• Преподавателю
  • Химия
  • Творческая работа «Метод проекта - прогрессивный способ изучения химии в современной школе»

Творческая работа «Метод проекта - прогрессивный способ изучения химии в современной школе»

Сегодня, в мире информационных технологий, в любой практической деятельности человека, насущно стоит вопрос применения метода проекта. Этот метод используют очень широко и не только в области образования, но и в других областях жизнедеятельности. Этим методом проекта пользуются на высоком государственном уровне, в деловых кругах в бизнесе, в шоу бизнесе, в здравоохранении, в сфере защиты окружающей среды, в строительстве и т. д. И это не удивительно, поскольку метод проекта, на мой взгляд, облад...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21








Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3

Творческая работа:

«Метод проекта - прогрессивный способ изучения химии

в современной школе»

Выборова Н.В.















г. Белая Калитва

2012г.


Оглавление:


  1. Введение

  2. Основная часть

1 Значение и формирование ключевых компетенций.

2. Классификация ключевых компетенций

3. Метод проекта - базовая модель образовательного процесса, основанный на формировании общеучебных умений и навыков.

4. Классификация проектов по типологическим признакам.

5. Основные этапы проектной деятельности.

6. Личный опыт по внедрению метода проекта на уроках химии.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы и материалов.

5. Приложение: проекты учащихся (см. электронное приложение).





Введение.

Сегодня, в мире информационных технологий, в любой практической деятельности человека, насущно стоит вопрос применения метода проекта. Этот метод используют очень широко и не только в области образования, но и в других областях жизнедеятельности. Этим методом проекта пользуются на высоком государственном уровне, в деловых кругах в бизнесе, в шоу бизнесе, в здравоохранении, в сфере защиты окружающей среды, в строительстве и т. д. И это не удивительно, поскольку метод проекта, на мой взгляд, обладает большим преимуществом, т. к. здесь разрабатывается теоретическая часть и досконально прорабатывается практическая часть поставленной задачи, проблемы, вопроса.

Метод проекта подразумевает, как индивидуальную работу личности, так и коллективную. Метод проекта может предложить множество подходов к его реализации. Одно остается неизменным - это творческий подход к решению проблемы. Еще одно преимущество этого метода в том, что он подразумевает четкость и конкретность целей, задач, способов достижения результатов, ответственность руководителей, исполнителей, согласованность сроков исполнения. Этот метод актуален и глубоко востребован и в области образования, поскольку позволяет решать в одном проекте множество задач, как интеллектуального, образовательного, воспитательного так и педагогического плана, и служит еще одной формой образовательного процесса.

Практически любую тему в области химии можно осваивать методом проекта но к сожалению, рамки традиционной программы и стандартов образования, а также необходимость усвоения большого объема теоретических знаний, не оставляют на уроках достаточно времени для использования этого метода. Зато для внеклассной работы, а также для работы над рефератами , презентациями этот метод просто незаменим.

Основная часть.

1. При подготовки данного материала я нашла высказывание Яна Амоса Каменского из его книги « Великая диалектика», которым можно обозначить, как краеугольным камнем, на который должен опираться весь процесс образования и которое, как нельзя лучше, подходит к теме моей работы: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…» А от себя бы я еще добавила, что при этом дети сохранили бы и развили в себе замечательное чувство первооткрывателей. Ведь нашей главной фундаментальной задачей была и остается: « Научить каждого школьника учиться». И надо с горечью признать, что в этом мы пока не достигли значительных результатов.

Следует сразу сказать, что метод проекта позволяет решать многие вопросы сформированности общеучебных умений и позволяет их применять на практике, учит прогнозировать и давать правильную оценку изучаемым явлениям. Этот метод позволяет не догонять движущийся с сумасшедшей скоростью прогресс, а идти в ногу с ним, а при правильном планировании и организации проектной деятельности, порой, и забегать вперед. И метод проекта, как раз, призван научить ребят применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях.

Сегодня, в век информации, информационных технологий, как никогда, нужны не только знающие специалисты, но люди, обладающие определенным набором компетенций, которые необходимы для успешной реализации современных профессий.

В 1996г Совет Европы вводит понятие « ключевые компетенции», которые должны рассматриваться как желаемый результат образования, соответствующий новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям. В докладе Жака Делора президента Международной комиссии Юнеско по проблемам образования в 21 веке, были сформулированы « 4 столпа», на которые должно опираться образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. На сегодняшний день существенным становиться не только что нового узнал учащийся, но и чему он научился. Компетентный подход позволяет развивать у учащихся способность к учению, т. е. научиться учиться. И приоритетное место среди ключевых компетенций отводиться компетенции в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

Качество образования, с точки зрения психологии-это:

  • - успешная конкурентная способность;

  • - адаптация к изменяющимся условиям среды;

  • - способность преобразовательной активности;

  • - сотрудничество в различных сферах деятельности.

