Элективный курс «Химия вокруг нас»

"Выдержка из материала:  В основу данного курса положен ряд общих принципов: -межпредметная интеграция; -преемственность; -экологический подход при рассмотрении явлений и процессов; -практическая значимость изучаемого материала; -активизация познавательной деятельности с целью вовлечения большего числа учащихся к участию в олимпиадах, создании научных проектов и сознательному выбору профессии. Программа данного курса предусматривает единство теории и практики. Большинство практических работ н...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС».

Полулях Н.Е., учитель химии

СОШ №32 г. Уральск.

Курс по выбору «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 - го или 10 - го класса школы. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, умения правильно обращаться с химическими препаратами в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

В основу данного курса положен ряд общих принципов:

-межпредметная интеграция;

-преемственность;

-экологический подход при рассмотрении явлений и процессов;

-практическая значимость изучаемого материала;

-активизация познавательной деятельности с целью вовлечения большего числа учащихся к участию в олимпиадах, создании научных проектов и сознательному выбору профессии.

Программа данного курса предусматривает единство теории и практики.

Большинство практических работ носит исследовательский характер.

Цели: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни.

Задачи: - предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни;

- совершенствовать экспериментальные умения;

- развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания. Курс рассчитан на 34часа. Проведение занятий может быть традиционным 1час в неделю, приемлемы и другие варианты. Программа курса «Химия вокруг нас».

Тема

Форма организации

Кол-во часов

Тема №1 Роль химии в жизни человека.

6

1

Общее представление об аналитической химии как о науке. Область и сфера её применения. Значение в народном хозяйстве и практической деятельности человека. Качественный и количественный анализ в аналитической химии.

Лекция

2

Распознавание веществ. Определение катионов.

Практикум

3

Определение анионов.

Практикум

4

Растворы, концентрация растворов и способы её выражения.

Лекция

5

Приготовление растворов различных видов концентрации.

Практикум

6

Титрование и его виды.

Лекция

Вещества в моем доме

Тема №2 Введение.

2

1(7)

Понятие о ядохимикатах, их использование.

Соблюдение правил охраны здоровья людей и окружающей среды.

Лекция

2(8)

Отравление бытовыми ядохимикатами (раствор аммиака, бытовой и угарный газы, инсектициды, растворители, лаки, краски и т. п.). Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и химических ожогах.

Лекция

Тема №3 Химчистка на дому

4

1(9)

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители.

Лекция

2(10)

Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей, соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Практикум

3(11)

Виды тканей. Средства для чистки верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.

Лекция

4(12)

Очистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.

Практикум

Тема №4 Химия в ванной

7

1(13)

Мыло. Синтетические моющие средства. Подбор СМС по виду загрязнения и типу ткани.

Лекция

2(14)

Получение мыла. Сравнение моющих способностей мыла и СМС. Определение РН среды. СМС для стирки различных видов тканей

Практикум

3(15)

Средства гигиены: зубные пасты, шампуни, дезодоранты, духи, декоративная косметика.

Лекция

4(16)

Жесткость воды и способы её устранения.

Средства для смягчения воды и удаления накипи.

Лекция

5(17)

Количественное определение жесткости воды методом комплексометрического титрования трилоном Б

Практикум

6(18)

Способы умягчения воды и удаления накипи с эмалированной посуды.

Практикум.

7(19)

Состав ржавчины и способы её удаления с различных изделий.

Практикум

Тема №5 «Больничка» на дому. Вещества в аптечке.

7

1(20)

Йодная настойка. Йод в природе. Биологическая и физиологическая роль йода, применение.

Лекция

2(21)

Свойства йода, обнаружение крахмала с помощью йода, способы удаления йодных пятен, определение содержания йода в продуктах питания.

Практикум

3(22)

Питьевая сода. Состав и свойства питьевой соды и применение.

Лекция

4(23)

Гашение кислот питьевой содой, приготовление напитка «Лимонад», теста с использованием соды, PH среды.

Практикум

5(24)

Нашатырный спирт. Состав и свойства, применение. Свойства аммиака и его водного раствора (обнаружение аммиака, растворимость аммиака в воде, взаимодействие аммиака с кислотами, определение РН - среды раствора аммиака, взаимодействие с кислотами).

Семинар-практикум

6(25)

Ацетилсалициловая кислота (аспирин). Гидролиз ацетилсалициловой кислоты. Определение правильности хранения (по чистоте)

Семинар-практикум

7(26)

Активированный уголь. Состав, свойства и применение. Адсорбция, адсорбционные свойства активированного угля.

Семинар-практикум

Тема №6 Химия на кухне

8

1(27)

Изучение состава и загрязнённости воздух. Поглощение углекислого газа растениями и выделение кислорода ими при фотосинтезе.

Семинар-практикум

2(28)

Вода - источник жизни. Её роль в химических процессах.

Определение качества питьевой воды

Семинар-практикум

3(29)

Вещества в кухонном столе (поваренная соль, уксусная кислота, сахароза, жиры и т.д.)

Лекция

4(30)

Определение загрязненности поваренной соли, жира в семенах масличных культур, нитратов в овощах.

