• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка урока-соревнования по химии Характеристика металлов и сплавов, их классификация

Методическая разработка урока-соревнования по химии Характеристика металлов и сплавов, их классификация

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


УРОКА-СОРЕВНОВАНИЯ ПО ХИМИИ



«ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»








для профессий: 2.4 сварщик (газосварочные работы

и электросварочные работы);

1.12 электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования;





Преподаватель:

Медынская Е.И.






Льгов 2010


Цели урока:

1. Обучающая

- способствовать углублению знаний о строении и свойствах

металлов и сплавов;

2. Развивающая

- развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы,

- развивать химически грамотную речь, память, внимание,

мышление;

3. Воспитательная

- воспитание культуры общения обучающихся друг с другом,

интереса к урокам химии, настойчивости и упорства в

достижении цели,

- воспитания индивидуальной и коллективной ответственности

за результаты работы

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Форма урока: урок-соревнование

Технология: здоровье сберегающая

Место проведения: кабинет химии

Время: 45 минут

Оборудование: ПК, электронные уроки «Неорганическая химия»,

«Химия элементов», плакаты для практического конкурса,

тестирующая программа, презентация, листы с викторинами,

листы чистой бумаги, условия задач

Этапы урока: 1. Подготовительный этап

- Формирование команд.

- Определение жюри.

- Подбор задач, оборудования для подготовки

экспериментальных задач и материалов для

кратких сообщений.

2. Соревновательный этап

- Член жюри делает первое сообщение.

- Разминка (решение командами задач, объяснение ответа).

- Конкурс капитанов (решение экспериментальных за­дач).

- Член жюри делает второе сообщение.

- Конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение задач

3. Этап подведение итогов

- Объявление результатов

- Выставление оценок

- Домашнее задание


Ход урока:

1. Подготовительный этап

1. Организационный момент урока

Настраиваем группу на работу физминуткой «Потирание рук». Обучающиеся при этом согреваются, активизируя свое внимание. Длится физминутка не менее 1 минуты.

Ход соревнований:

1. Организационный момент. (2 мин.)

2. Разминка команд. (7 мин.)

3. Расчетный конкурс. (9 мин.)

4. Конкурс капитанов (отгадывание викторины). (9 мин.)

5. Конкурс болельщиков (5 мин.)

6. Исторический конкурс. (8мин.)

7. Заключительное слово преподавателя «О влиянии металлов и сплавов

на здоровье человека» (2 мин.)

8. Подведение итогов. (3 мин.)

  1. Организационный момент соревнований

Учитель: С развитием производства металлов (простых веществ) и сплавов связано возникновение цивилизации («бронзовый век», «железный век»).

Начавшаяся примерно 100 лет назад научно-техническая революция, затронувшая и промышленность, и социальную сферу, также тесно связана с производством металлов. На основе вольфрама, молибдена, титана и других

металлов начали создавать коррозионностойкие, сверхтвердые, тугоплавкие сплавы, применение которых сильно расширило возможности машиностроения. В ядерной и космической технике из сплавов вольфрама и рения делают детали, работающие при температурах до 3000 °С, в медицине используют хирургические инструменты из сплавов тантала и платины, уникальной керамики на основе оксидов титана и циркония.

И конечно же мы не должны забывать, что в большинстве сплавов используют давно известный металл железо, а основу многих легких сплавов составляют сравнительно «молодые» металлы - алюминий и магний. Все зависит от поставленной цели, необходимых для ее достижения свойств материала.

Это занятие у нас будет заключительным по теме «Металлы и сплавы», на котором вы должны будете показать и применить все приобретенные знания и навыки по пройденному материалу.

Урок будет проходить в виде соревнования. Первенство оспаривают две команды, носящие названия сплавов: «Сталь», «Бронза». Команда, набравшая большее количество баллов, станет победителем. У каждой группы свой консультант, оценивающий коэффициент участия каждого обучающегося в данном соревновании.

