в школе8 класс / Габриелян О. С, Рунов Н. Н., Толкунов В. И.- М.: Дрофа, 2005.

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

  • мультимедийный проектор;

  • персональный компьютер для учителя;

3.Экранно-звуковые пособия:

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

    1. Материалы и инструменты:

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения. Строение и состав вещества

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Коллекция простых и сложных веществ

3.Лабораторное оборудование для проведения практических работ.

4. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Тема 2.Смеси веществ и способы разделения

1.Коллекция смесей и чистых веществ.

2.Лабораторное оборудование для проведения практических работ.

Тема 3.Состав веществ. Химические знаки и формулы.

1.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

2. Коллекция неорганических и органических веществ

Тема 4.Простые вещества

  1. Коллекция простых веществ (металлов и неметаллов)

  2. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов

  3. Коллекция «Чугуны и стали».

  4. Коллекция «Алюминий его сплавы

Тема 5.Сложные вещества

    1. Коллекция оксидов;

    2. Коллекция кислот;

    3. Коллекция оснований;

    4. Коллекция солей.

5. Помещение для занятий:

  • кабинет химии и кабинет информатики.

6. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • демонстрационный стол;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • тематические таблицы по химии.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература, использованная при подготовке программы

  1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №35» на 2013-2018 гг.

  2. Авторская адаптационная педагогическая разработка «Химия» программа учебного курса В. В.Быковой ,2012г

  3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010.- 78с

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.Асмолов А. Г Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. - С.158.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Химия. 8 кл. Методическое пособие / В. В. Еремин, А. А. Дроздов. - М. : Дрофа, 2013. - 270с

  7. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. -М.:5 за знания, 2007.-112с.


Литература, рекомендованная для обучающихся

1. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа,2012.- 286с

2. Химия.Вводный курс. 7 класс: учебное пособие / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин. - М.: Дрофа, 2006.-159с.


Интернет-ресурсы

  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (school-collection.edu.ru/).

  2. him.1september.ru/index.php- журнал «Химия».

  3. him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку.Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".

  4. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  6. djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарные сроки

уроков

Раздел/

Тема

Кол-во

часов

Результаты обучения

Вид

контроля


Предметные

УУД, компетентности

ТЕМА 1. Предмет химии и методы ее изучения. Строение и состав вещества (9ч)

05.09

1

Предмет химии. Вещества, и их свойства

1

Учащиеся должны знать

понятия:

  • Вещество. Свойства вещества.

  • Физические и химические явления.

  • Молекулы и атомы. Химический элемент.

  • Простые и сложные вещества.

  • Абсолютная и относительная атомная масса.

  • Период. Группа. Подгруппа. Порядковый номер.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

  • называть первые 20химических элементов.

  • определять металл и неметалл, состав вещества по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам, положение элемента в периодической системе,

  • отличать физические явления от химических реакций.

  • различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент».

  • использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Личностные УУД

когнитивный компонент: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

ценностный и эмоциональный компонент: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

деятельностный (поведенческий) компонент:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразющей функции познавательного мотива.

Регулятивные УУД

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умеют самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные УУД

формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; работают в паре - устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные УУД

проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; дают определение понятиям; объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

ИКТ-компетентность

Обращение с устройствами ИКТ:

входят в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещают в информационной среде различные информационные объекты;

Фиксация изображений и звуков:

проводят эксперименты, природного процесса, фиксируют ход и результаты учебно-исследовательской деятельности;

Моделирование, проектирование и управление

проектируют и организовывают свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности: планируют и выполняют учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; используют естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование.

Читательская компетентность, стратегии смыслового чтенияи работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного-ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл: определяют главную тему, общую цель или назначение текста; сопоставляют основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживают соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объясняют назначение карты, рисунка, поясняют части графика или таблицы и т.д.;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации-структурируют текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразуют текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

Работа с текстом: оценка информации оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находят доводы в защиту своей точки зрения.

12.09

2

Свойства веществ, как основа их применения

1

19.09

3

Химический элемент. Простые и сложные вещества. Строение веществ.

1

Химический диктант «История развития химии»

26.09

4

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии»

1

практикум

03.10

5

Химические и физические явления.

1

10.10

6

Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.

1

практикум

17.10

7

Химический элемент. Химический знак.

1

24.10

8

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

1

Творческая работа (сообщение) Этимология элементов (индивидуально)

07.11

9

Абсолютная и относительная атомная масса элемента.

1

Тема 2. Смеси веществ и способы разделения (10 ч)

14.11

1

Чистые вещества и смеси. Типы смесей.

1

Учащиеся должны знать

понятия:

  • Чистые вещества и смеси.

  • Однородные и неоднородные смеси.

  • Массовая и объемная доля вещества

  • Раствор, растворитель, растворимое вещество.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.

  • вычислять массовую долю вещества в растворе и примесей в техническом веществе.

  • готовить растворы с заданной концентрацией

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли.

Личностные УУД

когнитивный компонент: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

ценностный и эмоциональный компонент: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

деятельностный (поведенческий) компонент:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразющей функции познавательного мотива.

Регулятивные УУД

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умеют самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные УУД

формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; работают в паре - устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные УУД

проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя; дают определение понятиям; объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности: планируют и выполняют учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; используют естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование.

Читательская компетентность, стратегии смыслового чтенияи работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного-ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл: определяют главную тему, общую цель или назначение текста; сопоставляют основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживают соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объясняют назначение карты, рисунка, поясняют части графика или таблицы и т.д.;

Работа с текстом: оценка информации оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находят доводы в защиту своей точки зрения.

Химический диктант «Химические знаки»

21.11

2

Объемная доля компонента газовой смеси.

