- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по теме Кислород его общая характеристика
Конспект урока по теме Кислород его общая характеристика
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Донгак О.О. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение
Цель: конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими свойствами, способами получения и собирания кислорода в лаборатории. Выяснить роль катализатора в химических реакциях. Познакомить учащихся как получают кислород в промышленности.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
-
Кислород - химический элемент
Познакомившись с первоначальными химическими понятиями, мы приступаем к изучению важнейших химических элементов и их соединений. Познакомимся со свойствами некоторых веществ, их получением и применением.
Первый элемент, который мы изучим - это кислород.
В: Как вы думаете, почему именно с кислорода мы начинаем изучение?
- Кислород самый распространённый химический элемент на Земле.
В: Вспомните, в состав каких веществ, входит кислород?
- Кислород входит в состав воды (88,9%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара.
- Кислород входит в состав минералов (47%), которые образуют земную поверхность.
- Кислород составная часть воздуха (21%)
- Кислород входит в состав органических веществ: белков, жиров, углеводов.
- Тела растений (40%), животных (20%), человека (65%) также содержат кислород.
Химический знак - О
Относительная атомная масса = 16
Валентность в соединениях = II
Латинское название кислорода - оксигениум - рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента.
-
Кислород - простое вещество. Физические свойства кислорода
Химический элемент кислород образует вещество кислород.
-
Молекула кислорода образована двумя атомами
-
Химическая формула - О2
-
Относительная молекулярная масса = 32
Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем его свойства.
-
Кислород - это газ без цвета, без вкуса, без запаха.
-
Кислород малорастворим в воде. При 0 оС в 100 объёмах воды растворяется 5 объёмов кислорода. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается. При 20 оС в 100 объёмах воды растворяется 3 объёма кислорода. Кислородом, растворённым в воде, дышат все организмы, живущие в ней.
-
ρ = 1, 429 г/л (при 0 оС и 1 атм)
-
t кип = - 183 оСё
-
t пл = - 219 оС
-
При t = - 183 оС и атмосферном давлении 101,3 кПа кислород переходит в жидкое состояние.
-
Жидкий кислород - это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.
-
При t = - 219 оС кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.
-
Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода весит 1,43 г, а 1 л воздуха весит 1,29. Мr (кислорода) = 32, Мr (воздуха) = 29.
Так как название «кислород» имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия.
Задание: Определите, в каких фразах о кислороде говорится как о простом веществе, а в каких - как о химическом элементе.
Фразы
Э
В
1. Многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород.
2. Кислород необходим для дыхания.
3. Относительная атомная масса кислорода равна 16.
4. Кислород был открыт английским ученым Джозефом Пристли.
5. При обычных условиях кислород - газ без цвета, вкуса и запаха.
6. В атмосфере Земли примерно 21% кислорода (по объему).
7. Кислород поддерживает горение.
8. Кислород немного тяжелее воздуха.
В: По какому принципу вы отличали химический элемент от простого вещества?
- простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных).
-
Открытие кислорода
Открыл кислород английский учёный Джозеф Пристли.
В промышленности, а также для медицинских нужд кислород получают в больших объёмах из воздуха. Для этого воздух сначала сжижают при сильном охлаждении, а затем жидкий воздух подвергают испарению. Азот воздуха имеет температуру кипения ниже (- 196 оС), чем температура кипения кислорода. Поэтому азот улетучивается раньше кислорода, а кислород остаётся в жидком состоянии и его собирают. Хранят жидкий кислород в стальных баллонах под давлением 15 МПа.
В лаборатории кислород получают при нагревании веществ, которые легко разлагаются с выделением кислорода.
1) Разложение перманганата калия
2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2
Полученный кислород можно собрать двумя способами, которые основаны на свойствах кислорода.
Первый способ - вытеснение воздуха.
Второй способ - вытеснение воды. Основан он на малой растворимости кислорода в воде.
Чтобы убедиться, что сосуд наполнился кислородом, подносят тлеющую лучинку. Если в сосуде кислород, то лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем.
2) Разложение пероксида водорода
2Н2О2 → 2Н2О + О2
Многие химические реакции ускоряются в присутствии некоторых веществ.
К раствору пероксида водорода добавим оксид марганца.
-
Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не используются, называются катализаторами.
3) Разложение бертолетовой соли
КСlО3 → 2КСl + 3О2 (при нагревании или при действии катализатора)
4) разложение воды электрическим током
2Н2О → 2Н2 + О2
III. Закрепление.
-
С каким веществом вы познакомились сегодня на уроке?
-
Какие физические свойства характерны для кислорода?
-
Составьте фразы, в которых говорилось бы о кислороде как о веществе и как о химическом элементе.
-
Как получают кислород в промышленности?
-
Как получают кислород в лаборатории?
-
Что такое катализаторы, для чего их применяют?
IV. Домашнее задание: § 18, 19, в. 1-3 с. 59