- Преподавателю
- Химия
- Физико-химическое кафе Тепловые явления и строение вещества
Физико-химическое кафе Тепловые явления и строение вещества
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Т.А. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по теме «Тепловые явления и строение вещества»
8 класс
Урок проводится в форме дидактической игры «Физико-химическое кафе»
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний учащихся по физике и химии на тему «Тепловые явления и строение вещества».
Задачи урока:
-
Образовательные: проверить уровень усвоения основных понятий, формул по теме; умения и навыки применения на практике; уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в разных ситуациях.
-
Развивающие: развитие умственной, познавательной и творческой деятельности учащихся; развитие культуры умственного труда.
-
Воспитательные: воспитание самодисциплины, взаимопонимания, устойчивого отношения к учебной деятельности и развитие интереса к предметам естественных наук.
Оформление кабинета
Кабинет оформляется в стиле кафе со столиками, меню с названием блюд, набор карточек с заданиями, часы, таблица для расчета результатов по конкурсам.
Технология игры
За неделю до проведения урока класс делится на 4 команды, и оглашаются правила игры. Для жюри приглашаются ученики-отличники, администрация школы.
В роли официантов выступают обучающиеся 10-11 классов. За каждый столик закрепляется официант, в обязанности которого входит раздача меню, принятие от команды заказа в соответствии с которым раздаются карточки с заданиями, передача выполненного задания жюри для проверки и подведения итогов.
В роли администраторов кафе выступает учителя физики и химии, которые напоминают правила игры учащимся, следят за регламентом времени, объявляют итоги. Проводят рефлексию.
Правила игры
-
Каждая команда должна выбрать по одному первому, второму и третьему блюду.
-
На решение каждого блюда отводится определенное время 5-7 минут.
-
Выбрать следующее блюдо можно после того, как съешь предыдущее.
-
Съеденное блюдо (выполненное задание) отдает команда официанту, который передает его в жюри.
-
Жюри проверяет задание и выставляет баллы в табло.
План проведения урока
-
Организационный момент
Представление жюри
Знакомство с правилами игры
Знакомство с меню
-
Прохождение игры согласно выбранному меню
-
Рефлексия
-
Подведение итогов
Ход урока
-
До звонка на урок учащиеся заходят в класс и садятся за столики своими командами.
Учителя приветствуют ребят, представляет членов жюри, официантов и говорит:
Пусть кипит работа,
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
А ваши знания!
Учитель предлагает командам познакомиться с меню, которое лежит на каждом столике. (Приложение 1)
-
Официанты подходят к своим столикам и принимают заказ от команд и приносят им соответствующую карточку с заданием (приложение 2). После выбора всеми командами салатов начинается отсчет времени на выполнение первого задания. По окончанию времени официанты собирают «съеденные блюда» и передают на проверку в жюри. Игра продолжается, пока команды не съедят все блюда.
-
Жюри подводит итоги игры, и учителя объявляют результаты. Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты:
С каким настроением вы пришли на урок?
С каким настроением вы уходите с урока?
Понравился ли вам урок?
Что запомнилось больше всего?
Нужно ли такие уроки проводить?
МЕНЮ
САЛАТЫ:
-
Теплая закуска с начинкой
-
Энергетический салат
ПЕРВЫЕ БЛЮДА:
-
Молекулярный суп
-
Суп харчо
-
Сказочный суп
ВТОРЫЕ БЛЮДА:
-
Физическое пюре
-
Картофель ПРИ
-
Сложный гарнир
НАПИТКИ:
-
Физико-химический коктейль
САЛАТЫ:
-
Теплая закуска с начинкой - это карточки с расчетными задачами (базовый уровень ) по теме «Тепловые явление и строение вещества».
Наименьшая частица вещества, которая сохраняет химические свойства - это……………
Наименьшая частица вещества, не делящаяся при химических реакциях - это……..
Беспорядочное и хаотичное движение молекул называют …………..
Явление самопроизвольного взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого - это………….
Реакции, сопровождающиеся выделением теплоты, называются …….
Количество теплоты, поглощающейся или выделяющейся в процессе химической реакции, называется……
Уравнение реакции, в котором указан тепловой эффект, называется……….
-
Энергетический салат
-
А
Б
В
1
ρ
=
V
2
h
P
F
3
g
S
÷
-
Б2Б1А1А3А2
-
Б2Б1В2В3Б3
-
В2Б1А1А3В1
ПЕРВЫЕ БЛЮДА:
-
Молекулярный суп.
Обучающимся предлагается качественные вопросы и задачи:
-
Стальную деталь поместили в печь. Как изменится скорость движения молекул детали?
-
Можно ли заменить в опыте Торричелли заменить ртуть водой? Какой длины трубку нужно было бы взять в этом случае?
-
Можно ли в оловянной ложке расплавить свинец?
-
Почему для разжигания костра применяют небольшие веточки и щепки?
-
Какова роль воды при тушении пожара?
-
Почему плавая на спине, легче держаться на воде?
-
Почему спасательные пояса часто делают из пробки?
-
Суп харчо.
Учащиеся должны закончить определения:
-
Смачивание - это…
-
Капиллярное явление - это…
-
Дайте формулировку закону Паскаля.
-
Эндотермические реакции - это…
-
Как обозначается тепловой эффект в уравнении экзотермической реакции?
-
Кристаллизацией называется процесс…
-
Кристаллическая решетка - это….
-
Аморфное твердое тело - это…
-
Сказочный суп.