- Количество баллов, которые набирает команда в каждом конкурсе - это сумма оценок, полученных каждым обучающимся в данном конкурсе. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

- Соревнования оценивают компетентное жюри в составе…(в состав жюри могут входить по желанию обучающееся данной группы, или пригласить обучающихся с другой группы)

2. Соревновательный этап

2.Разминка команд.

(Название каждого конкурса появляется на компьютере в виде слайда с анимациями).

Преподаватель: Принято, что к соревнованию человек готовится, и свой день обычно начинает с зарядки, то есть с разминки. Проведем разминку и мы.

На доске написаны утверждения. Учащиеся должны заполнить пропуски.

Команда «Бронза»

Металлы - это химические элементы, атомы которых … электроны внешнего (а некоторые - и предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы.

Коррозия - это процесс … разрушения металлов и сплавов под влиянием внешней среды.

Команда «Сталь»

Металлическая связь - это связь в металлах и сплавах между атом-ионами металлов, расположенными в узлах кристаллической решетки, которая осуществляется … валентными электронами.

Сплавы - это системы из двух или нескольких металлов (или металлов и неметаллов), обладающие по сравнению с чистыми металлами как … металлическими, так и новыми ценными свойствами.

Оценивание: за каждое верное утверждение - 1 балл. Если команда отвечает неверно, дополнительный балл может заработать противоположная команда

- Член жюри делает первое сообщение.

3. Расчетный конкурс.

Сейчас вам предлагается самостоятельно решить расчетную задачу.

Вы можете набрать дополнительные баллы, если, решив свою задачу, решите еще и задачу противника. (Задачи написаны на плакатах).

Команда «Сталь»

Задача Рассчитайте объем водорода, выделившегося при взаимо­действии

кальция массой 2 г с избытком воды (н. у.).

Решение:

Записываем уравнение реакции

Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2

М(Са) = 40 г/моль, m(Са) = 40 г, V2) = 22,4 л/моль;

Vn2) = 22,4 л.

Определяем количество кальция и водорода, а затем объем водорода:

n(Са) =Методическая разработка урока-соревнования по химии Характеристика металлов и сплавов, их классификация; n2) = 0,05 моль;

Vn2) = 22,4 • 0,05 = 1,12 л.

Ответ: Vn2) = 22,4·0,05=1,12 л

Команда «Бронза»

Задача Составьте уравнение взаимодействия алюминия массой 54 г с раствором щелочи и вычислите массу NаОН, необходимую для реакции.

Составляем уравнение:

2А1 + 2NaОН + 10Н2О = 2Na [А1(ОН)42О)2] + 3Н2

Определяем количество алюминия:

n=54/27 = 2 моль.

По уравнению на 2 моль А1 расходуется 2 моль NaОН. Вычисляем массу NaОН:

m(NaОН) =Мn= 40 • 2 = 80 г.

Ответ: 80 г

Давайте выполним физическое упражнение «Дерево». Руки опустили, ноги вместе, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох, плавно подняли руки вверх - ладонями к друг к другу, потянулись всем телом, спина прямая, дыхание свободное. Представьте себя деревом, корни которого глубоко вросли в землю, а высокий стройный ствол тянется к Солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Руки плавно опускаем, расслабились, присаживаемся. Продолжаем работать.

4. Конкурс капитанов. Викторина

Капитанам команд предлагается отгадать вопросы викторины по материалам своих соперников (викторины прилагаются).

