- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии по профессиям технического профиля
Рабочая программа по химии по профессиям технического профиля
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гордеева С.В. |
Дата | 01.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное учреждение начального профессионального образования ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - Югры «нефтеюганский профессиональный лицей»
РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
общеобразовательного цикла
ОДБ.06. ХИМИЯ.
г. Нефтеюганск
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО)
270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
151903.02 Слесарь.
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Организация-разработчик: бюджетное учреждение начального профессионального образования ХМАО - Югры «Нефтеюганский профессиональный лицей».
Разработчики: Гордеева Светлана Викторовна - преподаватель химии, первая квалификационная категория.
Программа прошла внутреннюю экспертизу Методического совета бюджетного учреждения начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский профессиональный лицей»«____» ____ 2012 г.
_____________________________________________________________________________
заключение
Эксперты:
_________________________________________________
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
_________________________________________________
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
Принята советомбюджетного учреждения начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский профессиональный лицей»протокол № ____ от «____» _____2012 г.
Заключение совета бюджетного учреждения начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский профессиональный лицей» протокол № ____ от «____» _____2012 г.
Утверждена приказом директора бюджетного учреждения начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский профессиональный лицей» № ____ от «____» _____2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБоЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область рабочейпрограммы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО
270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
140446.03Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
151903.02 Слесарь.
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Рабочая программа предназначена для изучения учебной дисциплины химии в учреждениях начального профессионального образования, реализующих программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входитв общеобразовательный цикл для получения среднего (полного) общего образования и изучается наIкурсе.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знанийи умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, коррозия, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
-
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы;основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
-
знать основы экологически грамотного поведения в окружающей среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
-
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
-
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
-
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
-
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
-
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
-
объяснять химические явлений, происходящие в природе, быту и на производстве;
-
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасно обращаться с горючими и токсичными веществами;
-
готовить растворы заданной концентрации в быту и на производстве;
-
критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
1.4. Педагогические технологии, используемые приосвоении программы учебной дисциплины:
социализация личности, направленная на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе;
проблемное и проектно - исследовательское обучение, направленное на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного подхода к анализу и решению производственных ситуаций;
информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах с применением электронных образовательных ресурсов;
здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение здоровья,
в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Методы групповой дискуссии и работы в малых группах являютсяодним из условий реализации указанных технологий.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
110
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
10
практические занятия
8
контрольные работы
7
дифференцированный зачёт
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Тема 1.1
Основные понятия и законы химии.
Содержание учебного материала:
2
1
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы.Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
1
1
2
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
1
1
Практические занятия.
1
1
Решение задач (определение количества вещества; вычисления по химическим уравнениям).
1
3
Тема 1.2
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
Содержание учебного материала:
2
1
Строение атома. Электронные конфигурации. Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
1
1
2
Периодический закон. Периодическая система химических элементов.
Схемы строения атомов, графические и электронные формулы для элементов I - IIIпериодов.
Периодическая таблица: период (большой, малый), группа (подгруппа); физический смысл номера группы, периода, порядкового номера. Закономерности изменения: валентности элементов в периодах; металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
1
2
Практические занятия.
1
1
Характеристика химических элементов по периодической таблице.
Составление характеристики элементов I - III периодов по плану.
1
Самостоятельные работы.
2
1
Сообщение, презентация по теме «Рентгеновское излучение и его использование в технике
и медицине».
2
3
Тема 1.3
Строение вещества
Содержание учебного материала:
5
1
Ионная связь. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
1
1
2
Ковалентная связь (полярная и неполярная).Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
1
1
3
Металлическая связь.Агрегатные состояния веществ и водородная связь.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Особенности молекулярного строения вещества в разных агрегатных состояниях. Водородная связь. Изменение температур кипения при наличии водородных связей.
1
1
4
Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
1
2
5
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе, дисперсная фаза и дисперсионная среда, классификация дисперсных систем, понятие о коллоидных системах.
1
2
Практические занятия.
1
1
Контрольная работа по теме «Понятия, законы, химическое строение атома, строение веществ».
1
2
Самостоятельные работы.
2
1
Сообщение и презентации на темы: «Дисперсные системы в профессиональной деятельности» или «Дисперсные системы в повседневной жизни»
2
3
Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Содержание учебного материала:
3
1
Вода. Растворы. Растворение.Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Массовая доля растворенного вещества.
1
1
2
Электролитическая диссоциация.Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
1
1
3
Реакции ионного обмена. Ионы. Катион, анион кислотного остатка. Растворимость кислот, солей и оснований.
1
2
Лабораторная работа №1 «Приготовление растворов заданной концентрации».
