Конспект урока «Общая характеристика азота и его соединений»

Разработка открытого урока по  химии в 9 классе по теме «Неметаллы» . Автор учебника О.С.Габриелян. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. По форме урок является нетрадиционным, это урок разрешения проблемы. В начале урока перед детьми формулируется проблема. Почему аот связывают с проблемами голода и нехватки пищи? Каким образом азот может решить проблему голода? В течение урока используются различные методы, которые помогают учащимся решить поставленную пр...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по химии.

Класс 9

Дата проведения 23.12.2013г.

Тема: Общая характеристика азота и его соединений.

Цели урока:

Образовательная: изучить взаимосвязь состава, строения, свойств и применения азота и его соединений.

Развивающая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии и познавательный интерес.

Воспитательная: формировать гражданскую позицию, воспитывать гуманизм на примере решения одной из глобальных проблем человечества.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма: нетрадиционный, урок разрешения проблемы.

Реактивы и оборудование: нашатырный спирт, универсальный индикатор, азотная кислота, раствор белка, образец почвы, удобрение (1г.), вода; колба, стеклянная палочка, мерный цилиндр, штатив с пробирками, опорные конспекты, заполняемые по ходу урока.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

Когда человек начинает знакомиться с новым учебным предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать именно это предмет, чем именно значима и интересна данная тема По словам американского биохимика М.Камена , «азот- это вечный источник танталовых мук человечества, это вечные терзания голода среди океана изобилия». По данным ООН, одна треть населения планеты голодает, каждую минуту несколько человек умирают именно по этой причине. Почему именно азот связывают с проблемами нехватки пищи, голода? Азот- неотъемлемый компонент белков, составляющих всего живого. Человеку в сутки необходимо употреблять 12-17 г. азота в составе белковой пищи. Каким образом азот может решить проблему голода? Для ответа на этот вопрос начнем со строения атома азота, а потом будем изучать его соединения.

  1. Операционно-исполнительский этап.

Зачитываем эпиграф урока:

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

(Г.Санников)

Учащиеся начинают заполнять опорные конспекты: составлять схему строения атома азота. После проверки все, кто выполнил задание правильно, получают по 1 баллу.

Учащиеся делают вывод: атом азота активен, но в природе не существует отдельных атомов азота, т. е. азот образует молекулы простых и сложных веществ, например NH3, HNO3, N2 и т.д. Следовательно, нужно рассматривать строение молекулы простого вещества- N2. Учащиеся в конспектах записывают схему образования молекулы азота (за правильный ответ-1 балл) и делают вывод: в молекуле очень прочная тройная связь. Поэтому , не смотря на то что в воздухе 78% по объему азота и над 1 км земной поверхности находится 8 млн. тонн этого вещества, растения не могут его усвоить. Следовательно, нужно вносить в почву сложные азотосодержащие вещества. Переходим к изучению сложных веществ, содержащих азот.

В мире вечного движенья,

В превращеньях вещества

Возникают на мгновенье

Все живые существа.

Но, явившись на мгновенье,

Знать уж хочет существо:

В чем же вечное движенье?

Что такое вещество?

(Н.Морозов)

Учащиеся объясняют, какие степени окисления может проявлять атом азота в сложных веществах (1 балл), записывают соответствующие формулы веществ (1 балл), и делают вывод, что наиболее устойчивы соединения азота, в которых его атом имеет степени окисления -3 и +5, например, аммиак NH3 и азотная кислота HNO3.

Можно ли вносить эти вещества в почву?

Учащиеся проводят лабораторный эксперимент: испытывают раствор аммиака индикатором. Вывод: среда щелочная, имеет резкий неприятный запах, летуч, вызывает ожоги. Значит, вносить в почву его нельзя (1 балл).

Затем исследуют азотную кислоту. Индикатор показывает кислотную среду, азотная кислота вызывает денатурацию белка, из почвы выделяет углекислый газ. Вывод: в почву ее вносить нельзя(1 балл).

Что же вносить в почву? Предлагаю провести реакцию нейтрализации между растворами этих веществ. Учащиеся записывают уравнение реакции, в результате которой образуется нитрат аммония- соль плодородия (1балл). Затем проводят лабораторный эксперимент.

Какое удобрение богаче азотом? То, в котором массовая доля этого элемента больше.

Учащиеся по вариантам решают задачи на определение массовой доли азота в нитратах натрия и аммония (1балл). Вывод: нитрат аммония богаче азотом.

  1. Рефлексия.

«Жизнь ставит цели науке, наука освещает путь жизни»- этими словами Н.Михайловского начинаю последний этап урока. Учащиеся подводят итоги урока, отмечая, что некоторые соединения азота-соли- являются хорошими удобрениями. Предлагаю им приготовить 100г. 1%-ного раствора удобрения для подкормки комнатных растений. Сначала они решают задачу, затем готовят этот раствор и поливают растения в кабинете.

Каков результат внесения удобрения на поле, где выращивают картофель, пшеницу. Учащиеся рассматривают пищевую цепь и делают вывод, что проблема голода разрешима, если будут найдены пути связывания азота. Об этом и свойствах соединений азота речь пойдет на следующих уроках.

В заключении учащиеся составляют уравнения реакций (за каждое химическое уравнение 1 балл):

N2 + H2 =

N2 + Li =

NH3 + HCl =

Подсчитав общее количество баллов, они выставляют себе отметки:

10-12 баллов-«5»; 8-9 баллов- «4»; 6-7 баллов- «3». После этого выражают свое эмоциональное отношение к уроку: положительное, нейтральное или отрицательное.

Домашнее задание: написать эссе, миниатюру, сказку на тему «Как азот решит проблему голода?»



© 2010-2022