С точки зрения педагогике, качество образования - это:

  • - уровень обученности учащегося;

  • - уровень личностного развития.

Ключевой характер учебно- познавательной компетенции подразумевает непосредственное управление учителем этим процессом. Авторы стратегии модернизации содержания общего образования в нашей стране считают, что в структуре ключевых компетенций должны быть представлены компетентности в различных сферах деятельности:

  • -самостоятельной познавательной;

  • -гражданско-общественной;

  • -социально-трудовой;

  • -бытовой и культурной.

2. Учителю следует обратить внимание на формирование тех компетенций, которые необходимы учащимся для дальнейшего обучения и профессионального развития, социальной адаптации в современном мире. К данной категории относятся учебно-познавательные, гражданско-политические, информационные и коммуникативные, социально-трудовые компетенции.

К учебно- познавательным относят компетенции ученика в сфере познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации планирования идей, анализа, рефлексии и самооценки деятельности, интеллектуальные способности к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненные установки и готовность к дальнейшему самообразованию. А это включает в себя: самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности, решение задач творческого и поискового характера, умение выделять и анализировать причинно-следственные связи.

Гражданско-политические компетенции связаны с ценностными ориентирами школьника, его способностью выражать свою гражданскую позицию, осознавать свою роль и предназначение в обществе, умением выбирать целевые установки для своих поступков.

Информационные и коммуникативные компетенции предполагают способность и готовность отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Сформированность коммуникативных компетенций предусматривает владение необходимыми языками, способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе. А именно, умение перефразировать мысль (объяснить другими словами), перевод информации из одной знаковой системы в другую, использование мультимедийных и компьютерных ресурсов для создания базы данных, презентации результатов, приобретения опыта публичных выступлений.

Толерантные - это общекультурные компетенции, сформированные на основе умений выслушать и принять мнения, решения, поступки других людей, тем самым обогатить себя новыми знаниями и взаимоотношениями.

Социально-трудовые компетенции означают применение знаний и опыта в сфере общественных отношений, в вопросах экономики, права, в области профессионального самоопределения.

Формирование ключевых компетенций осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности учащихся. Развитие компетенций происходит не только при изучении учебных дисциплин, но и в процессе общественно-политической, трудовой, культурно - досуговой деятельности учащихся.

В школьном образовании химия-это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства формирования основных компетенций, усвоение химических знаний способствует формированию компетентности школьника.

Естественно -научная грамотность (РIZА) определяет компетентность как: способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов. Для определения уровня сформированности естественно-научной грамотности исследуются следующие умения учащихся:

  • -использование естественно-научных знаний в жизненных ситуациях;

  • -выявление особенностей проведения естественно-научных исследований;

  • -умения делать выводы на основе полученных данных;

  • -умения сформулировать ответ в понятной для себя и других форме.

Все это является важным моментом в измерении ключевых компетенций. В частности, речь идет о создании портфолио. Портфолио - это совокупность работ учащихся, которая демонстрирует их достижения в определенных областях знаний. В портфолио фиксируются различные успехи школьника, в том числе участие в проектной деятельности, успешность изучения элективных курсов, результаты исследовательских работ, обучение в учреждениях дополнительного образования, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д. На основе анализа портфолио можно сделать вывод о сформированности основных компетенций школьника. Здесь уместно сказать о необходимости перехода от оценки изолированных умений к комплексной оценки, поскольку компетентность интегральна по своей сути. И поэтому для старшеклассников необходимы интегрированные задания, которые формулируются в виде межпредметных задач, т. е. в их содержание включают учебный материал из других областей знаний с указанием возможностей его использования в обыденнопрактической и производственной деятельности.

Компетентность проявляется только в конкретной ситуации. Не проявленная компетентность-это, по сути, скрытая возможность. Поэтому целесообразно продумать соотнесение учебного материала с проблемами, возникающими в реальной жизни. В этой связи важно более активно применять в учебной деятельности метод проекта.

А координационная деятельность учителя в работе над проектом приведет к закономерно высоким результатам.