1
3
Практические занятия.
1
3
1
Решение задач на процентную концентрацию.
1
2
Самостоятельные работы.
4
1
Проект «Исследование состава питьевой воды». «Где взять чистую воду?»
4
3
Тема 1.5
Классификация неорганических соединений, их свойства.
Содержание учебного материала:
6
1
Кислоты их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
1
1
2
Особенности взаимодействия концентрированных серной и азотной кислот.
1
2
3
Основания, их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
1
2
4-5
Соли, их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Гидролиз солей.
2
2
6
Оксиды, их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
1
2
Лабораторные работы:
2
1
Лабораторная работа №2 «Распознавание неорганических соединений».
1
3
2
Лабораторные работы №3 «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
1
2
Практические занятия.
2
1
Решение практических задач по теме «Классы соединений»: составление формул по
названиям; определение класса соединений; написание уравнений, подтверждающих свойства
соединений; генетическая связь между классами.
1
2
2
Контрольная работа «Классификация неорганических соединений».
1
2
Самостоятельные работы.
2
1
Сообщение + презентация «Использование минеральных кислот и щелочей на предприятиях
различного профиля».
2
3
Тема 1.6
Химические реакции
Содержание учебного материала:
4
1
Классификация химических реакций в неорганической химии. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
1
1
2
Окислительно - восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
1
1
3
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на V химическую реакцию.Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
1
2
4
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
1
2
Практические занятия.
3
1
Решение практических задач по теме «Химические реакции»:решение задач на
определение скорости химической реакции; смещение равновесия в обратимых реакциях;
составление уравнений методом электронного баланса.
1
2
2
Решение практических задач по пройденному материалу за 1 полугодие (подготовка к
контрольной работе).
1
2
3
Контрольная работа по теме «Химические реакции».
1
2,3
Самостоятельные работы.
2
1
Сообщение, презентация по теме «Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы».
2
3
Тема 1.7
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала:
3
1
Общая характеристика металлов. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
1
1
2
Общие способы получения металлов. Коррозия металлов.Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные, применяемые при строительстве транспортных средств.
Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии
1
1
3
Общая характеристика неметаллов. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
1
1
Лабораторная работа№ 4 «Получение и сбор газов, изучение свойств».
1
3
Практические занятия.
1
1
Контрольная работа по теме «Неорганические соединения, их свойства» (КТ №1).
1
2
Самостоятельные работы.
4
1
Проект по теме «Металлы в моей профессиональной деятельности» или «Роль металлов в истории человеческой цивилизации».
4
3
Раздел 2
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Тема 2.1
Основные понятия органической химии.
Содержание учебного материала:
5
1
Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
1
1
2
Классификации органических соединений. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
1
2
3
Номенклатура органических соединений. Виды номенклатур. Знакомство с международной систематической номенклатуре IUPAC.
1
2
4
Изомерия органических соединений. Определение изомеры. Виды изомерии: структурная, по положению функциональных групп и кратных связей, между классами, геометрическая изомерия.
1
2
5
Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
1
1
Практические занятия.
1
1
Контрольная работа «Основные понятия органической химии».
1
2
Тема 2.2
Углеводороды.
Содержание учебного материала:
6
1
«Природные источники углеводородов». Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Октановое число бензинов и октановое число дизельного топлива.
1
1
2
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
1
2
3
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.Применение этилена на основе свойств.
1
2
4
Алкадиены. Натуральный каучук. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.
1
2
5
Алкины. Ацетилен.Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
1
2
6
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
1
2
Лабораторные работы.№5«Получение этилена, изучение его свойств».
1
3
Практические занятия.
3
1
Решение задач: нахождение формулы углеводорода по массовой доли элемента.
1
2
2
Решение задач по уравнениям химических реакций. Составление формул изомеров и гомологов.
1
2
3
Контрольная работа «Углеводороды».
1
2
Самостоятельные работы.
8
1
Проект «Нефть - прошлое, настоящее, будущее».
5
3
2
Сообщение + презентация «Каучуки - история, многообразие, перспективы»
3
3
Тема 2.3
Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала:
10
1
Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
1
2
2
Многоатомные спирты. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Применение глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Химические свойства
глицерина как представителя многоатомных спиртов.
1
2
3
Фенол. Фенол как представитель ароматических спиртов. Получение и применение фенола. Качественная реакция на фенол. Физиологическое воздействие на организм.
1
2
4
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства. Применение формальдегида на основе его свойств.
1
2
5 - 6
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот: взаимодействие с активными металлами; с оксидами металлов; с солями; с основаниями; со спиртами. Применение уксусной кислоты на основе свойств.
1
2
7
Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров.