1

Самостоятельная домашняя работа «Кроссворд»

28.11

3

Разделение смесей. Очистка веществ.

1

05.12

4

Практическая работа № 3 «Очистка поваренной соли от примесей».

1

практикум

12.12

5

Растворы, растворитель и растворенное вещество.

1

19.12

6

Контрольная работа № 1. Предмет химии. Смеси веществ»

1

26.12

7

Решение задач с использованием понятия массовая доля растворенного вещества.

1

Уровневая самостоятельная работа (индивидуальная)

16.01

8

Практическая работа №4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

1

практикум

23.01

9

Массовая доля растворенного вещества. Решение задач.

1

30.01

10

Обобщение по темам: «Предмет химии. Смеси веществ. Растворы».

1

ТЕМА 3. Состав веществ. Химические знаки и формулы(2ч)

06.02

1

Химический элемент. Химическая формула.

1

Учащиеся должны знать

понятия:

  • химическая формула, индекс, коэффициент.

  • относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента.

Учащиеся должны уметь:

  • называть химические элементы.

  • определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Личностные УУД

когнитивный компонент: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

ценностный и эмоциональный компонент: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

деятельностный (поведенческий) компонент:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразющей функции познавательного мотива.

Регулятивные УУД

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умеют самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные УУД

формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; работают в паре - устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные УУД

осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; дают определение понятиям; объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

ИКТ-компетентность

Моделирование, проектирование и управление

проектируют и организовывают свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности: планируют и выполняют учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; используют естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование.

Формирование читательской компетентности, стратегии смыслового чтенияи работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного-ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл: определяют главную тему, общую цель или назначение текста; сопоставляют основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживают соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации-используют в тексте таблицы, изображения; преобразуют текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

Работа с текстом: оценка информации оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находят доводы в защиту своей точки зрения.

13.02

2

Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в сложном веществе.

1

Тренинг решения задач

Тема 4. Простые вещества (2ч)

20.02

1

Металлы. Век медный, бронзовый, железный.

1

Учащиеся должны уметь:

  • называть химические элементы

  • определять металл и неметалл.

  • характеризовать свойства металлов и неметаллов.

  • освоить причинно-следственные связи между строением вещества и его свойствами.

Личностные УУД

когнитивный компонент: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

ценностный и эмоциональный компонент: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

деятельностный (поведенческий) компонент:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразющей функции познавательного мотива.

Регулятивные УУД

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умеют самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные УУД

формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; работают в паре - устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные УУД

осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; дают определение понятиям; объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

ИКТ-компетентность

Обращение с устройствами ИКТ:

входят в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещают в информационной среде различные информационные объекты;

Формирование читательской компетентности, стратегии смыслового чтенияи работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного-ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл: определяют главную тему, общую цель или назначение текста; сопоставляют основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживают соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации-структурируют текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразуют текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

Работа с текстом: оценка информации оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находят доводы в защиту своей точки зрения.

27.02

2

Неметаллы. Представители неметаллов.

1

Тема 5. Сложные вещества (11ч)

06.03

1

Валентность. Химическая формула.

1

Учащиеся должны знать

понятия:

  • бинарные соединения

  • валентность, высшая и низшая валентность.

  • оксиды, кислоты, основания, щелочи, соли.

  • номенклатура.

Учащиеся должны уметь:

  • определять валентность элемента по ПСХЭ Д. И. Менделеева,

  • составлять формулы соединений по валентности.

  • называть качественный и количественный состав вещества.

  • давать названия соединениям по международной номенклатуре.

  • определять принадлежность вещества к классу оксидов, кислот, оснований и солей.

  • распознавать кислотыи щелочи с помощью индикатора.

Личностные УУД

когнитивный компонент: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

ценностный и эмоциональный компонент: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

деятельностный (поведенческий) компонент:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразющей функции познавательного мотива.

Регулятивные УУД

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умеют самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные УУД

формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; работают в паре - устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные УУД

проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; дают определение понятиям; объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

ИКТ-компетентность

Обращение с устройствами ИКТ:

входят в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещают в информационной среде различные информационные объекты;

Фиксация изображений и звуков:

проводят эксперименты, природного процесса, фиксируют ход и результаты учебно-исследовательской деятельности;

Моделирование, проектирование и управление

проектируют и организовывают свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности: планируют и выполняют учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; используют естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование.

Формирование читательской компетентности, стратегии смыслового чтенияи работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного-ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл: определяют главную тему, общую цель или назначение текста; сопоставляют основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживают соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объясняют назначение карты, рисунка, поясняют части графика или таблицы и т.д.;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации-структурируют текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразуют текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

Работа с текстом: оценка информации оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находят доводы в защиту своей точки зрения.

13.03

2

Бинарные соединения. Составление формул бинарных соединений. Определение валентности элемента по формуле вещества.

1

Самостоятельная работа. Решение задач.

20.03

3

Оксиды. Состав и номенклатура.

1

тренинг

03.04

4

Кислоты. Состав, классификация и. номенклатура кислот.

1

Лабораторная работа №1 «Изменение окраски индикатора в кислотной среде» (обучающая)

Самостоятельная работа. Составление химических формул по валентности

10.04

5

Основания. Состав, классификация и номенклатура оснований.

1

Лабораторная работа №2 «Изменение окраски индикатора в щелочной среде» (обучающая)

17.04

6

Соли. Состав, классификация и номенклатура солей.

1

тренинг

24.04

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные вещества»

1

самостоятельная домашняя работа

08.05

8

Контрольная работа № 2. Сложные вещества.

1

15.05

9

Коррекция знаний по теме «Сложные вещества».

1

22.05

29.05

10-11

Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.

2

1


© 2010-2022