3. Метод проекта хорошо вписывается в модель содержания учебно-познавательной компетенции, которая на сегодняшний день является базовой моделью образовательного процесса, т.к. охватывает широкий круг вопросов входящих и составляющих данную модель. Это социальная и личностная значимость компетентности, т.к. предполагает фактор академической мобильности ученика, проще говоря, успешности его учебы в школе, его профориентацию, готовность продолжения обучаться в учреждениях профессиональной мобильности. Данный метод дает совокупность знаний, умений и навыков, входящих в учебно-познавательную компетентность. Ведь владение учебно-познавательной компетентностью предполагает наличие особым образом организационных знаний декларативного характера (о фактах, законах, теориях, понятиях), позволяющих применять их при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем. А это, в свою очередь, составляет образно-концептуальную модель, которая может быть представлена своеобразной пирамидой, «венцом» которой является ценностно-ориентирующий уровень убеждения, эмоционально-ценностные установки, знания высших образцов познавательной деятельности; «плотью» ее является теоретико-информационный уровень (знания о законах, теориях, способах и приемах познания, учения; «основанием» будет служить технико-технологический уровень общеучебных умений, готовность применить различные техники и технологии познания. Общеучебные умения и навыки как универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, с одной стороны, являются компонентом основания пирамиды, а с другой - в них представлены основополагающие требования «венца» и «плоти» учебно-познавательной компетентности.

Общеучебные умения можно классифицировать на три большие группы:

1.Учебно-информационные умения:

  • - умения работать с письменными текстами;

  • - умения работать с реальными объектами как источниками информации;

  • -умения работать с устными текстами.

2.Учебно-управленческие умения.

3.Учебно-логические умения:

  • - анализ и синтез;

  • - сравнение;

  • - обобщение и классификация;

  • - определение понятий;

  • - доказательство и опровержение;

  • - определение и решение проблем.

В состав управленческого цикла включают следующие виды управленческой деятельности:

  • - планирование, т. е. определение целей и средств их достижения;

  • - организация, т. е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;

  • - контроль, т.е. информация о процессе выполнения намеченных планов;

  • - регулирование, т.е. корректировка планов и процессов их реализации.

Итак, под учебно-управленческими умениями следует понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся. Соответственно, проектную и исследовательскую деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в школе развивать у учащихся учебно-познавательную компетентность. Она как раз и содействует направлению усилий ученика на решение личностно интересной и социально актуальной проблемы. При работе над проектом, если он неиндивидуальный, объединяются учащиеся с разными учебными возможностями, среди которых есть и неготовые к самостоятельной исследовательской, творческой деятельности, которые очень часто играют роль статистов. Поэтому учителю важно подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. На этапе внедрения проектной технологии учитель выполняет организующую и направляющую функцию, задачи проекта должны быть посильными, а форма - знакомой.

В идеале, организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся предполагает реализацию трех основных векторов работы в школе по обеспечению управленческо - методического сопровождения:

  • - разработка и внедрение внутришкольных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развития данного направления общеобразовательного процесса;

  • - формирование и внедрение методических рекомендаций учителям, выступающим в качестве научных руководителей и консультантов проектных и исследовательских работ учащихся;

  • - создание и внедрение в образовательный процесс дидактических рекомендаций учащимся, осуществляющим исследовательскую деятельность, разрабатывающим учебные проекты.



4. Можно предложить классификацию проектов по следующим типологическим признакам:

1.По доминирующей в проекте деятельности:

  • - исследовательские проекты;

  • - творческие проекты;

  • - ролевые, игровые;

  • - ознакомительно-ориентировочные проекты ( информационные);

  • - практико-ориентированные (прикладные) проекты.

2.По предметно-содержательной области:

2.1.Монопроекты:

  • - литературно-творческие;

  • - естественнонаучные;

  • - экологические;

  • - языковые (лингвистические);

  • - культурологические;

  • - спортивные;

  • - географические;

  • - исторические;

  • - музыкальные.

2.2.Межпредметные.

3.По характеру контактов:

  • - внутренние или региональные (в пределах одной страны);

  • - международные (участники проекта являются представителями разных стран).

4.По количеству участников:

  • - личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах страны);

  • - парные (между парами участников);

  • - групповые (между группами участников).

5.По продолжительности выполнения проектов:

  • - краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы);

  • - среднесрочные (от недели до месяца);

  • - долгосрочные (требуется значительное время для поиска материала, его анализа и т.д.) от месяца до нескольких месяцев.





5. Следующий вопрос, который подлежит рассмотрению - это основные этапы проектной деятельности.