команда «Бронза»

1. Что означает слово «коррозия»? (разъедать)

2. Какое происхождение у самородного железа? (метеоритное)

3. Атомы каких элементов входят в состав бронзы? (медь, олово 1:9)

4. Атомы каких элементов входят в состав сплава Вуда? (висмут, свинец, олово,

кадмий)

5. Избыток какого металла вызывает у человека гипертонию? (натрий)

6. Избыток какого металла вызывает у человека и животных анемию? (железо)

7. Какой металл при обычных условиях существует в жидком состоянии? (ртуть)

8. Какой металл самый тяжелый? (осмий)

9. Какой металл самый тугоплавкий? (вольфрам)

10. Какой металл самый твердый? (хром)

Команда «Сталь»

1. Какие металлы относятся к черным? (железо и его сплавы)

2. Какие металлы относятся к цветным? (все остальные)

3. Какие металлы относятся к благородным? (серебро, золото, платина)

4. Атомы каких элементов входят в состав латуни? (медь, цинк 1:1)

5. Атомы каких элементов входят в состав мельхиор? (медь, никель 7:3)

6. Атомы каких элементов входят в состав стали? (железо с добавками углерода,

кремния и других металлов и неметаллов до 2,5%)

7. Атомы каких элементов входят в состав дюралюминия? (алюминий с

небольшими добавками меди, магния, марганца, кремния)

8. Какой сплав используют для имитации золота - «поддельного золота»?

(томпак, сплав меди и цинка)

9. Какой металл называют летным? (алюминий)

10. Какой химический элемент входит в состав гемоглобина крови? (железо)

- Член жюри делает второе сообщение.

5. Конкурс болельщиков

Заранее предложить болельщикам обеих команд выучить стихи о химии.

Оценивается выразительность чтения. Лучшее чтение приносит команде 1 балл.

1-й болельщик (стихотворение Е. Ефимовского).

"Что? Почему? Зачем и где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым - легкий, а скала тверда.

Что значит "лед", а что "вода"?

Что? Почему? Зачем? И где?

Мы все узнать хотим.

Соль растворяется в воде,

А мел нерастворим.

Бумага не горит дотла:

В печи останется зола.

А если мед в печи нагреть,

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите - так взвесьте.

Открытый путь - нелегкий путь.

Но человеку - не свернуть.

Что? Почему? За ним следят,

Чтоб шел вперед, а не назад.

Вот почему из года в год

Наука движется вперед"

2-й болельщик Стихотворение Ефимовского "О том, как искали алхимики Философский камень, который даже обычный свинец превращает в золото"

«Алхимики считали, что ртуть - в любом металле...

Алхимики мешали буру и купорос.

Мешали вместе с глиной толченый рог козлиный,

Пять перьев петушиных, один крысиный хвост.


Все в печке обжигали, а после возгоняли

И снова очищали, добавив волчий ус.

И, выпарив искусно, рассматривали сгусток,

И падали без чувства, попробовав на вкус.

Надеялись случайно раскрыть Природы тайну.

Нашли мышьяк и фосфор. А это чем не клад?

За хитрые приборы, кислоты и растворы


6. Исторический конкурс.

От каждой команды по одному человеку должны рассказать историю возникновения, применения многогранника, название которого носит команда.

Задача для команды «Сталь».

За три тысячи лет до нашей эры в Египте один из жрецов бога Сераписа нашел в хранилище два разбитых сосуда с иберийским касси­теритом и малахитом, привезенными из Эллады. Содержимое сосудов пере­мешалось и не было никакой возможности разделить минералы. В поисках «камня жизни» жрец добавил к смеси уголь и попытался ее прокалить. Внезапно из печи показался ручеек золотисто-желтого расплавленного металла, который жрец принял за чистое золото. Когда расплав затвердел, наступило разочарование: это была бронза, и она не выдержала испытания азотной ки­слотой. Бронза, однако, оказалась тверже меди. Из нее стали отливать ста­туи, изготавливать оружие и доспехи. Это был бронзовый век... Что пред­ставляет собой бронза и какие бронзы существуют в наши дни?

Ответ: бронза - сплав меди и олова, содержащий до 19% олова. Касси­терит, или «оловянный камень», - минерал состава SnО2, а малахит имеет состав Сu2СО3(ОН)2. В настоящее время, кроме «оловянистой», выплавляют «свинцовистую» бронзу (она идет на вкладыши подшипников), алюминие­вую и даже бериллиевую бронзу (которые используются в авиастроении).

