Методическое письмо

Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебного - воспитательного процесса. При использовании технологии интерактивного обучения важной составляющей является психологич...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение мотивации к обучению, через применение в образовательном процессе интерактивных методов обучения.

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть в ученике способности, которые помогут ему стать успешным? Вопросы мотивации к обучению относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги. В МБОУ лицее №9 Железнодорожного района, учителя, для повышения мотивации к изучению предметов естественного цикла, применяют один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения. Дадим определение понятию «интерактивные методы». Английское слово «interaction» означает «взаимодействие», а под интерактивными методами следует понимать формы работы, обеспечивающие опыт включенного взаимодействия между участниками « как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них" (работы Г. Блумберга, Дж. Мида, Р. Сирса и др.).

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко). Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познания самого себя, и как следствие желание учиться. А. А. Леонтьев (1970), определяя оптимальное педагогическое общение, отмечал, что в процессе обучения необходимо создавать наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера деятельности, это создает благоприятный эмоциональный климат, обеспечивает управление педагогическим процессом и позволяет максимально использовать личностные особенности, обучаемых. Для реализации технологии были поставлены задачи:

1.Овладеть методикой (технологией) подготовки и организации учебной дискуссии, учебной игры, проекта, анализа конкретной ситуации, тренинга.

2.Расширить репертуар приемов интерактивного обучения (мозговой штурм, аналогии, синектика и т.д.).

3.Наращивать профессионально-психологический ресурс управления активностью личности и совместной деятельностью в группе (выбор материала, постановка вопросов, техники объединения, блокирования неконструктивных тактик, организация рефлексии и др.)

4. Применение современных интерактивных средств.

В системе интерактивного обучения мною используется работа в группах Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи: конкретно- познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которого вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Социальные взаимодействия со сверстниками значительно повышают способность детей обучаться новому (Ж.Пиаже). Групповой процесс активизирует все познавательные процессы, их продуктивность, структурированность, усиливает личностные функции планирования, контроля, оценки. Групповая работа повышает мотивацию учебной деятельности за счет групповой идентификации и ценностно-смыслового единства группы (причастности). Много лет использую в своей педагогической деятельности элементы технологии диалектического обучения. Наряду с интерактивными лекциями, провожу лекции сотрудничества, т. к. при их проведении активно используется групповая работа.

Этапы проведения лекции сотрудничества

1этап Вводно-ознакомительный

2этап Занятие в группах

3этапОтчёт групп за проделанную работу

4этап Подведение итогов работы

Субъекты учебного процесса

Учитель, учащиеся с разным уровнем подготовки

Учитель. Группы, состоящие из учащихся с разным уровнем подготовки: высоким, средним, слабым

Учитель. Группы, состоящие из учащихся с высоким и средним уровнем подготовки

Учитель. учащиеся с высоким и средним уровнем подготовки

Виды связей

Прямая связь

Прямая и обратная

Прямая и обратная

Прямая и обратная

Формы организации учебного труда

Простая кооперация

Простая и сложная кооперация, индивидуальный труд

Простая кооперация

Простая кооперация

Функция педагогического труда

Исполнительская, логическая, управленческая

Логическая и исполнительская у обучающихся, управленческая у учителя

Логическая и исполнительская частично управленческая у обучающихся, управленческая у учителя

Логическая и исполнительская у обучающихся, управленческая у учителя

Наименование процесса усвоения знаний

Интериоризация у всех учащихся

У обучаемых с высоким и средним уровнем подготовки -экстериоризация, у слабо подготовленных- Интериоризация

У обучаемых с высоким и средним уровнем подготовки -экстериоризация, у слабо подготовленных- Интериоризация

У всех учащихся- Интериоризация

Зоны развития субъектов учебного процесса

Зона актуального развития у всех учащихся

Зона ближайшего развития у всех учащихся

Зона ближайшего развития у «сильных» и «средних» , а у «слабых»-актуального

Зона ближайшего развития у всех учащихся

Материализация оценки обучающихся

Баллы за участие в обсуждении материала лекции

Баллы за участие в обсуждении материала лекции

У большинства учащихся

У всех учащихся (определенное количество баллов переходит в оценку)

Основные этапы реализации лекции- сотрудничества:

1.Мотивация к изучению материала.

2.Ориентация в новом материале, значительном по объёму, взгляд «сверху» без детализации.

3.Формулировка основных («сквозных») проблем.

4.Добывание и разработка знаний в психофизиологическом состоянии «хочу», «знаю», «могу»…

5.Подготовка к дальнейшей работе по теме лекции на основе рефлексии.

Полноценному усвоению материала способствует организация работы динамичными микро-группами. По завершению выполнения заданий учащиеся занимают свои прежние места, чтобы информация об итогах работы в других группах была услышана и зафиксирована в сознании всех участников лекции и их тетрадях. В восьмом классе при изучении классов неорганических соединений , решении расчетных задач, общих химических свойств классов неорганических соединений применяется групповая работа в парах, тройках, четверках. В девятом классе при изучении нового материала: общей характеристики металлов и неметаллов и при обобщении. В десятом классе при формировании понятий органической химии применяется дискуссия и мозговой штурм. Имеют место на уроке - ролевые и деловые игры. При изучении коррозии ролевая игра «Коррозия- враг металлов» , при изучении азота и его соединений деловая игра « Суд над азотом.». Активно используется интерактивная доска и программное к ней обеспечение. Применение данных методов оправдывают затраты времени на подготовку к урокам, но не решают всех проблем обучения. При использовании технологии интерактивного обучения важной составляющей является психологическая компетентность педагога и помощь психологической службы лицея. В комплексе с проблемным, исследовательским, диалектическим- интерактивные методы способствуют повышению мотивации к обучению и как следствие формированию устойчивого учебно-познавательного интереса. Почему мы говорим «да» интерактивным методам?

  • Высокая мотивация!

  • Прочность знаний!

  • Творчество и фантазия!

  • Коммуникабельность!

  • Активная жизненная позиция!

  • Командный дух!

  • Ценность индивидуальности!

  • Свобода самовыражения!

  • Акцент на деятельность!

  • Взаимоуважение!

  • Демократичность!

Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебного - воспитательного процесса.

Тестоедова С.В. учитель химии высшей категории

Библиографический список

1.М.С. Солдатова, Э.Н.Васильева, П.Н.Смирнова, Н.Н.Фатьянова

« Лекция - сотрудничества как метод формирования целостного научного знания в технологии диалектического обучения»Материалы международной научно-практической конференции «Формирование картины мира Человека ХХIвека».Горно-Алтайск,2008г;196с-203с

2.Л. А.Коростылева , О. С. Советова Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб., 1996. 66 с.

3.Р.Вайсен, Оли Дж., В.Эванс, Ли Дж., Б.Спрунгер, Д.Пеллаукс Обучение жизненным навыкам в школах. М.: Вита-Пресс, 1996. 66 с.

4.pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118 Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся





© 2010-2022