1.Тромплин исследования. Данный этап рассматривается, как отправная точка исследования. Особое внимание уделяется ее значимости для исследования - это цели, задачи, основополагающие условия и требования. На этом этапе выдвигаются гипотезы, справедливость которых предстоит проверить в ходе исследовательской деятельности.

2.Как найти и обозначить тему для проекта? На этом этапе обосновываются и иллюстрируются требования к выбору темы исследования.

3. «Почему?» и «Для чего?» - два кита исследовательской деятельности. Актуальность, насущность, практическая значимость, связанные с получением данных, ставятся во главу угла проектной деятельности.

4.Общее и частное в исследовании. При определении объекта и предмета исследования подчеркивается, что предмет - это не кусок, отрезанный от объекта и не его часть, а способ или аспект рассмотрения, связанный единым форматом исследования.

5.Следующие шаги. Предполагаются следующие пять шагов исследовательской деятельности:

  • - постановка целей и задач исследования;

  • - формулировка гипотезы:

  • - определение методов;

  • - планирование;

  • - распределение ролей при работе в команде.

6.Обзор информационных источников - одна из составляющих исследовательской работы. В этой самой большой по объему части названы и прокомментированы ключевые типы литературных источников информации, основные разновидности чтения, важнейшие способы первичного фиксирования информации(планы, тезисы, конспект, выписки, цитирование письменного текста) и приоритетные виды обобщения сведений(аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики). Кроме того, приведены современные правила библиографического описания литературных источников информации.

7.Эксперимент и исследование. В этой части содержатся рекомендации по планированию, выбору методов эксперимента, раскрываются требования к проведению основного (технологического) и аналитического этапов.

8.Заключение. Здесь отражаются основные результаты исследования, определяется тип работы (доклад, обзор, отчет, реферат и т. д.)

9. Оформление и презентация проекта. Этому разделу уделяется особое внимание, т.к. именно наглядно показывает результаты всей работы. И конечно же, из всевозможных форм представления проекта предпочтение отдается устной защите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате Power Point .

Примерная схема защиты проекта.

  1. Постановка проблемы, ее актуальность.

  2. Выдвинутые гипотезы, аргументация их положений.

  3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

  4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки.

  5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

10. Анализ и рецензия проекта - немаловажный аспект. Отметить положительные и наиболее удачные моменты проекта и его презентации, а так же ряд замечаний и рекомендаций дает хороший урок для дальнейшей еще более успешной работы, усовершенствует методы анализа и не только для конкретных ребят. Это является направляющей и определяющей стезею для других учащихся.

Рекомендуемые критерии оценивания презентации проекта:

  1. Достижение цели проекта.

  2. Полнота изложения темы.

  3. Технологичность (наличие сценария).

  4. Владение терминами при изложении темы.

  5. Владение техническими средствами.

  6. Актерское мастерство.

  7. Использование компьютерной графики.

  8. Оригинальность и авторский стиль.

11. Портфолио образовательных достижений учащихся. Портфолио, как внутришкольный способ фиксирования, накопления и характеристики индивидуальных образовательных достижений учащихся, позволяет учитывать результаты достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности и является одним из средств компетентностного подхода к образованию. И выполненный проект займет достойное место в портфолио каждого учащегося.

Для написания проекта (реферата) можно предложить следующий алгоритм:

1. Прочтите тему.

2. Определите проблему.

3. Определите объем статьи, выступления.

4. Установите основные понятия темы.

5. Изучите проблему по литературным источникам, средствам массовой информации, Интернету и т. д .

6. Проанализируйте статистические данные и фактический материал по теме.

7. Систематизируйте отобранный материал.

8. Составьте черновик текста.

9. Откорректируйте текст.

10. Приготовьте материалы для демонстрации, выступления, представления учителю или публикацию.

Можно предложить последовательность этапов проектной деятельности как для ученика, так и для учителя. И тогда это будет выглядеть следующим образом:

Таблица

Для учителя:

Для ученика:

На этапе погружения.

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

-формирует проблему проекта или сюжетную ситуацию.

- осуществляют личностное присвоение проблемы или

вживание в ситуацию.

Организационная деятельность:

- организует группы;

- планирует деятельность по решению задач проекта.

- выбирают себе группу;

- планируют работу.

Осуществление деятельности:

- не участвует, но ненавязчиво контролирует.

- работают в соответствии с планом, добывают недостающие знания.

Презентация:

-подводит итоги обучения;

- оценивает умения общаться, обосновывать свое мнение, делать выводы.

- демонстрируют понимание проблемы; дают взаимную оценку деятельности;

- проводят рефлексию деятельности и результата.

