Характерные черты личностно-ориентированного урока

В данной публикации рассмотрены следующие методические вопросы: 1.     использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания учащихся; 2.     целевые ориентиры учебного занятия личностно-ориентированного направления; 3.     принципы построения учебно-­воспитательного процесса на уроке; 4.     примеры применения технологических приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся.  Приёмы и методы актуализации субъектного опыта учащихся рассмотрены на примере темы «Предельные углеводороды».
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Характерные черты личностно-ориентированного урока.

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания учащихся ставит следующие задачи:

  1. выявить характерные черты личностно-ориентированного урока

  2. определить и опробовать на учебных занятиях приёмы и методы актуализации субъектного опыта ребёнка

  3. выяснить и использовать возможности создания ситуации индивидуального и коллективного выбора для учащихся в учебно-воспитательном процессе

  4. разработать схему педагогического анализа и самоанализ личностно-ориентированного урока.

В характерные черты урока входят:

Замысел, целевые ориентиры, принцип содержания, способы организации, критерии анализа и оценка эффективности личностно-ориентированного урока.

Замысел личностно-ориентированного урока заключается в создании условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно только в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут выбраны следующие:

  1. формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта

  2. оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов

  3. содействие ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

1. Принцип самоактуализации.

Я стараюсь верить в возможности каждого ребёнка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика Е.В. Бондаревской, является системо-образующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях я стараюсь создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельность.

3. Принцип субъектности. Я стремлюсь строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися. Я помогаю ученикам осваивать· субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Я организую процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путём актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.

4. Принцип выбора «Я есть мой выбор» - утверждает известный французский философ и писатель Жан-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребёнок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной про граммы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способы их выполнения.

5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребёнка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот атмосфера доверия и поддержки максимальных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребёнка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности.

Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения несколько обязательных моментов. К ним относятся следующие:

  1. проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;

  2. применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

  3. использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога.

  4. создание для учащихся ситуации успеха;

  5. проявление доверия в учебных взаимодействиях коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнений.

  6. избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке

  7. использование учащимися таких оборотов, как «я полагаю, что ...», «мне кажется что ...», «по моему мнению», «я думаю что ...» и др.

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке;

а) обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта: б) сформированность учебной деятельности

учащихся и индивидуального стиля познания

в) проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей

В процессе проведения личностно-ориентированных учебных занятий я осознала необходимость приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся практически на всех этапах урока.

Вот некоторые примеры применения технологических приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся. Опыт убеждает, что актуализация познавательной деятельности на уроках в старших классах способствует лекционно-семинарская система. Эта система включает 4 основных типа урока.

  1. объяснение нового материала. Урок лекция, где охватывается несколько тем

  1. комбинированное семинарское занятие с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся

  1. урок тематического зачёта

1У. лабораторно-практические занятия. Например:

План изучения темы «Предельные углеводороды»

1-2. уроки: обзорная лекция, содержание которой позволяет дать целостное представление о предельных углеводородах (состав, строение, свойства, применение в народном хозяйстве)

3.семинар по совершенствованию знаний по данной теме.

4. практическое занятие «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах

  1. практикум по решению задач

  2. урок тематического зачёта

Самое важное, что ученики видят конечную цель своей работы и путь, по которому им предстоит идти к этой цели. Подача материала «крупным блоком» позволяет освободить время для изучения темы каждым учеником непосредственно на уроке под руководством учителя.

© 2010-2022