• Преподавателю
  • Химия
  • Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли»

Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли»

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по химии в 8 классе по теме

«Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли».



Цель урока:

1. Рассмотреть свойства, способы получения кислот, кислотных оксидов, солей.

2. Развивать умение групповой, индивидуальной и исследовательской работы.

Задачи урока:

1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала углубить знания учащихся о свойствах и способах получения кислот, кислотных оксидов, солей, отработать умение составления уравнений химических реакций.

2. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развивать способность делать умозаключения и выводы.

3. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство коллективизма при работе в парах группах, уверенность в своих силах.

Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.

Оборудование:

1. Реактивы (10%-ный растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксид натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорид бария, медь. цинк, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);

2. лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);

3. дидактический материал (таблица растворимости, плакат "Химические свойства кислот", карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием);

4. ТСО: интерактивная доска, презентация урока, мультимедийные программы.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы.

III. Обобщение и систематизация знаний.

IV. Первичный контроль знаний.

V. Информация о домашнем задании

VI. Подведение итогов урока, выставления оценок.

VII. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки. Раскрытие целей и задач урока.

Девиз урока: Я хочу начать наш урок с эпиграфа: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность». Это изречение принадлежит лауреату Нобелевской премии, драматургу Б. Шоу.

Эмоциональный настрой на урок: (под шум моря)

Перед тем как начать урок, давайте создадим положительный настрой. А для этого закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся на морской берег. Послушайте дыхание моря, почувствуйте запах морского бриза. Вдохните глубоко этот свежий и чистый аромат! Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вы спокойны, добры, приветливы, у вас прилив сил, вы настроены на работу. Я желаю вам хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» - вы откроете глаза.

II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы.

Учитель: Ребята, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие по «Царству Кислот, Солей и Кислотных оксидов». И в конце нашей экскурсии вы обязательно найдете настоящий клад с сокровищами! Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, готовы ли вы к путешествию, и для этого соберем определенный багаж знаний.

Задание№1 «Химическая корзинка- разминка»

Блиц-опрос:

1. Что называют кислотами?

2. Какова классификация кислот?

3. Что называют кислотными оксидами?

4. Что называют солями?

5. Что называют индикаторами? Какие вы знаете индикаторы?

6. Что называют реакцией нейтрализации?

Задание№2 « Блеф-диктант»

При правильном утверждении-1; при неправильном утверждении-0:

Я утверждаю, что:

1. Азотная кислота-это двухосновная, бескислородная кислота.

2. Кислота окрашивает лакмус в красный цвет.

3. Медь взаимодействует с соляной кислотой.

4. При взаимодействии кислотного оксида с водой образуется кислота.

5. Соль серной кислоты называют карбонатом.

6. В результате реакции нейтрализации образуется только соль.

7. При взаимодействии цинка с серной кислотой выделяется водород.

8. Оксиду серы (IV) соответствует серная кислота.

Ключ к ответам: 0,1,0,1,0,0,1,0

Критерии выставления оценок:

Оценка «5»- 0 ошибок

Оценка «4»-1-2 ошибки

Оценка «3» -3-4 ошибки

Оценка «2» -5 и более ошибок

III.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:

Ну что ж необходимый багаж знаний собран и мы двигаемся в путь!

И первая наша остановка на границе в « Царство Кислот, Солей и кислотных оксидов». И так проходим таможенный контроль.

А) индивидуальные задания

Представители каждой группы выполняют индивидуальное задание у доски:

Карточка№1:

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота (НСl): СаО, СО2, Нg, КОН, NaCl, Zn, АgNO3 ? Запишите возможные уравнения реакций.

Карточка№2:

При взаимодействии 10 г. цинка с соляной кислотой выделился водород. Определите объем и количество вещества водорода?

Карточка№3:

Закончите возможные уравнения реакций:

ВаСl2+H2SO4-------

Cu+ HCl-------

KOH+HNO3---------

CO2+H2O---------

Na3PO4+H3PO4---------

Б) Работа в группах:

Карточка №1:

Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делается? Почему сосуд нельзя наполнять кислотой до верху?

Карточка №2:

Двум ученикам нужно разбавить концентрированную серную кислоту. Ученик №1 взял хим. стакан с конц. серной кислотой и налил туда воды…

Ученик №2 сделал иначе: Он взял сосуд с водой и налил туда серной кислоты….

