• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад на тему Формирование УУД на уроках химии для достижения метапредметного результата

Доклад на тему Формирование УУД на уроках химии для достижения метапредметного результата

О чем говорят учителя, когда встречаются в маршрутке, в магазине, на работе, курсах повышения квалификации и так далее? Лично я яслышу такое: -«Теперь по этим ФГОСам столько всего надо», «Как надоело», и тому подобное. Да, действительно, начинаешь читать стандарты и хочется бежать из системы образования. Но, большинство из нас здесь находятся по причине того, что бежать некуда.  А раз некуда-значит надо работать. 1.     Как составить технологическую карту урока? 2.     Как мотивировать детей на ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Методика преподавания химии в рамках ФГОС».


Здравствуйте уважаемые гости семинара. Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре.

Слайд 1.

Доклад на тему «Методика преподавания химии в рамках ФГОС».

Приветствие. О чем обычно говорят учителя? Итак, уважаемые гости, у меня вопрос к вам: Вы ознакомились с темой семинара. Скажите пожалуйста, что бы Вы хотели сегодня узнать, есть ли какие-то вопросы, по которым Вам интересно услышать мнение своих коллег?

О чем говорят учителя, когда встречаются в маршрутке, в магазине, на работе, курсах повышения квалификации и так далее? Лично я яслышу такое: -«Теперь по этим ФГОСам столько всего надо», «Как надоело», и тому подобное. Да, действительно, начинаешь читать стандарты и хочется бежать из системы образования. Но, большинство из нас здесь находятся по причине того, что бежать некуда. А раз некуда-значит надо работать.

Итак, сегодня мы не подводим итоги, не делаем окончательные выводы. Мы попытаемся показать как идет процесс работы по развитию УУД учащихся. Почему тема доклада «Развитие УУД на уроках химии»?

Слайд 2.

ФГОС-это школа умений, поэтому главная задача учителя-научить учиться. Отсюда одним из ключевых понятий ФГОС являются УУД (универсальные учебные действия). В основе ФГОС - личностно-ориентированный подход и системно-деятельностный. cleverrussia.com/fgos-znakomimsya/


. От современного учителя требуется мудрость!

Слайд 3. Тема Доклада «Развитие УУД на уроках химии для достижения метапредметного результата»

Слайд 4.

  • Приставка "мета ", синонимичная русским «за», «над» и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное». Поэтому

  • метазнания - это знания о знаниях, способах их получения;

  • метаспособы - универсальные способы решения познавательных задач;

  • метаумения - общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Слайд 5.

  • Ключевая особенность метапредметного результата заключается в том, что он нацелен на развитие способностей, в то время как результат традиционного обучения - это знания, умения и навыки.

Небольшое отступление. Мы часто обращаемся к притчам. Вы обращали внимание как идет обучение в притчах, начинающихся со слов « ученики спросили учителя…» Мудрый учитель не дает прямого ответа. Обычно создается ситуация самостоятельного поиска, в результате которого происходит не просто получение ответа на вопрос, но и какое-то просветление, открытие самого себя, своих способностей. Рискну предположить, что в древние времена мудрецы « работали по ФГОСу». Встает вопрос. От учителя требуется МУДРОСТЬ.

Слайд 6.

Мудрость - это не только разносторонние знания, но и знание как мастерски ими воспользоваться

- «способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт»[1]. Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт.

Что мы приобретаем с опытом работы? - Профессиональное чутье. По моему, это самое чутье и помогает нам не только выявлять основные моменты затруднения, но и прогнозировать дальнейшие действия, которые могут привести к разрешению каких-то проблемных ситуаций.

Прежде чем поднять вопросы , которые возникают при овладении навыками методики по развитию УУД небольшая справка:

Слайд 7

Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны закладываться (после введения ФГОС НОО во всех школах России) уже в начальной школе, на всех её уроках.

Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:

  • личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

  • регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

  • познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

  • коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Когда я стала на практике применять методы УУД передо мной встали вопросы:

Слайд 8.

  1. Как составить технологическую карту урока?

  2. Как мотивировать детей на каждом уроке?

  3. Как обыграть тему урока, чтобы создать проблемную ситуацию?

  4. В чем, кроме основных моментов заключается воспитательный момент урока?

  5. Как формировать коммуникативные способности учащихся?

  6. Как определить был ли достигнут метапредметный результат?

  7. Надо ли все уроки проводить именно по ФГОСу?

Если Вы можете добавить к этим вопросам свои, мы попробуем рассмотреть и их.

Слайд 9.

  1. Как составить технологическую карту урока?

Данная схема служит основным шаблоном.

Логика построения урока:

Мотивация→актуализация опорных знаний→восприятие, осмысление→проверка усвоения→закрепление→анализ, самоанализ.

  1. Мотивация на уроке. Согласитесь, если на столе учителя стоит лабораторное оборудование и включена презентация - это не мотивация, это здоровое любопытство. Я не ставлю целью придумывать интересные ходы для того, чтобы заинтересовать таких учащихся у которых

- несформированы учебные знаний;

-отсутствуют наработанные общеучебные умений и навыки за предыдущие годы обучения;

-отсутствует познавательный интереса.