Учащимся предлагается ответить на вопросы к отрывкам сказок:
-
Из русской сказки «Байка про тетерева»
Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить…»Эх,- подумал он, - куда ни шло!» и бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего! Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел, куда надо было….
Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?
-
Из русской сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Вслед за ним и лиса явилась, ходит около волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!». Хвост и замерз.
Почему хвост не замерз? Какие виды теплопередачи имел место?
-
Из русской сказки «Два Ивана - солдатских сына»
Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змеем - Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!....
Как поступить Ивану - солдатскому сыну, чтобы удержать саблю в руках?
-
Из финской сказки «Ольховая чурка, или Синий крест»
Никак не хотели хозяева дочь замуж отдавать пришедшему гостю. Разные отговорки придумывали. Вот и говорят: «Не отдадим дочку, пока воды решетом не наносите». Соседи шепчутся: «Да разве ж вода в решете удержится!» Но жених с товарищами согласились: «Давайте решето, наносим!»
Как удалось жениху наносить воду?
-
Из китайской сказки «Как пытали каменную плиту»
У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для разоблачения вора судья Бао-Гун приказал срочно притащить большой чан с водой. И каждому присутствующему велел монету в чан бросить. Сам стоит рядом и смотрит…
Что придумал судья для разоблачения вора?
-
Из кхмерской сказки «Сироты»
Старшему брату захотелось пить, и он говорит младшему: «Брат, мне пить хочется». А младший отвечает: «Вспомни, что делал отец, когда он хотел пить…»
Что делал отец братьев, чтобы напиться?
ВТОРЫЕ БЛЮДА:
-
Физическое пюре
Что будет наблюдаться, если в банку с воздухом поместить горящую свечу и закрыть пробкой?(Погаснет) Какое условие, необходимое для взаимодействия веществ, будет нарушено?(Отсутствует доступ кислорода)
Какие условия нужны для горения? Какая реакция называется реакцией окисления? (свободный кислород. Реакция взаимодействия с кислородом)
Что получается при горении сложных веществ? (Получается столько оксидов, сколько элементов входит в состав сложных веществ)
На чем основано плавание судов? (за счет выталкивающей силы)
От каких величин зависит выталкивающая сила? (плотность, ускорение свободного падения и объем)
-
Картофель ПРИ
Расшифровать физические термины, и найти великих ученых на раздаточном материале.
-
Сложный гарнир
Учащимся предлагается назвать 10 способ применения мензурки, штатива, калориметра.
НАПИТКИ:
-
Физический коктейль.
Командам предлагается текст с ошибками, они должны их найти и объяснить.
«Проснувшись утром, Петя вспомнил, что договорился с Колей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. С пятого этажа ему хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег уже весь стаял, и только на крышах домов еще лежал мохнатыми шапками. Петя пошел в ванную и принял душ, не вытираясь он глубоко вздохнул - по всему телу разлилсь тепло. Покушав, он выбежал на улицу. Коля был уже там. «Вот погодка сегодня! - вместо приветствия восхищенно произнес он. Солнце-то какое, а температура с утра - 2 градуса». «Нет, - 4», - возразил Петя. Они заспорили, потом Коля сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя нет, в укромном месте, поэтому и показывает больше». (все наоборот, на ветру -4, в укромном месте -2)
1
АБВГ
2
ДЕЁЖ
3
ЗИЙК
4
ЛМН
5
ОПР
6
СТУ
7
ФХЦ
8
ЧШЩ
9
ЪЫЬ
0
ЭЮЯ
РАЗГАДАЙТЕ ЗАШИФРОВАННЫЕ ТЕРМИНЫ
-
23776330
-
45423641
-
164567251
-
21142432
-
6418311432
-
1654
А
Б
А
Р
М
Е
Н
Д
Е
Л
Е
Е
В
Ь
Л
Б
Ц
У
К
А
Я
Ы
Ч
В
С
А
М
П
И
Р
Т
О
Ц
Ы
К
В
А
П
В
Ф
Ы
В
А
П
Р
О
Л
Л
К
Т
Й
У
К
Е
Н
Г
Ш
Щ
З
Х
Ъ
Ф
Ы
О
К
О
Я
Ч
С
М
И
Т
Ь
Б
Ю
Й
Ц
У
К
М
Б
Р
О
У
Н
Ы
В
А
Н
Ь
Ю
Т
О
Н
О
П
Р
У
К
Е
Н
Г
Ш
Щ
З
Х
Ъ
Ф
Ы
В
Н
И
И
Й
Ц
У
К
П
Е
Г
Ш
Щ
З
Х
Ъ
Э
О
Р
Ч
Я
Ч
С
М
А
И
Т
Ь
Б
Ю
Э
Ж
Д
С
Т
Е
Ф
Ы
В
А
С
П
Р
О
Л
Д
Ж
Э
Х
О
О
Л
У
К
Е
Н
К
Г
Ш
Щ
З
Х
Д
Л
Ц
В
Ь
Л
В
А
П
Р
А
О
Д
Ж
Э
Ш
Г
Н
Е
К
Л
И
Ч
С
М
И
Л
И
Т
Ь
Б
Ю
Ж
Д
О
Р
Й
Ц
У
К
Е
Н
Ь
Ш
Щ
О
Р
П
А
В
В
И
С
А
М
П
И
Р
Т
О
Ь
Р
Х
И
М
Е
Д
ЙНАЙДИТЕ ФАМИЛИИ 7 ВЕЛИКИХ УЧЕНЫХ