1
2
8
Жиры. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров, применение, гидрирование жиров. Мыла.
1
1,2
9
Классификация углеводов. Глюкоза - представитель моносахаридов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
1
2
10
Полисахариды: крахмал, целлюлоза.Нахождение в природе, физические свойства, общая формула, строение полимеров, химические свойства (действие йода, гидролиз, реакция этерификации), применение.
1
1,2
Лабораторные работы.
3
1
Лабораторная работа №6 «Получение и свойства карбоновых кислот».
1
3
2
Лабораторная работа №7 «Получение эфира уксусной кислоты».
1
3
3
Лабораторная работа №8 «Идентификация органических соединений».
1
3
Практические занятия.
1
1
Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения». (КТ №2)
1
2
Самостоятельные работы.
6
1
Презентация по теме «Спирты, влияние на организм»
3
3
2
Презентация «Влияние фенола и его соединений на организм человека».
3
3
Тема 2.4
Азотсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала:
3
1
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств.
1
2
2
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
1
3
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
1
2
Лабораторная работа №9 «Цветные реакции на белок».
1
1
Тема 2.5
Искусственные и синтетические полимеры
Содержание учебного материала:
2
1
Полимеры. Понятие о высокомолекулярных соединениях. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
1
1
2
Волокна. Классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
1
1
Лабораторные работы №10 «Распознавание пластмасс и химических волокон».
1
3
Практические занятия.
2
1 -2
Дифференцированный годовой зачет
2
2
Самостоятельные работы.
2
1
Сообщение, презентация по теме «Современные отделочные материалы».
2
3
Всего:
110 часов.
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализацииучебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Кабинет химии и биологии».
Оборудование учебного кабинета:посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:компьютер с лицензированным программным обеспечением; проектор, экран.
Учебно - методический комплекс.
Стенды: периодическая система; таблица растворимости; электрохимический ряд напряжения металлов; основные понятия и законы химии; техника безопасности; уголок «Юный химик»; лента учёных-химиков.
Цифровая лаборатория Архимед. Регистратор данных NOA5000; программное обеспечение для регистрации сбора и обработке данных.
Датчики: рН- метр 0-14рН; влажности повышенной точности 0-100%; давления 0-700кПА; дыхания +/-315; освещенности 0-600/0-6000/0-150000лк; содержания кислорода с адаптором; температуры-25+110С; частоты сокращения сердца 0-100 ударов/мин.
Микроскоп цифровой DigitalBlue.
Посуда для проведения демонстрационных и лабораторных опытов: наборы различной емкости - колб; стаканов; цилиндров, пробирок.
Наборы химических реактивов: кислот; солей; оснований; органических и неорганических соединений ля демонстрационных опытов; индикаторов; углеводы; амины; аминокислоты; кислородсодержащие органические вещества.
Диски:
-
Химия для гуманитариев.
-
Общая химия.
-
Всё на свете химия.
-
Подготовка к ЕГЭ.
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику Химия 11 класс
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику Химия 10 класс
-
Открытая химия. Автор курса - профессор МФТИ В.В, Зеленцов
-
Электронное учебное издание Биология, химия, экология.
Контрольные работы:
-
Контрольная работа по темам "Основные понятия и законы химии.
-
Периодический закон. Строение вещества".
-
Контрольная работа по теме " Важнейшие классы неоганических соединений".
-
Контрольная работа по теме "Теория электролитической диссоциации".
-
Контрольная работа по теме "Химические реакции. Скорость реакции".
-
Контрольная работа по теме "Металлы" "Неметаллы".
-
Контрольная точка №1 "Неорганические соединения, их свойства".
-
Контрольная работа "Классификация и строение органических соединений".
-
Контрольная работа по теме "Углеводороды".
-
Контрольная работа по теме "Кислородсодержащие органические соединения".
-
Контрольная работа по теме "Азотосодержащие органические соединения".
-
Дифференцированный зачёт по курсу химия.
Тесты:
-
Тест "Оксиды - классификация, свойства".
-
Тест "Кислоты - классификация, свойства".
-
Тест "Основания - классификация, свойства". Тест "Соли - классификация, свойства". Контрольная работа по теме " Важнейшие классы неорганических соединений".
-
Тест по теме "Металлы" "Неметаллы".
-
Тест по теме "Углеводороды".
-
Тест по теме "Карбоновые кислоты и их свойства".
-
Тест по теме "Жиры, их свойства".
-
Тест по теме "Углеводы".
-
Тест по теме "Белки".
Самостоятельные работы:
-
Задачи: вычисления по химическим формулам.
-
Задачи: вычисление по уравнениям - определение массы вещества
-
Задачи: на приготовление раствора с заданной концентрацией.