Предмет «химия» вводится с 8 класса. Известно, что в 7-8 классах идет снижение учебной активности учащихся. Ну что делать с теми, кто не тянет на ученика, который может развить свои способности? Откуда их взять? Говорить можно об этом часами. А если ученик согласен внимательно слушать, удивляться, и, даже что -то по теории отвечает? А практическая часть не дается? Почему считается, что развивать можно любого. У кого это получалось? Если получалось, то как? Я нашла пока такое решение. Стараюсь мотивировать не столько к теме урока, сколько к надпредметному моменту. Учащиеся старших классов в состоянии осознать, что такое навыки получения знаний. Я часто ставлю вопрос: -Хотите стать успешными? (не кем, а какими!!!) Каждый найдет свою нишу в этой жизни, но в любом месте можно стать профессионалом. Я иногда в шутку говорю: -Даже, чтобы быть бездельником в жизни надо уметь думать. Чтобы позволить себе ничего не делать нужно найти подходящую «шею», которая вас будет везти и еще постараться на ней удержаться.

  1. Как обыграть тему урока, чтобы создать проблемную ситуацию?

Здесь я нашла для себя такую «ниточку». Вначале я ищу интересные факты по теме, которая будет на уроке. Дополнительный материал очень хорошо помогает разнообразить начало урока. Примеры:

  • Тема «Альдегиды». Посмотрев материалы по нахождению в природе и применению альдегидов я нашла информацию, что некоторые из них применяют при получении французских духов. Особенно Шанель № 5. И представьте, на слайде коллаж из картинок: духи, термос, серебро. Вопрос: Что общего между ними?

  • Тема «Оксиды»-на слайде изображены вода, драгоценные камни, песок и глина. Вопрос такой же.

  • Тема «Скорость химической реакции»-3 опыта: горение спички, получение сульфата бария и ржавление гвоздя. Когда дети определяют что это химичексие процессы, то видят что скорость их протекания различная.

  1. В чем, кроме основных моментов заключается воспитательный момент урока? Есть общие воспитательные цели а есть немало ситуаций на уроке, когда мы, может быть и не обращаем внимание. Пример. У доски стоит ученик и отвечает или записывает что-то. В это время некоторые ребята начинают говорить: - «У него неверно, можно я?» Или, над теми, кто, вроде и говорит на русском, но не имеет необходимый словарный запас, также посмеиваются. Как видите поле деятельности для воспитания предоставляют сами дети.

  2. Как формировать коммуникационные способности учащихся? Здесь я предлагаю игру «Пройди собеседование» или «Убеди меня, что ты в этом разбираешься». Те, кто отвечает, должны постараться так преподнести материал, как если бы они устраивались бы на работу, а представление данной темы и есть предмет собеседования. Те, кто слушают должны формулировать вопросы, представляя себя работодателями. А вообще я часто повторяю такие фразы: «Вы создаете себе историю. Такие качества человека, как ответственность, исполнительность, надежность, выдержка, внимательность-позволяют считать вас перспективными.

  3. Как определить был ли достигнут метапредметный результат?

Здесь я использую задания на метапредметное развитие.

Мы употребляем газированную воду, которая является угольной кислотой. Вопрос, где можно в природе обнаружить угольную кислоту?

Некоторые металлы отвечают за усвоение других металлов в организме. У человека низкий гемоглобин. Назначенное лечение не помогло. Уровень железа не повышается. В чем может быть дело? (не хватка меди, т. К. медь отвечает за усвоение железа)

7.Надо ли все уроки проводить именно по ФГОСу? По опыту работы я пришла к выводу, что есть такие темы, которые требуют определенных алгоритмическиз знаний (решение задач, уравнений). Думаю, что 15 минутное объяснение с возможностью хорошего закрепления принесут больше пользы, чем весь урок пытаться подталкивать учащихся на самостоятельное изучение. А дети быстро приспасабливаются к смене методики. Скажу правду, на самом деле трудно учителю создавать такие условия - дети лучше адаптируются к новому, чем мы.

В завершении хочу сказать, профессионализм учителя заключается еще в том, чтобы представлять материалы так, чтобы ученик думал, что он сам до этого дошел. Очень важно создавать ситуацию успеха.

На самом деле это все большой труд. Но для того, чтобы иметь собственное (не чужое) мнение о чем то, надо это не сделать 1 раз, а выработать систему.

Если посеять 10 семян, то вырастают не все. Мы забываем о тех, которые не проросли и наблюдаем тех, кого видим. А что же с непророщенными? Они тоже вкладывают свою лепту-собой кормят «счастливчиков». Так и мы, видим удачливых, образованных, и не задумываемся о существовании тех, кто выращивает хлеб, строит дома, отвозит нас на работу. Да, те самые необразованные люди, которые создают нам - образованным комфорт. Покупая буханку хлеба, садясь в транспорт, проходя по чистому коридору мы их не замечаем.

Все хотят поступать в ВУЗ. Не надо отговаривать. Но, если не поступит, пусть останется в памяти то, что в любом другом месте каждый может себя проявить как профессионал.


© 2010-2022