Практикум

5(31)

Составные части пищи. Химизм процесса варки.

Лекция

6(32)

Анализ продуктов питания (хлеба, молока, шоколада, чипсов, напитков).

Практикум

7(33)

Пищевые добавки. Определение качества продукции.

Семинар-практикум

8(32)

Защита проектов

Практическая работа « Определение качества продукции»

Цель: формирование у учащихся элементарных навыков определения качества продуктов питания по символам на упаковке, штрих коду.

Задачи: провести расшифровку кодов пищевых добавок с предложенных этикеток пищевых продуктов и сделать вывод о целесообразности применения данного продукта, учитывая влияние добавок на организм.

Учащиеся должны знать: перечень наиболее опасных пищевых добавок и влияние, которое они оказывают на организм человека.

Учащиеся должны уметь: проводить определение качества продуктов питания по символам и штрих - коду на упаковке.

Оборудование: плитки шоколада нескольких производителей, разные сорта печенья в упаковках, майонез нескольких видов и т.д.

Памятка потребителю.

Покупая импортную продукцию, прежде всего, внимательно изучите символы, нанесенные на упаковку. На продуктах ставится специальная маркировка, которая указывает на то, что товар произведен с использованием опасных для здоровья консервантов. Это буква «Е» и трехзначное число.

Ниже приводится таблица вышеупомянутых индексов. Если на этикетке вы найдете эти цифры, не вошедшие в таблицу, значит, что все в порядке - товар безупречен. Если же компоненты на упаковке не указанны вообще, значит, товар произведен в стране, где на них не обращают внимания.

Тест на содержание антиокислителей типа бутилокситолуол: возьмите печенье с гарантийным сроком хранения до 2-х лет и подержите его над огнем, если оно горит синем пламенем загрязняющее вещество есть, если оно обугливается - нет.

Код пищевой добавки (Е)

Назначение

100-182

Красители (усиливают или восстанавливают цвет продукта)

200-299

Консерванты (повышают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов. Химически стерилизующие добавки при созревании вин)

300-399

Антиокислители(защищают от окисления, например от прогоркания жиров и изменение цвета)

400-499

Стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию), загустители (повышают вязкость)

500-599

Эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например воды и масла)

600-699

Усилители вкуса и аромата

900-999

Пеногасители( предупреждают или снижают образование пены)

Код пищевой добавки (Е)

Физиологические действия

103,105,111,121(краситель цитрусовый красный 2), 123 (красный амарант), 125, 126, 130, 152, 240 (консервант, формальдегид)

Запрещенные добавки

102, 110, 120, 124, 127

Опасные добавки

103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211(бензоат натрия), 213-217, 240, 330 (лимонная кислота) 447

Вызывают злокачественные опухоли

221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466

Вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта

230, 231, 232, 239, 311-331

Аллергены

171-173, 320-322

Вызывают болезни печени и почек

230-232

Вредные для кожи

338-341, 407, 450, 461-466

Вызывают расстройство желудка

320, 321

Повышают содержание холестерина

Как расшифровать штрих-код

Разделы штрих-кода: код страны, код изготовителя, наименование товара, потребительские свойства, размер, масса, ингредиенты, цвет, контрольная цифра.

  • -знак товара, изготовленного по лицензии

Коды некоторых стран:

00-09 - США, Канада; 30-37 - Франция; 40-44 - Германия; 460-461 - Россия, СЕН; 471-Тайвань; 49-Япония; 50- Англия; 52- Греция; 54-Бельгия ; 56- Португалия; 57- Дания; 590- Польша; 599,64 - Финляндия; 690 - Китай; 70 - Норвегия; 72 - Израиль; 73 - Швеция; 789-Бразилия; 80-83- Италия; 84-Испания; 86-Югославия; 869-Турция; 90-91 - Австрия.

Штрих-код должен быть подлинным, и Вы можете самостоятельно проверить его подлинность. Для этого надо следовать следующим правилам:

  1. Сложить все цифры, стоящие на четных местах (без контрольной цифры);

  2. Полученную сумму умножить на 3. Результат - назовем его Х- запомнить;

  3. Сложить все цифры, стоящие на не нечетных местах;

  4. Прибавить к этой сумме число Х;

  5. От полученной суммы - назовем ее YZ - оставим только Z;

  6. Выполним простое арифметическое действие: 10 - Z;

  7. Если результат соответствует контрольной цифре в штрих - коде - значит, перед вами не подделка.

ПРИМЕР: Проверим штрих - код кофе «Якобс»: 4000508082504(контрольная

цифра- 4)

0+0+0+0+2+0=2

2*3=6

4+0+5+8+8+5=30

30+6=36 оставляем 6

10-6=4 - Результат соответствует контрольной цифре.

Литература:

1. Концепция профильного образования РК

2. Журнал «Химия в школе» №5, 2005; №5 2007.

3. Нуртаева Г.К., Сарманова К.А. «Практическая химия» Алматы 2007

4. Руководство по работе с набором «Юный химик» Рига 1969

5. А.М.Юдин, В.Н. Сучков, Ю.А. Коростелин «Химия для вас», Москва,

«Химия», 1985.



© 2010-2022