Проект Экологические проблемы селаАртюховка

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название проекта

«Экологические проблемы села Артюховка»

« Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и, сразу же, приводи в порядок свою планету». А. Экзюпери.

Цель: Развитие способности познавать и обобщать экологические знания и практические умения по изучению и оценки состояния окружающей среды своего поселка, проведение работы по ее улучшению. Формирование экологической этики.

Исполнители проекта

Роли в команде

Ученик № 1

Ученик № 2,3

Ученик № 4,5,6

Координатор

Работа с информацией: собрать информацию о видах загрязнений в селе

Исследовательская работа по:

а) изучить различные виды загрязнений природных объектов;

б) общее исследование качества речной воды;

в) выявить влияние загрязненного воздуха на человека;

г) выполнить отчёт о ходе выполнения проекта.

Разработан: Учащиеся 9-11 классов в МКОУ «Артюховская СОШ»

Руководитель проекта: Манжосова Галина Федоровна учитель биологии и химии.

Задачи проекта:

расширение знаний учащихся путем изучение природы своей малой Родины средствами экологии и краеведения;

формирование нравственной экологической позиции личности;

развитие личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;

включение детей и подростков в экологически ориентированную деятельность;

уметь оценивать и анализировать экологическую обстановку в селе обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате проведённых исследований;

прогнозировать результаты деятельности человека по отношению к природе и самому себе, как частице природы.

Содержание:

1. Введение

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть (исследовательская работа) :

а) изучить различные виды загрязнений природных объектов;

б) общее исследование качества речной воды;

в) выявить влияние различных загрязнений на человека.

4. Заключение

5. Список литературы.

6. Приложения: результаты исследования.

Краткое описание проекта

(обоснование важности)

Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня её чаще называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем - экологическая. Окружающая нас природа серьёзно больна. Многие страны мира сталкиваются с серьёзными проблемами нехватки чистых пресных вод. Масштабы исследования водных ресурсов быстро увеличиваются. Это связано с ростом населения и увеличением санитарно - гигиенических условий жизни человека, развитием промышленности и орошаемого земледелия. Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызывается её растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производства и коммунальных сточных вод. Бактериальное загрязнение её ядовитые химические вещества приводят к омертвлению водоёмов. В реки и озёра поступают и вымываются из почвы дождями минеральные удобрения, нитраты и фосфаты, которые в больших концентрациях способны резко изменять видовой состав водоёмов, а также различные ядохимикаты - пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми - вредителями.

Проект включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей страны и нашего села. В ходе реализации проекта учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Проект призван через проведение исследований, наблюдений подвести к пониманию и осознанию экологических проблем. Это служит для воспитания экологической этики, привития с раннего возраста этических норм признания ответственности за использование природных ресурсов Земли и необходимости сделать жизнь гармоничной. Это планируется с помощью совместных действий учеников, учителя.

Теоретическая часть.

Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины - мы оставляем в ней сияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету…..

Охрана окружающей среды - «экология» - наука о среде обитания человека, животных и растений, о закономерностях животной природы во взаимодействии с человеческой деятельностью. Это наука о доме, в котором живёт человечество, наука о строении и развитии планеты Земля. Поэтому тема о состоянии окружающей среды всегда очень актуальна и остра.

Основным и самым мощным источником загрязнения села является выбросы в атмосферу от автотранспорта. Детали от машин, брошенные на почве, с/х техника находящаяся под открытым небом, и просто лежащая, где попало - всё это подвергается коррозии, в результате чего железо и другие металлы попадают в почву. Таким образом, в почве накапливаются соединения мышьяка, ртути, меди и др. Поблизости от автомобильных трасс в почве наблюдается повышенное содержание свинца.

Вторым источником загрязнения являются промышленные и бытовые отходы по количеству вредности представляющую значительную опасность для населения.

Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня её чаще называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем - экологическая. Окружающая нас природа серьёзно больна. Многие страны мира сталкиваются с серьёзными проблемами нехватки чистых пресных вод. Масштабы исследования водных ресурсов быстро увеличиваются. Это связано с ростом населения и увеличением санитарно - гигиенических условий жизни человека, развитием промышленности и орошаемого земледелия. Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызывается её растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производства и коммунальных сточных вод. Бактериальное загрязнение её ядовитые химические вещества приводят к омертвлению водоёмов. В реки и озёра поступают и вымываются из почвы дождями минеральные удобрения, нитраты и фосфаты, которые в больших концентрациях способны резко изменять видовой состав водоёмов, а также различные ядохимикаты - пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми - вредителями.

При ведении сельского хозяйства могут происходить негативные процессы:

- накопление нитратов и нитритов в почве и растениеводческой продукции из - за одностороннего применения азотных удобрений;

- постоянное закисление почв;

- загрязнение почв радионуклеидами, тяжёлыми металлами, пестицидами, снижение подвижных форм питательных веществ из-за 3-4 кратного снижения объёмов применения удобрений.

Основными источниками загрязнения окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства являются остатки пестицидов и минеральных удобрений, отходы крупных животноводческих ферм, личных подсобных хозяйств и коммуникаций.

Природоохранные требования по применению агрохимикатов:

- определение норм, сроков, техники внесения минеральных удобрений и средств химизации с учётом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов.

При осущестлении хозяйственной деятельности необходимо препятствовать загрязнению поверхностных

Нам кажется, что каждый человек хоть раз должен серьёзно задуматься об окружающей среде, в которой он живёт. Много людей пыталось разобраться в этом. Эта тема важна тем, что если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей страны, то будет поздно. А поздно будет, потому, что мы уже ничем не сможем помочь не людям, не природе, которая нас окружает.

Актуальность проекта.

Почему ухудшается экология?

Возможно ли формирование у человека экологической культуры без элементарных научных знаний о природе?

Нужно ли знать историю своего края, своей малой Родины?

Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у ребят к познанию природы, растительного мира, повышение экологической грамотности.

Большую роль в экологическом образовании школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на уроках и занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка школы позволит детям и родителям под руководством педагогов - экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Проект позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды.

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов и учеников.

Результаты исследования

Улучшению некоторых аспектов экологической обстановки путем практических действий членов проекта.

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;
Создание условий для возможной организации процесса совместной работы, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражении

Заключение:

  1. Качество природных вод можно исследовать различными методами (химическими, органолептическими и биоиндикационными методами). В качестве экспериментального был выбран метод исследования качества природных вод по макрозообентосу.

  2. На основании методики оценки экологического состояния водоема по макрозообентосу нами сделан вывод о том, что вода в изучаемом водоеме удовлетворительной чистоты. Данные, полученные на основании индекса Майера, показали, что вода в исследуемых прудах имеет 2 класс качества.

  3. Это позволяет убедиться в том, что влияние экологии на здоровье человека схоже с влиянием бомбы замедленного действия на мир, рано или поздно, конец настанет.

  4. Но вода и атмосфера, влияют негативно и на продукты питания, которые ежедневно употребляет человек. С каждым годом в обычных продуктах, которые казалось бы, должны приносить только пользу, находят все больше и больше вредных токсинов и других элементов, которые могут негативно сказаться на человеческом здоровье. Именно поэтому в мире появляется все больше и больше заболеваний, которые не излечимы. Это еще раз подтверждает негативное влияние экологии на здоровье человека.

  5. Мы сами убиваем себя. Пытаясь создать комфортабельные условия для своего существования, мы портим все, что дано нам природой. Из-за человеческих изобретений и ждут кислотные дожди, из-за человеческих изобретений в атмосферу и в воду попадают негативные элементы, из-за человеческих изобретений продукты питания теряют свое качество. Мы сами убиваем экологии, и кажется, что природа мстит нам за это, но на самом деле мы сами убиваем себя!