Задача для команды «Бронза».

За три тысячи лет до нашей эры в Египте один из жре­цов бога Сераписа нашёл в хранилище два разбитых сосуда с иберийским касситеритом и малахитом, привезенными из Эллады. Содержимое сосудов перемешалось, и не было никакой возможности разделить минералы. В по­исках «камня жизни» жрец добавил к смеси

уголь и попытался её прока­лить. Внезапно из печи показался ручеёк золотисто - жёлтого расплавленно­го металла, который жрец принял за чистое золото. Когда расплав затвер­дел, наступило разочарование, так как сплав не выдержал испытания азот­ной кислотой. О чем идет речь?

Ответ: полученный раствор представлял бронзу. Этот сплав твёрже меди. Из неё стали отливать статуи, изготавливать оружие и доспехи. Это был бронзовый век.

6. Заключительное слово преподавателя

«О влиянии металлов и сплавов на здоровье человека».

Пока жюри подводит итоги, хотелось бы отметить, что металлы и их сплавы играют большую роль в физиологии человека, влияя на его здоровье. Так железо, кобальт и никель - жизненно важные микроэлементы железо (II) - составная часть гемоглобина крови, являющегося переносчиком кислорода в живом организме. Соединения никеля относят к канцерогенным препаратам, хронические отравления сопровождаются головной болью, головокружением, снижением аппетита.

Медь в виде микропримесей входит в комплексные органические соединения, играющие важную роль в кроветворении у человека. Избыток ионов Сu2+ действует на организм угнетающе. Соединения меди вызывают резкое раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. При систематическом действии солей меди на организм человека отмечается поражение зубов и слизистой оболочки рта, язвенная болезнь желудка, конъюнктива глаз приобретает зеленовато-желтый цвет, а на деснах появляется темно-красная полоса.

Серебро в виде пыли более 0,01 мг/м3 в воздухе опасно своим накоплением на стенках капилляров, особенно печени, костном мозге, селезенке. У работающих постоянно с золотой пылью отмечаются дерматиты и экземы на коже.

7. Подведение итогов.

(Жюри объявляет результаты соревнования, которые получили команды на уроке).

Методическая разработка урока-соревнования по химии Характеристика металлов и сплавов, их классификация

3. Этап подведение итогов урока

- Объявление результатов:

А) по каждой команде

Б) по каждому обучающемуся

В) отметить положительные и отрицательные стороны соревнования

- Выставление оценок

- Домашнее задание: подготовить сообщения «Применение

металлов и сплавов в промышленности»





ЛИТЕРАТУРА:

1. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Химия 11 класс. Дрофа Москва 2008

2. Б.Д. Степин, А.А. Цветков. Неорганическая химия. Москва «Высшая школа»

1994

3. Ю.Н. Кукушкин. Химия вокруг нас. Москва «Высшая школа» 1992

4. С.В. Кульневич, Т.П.Лакоценина. Современные уроки. Часть 2. Не совсем

обычные и совсем необычные уроки. Издательство «Учитель», 2005

5. С.В. Кульневич, Т.П.Лакоценина. Современные уроки. Часть 3.

Проблемные уроки. Издательство «Учитель», 2006

6. Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы. Москва «Высшая школа» 1993

7. М.В. Зуева, Б.В. Иванова. Совершенствование организации учебной

деятельности школьников на уроках химии. Москва «Просвещение» 1999

8. Э.М. Мовсумзаде, Г.А.Аббасова, Т.Г. Захарочкина. Химия в вопросах и ответах

с использованием ЭВМ. Москва «Высшая школа» 2001

9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. -272 с.

10. Комитет образования и науки Курской области КИНПО (ПК И ПП) СОО.

Исследовательская деятельность обучающихся при изучении темы

«Металлы». Курск-2008


© 2010-2022