-
Самостоятельная работа "Окислитеьно-восстановительные реакции"
-
Самостоятельная работа "Характеристика химической реакции"
-
Задачи: "Определение массы (объёма) по известной массе (объёму) вещества, содержащего примеси".
-
Задачи на определение выхода продукта.
-
Самостоятельная работа "Номенклатура органических соединений"
-
Самостоятельная работа "Напишите структурную формулу органического соединения по названию".
-
Самостоятельная работа "Определите изомеры".
-
Самостоятельная работа "Номенклатура алканов".
-
Самостоятельная работа "Номенклатура алкенов".
-
Самостоятельная работа " Неоконченный текст" ( вставьте в текст пропущенные слова).
-
Задачи "Вывод формул углеводородов по массовой доли химического элемента".
-
Самостоятельная работа "Номенклатура аминов и аминокислот".
Презентации:
-
Строение атома. Периодический закон.
-
Чистые вещества и смеси.
-
Вода - источник жизни.
-
Скорость химической реакции.
-
Обратимые реакции.
-
Общие свойства металлов.
-
Коррозия металлов.
-
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
-
Органическая химия - начало пути.
-
Алканы, их свойства.
-
Строение молекулы бензола.
-
Спирты, строение, свойства.
-
Липиды.
-
Углеводы - источник энергии.
-
Белки их свойства.
-
Витамины.
-
Влияние металлов на организм человека.
-
Влияние тяжёлых металлов на организм человека.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Габриелян О.С. и др. Химия 10 кл. Базовый уровень.-М.: Дрофа, 2010. - 191 с.
2. Габриелян О.С. и др. Химия 11кл. Базовый уровень.-М.: Дрофа, 2010.- 223 с.
3. ЕрёминВ.В. и др. Химия 10кл. Профильный уровень. - М.: Дрофа, 2008 - 463 с.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие /
О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2004. - 320 с.
3. В.Г. Денисова Поурочные планы по учебнику Габриелян О.С. Волгоград:
Учитель, 2004
4.О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах,
упражнениях. Дрофа, 2005. - 399 с.
5.Н.С. Павлова Дидактические карточки по химии 10 кл. «Экзамен» Москва
-
г.- 223 с.
6.Н.С. Павлова Дидактические карточки по химии 11 кл. «Экзамен» Москва
2007г. - 191 с.
7. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова Химия в тестах, задачах, упражнениях
«Академия», 2006 г.
8. Ю.М. Ерохин, В. И. Фролов Сборник задач и упражнений по химии. Москва «Академия» 2006г. - 304с.
Интернет - ресурсы:
schoolchemistry.by.ru
alhimikov.net
xumuk.ru
hemi.nsu.ru/
dutum.narod.ru/element/1start.htm
en.edu.ru/
alhimik.ru/
chemistry.r2.ru/
chemistry.videouroki.net/
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и др.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
Контрольные работы
Тестовые работы
Лабораторные работы
Самостоятельная работа
Химический диктант
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
Контрольные работы
Тестовые работы
Лабораторные работы
Самостоятельная работа
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
Контрольные работы
Тестовые работы
Лабораторные работы
Самостоятельная работа
Химический диктант
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
Контрольные работы
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
Лабораторные работы
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Защита проекта
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
Защита презентации
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
Контрольные работы
Самостоятельная работа
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Контрольные работы
Тестовые работы
Лабораторные работы
Знать:
важнейшие химические понятия:
Контрольные работы
Тестовые работы
Самостоятельная работа
Химический диктант
основные законы химии
Контрольные работы
Тестовые работы
Фронтальный, индивидуальный опросы
основные теории химии
Контрольные работы
Тестовые работы
Устный опрос
важнейшие вещества и материалы
Контрольные работы
Тестовые работы
Лабораторные работы
Каждая дидактическая единица учебной дисциплины заканчивается контрольной работой. Оценка знаний, умений, профессиональных и общих компетенций осуществляется по 5-балльной системе.
Оценка по результатам текущего и промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
95 ÷ 100
5
отлично
74 ÷ 94
4
хорошо
60 ÷ 74
3
удовлетворительно
менее 60
2
не удовлетворительно
Изучение курса учебной дисциплины сопровождается текущим контролеми завершается промежуточной аттестацией, которая будет проходить в форме дифференцированного зачета.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
95 ÷ 100
5
отлично
74 ÷ 94
4
хорошо
60 ÷ 74
3
удовлетворительно
менее 60
2
не удовлетворительно
Разработчики:
БУ НПО ХМАО - Югры преподаватель /С.В. Гордеева/
«Нефтеюганский химии
профессиональный лицей»
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
8