Заключение проекта - урок-конференция «Земля - наш общий дом», на котором ученики показывают результаты.

Результатом проектной деятельности нашей группы является не только создание итогового продукта и приобретения знаний по экологии, и другим предметам, но и создание творческой рабочей атмосферы в школе, привлечение интереса к волнующей нас проблеме, становление национального самосознания, воспитание чувства Родины, ответственного отношения к месту, в котором мы живем.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и реки без воды...

Всё меньше - окружающей природы...

Всё больше окружающей среды.

Список литературы:

1.Д. Никитин, Ю. Новиков «Окружающая среда и человек». 1986г.

2. Н. Буце, С. Кырета « Борьба с загрязнением почвы» М. Агропромиздат,1986 г.

3. Элективный курс « Химия и охрана окружающей среды», Изд - во -торговый дом «Корифей», Волгоград, 2007 г.

4. А. А. Артамонов « Сохраним наш мир» Волгоград, 1994 г.

5. С. В. Алексеев, А. М. Беккер « Изучаем экологию экспериментально»,1998 г.

6. Журнал « Биология в школе» № 3, 1998 г

7. Журнал « Химия в школе» № 4, 1998 г.; № 4,5, 1998 г.

8. Ашихмина, Т. Я. / Т. Я. Ашихмина // Школьный экологический мониторинг. - М: АГАТ, 2000.

9. Боголюбов, А. С. / А. С. Боголюбов // Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов - М.: Экосистема, 1997.

10. Заика, Е.А. / Е. А. Заика, Я. П. Молчанов, Е. П. Серенькая // Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов. - М.: Переславль-Залесский, 2001.

11. Методы исследования факторов окружающей среды в школе. Методическое пособие. - Саратов, 1998.

12. Акимова, Т. А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В., Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

13. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда, человек: Учебное пособие.- М.: Гранд: Фаир - пресс, 2000.

Приложения:

1. Определение качества воды методом биоиндикации.

Под качеством природной воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования (ГОСТ 17.1.1.01-77), при этом критерии качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды: взвешенные примеси; мутность и прозрачность; запах и его интенсивность; вкус и привкус; минерализация; цветность; окисляемость; жёсткость; pH - воды.

Способ оценки состояния природной среды основанный на том, что живые организмы обладают различной чувствительностью к качеству воды, поэтому по разнообразию живущих в водоеме организмов можно судить о его состоянии, называется биоиндикацией. В качестве экспериментального был выбран метод исследования качества природных вод по макрозообентосу.

Оценка состояния водоема по индексу Майера [3].

Методика определения качества природных вод по индексу Майера подходит для любых типов водоемов. Она простая и, чтобы ее использовать, не обязательно определять беспозвоночных до вида. Метод основан на том, что различные группы гидробионтов приурочены к водоемам с определенной степенью загрязненности. Организмы-индикаторы относят к одному из трех разделов, представленных в таблице.

Таблица . Индекс Майера

Обитатели чистых вод, Х

Организмы средней чувствительности, Y

Обитатели загрязненных водоемов, Z

Личинки веснянок

Личинки поденок

Личинки ручейников

Личинки вислокрылок

Двустворчатые моллюски

Бокоплав

Речной рак

Личинки стрекоз

Личинки комаров-долгоножек

Моллюски-катушки, моллюски-живородки

Личинки комаров-звонцов

Пиявки

Водяной ослик

Прудовики

Личинки мошки

Малощетинковые черви

Отмечаются те организмы из таблицы, которые обнаружены в пробах. Количество организмов из первого раздела надо умножить на 3, количество групп из второго раздела - на 2, а из третьего - на 1. Полученные результаты надо сложить. По значению суммы (в баллах) оценивают степень загрязненности водоема:

- более 22 баллов - водоем чистый и имеет 1 класс качества;

- 17-21 баллов - 2 класс качества;

- 11-16 баллов - умеренная загрязненность водоема, 3 класс качества;

- менее 11 - водоем грязный, 4-7 класс качества.

