Конспект урока по теме Кислород его общая характеристика

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение

Цель: конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими свойствами, способами получения и собирания кислорода в лаборатории. Выяснить роль катализатора в химических реакциях. Познакомить учащихся как получают кислород в промышленности.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

  1. Кислород - химический элемент

Познакомившись с первоначальными химическими понятиями, мы приступаем к изучению важнейших химических элементов и их соединений. Познакомимся со свойствами некоторых веществ, их получением и применением.

Первый элемент, который мы изучим - это кислород.

В: Как вы думаете, почему именно с кислорода мы начинаем изучение?

- Кислород самый распространённый химический элемент на Земле.

В: Вспомните, в состав каких веществ, входит кислород?

- Кислород входит в состав воды (88,9%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара.

- Кислород входит в состав минералов (47%), которые образуют земную поверхность.

- Кислород составная часть воздуха (21%)

- Кислород входит в состав органических веществ: белков, жиров, углеводов.

- Тела растений (40%), животных (20%), человека (65%) также содержат кислород.

Химический знак - О

Относительная атомная масса = 16

Валентность в соединениях = II

Латинское название кислорода - оксигениум - рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента.

  1. Кислород - простое вещество. Физические свойства кислорода

Химический элемент кислород образует вещество кислород.

  • Молекула кислорода образована двумя атомами

  • Химическая формула - О2

  • Относительная молекулярная масса = 32

Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем его свойства.

  • Кислород - это газ без цвета, без вкуса, без запаха.

  • Кислород малорастворим в воде. При 0 оС в 100 объёмах воды растворяется 5 объёмов кислорода. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается. При 20 оС в 100 объёмах воды растворяется 3 объёма кислорода. Кислородом, растворённым в воде, дышат все организмы, живущие в ней.

  • ρ = 1, 429 г/л (при 0 оС и 1 атм)

  • t кип = - 183 оСё

  • t пл = - 219 оС

  • При t = - 183 оС и атмосферном давлении 101,3 кПа кислород переходит в жидкое состояние.

  • Жидкий кислород - это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.

  • При t = - 219 оС кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.

  • Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода весит 1,43 г, а 1 л воздуха весит 1,29. Мr (кислорода) = 32, Мr (воздуха) = 29.

Так как название «кислород» имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия.

Задание: Определите, в каких фразах о кислороде говорится как о простом веществе, а в каких - как о химическом элементе.

Фразы

Э

В

1. Многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород.

2. Кислород необходим для дыхания.

3. Относительная атомная масса кислорода равна 16.

4. Кислород был открыт английским ученым Джозефом Пристли.

5. При обычных условиях кислород - газ без цвета, вкуса и запаха.

6. В атмосфере Земли примерно 21% кислорода (по объему).

7. Кислород поддерживает горение.

8. Кислород немного тяжелее воздуха.

В: По какому принципу вы отличали химический элемент от простого вещества?

- простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных).

  1. Открытие кислорода

Открыл кислород английский учёный Джозеф Пристли.

В промышленности, а также для медицинских нужд кислород получают в больших объёмах из воздуха. Для этого воздух сначала сжижают при сильном охлаждении, а затем жидкий воздух подвергают испарению. Азот воздуха имеет температуру кипения ниже (- 196 оС), чем температура кипения кислорода. Поэтому азот улетучивается раньше кислорода, а кислород остаётся в жидком состоянии и его собирают. Хранят жидкий кислород в стальных баллонах под давлением 15 МПа.

В лаборатории кислород получают при нагревании веществ, которые легко разлагаются с выделением кислорода.

1) Разложение перманганата калия

2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2

Полученный кислород можно собрать двумя способами, которые основаны на свойствах кислорода.

Первый способ - вытеснение воздуха.

Второй способ - вытеснение воды. Основан он на малой растворимости кислорода в воде.

Чтобы убедиться, что сосуд наполнился кислородом, подносят тлеющую лучинку. Если в сосуде кислород, то лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем.

2) Разложение пероксида водорода

2О2 → 2Н2О + О2

Многие химические реакции ускоряются в присутствии некоторых веществ.

К раствору пероксида водорода добавим оксид марганца.

  • Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не используются, называются катализаторами.

3) Разложение бертолетовой соли

КСlО3 → 2КСl + 3О2 (при нагревании или при действии катализатора)

4) разложение воды электрическим током

2О → 2Н2 + О2

III. Закрепление.

  1. С каким веществом вы познакомились сегодня на уроке?

  2. Какие физические свойства характерны для кислорода?

  3. Составьте фразы, в которых говорилось бы о кислороде как о веществе и как о химическом элементе.

  4. Как получают кислород в промышленности?

  5. Как получают кислород в лаборатории?

  6. Что такое катализаторы, для чего их применяют?

IV. Домашнее задание: § 18, 19, в. 1-3 с. 59


© 2010-2022