6. Метод проекта в своей практике я использую уже шестой год на уроках химии в 11 классе. В программе профильного курса есть актуальные, злободневные темы: «Химия и производство», « Химия и сельское хозяйство», «Химия и охрана окружающей среды» и т. д. Именно эти темы ложатся в основу проектной деятельности учащихся. Работа над проектом начинается в конце третьей четверти, перед каникулами, с того момента, когда я делю класс на пять групп. Группы делю поровну строго в алфавитном порядке. Никакие реплики типа: «С этим быть в одной команде не хочу» мною не принимаются. Потому как считаю, что ребята стоят на пороге взрослой, самостоятельной жизни. А в жизни далеко не всегда везет учиться и работать только с приятными людьми и потому надо научиться работать с разными людьми. В каждой группе я назначаю научного руководителя. Далее даю ребятам 1-3 мин. времени на обсуждение и выбор темы. Затем, я объявляю каждой группе сроки выполнения и презентации проекта. А это 6-8 недель. Настоятельно рекомендую ребятам плодотворно использовать каникулярное время, т.к. в мае месяце у каждой группы будет только один урок для презентации своего проекта. После выбора темы и определения сроков презентаций я рассказываю об основных требованиях к проекту. И вся дальнейшая работа - это их творчество. Они сами решают, в какой форме и как подавать проект. Каждый научный руководитель ищет свои способы решения проблемы: кто-то рискует взвалить всю работу на себя (от чего я сразу стараюсь предостеречь их, т.к. из-за видимости легкости работы над проектом, можно будет потом «разбить себе лоб»). Кто-то, познакомившись поподробнее с темой, советует каждому из своей группы определиться с рядом конкретных вопросов и тогда каждый отвечает только за свой вопрос. А кто-то идет еще дальше: он редактирует полученный ребятами материал и делает из него одно целое. И это, на мой взгляд, «высший пилотаж». Если лидер выбран правильно, то он сплачивает и объединяет вокруг себя и середнячков и тех, кто по слабее, грамотно распределив нагрузку: самым слабым учащимся достаются самые легкие вопросы и ставит перед ними посильные задачи. А себе забирает львиную долю самых сложных вопросов. Причем такие лидеры всегда умеют показать всех членов своей команды в наиболее привлекательном свете. И у таких групп получаются самые интересные проекты.

После презентации проекта начинается его обсуждение. И, конечно, начинаем дискуссию с того, что удалось. Затем, переходим к тому, а что бы хотелось изменить, дополнить. Ребята всегда подмечают самые лучшие моменты в проекте и вносят конструктивные замечания и предложения, которые в обязательном порядке возьмут себе на заметку следующая группа. Всегда есть две группы, которые приятно удивят своими презентациями: и интересным материалом, в котором будут рассмотрены положительные и отрицательные стороны вопроса, и формой презентации своего проекта. Проблема будет освещена всесторонне, увлекательно и полноценно.

Мотивация к работе над проектом тоже весомая и она оговаривается на первом уроке при выборе темы проекта. Если группа сработает хорошо и каждый из команды за свой вопрос, над которым он работал, получит «5», то вся группа за слаженность в работе, получит еще одну дополнительную «5». Ребята понимают насколько это для них важно, ведь это их последние оценки, которые могут повлиять при выставлении полугодовых и годовых оценок и в мае месяце у них есть только один урок.

Могу предположить, что пройдя такую школу работы над проектом ребята приобретут неоценимый опыт не только в освоении и овладении таким замечательным методом, но и накопят необходимый опыт создания деловых, коммуникативных и руководящих навыков. Этот метод дает каждому учащемуся возможность самореализоваться, самоутвердиться, выработать ответственность за порученное дело, ответственность перед группой, развивает умения и навыки коллективной работы. В свою очередь, хочу добавить, что постараюсь и дальше расширять свои знания и еще более активно внедрять свой опыт в развитие этого замечательного метода.

Метод проектов, называемый технологией четвертого поколения, реализует личностно - деятельный подход в обучении. Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижения общего результата. Непременное условие проектной деятельности - наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.






Список используемой литературы и материалов:


  1. «Об организации проектной деятельности учащихся». О.В. Богомолова. Журнал «Химия в школе» № 2/2008.

  2. «Великая дидактика» Ян Амос Каменский.

  3. Материалы краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» периода 2008/2009 уч. года: «Новое качество образования. Компетентностный подход» Т.В. Сажнева.

  4. «Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения» М.М. Шалашова. Журнал «Химия в школе» № 10/2008.






© 2010-2022