Кто из учеников получил ожог серной кислотой? Ответ обоснуйте.

Карточка №3:

Почему даже небольшой ожог плавиковой кислоты (фтороводородной кислоты) может вызвать летальный исход? Ответ обоснуйте.

Учитель: Границу мы преодолели, и мы продолжаем экскурсию по «Царству Кислот и Солей и Кислотных оксидов» и первая наша остановка в «Храме экспериментов».

Групповая работа: (исследовательская работа)

Группа №1:

В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: щелочь, кислота, соль. Определите в какой из пробирок находится каждое из веществ при помощи лакмуса. Сделайте вывод.

Группа №2

С какими из предложенных металлов (медь, цинк, железо) будет реагировать соляная кислота. Записать возможные уравнения реакций. Сделать вывод.

Группа №3:

Дан набор реактивов: НCl, Н2SO4, Н2О, ВaCl2. Определите в какой из пробирок находиться серная кислота (Н2SO4 ). Запишите уравнение реакции, укажите признак реакции.

Учитель: А сейчас следующим этапом нашего путешествия будут «Химические игры»:

Игра №1 «Химический светофор»

Задание: Определите к какому классу относится формула данного вещества: сульфат калия, серная кислота, углекислый газ, фосфорная кислота, карбонат натрия, нитрат меди, оксид серы (VI), угольная кислота, оксид фосфор. (За неправильный ответ штрафной вопрос).

Карточки:

Красная- кислота

Желтая- кислотный оксид

Зеленая- соль

Игра №2 «Черный ящик»

Задание: Определите вещество:

1.Некоторые голожаберные моллюски, защищаясь, выделяют из своих желез вещество, воздействующее на кожные покровы и органы обидчика.

2.Об этом веществе говорят «хлеб химии».

3.Перевозят это вещество в стальных или алюминиевых цистернах.

4.Р.Вуд сделал, с помощью этого вещества, химическую грелку.

5.Называли его еще «купоросным маслом». Соли этого вещества: «глауберова», «бариевая каша», гипс, купорос.

6. Сиропообразная жидкость, тяжелее воды почти в два раза.

7.Электролит для аккумуляторов.

Ответ: серная кислота.

Игра №3 « Химический тир»

Задание: Необходимо поразить движущую цель (приложение- программа «По оксидам пли!»)

IV. Первичный контроль знаний

Учитель: Для того чтобы вернуться домой мы должны заполнить «Декларацию знаний».

Так что заключительным этапом нашей экскурсии является Мини- тест

Тест по теме: «Обобщение знаний по теме: Кислоты, соли»

В а р и а н т 1.

1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:

а) SO3; в) К2О. в) Na2O;

2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах кислот лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) красный.

4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?

а) Натрий; б) серебро; в) цинк.

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.

В а р и а н т 2.

1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:

а) СаО; б) K2О; в) СО2;

2) В результате взаимодействия оксида фосфора с водой образуется:

а) щелочь; б) кислота; в) соль.

3) В растворах кислот фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный (цвет не меняет); б) оранжевый; в) красный

4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?

а) Сильная;

б) двухосновная;

в) бескислородная.

5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?

а) Н2О + SiО2;

б) Ag + H2SO4 (разб.).

в) Zn + НСl;

И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке(рис. 2). А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.

Оформление ответов:

Рис. 1. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний - «б», нижний - «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке

V. Информация о домашнем задании

Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».

Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправитесь на поиски:

SО3 + H2O -> А;

СаО + H2O -> В;

А + В -> С.

О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.

VI. Подведение итогов урока, выставления оценок.

Дорогие ребята! А теперь я открою вам секрет, про который я говорила в начале урока: вы действительно нашли самый настоящий клад с сокровищами и эти сокровища ваши знания, которые вы добыли сами!

А) Оценка своей деятельности.

1. На уроке я работал(а) активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал(а) / устал(а)

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен \ не понятен \интересен \скучен

Б) «Лестница успеха»

Необходимо оценить, на какой ступеньке вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты и свой уровень знаний по этой теме.

"Волшебная лестница знаний":

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по "Волшебной лестнице знаний":

Притча

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как на каторге?

(Поднимают красные кружочки.)

- Кто работал добросовестно?

(Поднимают желтые кружочки.)

- Кто принимал участие в строительстве храма?

(Поднимают зеленые кружочки.)

© 2010-2022