Оценка качества воды по организмам зообентоса в пруду села Артюховка.

Перечень индикаторных таксонов

Условная оценка качества воды

Роющие личинки поденок

Удовлетворительной чистоты


Личинки мошек

Водяные клопы

Моллюски - затворки

Крупные двустворчатые моллюски

Личинки вислокрылки

Загрязненная

Мелкие двустворчатые моллюски

Водяной ослик

Плоские пиявки

Личинки стрекоз

Масса мотыля

Грязная

Крыски

Оценка состояния водоема по индексу Майера.

Для оценки состояния водоема по индексу Майера я заполнила таблицу. Из первого раздела встречено - 2 группы организмов, из второго - 2 группы, из третьего - 2.

Используя формулу расчетов, получаем:

X*3 + Y*2 + Z*1 = 3x2 + 2*2 + 2*1 = 12.

Полученный результат соответствует 3 классу качества воды, а это значит, что в пруду вода умеренно загрязненная, то есть 3 класс качества.

Проведя оценку качества воды в пруду, я пришла к выводу, что вода имеет следующие характеристики:

- по содержанию взвешенных примесей- крупный ил, время осаждения частиц 10-30 минут;

- по прозрачности - средней мутности;

- характер запаха - болотный (илистый, тинистый);

- по интенсивности запаха - заметный (легко обнаруживается);

-по интенсивности вкуса - вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о ней;

- по цветности - очень малая;

- рН -воды в пределах нормы;

- по общей минерализации воды - вода с относительно повышенной минерализацией.

Выводы:

Проведя оценку качества воды в пруду, мы пришли к выводу, что вода имеет следующие характеристики:

- по содержанию взвешенных примесей- крупный ил, время осаждения частиц 10-30 минут;

- по прозрачности - средней мутности;

- характер запаха - болотный (илистый, тинистый);

- по интенсивности запаха - заметный (легко обнаруживается);

-по интенсивности вкуса - вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о ней;

- по цветности - очень малая;

- рН -воды в пределах нормы;

- по общей минерализации воды - вода с относительно повышенной минерализацией.

На основании методики оценки экологического состояния водоема по макрозообентосу сделан вывод о том, что вода в изучаемом водоеме удовлетворительной чистоты. Данные, полученные на основании индекса Майера, показали, что вода в исследуемых прудах имеет 3 класс качества.

ОПРОСНИК

Ответьте, пожалуйста, на ниже указанные, вопросы, ставя в свободную клетку галочку.
Укажите Ф.И.О.
Укажите год рождения - Укажите пол мужской женский

Укажите место работы (учёбы) класс

Содержание вопроса

Варианты ответов

да

нет

не знаю

1

Удалось ли человеку покорить природу?

2

Если больна природа, здоровы ли мы?

3

Является ли загрязнением, поступление в среду обитания вредных веществ и отходов, приводящих к нарушению экосистемы?

4

Что загрязняет наше село?

5

Является ли экологической проблемой правильное использование чернозёмов?

6

Чистая ли вода в нашем пруду?

7

Чистую ли воду мы потребляем?

8

Можно ли собирать растения и грибы возле трассы?

9

Является ли автотранспорт загрязнителем воздуха?


10

Есть ли в организме человека защитные приспособления против различных ядовитых веществ?

11








Гипотеза исследования.

Основным источником загрязнений природних объектов является хозяйственная деятельность человека.

Экология сильно влияет на здоровье людей. И уже сейчас необходимо заботится о природе, если мы хотим выжить в будущем.

Цели исследования

Исследовать значение воды, воздуха, почвы для всего живого.

Изучить различные виды загрязнений природных объектов.

Выявить влияние различных загрязнений на человека.



© 2010-2022